«ИННОВАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ»

В статье раскрываются особенности инновационных процессов в области музыкального образования в средней школе. Предмет статьи – развитие музыкального интереса подростков в условиях современной школы. Я работаю над проблемой социализации подростков с помощью современной и классической музыки. Музыка является важной частью жизни молодых людей. Современная музыка без сомнения более популярна, чем классическая. Моя цель, чтобы подростки поняли, что вся современная музыка произросла из классических об...  Мое кредо – каждый ребенок талантлив. Я стараюсь развить детские таланты с помощью музыки. Учу детей отличать истинное искусство от подделки. Предмет моего исследования процесс формирования музыкального интереса подростков с помощью современной музыки. Я думаю, что процесс знакомства подростков с хорошей современной музыкой поможет сформировать их интерес к другим, более сложным видам музыкальных направлений. Я использую принцип: от простого к сложному.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТАТЬЯ: «ИННОВАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ»

Говоря об инновационных процессах в области музыкального образования обратим внимание на то, что музыка - это всегда творчество, это всегда открытие, рождение нового. Именно на уроках музыки возможно создание наиболее благоприятной обстановки для всестороннего развития ребенка, раскрытия потенциала его творческих способностей и перспектив направления его будущей деятельности.

Важным направлением в творчестве педагога-музыканта является расширение границ «понимаемой» учеником красоты и гармонии мира, отраженной в музыкальных созвучиях.

Красота - это высшая эстетическая оценка явлений окружающей человека действительности, самого человека или созданного им произведения искусства. По определению В. И. Даля, «соединение истины и добра рождает премудрость, в образ красоты»[2,186]. Можно также сказать, что красотой мы называем одушевленную гармонию, наполненную чувством и смыслом. Русский философ В. С. Соловьев полемизируя со знаменитым изречением Ф. М. Достоевского: «Красота спасет мир», писал: «Страшно, кажется возлагать на красоту спасение мира, когда приходится спасать саму красоту от художественных и критических опытов, старающихся заменить идеально-прекрасное реально-безобразным»[4.35].

Сейчас, когда в стране процветает коммерческая шоу-культура, чему способствуют в первую очередь СМИ, мы, учителя музыки, берем на себя обязанности создания на уроках некоего реабилитационного центра для детей. Другими словами, пытаемся спасти ребенка от влияния «реально-безобразного» и приобщить к «идеально-прекрасному».

Поэтому, сегодня чрезвычайно актуально воспитать в современном школьнике потребность общения с искусством, помочь ему научиться ориентироваться как в музыкальном, так и в жизненном информационном пространстве в целом.

Основной целью современного музыкального образования в школе является становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны со значительным обновлением содержания образования, с качественной реализацией государственного стандарта общего образования, с созданием условий для самореализации и самоопределения личности учащегося. Тенденции обновления в педагогической науке отразились и на музыкальном образовании детей.

Без сомнения, обновления в музыкальном мире происходят за счет появления новых музыкальных направлений, стилей, нового музыкального языка. Знакомство с новейшими достижениями музыкальной педагогики, с современными программами приводят к осознанию того, что обновление содержания музыкального образования связано не только с обогащением репертуара, а, прежде всего, с кардинальным пересмотром стратегии и тактики преподавания предмета.

«Инновационные процессы являются основным механизмом развития гуманистической педагогики в целом»[1,11]. Гуманитаризация образования предполагает подготовку учащихся к активной жизни в обществе социальных перемен. Уроки музыки в школе помогают подростку не только перенять культурный опыт предшествующих поколений, но и оценить настоящее, прогнозировать будущее.

Музыкальное воспитание играет важную роль в жизни каждого человека. Музыка сквозь призму художественного образа, творчества и вдохновения формирует особое видение мира. Она развивает у детей нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формирует независимую жизненную позицию. Этот вид искусства обладает невероятной силой воздействия: музыка пробуждает человеческие чувства, «…высекает огонь из души человеческой», создает образы для подражания.

Основные направления инновационного развития в области школьного музыкального образования.

Знакомство учителей музыки с инновационным музыкально-педагогическим опытом, системами и технологиями преподавания предмета в школе предполагает знание основных направлений и перспектив развития образования и педагогической науки. Это школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности, умение пользоваться современными научно обоснованными приемами, методами и средствами обучения музыке, в том числе техническими, информационными и компьютерными технологиями.

