- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке ФГОС, авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева
Рабочая программа по музыке ФГОС, авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева
Раздел | Музыка |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колесникова Е.И. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ильичевская СОШ»
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол от «____» _____________ 2015 г. № _________
Руководитель ШМО
Морозова Н.Н./ _____________/
Согласовано:
заместитель директора по УВР
Ермолаева О.Н /
«___» _________2015г
Утверждаю
Директор МОУ Ильичевская СОШ
Киримов В.Ю /
«___» __________ 2015 г
Программа по музыке.
Предметная область: искусство.
2 класс
Составитель: Колесникова
Елена Ивановна,
учитель музыки
1 категория
п. Ильичево
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по музыке
-
Основной образовательной программы
-
Примерной программы музыке начального общего образования,
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год
-
Примерного учебного плана 2010 года
-
Учебного плана школы на 2015-2016 год
Учебно - методический комплект
Учебник-Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка 2 класс»- Москва. Просвещение 2009год.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно примерному учебному плану 2010 года для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения музыки на этапе начального общего образования отводится 34 часа в год, из расчета 1ч в неделю,34 недели.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Цели и задачи изучения курса.
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования:
• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
В программе семь разделов:
-
«Россия- Родина моя».- 3 часа.
Музыкальные образы родного края. Песенность, как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
-
«День, полный событий».- 6 часов.
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
-
«О России петь- что стремиться в храм».- 7 часов.
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва.
-
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло».- 3 часа.
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения на тексты народных стишков, попевок, закличек.
-
«В музыкальном театре».- 5 часов.
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, художника в создании музыкального спектакля. Темы- характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
-
«В концертном зале».- 5 часов.
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортептанной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра.
-
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».- 5 часов.
Композитор- исполнитель- слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально- ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), "разыгрывания" и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное учителем.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, парные, индивидуальные.
Виды организации учебной деятельности:
- виртуальные экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- текущий, итоговый.
Формы (приемы) контроля:
- самостоятельная работа, работа по карточке, тест, урок-концерт.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 2 класса начальной школы в форме самостоятельных работ 4 раза в год: в конце каждой четверти.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
-
Ценностно-смысловая ориентация учащихся;
-
Действие смыслообразования;
-
Нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные УУД
-
Умение выражать свои мысли;
-
Разрешение конфликтов, постановка вопросов;
-
Управление поведением партнера: контроль, коррекция;
Регулятивные УУД
-
Целеполагание;
-
Волевая саморегуляция;
-
Коррекция;
-
Оценка качества и уровня усвоения;
Познавательные УУД
-
Умение структурировать знания;
-
Смысловое чтение;
-
Выделение и формулирование учебной цели;
Учащийся 2 класса научится:
-
воспринимать музыку различных жанров;
-
откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
-
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
-
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощать различные художественные образы.
Получит возможность:
-
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
-
демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
-
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы.
2 класс.
-
развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
-
побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
-
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
-
формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
-
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
-
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
-
формирование навыков музицирования на простейших инструментах;
-
освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Учебно-тематический план
2 класс
№
Разделы и темы
Кол-во часов
В том числе:
Контрольные работы.
Россия-Родина моя.
3
1
Мелодия.
1
2
Здравствуй, Родина моя!.
1
3
Гимн России.
1
День, полный событий.
6
4
Музыкальные инструменты (фортепиано)
1
5
Природа и музыка. Прогулка.
1
6
Танцы, танцы, танцы…
1
7
Эти разные марши. Звучащие картины.
1
8
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
1
9
Контрольный урок 1 четверти.Тест
1
1
«О России петь - что стремиться в храм».
7
10
Великий колокольный звон. Звучащие картины.
1
11
Русские народные инструменты.
1
12
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.
1
13
Молитва.
1
14
С Рождеством Христовым!
1
15
Музыка на Новогоднем празднике.
1
16
Контрольный урок 2 четверти.Тест
1
1
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
3
17
Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
1
18
Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
1
19
Проводы зимы. Встреча весны…
1
В музыкальном театре.
5
20
Детский музыкальный театр. Опера
1
21
Балет.
1
22
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
1
23
Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье.
1
24
Увертюра. Финал.
