• Преподавателю
  • Музыка
  • Музыкальный слух и его роль в исполнительском процессе при обучении игры на духовых инструментах

Музыкальный слух и его роль в исполнительском процессе при обучении игры на духовых инструментах

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Музыкальный слух и его роль

в исполнительском процессе

при обучении игры на духовых инструментах




Разработка

Пироговой И.Ф.

преподавателя музыки

МБОУ "СОШ №12"


Астрахань,2015г.

Музыкальный слух и его роль в исполнительском процессе при обучении игры на духовых инструментах.

1.Музыкальный слух.

Что же представляет собой музыкальный слух и каковы его особенности?

Человек с музыкально развитым слухом обладает специфической способностью воспринимать, запоминать, представлять и сознательно воспроизводить звук. Чем ярче эти способности, тем выше качество музыкального слуха. В практике слух принято подразделять на два вида: относительный и абсолютный, причем первый у музыкантов встречается гораздо чаще, чем второй. Относительный слух помогает музыкантам определять данные звуки только после предварительного сопоставления их с уже знакомыми. Абсолютный же слух дает возможность узнавать высоту звука сразу. Сравнивая эти два вида музыкально-слуховых способностей, мы должны прийти к заключению, что обладание абсолютным слухом дает музыканту известные преимущества. Основное преимущество состоит в том, что музыкант с абсолютным слухом представляет высоту звука еще до начала его реального звучания. Это дает ему возможность подготовить свой исполнительский аппарат к извлечению требуемого звука.

Отсутствие музыкального слуха у играющих на духовых инструментах не является препятствием для овладения исполнительским мастерством, так как для игры на указанных инструментах вполне достаточно иметь хороший относительный слух, который способен развиваться и вне которых случаях приобретать черты абсолютного. Некоторые исполнители на духо- вых инструментах, обладающие прекрасным слухом, способна очень тонко чувствовать тембровую окраску звуков своего инструмента. Вследствие этого они могут определять абсолютную высоту звуков, взятых на данном инструменте или только держа его в руках, но не играя на нем. Эта способность приближает относительный слух таких музыкантов к абсолютному.

2.Контролирующие функции слуха в процессе музыкального исполнения.

В работе исполнительского аппарата играющего на духовом инструменте ( т.е.его губ, дыхания, языка и пальцев) первостепенная роль принадлежит слуху.

Рассмотрим, как это происходит практически.

Для примера возьмем наиболее яркую взаимосвязь: между слухом, работой губ и дыханием, от взаимодействия которых зависит качество звука , его интонация, громкость, тембр и вибрация.

Известно, что духовые инструменты в силу своих конструктивных особенностей имеют недостаточно точную настройку отдельных звуков, что затрудняет достижение чистоты интонирования при игре.

Для преодоления этих трудностей необходимо правильное взаимодействие между слухом, губами и дыханием играющего. Допустим, данный звук имеет ясно выраженную тенденцию к понижению. Что же делает играющий, чтоб устранить этот недостаток? Как только его слух установит фальш, слуховые ощущения моментально передаются в корковые центры мозга, преобразуются в волевые импульсы, которые регулируют степень напряжения губ и дыхания. Напряжение губ слегка возрастает, в соответствии с этим повысится интенсивность выдоха, и интонации звука будет придана необходимая точность. Если же звуку будет присуща повышенная интонация, то при исправлении этого дефекта действия губ и дыхания будут противоположного порядка. В данном случае музыкант должен несколько ослабить напряжение губ и дыхания, степень изменения которого опять-таки будет регулироваться слуховым контролем.

Взаимодействие слуха, дыхания и губ оказывает влияние и на динамическую сторону звучания. Любое изменение силы звука обеспечивается различной силой выдоха и соответствующими изменениями в работе губ. При этом усиление звука достигается более интенсивным выдохом и напряжением губ, а ослабление силы звука, соответственно менее интенсивным. Степень же усиления или ослабления силы звука, как и её другие изменения, регулируется слухом. Именно музыкально-слуховые ощущения и представления играющего помогают ему определить, какой должна быть градация силы звука в каждый данный момент игры.

Наконец, взаимосвязь между слухом, дыханием и губами легко проследить в таком качественно звуковом явлении, которое носит название вибрации звуков. К сожалению, сущность вибрации на духовых инструментах ещё полностью не исследована. Именно поэтому в практике исполнителей на духовых инструментах существуют самые разнообразные объяснения и происхождения.

Одни музыканты считают. Что вибрацию создаёт нажим пальцев на инструмент; другие видят причину вибрации в колебании губ; третьи---в колебании нижней челюсти и подбородка; четвертые--- в колебании мышц живота и т.д.