Учителю музыки необходимо постоянно расширять теоретические и методические представления о способах осуществления музыкально-педагогической деятельности с учетом инноваций в сфере общего музыкального образования. Без этого невозможно становление индивидуального стиля музыкально-педагогической деятельности педагога.

Важным основанием для постижения новшеств современной музыкально-образовательной теории и практики является методика музыкального образования. Не менее значимы специальные музыкальные знания - владение голосом, инструментом, дирижерские и концертмейстерские навыки, а также развитость музыкального мышления и музыкального слуха. Знания и умения, преподавателя должны применяться на практике в работе с учащимися общеобразовательной школы. Поэтому педагогу необходимо не только следить за новинками в музыкальной педагогике, а еще постоянно поддерживать и развивать свои специальные профессиональные навыки - беречь голос и совершенствовать свое концертмейстерское мастерство. Он доложен уметь не только рассказать о музыке, но и «показать» ее.

Инновации музыкального образования в школе вырастают из актуальности задач:

  • развитие сознания, музыкального мышления детей;

  • развитие эмоциональной сферы учащихся;

  • развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности.

Учителя должны постоянно обогащать школьный репертуар музыкой разных направлений и стилей. Это поможет детям принять мысль о связи музыки с жизнью, внутренним миром человека. Обновление содержания музыкального образования связано не только с обогащением репертуара, а, прежде всего, с кардинальным пересмотром стратегии и тактики преподавания предмета. Д. Кабалевский говорил: «Духовный багаж, в отличие от обычного багажа, обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти по дорогам жизни» [3,154].

Как воспитать ребёнка средствами музыки? Этот вопрос волнует каждого учителя. Объяснить музыку, полностью разложить на понятия, то есть, выразить ее смысл словами достаточно трудно. Советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии Борис Михайлович Теплов в своем труде «Психология музыкальных способностей» так говорит о механизме восприятия ребенком музыкального произведения: «Художественное произведение не выступает перед ребенком с самого начала как эстетический объект. Раньше, чем стать таковым, оно должно быть для него осмысленным, содержательным, а, следовательно, в самом прямом смысле слова «понятным объектом»[5, 5].

Учить всех и всему!

Выдающихся музыкантов единицы, а к музыке нужно приобщить всех, хотя бы только потому, что музыка - это в первую очередь удовольствие, наслаждение. Отталкиваясь от тезиса Я.А. Каменского: учить всех и всему! - необходимо формировать творческое мышление у всех учеников и способных и не очень…

Согласно стандарту основного общего образования по искусству требования к уровню подготовки выпускников включают в себя умение музицировать, то есть исполнять музыкальный произведения с помощью голоса и на музыкальном инструменте. Играть на музыкальных инструментах учатся в музыкальной школе. Как научить этому детей в системе массового обучения?

Думаю, что начинать нужно с «понятных объектов». Дети захотят петь или исполнять на инструментах то, что им нравится. Посредством знакомства с качественными образцами современной популярной музыки можно сформировать познавательный интерес подростка к более сложным музыкальным произведениям, развить музыкальный вкус, научить получать удовольствие от хорошей музыки.

Психолого-педагогические исследования показывают, что чаще всего музыка для школьников 12-14 лет связана только с развлечениями. В сентябре 2010 года я попросила детей назвать свое любимое музыкальное произведение. Из 127 опрошенных учащихся 6 - 7 классов 92 человека назвали песни современной отечественной и зарубежной эстрады. Следовательно, область музыкальных приоритетов подростков очевидна.

Отечественная музыкальная индустрия предоставляет огромный выбор современной музыкальной продукции, где наряду с хорошей профессиональной музыкой звучат образцы, имеющие сомнительное качество. Подростку трудно ориентироваться в столь широком музыкальном пространстве, поэтому зачастую он выбирает то, что доступно его пониманию.

Учитывая особенности подросткового возраста, нельзя надеяться на то, что мы быстро научим детей любить классику! Это долгий трудоемкий процесс: для начала, необходимо из всего разнообразия современной эстрадной музыки выбрать те образцы, которые вызывают восхищение, как у любителей, так и у профессионалов. Такая музыка может стать мостиком взаимопонимания детей и родителей, воспитанных звездами рок-музыки 80-х - 90-х годов. Считаю, что в процессе знакомства с качественной современной музыкой можно сформировать у подростка познавательный интерес к другим, более сложным видам музыкального искусства по принципу от простого к сложному.