1
В концертном зале.
5
25
Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».
Контрольный урокурок 3 четверти.Тест
2
26
1
27
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление
1
28
«Звучит нестареющий Моцарт».
1
29
Симфония № 40. Увертюра
1
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
5
30
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган).
И все это - Бах.
1
31
Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.
1
32
Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.
1
33
Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).
1
34
Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок. Урок-концерт
1
1
итого
34
4
Календарно-тематическое планирование 2 класс
Россия- Родина моя(3часа)
№
Тема урока
Форма урока
Элемент содержания
Решаемые проблемы
(цель)
Предметные умения
Планируемый
результат
Дата
Ууд(личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Коррек
ция
факт
1
Мелодия.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Урок-беседа.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия).Различные виды музыки - инструментальная. Песенность.
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия.
Аккомпанемент.
-
«Рассвет на Москве - реке» М.Мусоргский.
Что такое мелодия?
Цель: побуждать учащихся к творчеству в исполнительской деятельности.
Научатся: -отличать разнообразные жанры друг от друга;
-на слух определять знакомые произведения.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале урока.
Коммуникативные: уметь оценивать собственное поведение и деятельность; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Личностные: уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию
4.09
2аб
2
Здравствуй, Родина моя!
Комбинированный урок.
Урок-презентация.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев).Региональные музыкально-поэтические традиции.
-
«Моя Россия» Г.Струве.
-
«Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков.
Что такое Родина и малая родина для каждого человека?
Цель: начать знакомство с традициями и музыкальным наследием.
Будут говорить о России, гордится ей.
Познакомятся с культурными традициями родного края,
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Познавательные: пополнять и использовать активный музыкальный запас слов при анализе музыкальных произведений.
Коммуникативные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, работать в парах, группах.
Личностные: уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.
11.09
2аб
3
Гимн России.
Комбинированный урок.
Урок-беседа.
Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.
-
«Патриотическая песня» .М.Глинка.
-
«Гимн России» А.АлександровС.Михалков.
-
«Моя Россия» Г.Струве.
-
«Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков.)
Что такое символ? Где мы можем встретиться с символами? Что такое гимн?
Цель: опираясь на знания учащихся, раскрыть характерные особенности символов России.
Научатся: на музыкальном материале урока проводить интонационно-образный анализ музыки.
Будут слушать музыку, исполнять музыкальные произведения в ансамбле и хором.
Закрепят музыкальные знания и понятия.
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Познавательные: пополнять и использовать активный музыкальный запас слов при анализе музыкальных произведений.
Коммуникативные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, работать в парах, группах.
Личностные: уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.
18.09
2аб
День, полный событий. (6 часов)
4
Музыкальные инструменты (фортепиано)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты.
Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов (фортепиано) и их выразительные возможности. Музыкальный инструмент - фортепиано.
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
-
«Детская музыка» С.Прокофьев
-
«Детский альбом» П.Чайковский
Кто такой пианист? Может ли пианист исполнить музыкальное произведение на фортепиано?
Цель: дать понятие, что мелодия - главная мысль музыкального произведения
Научатся отличать понятия : фортепиано, рояль, пианино.
Познакомятся с устройством фортепиано, с динамическими оттенками «форте» и «пиано».
Сделают открытие, что фортепиано и пианино это один и тот же инструмент.
Регулятивные:. формировать и удерживать учебную задачу
Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи.
Коммуникативные: Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.
Личностные: уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию
25.09
2аб
5
Природа и музыка. Прогулка.
Комбинированный урок
Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.
Знакомство с творчеством отечественных композиторов - классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева.. Способность музыки в образной форме передать настроение, чувства, его отношение к природе, к жизни.
-
«Утро - вечер» С.Прокофьев.
-
«Прогулка» С.Прокофьев
-
«Прогулка» М.Мусорского
-
«Научи нас веселиться»
Можно ли определить характер осенней музыки? С помощью каких инструментов можно изобразить осеннюю музыку?
Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с художественными образами.
Научатся: характеризовать выразительные и изобразительные возможности музыки.
Проведут в парах интонационно образный характер музыкальных произведений.
Исполнят на детских музыкальных инструментах аккомпанемент к закличке «Дождик».
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение
и позицию во время работы в парах.
