Соционика как способ исследования взаимоотношений людей

Раздел Музыка
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ





СЕКЦИЯ "Психология"









« Соционика как способ исследования взаимоотношений людей»

Автор: Кафизова Диана,

Коршунова Анастасия

учащиеся 11 класса

ГБОУ СОШ№ 5 г. Сызрань

Научный руководитель: Трошина Е.Ю. учитель музыки и МХК.

Самара 2014г.

Содержание

Глава 1.1 Введение........................................................................................................................................................стр3

Глава 1.2 Теоретическая часть.....................................................................................................................................стр4

Глава 1.3 Соционические квадры................................................................................................................................стр5

Глава 1.4 Соционические типы...................................................................................................................................стр7

Глава 1.5 Отношения между типами.........................................................................................................................стр13

Глава 2.1 Практическая часть....................................................................................................................................стр16

Список используемой литературы.............................................................................................................................стр20

Список интернет-ресурсов.........................................................................................................................................стр 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 1........................................................................................................................................................стр21

ПРИЛОЖЕНИЕ 2........................................................................................................................................................стр23







Глава 1.1

Введение.

Соционика - это наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, т.е. каким образом люди воспринимают, перерабатывают и выдают информацию.

Зная соционику, вы сможете всегда правильно подбирать свое окружение: с кем лучше работать, отдыхать и кого выбрать в качестве спутника жизни. Можно научиться корректировать свое поведение, не доводя общение до конфликта, если жизнь столкнула вас с неподходящим для вас человеком.

Соционика поможет вам лучше разобраться в себе, найти свое место в обществе и в мире. Давно уже известно, что нет универсальных людей, способных реализовать себя в любой деятельности, а эта наука дает возможность подобрать наиболее подходящий род занятий.

Соционика поможет вам лучше понимать возможности и способности других людей, что можно требовать от человека и что от него ожидать.

Цель нашей работы - исследовать соционические типы людей и изучить взаимоотношения между ними.

Для достижения данной цели нами был поставлен

ряд задач:

  • Изучить 16 видов соционических типов

  • Проанализировать, как разные соционические типы взаимодействуют между собой

  • С помощью соционической таблицы определить свои соционические типы

Актуальность работы: Актуальность работы состоит в том, что зная соционический тип человека, можно заранее знать, как выстроить с ним выгодные и благоприятные для обеих сторон отношения.

Нашу исследовательскую работу можно использовать на классных часах в школе, на родительских собраниях и других мероприятиях.





Глава 1.2

Теоретическая часть.


Принцип построения Модели А

(Модель А названа так по имени основательницы соционики Аушры Аугустинавичюте)

Чтобы представить полную модель каждого типа, достаточно определить, какие аспекты находятся на месте первых двух функций или в блоке ЭГО.

Порядок расположение аспектов в Модели А определяется 4 дихотомиями - парами взаимоисключающих признаков:

рациональность-иррациональность;
экстраверсия-интроверсия;
логика-этика;
сенсорика-интуиция

У каждого человека доминирует один из признаков в каждой паре дихотомий. Выбрав из пар дихотомий по одному признаку, наиболее вам свойственному, вы сможете определить свой тип.

Дихотомия "рациональность-иррациональность" определяет, какой признак будет первой функцией Модели А. Если человек - рационал, то это логика или этика, если иррационал - сенсорика или интуиция. Дихотомия "экстраверсия-интроверсия" влияет на цвет аспекта первой функции. У экстравертов он всегда будет черным, у интровертов - белым.


Вторая функция определяется с точностью до наоборот: у рациональных типов на ее месте располагается один из признаков дихотомии "сенсорика-интуиция", а у иррациональных - "логика-этика". Цвет аспекта второй функции у экстравертов - белый, у интровертов - черный.

См. приложение 1

Глава 1.3

Соционические квадры

Все 16 типов распределяются по четырем соционическим квадрам, в соответствии с их ценностями и психологическими качествами.

Первая квадра (Альфа)

Аспекты, определяющие ценности Первой квадры: и

Ее представители ценят новые возможности и теории, вдохновение, веселье и заботу о комфорте.

В первой квадре осуждается стереотипность мышления - приветствуется умение мыслить творчески, фантазировать. Новая и неожиданная информация здесь всегда воспринимается с интересом. Приветствуются всякого рода революционные преобразования, особенно если они благоприятно отражаются на жизни общества, происходит ломка всего отжившего, устаревшего, обреченного на вымирание.

Свобода слова, стремление к справедливости, поиск истины - основные ценности представителе этой квадры.

В первой квадре не любят ограничений во времени, не признают временных рамок, предпочитают вести размеренный, спокойный, филосовски созерцательный образ жизни. Кроме того, не любят моральных и нравственных ограничений, не терпят, когда их втискивают в жесткие рамки заповедей, кодексов и правил.

Стараются принимать жизнь легко и не любят осложнять ее проблемами. Стремятся избегать, сводить к минимуму отрицательные эмоции и переживания. Здесь не принято скрывать свои чувства, не принято их стесняться.

Ценится умение получать максимум удовольствия от жизни. Эстетика и комфорт высочайшего уровня, изысканность наслаждений, удовольствий и всевозможных приятных ощущений, счастье и покой семейного очага, здоровье и благополучие близких - это те радости, которые может подарить жизнь.