С 2009 в гимназии существует вокально-инструментальный ансамбль. Дебют группы состоялся через полтора месяца после первой репетиции. Причем никто из ребят не имел исполнительской практики. Публика приняла ансамбль очень хорошо. Главный стимул - выступать на сцене, подкреплялся высоким уровнем интереса подростков к новому для них виду деятельности - ансамблевой игре. Столкнувшись с первыми трудностями, ребята не отступили, а наоборот стали с усердием осваивать новый материал.

В работе с музыкальным коллективом возникает множество проблем. Во-первых, отсутствие какой-либо логичной программы-путеводителя. В интернете много различной информации о том, как создать рок-группу, но нет ничего о том, как работать с подростками в этой области. Важно учитывать интерес каждого ребенка, играющего в коллективе. Подростки редко бывают единомышленниками, тем более в такой эмоциональной сфере, как музыка - у каждого свои музыкальные пристрастия, свои амбиции. Задача педагога объединить усилия участников коллектива, научить делать общее дело, вместе решать организационные вопросы, привить ребятам навыки самореализации в социуме.

Развитие музыкального интереса ребенка влечет за собой развитие познавательного интереса в целом. Занятия музыкой, как показывает практика, никогда еще не мешали детям успешно справляться со школьной программой, и более того, они являются психологической разгрузкой, которая так необходима для стабилизации уязвимой психики подростков. Умение музицировать, слушать музыку положительно влияют на развитие любого ребенка, но только единицы изберут профессию «музыкант».

На уроках музыки можно прогнозировать профессиональные устремления учащихся. Это можно сделать, используя метод «проектов» - практическую технологию, ориентированную не только на обобщение фактических знаний учащихся, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. В проектах ребенок приобретает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Исследовательские проекты являются межпредметными. Подросток может сам выбрать, с каким предметом связать тему по музыке. Обычно дети выбирают тот предмет, по которому успевают лучше всего или тот, который вызывает наибольший интерес.

Например, отражение истории в музыке. В этом проекте можно рассмотреть оперы русских и зарубежных композиторов на исторический сюжет, сравнить художественное изображение события с реальным, описанным историками. Например, опера М.И. Глинки «Иван Сусанин», А.П. Бородина «Князь Игорь». Это произведение можно рассматривать в сравнении с литературным историческим памятником «Слово о полку Игореве».

Воплощение литературных образов в музыкальных произведениях. Один из примеров - сравнение образов оперы Ж. Бизе «Кармен» с их воплощением в литературном произведении Проспера Мериме.

Один из таких проектов создала девятиклассница Солдатова Варвара. Тема исследования - «Разработка универсального тренажера для развития игрового аппарата исполнителя на струнных (балалайка, гитара, домра) и клавишных инструментах». Ученица предположила, что тренажер поможет музыканту укрепить мышцы, связки, сосудистую систему кистей рук, что повлечет за собой готовность игрового аппарата к физическим нагрузкам, связанным с исполнительством. Проект был отмечен на Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее», который ежегодно проводится на базе МГТУ им. Баумана. Работу предложили продолжить, рассмотрев тренажер в качестве медицинского оборудования.

Дети и сами могут сформулировать себе тему, отразив в ней свои интересы. Роль учителя при выполнении исследовательского проекта не только учить, но ипровоцировать самостоятельную деятельность учащегося, помогать находить необходимую информацию, выступать в роли консультанта.

Подводя итоги, можно сказать, что занятия музыкой способствуют нравственному и духовному развитию подростков. Однако общечеловеческие ценности сконцентрированы именно в академических жанрах, которыми не сильно интересуются современные дети. Поэтому приобщение к классическому музыкальному наследию необходимо как в рамках школьной программы, так и на внеурочных мероприятиях. Учитывая особенности противоречивого подросткового возраста, мы приходим к выводу, что ребенка нельзя заставить любить то, что он не понимает. Необходимо последовательно раскрывать перед ним богатый мир музыкальной культуры с помощью уже накопленного им музыкального опыта, постепенно расширяя горизонт его музыкальных впечатлений.

Литература

  1. Беляев В.И. Избранное: Сборник научных трудов.- М.: Ваш полиграфический партнер, 2010.- 430с.

  2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз, 1979. Т. 2. С. 186

  3. Сергеева Г. П., Е.Д. Критская. Уроки музыки. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. «Просвещение» 2011г.

  4. Соловьев В. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.

  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей; Издательство Академии наук РСФСР; Ленинград;1947. 336с.

6


© 2010-2022