Личностные: уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.
2.10
2аб
6
Танцы, танцы, танцы…
Комбинированный урок
Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм).
-
«Камаринская», «Вальс», «Полька» П.И.Чайковского.
-
Тарантелла - С .Прокофьева
Какие танцы вам знакомы? Как их можно разделить на группы и почему?
Цель: познакомить с танцевальными жанрами, опираясь на музыкальные знания детей.
Научатся: -отличать разнообразные танцевальные жанры друг от друга;
-на слух определять знакомые произведения.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя.
Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач.
Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь.
Личностные:уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.
9.10
2аб
7
Эти разные марши. Звучащие картины.
Комбинированный урок
Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке.
-
«Марш деревянных солдатиков».П.Чайковский
-
«Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит месяц над лугами» С.С.Прокофьев
Что такое марш? Кто может маршировать? Где и когда мы встречаемся с маршем?
Цель: учить слушать марши, используя творческие задания на развитие ритма детей.
Научатся: -отличать характерные особенности маршевой музыки;
-определять на слух маршевую музыку;
-выделять среди произведений пьесы маршевого характера.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Личностные: уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.
16.10
2аб
8
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
Комбинированный урок.
Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.
-
«Нянина сказка» П.Чайковский
-
«Сказочка» С.Прокофьев
-
«Мама». П,Чайковский
-
«Колыбельная медведицы» Е.Крылатов
Бывает ли сказка в музыке? Как можно рассказать сказку при помощи музыки?
Цель: развивать творческие способности детей посредством знакомства со сказочными образами в музыке П.И.Чайковского и С.С. Прокофьева.
Научатся: - различать понятия мелодия, аккомпанементь, вступление;
- называть фамилии и произведения композиторов: П.И. Чайковского, С.С.Прокофьева.
Откроют для себя возможность инсценировать музыкальные фрагменты и самостоятельно сочинять продолжение предложенной сказки.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: проявлять активность в творческих заданиях, решении познавательных задач.
Личностные: уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.
23.10
2аб
9
Контрольный урок 1 четверти.
Тест
Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть.
Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся
30.10
2аб
«О России петь - что стремиться в храм». (7 часов)
10
Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции.Композитор как создатель музыки.
Колокольные звоны России. Музыкальные традиции родного края, придающие самобытность его музыкальной культуре.
-
«Великий колокольный звон» М.Мусоргский
-
«Праздничный трезвон»
Какие бывают колокольные звоны? Что такое «звучащие картины»? Какие композиторы включали звоны колоколов в свои произведения?
Цель: опираясь на музыкальные знания детей ввести понятие «тембр» и подвести к выводу, что «тембр» - это голос инструмента.
Научатся: различать колокольные звоны, тембры колоколов.
Сделают открытие, что картины могут «звучать».
Подойдут к выводу, что музыка неразрывно связана с живописью.
Регулятивные: составлять план и последовательность действий.
Познавательные: - уметь осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: во время групповой работы уметь задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, делать выводы.
Личностные: оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.
13.11
2аб
11
Русские народные инструменты.
Комбинированный урок
Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов.Региональные музыкально-поэтические традиции.
Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты.
-
«Калинка» - р.н.п.
-
«Светит месяц» - вариации на тему русской народной песни
-
«Камаринская» - р.н.п.
Что такое оркестр? Каким он бывает? Какие инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов?
Цель: обобщить знания детей о разных оркестрах, проследить состав инструментов в оркестре народных инструментов.
Научатся: определять на слух русские народные инструменты, импровизировать на них.
Будут развивать свой музыкальный опыт музыкально-творческой деятельности через исполнение, слушание, игру на музкальныхинструментах и инсценирование музыкальных произведений.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: узнавать, называть и определять по тембру русские народные инструменты.
Коммуникативные: участвовать в исполнении муз-х произведений.
20.11
2аб
12
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата.Народные песнопения.
Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев:
-
«Песнь об Александре Невском»
-
«Вставайте, люди русские»
-
Народные песнопения о Сергии Радонежском
Кто такие святые? Можно ли им посвятить музыку? Что такое «церковная музыка»?