Для уяснения существа вибрации необходимо обратиться к принципу образования этого процесса на смычковых инструментах. Как известно, вибрация, или вибрато ,при игре на этих инструментах выражается в периодическом изменении звука по высоте. Равномерным покачиванием пальцев, прижимающих струны, исполнитель то увеличивает , то уменьшает колеблющиеся отрезки звука, периодически вызывая изменения частоты их колебаний. В этом--- суть вибрато у смычковых инструментов. А в чем заключается «секрет» вибрации на духовых инструментах? Поскольку вибрирующий звук на смычковых и духовых инструментах обладает одними и теми же общими свойствами ( он является более «певучим», выразительным и эмоциональным), существуют, очевидно, в том и в другом случае общие принципы. Так же как и у смычковых инструментов, вибрато у духовых обусловлено периодическими изменениями звуков высотности, что не может происходить без взаимного участия выдыхаемой струи воздуха, с одной стороны, и самих губ или язычков, с другой. Поэтому можно предположить, что вибрация на духовых инструментах представляет собой пульсацию возбудителя звука и выдыхаемой струи воздуха. Во всяком случае, взаимосвязь между колебаниями губ и дыхания при вибрации совершенно очевидна.

Качество вибрации на духовых инструментах определяется и регулируется опять слуховыми впечатлениями. Если вибрирующие колебания будут слишком частыми, то звук получит неприятный для слуха «дребезжащий» или «блеющий» оттенок. Если же вибрация будет слишком медленной (крупной), то она предаст звуку неустойчивость и качание, что также плохо отразится на его качестве. Поэтому лучший эффект дает умеренная, наиболее естественная и умело применяемая вибрация. Подобная вибрация в значительной степени украшает звук, делает его «живым», выразительным и приятным. Характер вибрации и ее применение зависят от конкретного содержания музыки. Как правило, играющие на духовых инструментах широко пользуются вибрацией при исполнении сольных, кантиленных мелодий и совершенно не применяют вибрацию в аккордах.

И так, мы разобрали одну из форм взаимосвязи между отдельными элементами исполнительского аппарата, а именно: слух, губы, дыхание.

Рассмотрим теперь , в какой форме выражается взаимосвязь между слухом и действиями других компонентов исполнительского аппарата, в частности, работой языка и пальцев.

Связь между слуховыми ощущениями и действиями языка легко определить в момент атаки звука. Точность и четкость начала звукоизвлечения, степень твердости или мягкости атаки, выразительность того или иного приема звукоизвлечения ---все это проверяется слухом.

Точно также наши слуховые ощущения контролируют и направляют работу пальцев. Степень точности и согласованности их движений, как между собой, так и с языком мы не можем проверить без помощи слуха.

«Комкание» пассажей, неритмичность исполнения, замедленность движения в технически сложных местах, т.е. все то, что непосредственно связано с работой пальцев, мы можем определить и внести соответствующие коррективы лишь только на слух.

Таким образом, непрерывный и тщательный слуховой контроль помогает музыканту координировать и направлять работу своего исполнительского аппарата, доводя качество исполнения до высокой степени совершенства.

3.Развитие слуха.

Способы развития слуха у исполнителей на духовых инструментах не являются каким-либо исключением из общепринятых норм музыкальной практики. Поэтому такие формы тренировки слуха, как сольфеджирование, определение на слух различных аккордов и запись диктантов, чрезвычайно полезны и для исполнителей на духовых инструментах, главным для которых являются систематические занятия на инструменте.

Решающие значение для развития слуха имеет стремление музыканта постоянно вслушиваться в свою игру, тщательно контролировать слухом каждый извлекаемый им звук.

В целях больше эффективности тренировки слуха с помощью инструмента рекомендуется соблюдать следующую последовательность, предложенную проф.Н.И.Платоновым. Вначале необходимо научиться внимательно слушать тембр и характер различных звуков своего инструмента. Затем музыкант может упражняться в определении высоты и тембра звуков инструмента, когда играет другой исполнитель.

Следующей ступенью может быть представление высоты различных звуков своего инструмента ,когда он держит его в руках, не играя.

Последней и наиболее сложной ступенью в развитии слуха является приобретение навыка представления высоты и тембра различных звуков и инструмента, не обращаясь к нему непосредственно.

Кроме развития навыков слухового контроля с помощью своего инструмента, чрезвычайно полезно также упражняться в запоминании и определении высоты звуков, воспроизведенных на других музыкальных инструментах.

Особенно важно для музыканта хорошо развит внутренний слух, лежащий в основе музыкальных представлений. Благодаря систематической тренировке слуха, играющий должен научиться внутренне представлять каждый звук, без чего немыслимо квалифицированное исполнение.



© 2010-2022