Цель: познакомить детей с житием святых Александра Невского и Сергия Радонежского, а также новыми музыкальными понятиями
Научатся: слушать церковную музыку, узнают что такое «кантата», познакомятся с житием святых.
Узнают, что такое икона.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
27.11
2аб
13
Молитва.
Комбинированный урок.
Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Знакомство с творчеством отечественных композиторов - классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.
«Детский альбом» П.Чайковский:
-
«Утренняя молитва»
-
«В церкви»
Что такое молитва? Где мы встречаемся с молитвой? Могут ли детские композиторы написать молитву?
Цели: познакомить с понятием «духовная музыка», показать её отличительные черты от музыки других жанров.
Научатся: слушать духовную музыку, исполнять молитву «Святый Боже».
Откроют в творчестве П.И.Чайковского духовную тематику, познакомятся с хоровыми произведениями композитора.
Научаться исполнять детскую духовную музыку.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные:узнавать и называть духовные музыкальные произведения
Коммуникативные:участвовать в исполнении музыкальных хоровых произведений.
Личностные: развитие ассоциативно-образного мышления.
4.12
2аб
14
С Рождеством Христовым!
Комбинированный урок.
Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества.Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово.
-
«Рождественская песенка» - П.Синявский
-
Рождественские песни: «Добрый тебе вечер»
-
«Рождественское чудо»
-
«Тихая ночь»
Что такое православные праздники? Православные рождественские традиции. Какие ты знаешь рождественские сказки, песни, стихи?
Цели:познакомить с традициями праздника Рождество Христово, с колядками и песнопениями.
Научатся: исполнять колядки, разыгрывать коляду, слушать рождественские песнопения.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: участвовать в исполнительской деятельности на уроке.
11.12
2аб
15
Музыка на Новогоднем празднике.
Урок закрепления знаний
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Исполнение песен для новогодних праздников.
Цель: побуждать учащихся к творчеству в исполнительской деятельности.
18.12
2аб
16
Контрольный урок 2 четверти.
Тест
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 2 четверть.
Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся
25.12
2аб
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)
17
Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов.Народные музыкальные традиции Отечества.
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».
-
«Калинка» - р.н.п.
-
«Светит месяц» - вариации на тему рус.нар. песни.
-
«Камаринская» - р.н.п. Песня - игра:
-
«Бояре, а мы к вам пришли»;
-
«Выходили красны девицы» - р.н.п. - игра.
Что такое народная мудрость? Наследие русского народа - фольклор.
Цели: познакомить детей с понятием фольклор, формировать чувство патриотизма на примере малых фольклорных жанров.
Научатся: разыгрывать народные песни;
-импровизировать в игре на детских музыкальных инструментах;
-слушать русскую народную музыку.
Откроют для себя «кладезь» народной мудрости, работая в группах.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
15.01
2аб
18
Музыка в народном стиле. Сочини песенку.Урок закрепления знаний.
Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.
Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.
-
С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами».
-
«Камаринская» - р.н.п.
П.Чайковский:
-
«Камаринская»
-
«Мужик на гармонике играет»
Что такое музыка в народном стиле? Пишут ли композиторы в народном стиле?
Цели: познакомить с понятиями авторская музыка и музыка в народном стиле, выявить отличия.
Научатся: сочинять музыку на заданный текст;
-слушать инструментальное импровизирование.
Познакомятся с игрой «В композитора».
Будут играть и импровизировать в игре на детских музыкальных инструментах
Регулятивные:. преобразовывать практическую задачу в познавательную
Познавательные: ставить
и формулировать проблему
Коммуникативные: строить высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.
22.01
2аб
19
Проводы зимы. Встреча весны…
Комбинированный урок.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей.
-
Масленичные песни
-
Весенние заклички
Какие праздники вы знаете? А раньше были такие же праздники? Что такое обряд?
Цель:познакомить детей с обрядами и праздниками русского народа, побуждать их интерес к открытию
Научатся: выразительно исполнять обрядовые песни.
Узнают историю возникновения народных праздников.
Будут исполнять музыку на музыкальных инструментах., научаться слушать обрядовую музыку.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
29.01
2аб
В музыкальном театре. (5 часов)
20
Детский музыкальный театр. Опера.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкаль-ных жанров.
-
«Песня - спор» Г.Гладков
-
М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы
Что такое театр? Как надо себя вести в театре? Какие виды театров вы знаете?
Цели: выявить особенности разновидностей театров, прививать эстетику.
Научатся: слушать детскую оперу М.Коваля «Волк и семеро козлят», отличать оперу от других крупных музыкальных жанров.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
5.02
2аб
21
Балет.
Комбинированный урок.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.
Балет. Музыкальное развитие в балете.
-
«Вальс. Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьев.
Что такое классический танец? Балеты каких композиторов вы знаете?
Цель: познакомить с жанром музыки «балет», опираясь на музыкальные знания детей.
Научатся: отличать балет от других музыкальных жанров.
Узнают, кто участвует в создании балета, кто из композиторов сочинял балеты.
Откроют для себя сюжеты, на которые сочиняются балеты. Работая в парах, проиллюстрируют предложенныйсюжет.
Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека
19.02
2аб
22
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Комбинированный урок.
Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр.
Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
-
Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки
-
«Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев.
Что мы можем увидеть в театре? В какие театры мира мы можем совершить экскурсию?
Кто такой дирижёр? Можно ли играть в оркестре без дирижёра?
Цель: провести исследование (расшифровать дирижёрский жест)
Научатся: использовать дирижирование во время музыкально-ритмических заданий.
Поиграют в игру «Играем в дирижёра»
Исполнят хором и с солистами (по дирижёрскому жесту ведущего) знакомые песни и потешки.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: опираясь на личный музыкальный опыт и опыт своих товарищей и учителя вести дискуссию по данной теме
Коммуникативные: Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования
Личностные:
26.02
2аб
23
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,
хоровая, оркестровая.
-
Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка
-
сцена из первого действия оперы «Руслан и Людмила»
Какие инструменты ты услышал?
Цель: кратко познакомить с сюжетом оперы (поэма А.С. Пушкина) и провести сравнительный анализ с оперой М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
Научатся: проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов.
Откроют для себя возможности музыки показать характер героев оперы.
Сделают зарисовки главных героев, используя накопленный опыт слушания музыкального произведения.
Будут исполнять и слушать музыкальные произведения на уроке.
Регулятивные: применять установленные правила работы на уроке
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Коммуникативные: Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач
4.03
2аб
24
Увертюра. Финал.
Урок закрепления знаний.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,
хоровая, оркестровая.
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Увертюра к опере.
-
Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.Глинка
-
Заключительный хор из финала оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка
Что такое увертюра, финал?
Цель: кратко познакомить с понятиями «увертюра», «финал».
Научатся: Откроют для себя возможности музыки показать характер героев оперы.
Регулятивные: применять установленные правила работы на уроке
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Коммуникативные: Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.
11.03
2аб
25
Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в
Что такое сказка? С помощью чего можно рассказывать сказки? Бывают ли музыкальные сказки?
Цель: познакомить с составом симфонического оркестра, с тембром его инструментов на примере сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк».
Научатся: различать на слух инструменты симфонического
оркестра,
выделять изобразительность и выразительность музыки.
Используя ударные инструменты украсят темы главных героев сказки.
Регулятивные: составлять план и последовательность действий.
Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии с участниками урока.
Личностные: оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.
18.03
2аб
26
Контрольный урок 3 четверти.
Тест
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
-
Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофье)
1.04
2аб
27
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.
Комбинированный урок.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.
М.Мусоргский «Картинки с выставки»:
-
«Избушка на курьих ножках»
-
«Балет не вылупившихся птенцов»
-
«Богатырские ворота»
-
«Песня о картинах» Г.Гладков.
Бывают ли музыкальные картинки? Кто их может создать?
Цель: познакомить с понятием «сюита», совместно с детьми определить отличительные особенности этого музыкального жанра (от уже известных: оперы и балета).
Узнают, что такое сюита.
Научаться:
- выделять изобразительность и выразительность в музыке;
- называть имя композитора М.П.Мусорского.
Исполнять и слушать музыку.
Рефлексия (оформление рисунка)
Регулятивные: осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности.
Личностные: контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности.
Коммуникативные: участвовать во всех видах музыкальной деятельности на уроке.
8.04
2аб
28
«Звучит нестареющий Моцарт».
Комбинированный урок.
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Может ли музыка быть солнечной? Что нужно композитору, что бы сочинить такую музыку?
Цель: познакомить с жизненным и творческим путём В.А.Моцарта, опираясь на анализ его произведений.
Научатся: узнавать музыку Моцарта из предложенных фрагментов музыкальных произведений.
Поиграют «В дирижёра», изображая игру на музыкальных инструментах в оркестре.
Исполнят музыкальные произведения хором и сольно.
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
Личностные:
15.04
2аб
29
Симфония № 40. Увертюра.
Комбинированный урок.
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
-
Увертюра «Свадьба Фигаро» В.Моцарт
-
Сифония№40 Моцарт.
Может ли музыка быть солнечной? Что нужно композитору, что бы сочинить такую музыку?
Цель: познакомить с жизненным и творческим путём В.А.Моцарта, опираясь на анализ его произведений.
Научатся: узнавать музыку Моцарта из предложенных фрагментов музыкальных произведений.
Поиграют «В дирижёра», изображая игру на музыкальных инструментах в оркестре.
Исполнят музыкальные произведения хором и сольно.
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
Личностные:
2204
2аб
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. (5 часов)
30
Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.Комбинированный урок.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
-
«Тройка» Г.Свиридов
-
«Попутная песня» М.Глинка.
Что значит контраст в музыке? Для чего его использует композитор?
Цель: обобщить знания детей во время анализа музыкальных произведений Г.В.Свиридова, М.И.Глинки.
Научатся: слушать контрастные музыкальные произведения Свиридова и Глинки, видеть в них отличия, проводить их анализ.
Исполнят знакомый песенный репертуар. Поиграют на музыкальных инструментах во время исполнения знакомых песен.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: участвовать в групповой и индивидуальной музыкальной деятельности.
Личностные:
29.04
2аб
31
Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.
Комбинированный урок.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Д.Кабалевский:
-
«Кавалерийская»
-
«Клоуны»
-
«Карусель»
-
«Весна. Осень» Г.Свиридов
-
«Жаворонок» М.Глинка.
-
«Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт.
Что такое лад? Какими красками можно показать мажор и минор?
Цель: дать понятие «лад», используя цветовую гамму, работая в парах, «раскрасить» мажорные и минорные произведения.
Научатся: отличать мажорный и минорный лад, использовать во время анализа музыкальных произведений эти музыкальные понятия.
Творческая деятельность: показать мажор и минор в цвете.
Исполнять весёлые и грустные попевки а капелла, по группам.
Регулятивные: применять планирование действий во время решения поставленных задач.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
6.05
2аб
32
Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
-
«Весна. Осень» Г.Свиридов
-
«Жаворонок» М.Глинка.
-
«Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт.
Может ли музыка научить чему-нибудь? Надо ли учиться её понимать?
Цель: познакомить с жизненным и творческим путём Чайковского. Прокофьева, обобщить знания детей о знакомых музыкальных произведениях.
Научатся: узнавать знакомых композиторов по портретам, рассказывать о них, называть их произведения.
Музыкальная викторина «Угадай мелодию».
Исполнение музыкального репертуара.
Регулятивные: использовать общие приемы решения задач.
Познавательные: ставить и формулировать проблему, осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию
13.05
2аб
33
Могут ли иссякнуть мелодии?.
Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).
Концерт №1 для фортепиано с оркестром.
П.Чайковский.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Что такое мелодия? Откуда они появляются? А мы можем сочинить мелодию?
Цель: Обобщить полученные музыкальные знания детей за год, используя активную деятельность учащихся.
Исполнят наиболее запомнившиеся и полюбившиеся музыкальные произведения.
Поучаствуют в музыкальной викторине.
Сочинят мелодию на предложенные стихи.
Назовут наиболее запомнившихся и полюбившихся композиторов и их произведения.
Побывают дирижёрами и музыкантами.
Обобщат полученные за год знания.
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни
20.05
2аб
34
Обобщающий урок
Урок- концерт
Произведения по желанию учащихся.
27.05
2аб
Нормы оценивания знаний по музыке
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка `5` ставится:
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
^ Отметка 4 ставится:
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка 3 ставится:
- проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
- или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
- или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка 2 ставится:
- и нет интереса, эмоционального отклика;
- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.