Представители первой квадры:

Интуитивно-логический экстраверт - "Дон Кихот"

Сенсорно-этический интроверт - "Дюма"

Этико-сенсорный экстраверт - "Гюго"

Логико-интуитивный интроверт - "Робеспьер"

Вторая квадра (Бета)

Аспекты, определяющие ценности Второй квадры: и

Воля и разум, энтузиазм и исторические перспективы - вот на что обращают внимание во второй квадре.

Здесь ценится умение не допускать слабости, проявлять стойкость в борьбе с лишениями, способность противостоять большей силе и этим завоевывать свое право на уважение и авторитет. Во второй квадре стыдно быть слабым!

Это общность избранных, сильных людей, презирающих боль, превозносящих выносливость и стойкость, ответственных за свои слова и поступки.

Они воспевают безумство храбрых и романтику борьбы, придавая ей заряд бодрости, энтузиазма, праздничности, воодушевления, эмоционального подъема.

Представители второй квадры лучше чем кто-либо осознают "значимость текущего момента", стремятся не допустить сделанных кем-то когда-то ошибок, или просчетов, которые могли бы в определенны момент оказаться роковыми. Верят в судьбу, высшее предназначение.

Они настроены на борьбу и готовы преодолевать препятствия и трудности во имя будущего, справедливости, всеобщего счастья, отличаются пренебрежением к мелочным обывательским "радостям", отказом от мещанских, мелкобуржуазных удовольствий.

До старости лет они сохраняют юношеский задор, энергию, бодрость и молодость души.

Представители второй квадры:

Сенсорно-логический экстраверт - "Жуков"

Интуитивно-этический интроверт - "Есенин"

Этико-интуитивный экстраверт - "Гамлет"

Логико-сенсорный интроверт - "Максим Горький"

Третья квадра (Гамма)

Аспекты, определяющие ценности Третьей квадры: и

Ее девиз: "Сотрудничать и приобретать". Представителей этой квадры отличает большая пробивная сила, критическое отношение к достигнутым результатам. Здесь ценят силу, значительность, индивидуальные сиюминутные оттенки отношений, способность реализовать задуманное немедленно и умение видеть перспективы. Это доверчивые, простые в общении и демократичные люди. Снобизм им совершенно не свойственен, хотя они и делят людей на "своих" и "чужих", руководствуясь своими личными симпатиями и антипатиями.

Представителям третьей квадры свойственна независимость поступков и суждений. Равнодушные к титулам и званиям, они оценивают окружающих по их личным заслугам и качествам.

Это разумные люди, не любящие громких лозунгов и патетики. Они не ведут "идейную борьбу", предпочтая договориться с достойным соперником

Неприхотливые в быту, легкие на подъем.

О своих чувствах стараются много не говорить - чувства проверяются отношениям.

Им важно себя реализовать, и чрезвычайно важен результат своей работы, Предпочитают хорошо поработать и получить достойную оплату за свой труд. Самое нежелательное для них - это ограничение их деловой активности по объективным, не зависимым от них причинам.

Представители третьей квадры:

Логико-интуитивный экстраверт - "Джек Лондон"

Этико-сенсорный интроверт - "Драйзер"

Сенсорно-этический экстраверт - "Наполеон"

Интуитивно-логический интроверт - "Бальзак"

Четвертая квадра (Дельта)

Аспекты, определяющие ценности Четвертой квадры: и

Ее представители отличаются практичностью и дружелюбием. Квадра практиков, умеющих реализовать продуктивные идеи в полном объеме, до исчерпания их возможностей. В четвертой квадре ориентированы на "вечные" ценности, не склонны вкладывать энергию во что-то временное. Идею "Далекого светлого будущего" воспринимают без особого энтузиазма, предпочитают жить настоящим. Это открытые доброжелательные люди, умеющие ценить уют и благополучие в своем доме, мир и покой на земле, они дорожат своей социальной стабильностью и консерватизмом. Стремятся к разумному и рациональному потреблению природных и экономических ресурсов, ценят прогрессивные технологии и высококвалифицированный труд, изобретательность и рационализацию в условиях стабильной экономики. Труд воспринимается как естественная потребность человека творчески себя реализовать, работают качественно и с удовольствием. Личные заслуги, по их мнению, - показатель степени реализации способностей человека. Представителям четвертой квадры свойственны этические ценности позитивного характера, такие как признание религии, индивидуальности и неповторимости каждого, невмешательство во внутренний мир человека, конкретный гуманизм, а также наличие хороших условий для работы, отсутствие дискомфорта, исключение вредного влияния внешней среды, - одним словом, минимизация отрицательных ощущений.

Представители четвертой квадры:

Логико-сенсорный экстраверт - "Штирлиц"

Этико-интуитивный интроверт - "Достоевский"

Интуитивно-этический экстраверт - "Гексли"

Сенсорно-логический интроверт - "Габен"





Глава 1.4 Соционические типы

Интуитивно-логический экстраверт - "Искатель" (Дон Кихот, ENTP)

Прирожденные исследователи и изобретатели. При этом они изучают не только то, что полезно, а "все, что интересно", начиная от теории машин и механизмов, до бабочек и гусениц. Их хлебом не корми, дай прочитать о чем-нибудь загадочном и таинственном. Полученные знания ИЛЭ стремятся тут же применить на практике, но при этом редко бывают заинтересованы в получении реальной выгоды от своих открытий. Благодаря интуиции (1 канал) и логике (2 канал) представители данного типа способны в кратчайший срок перелопатить огромное количество литературы по интересующей их теме, как говориться, объять необъятное и "прорубить просеку" для идущих вслед за ними. Их теории и методы порой носят неординарный характер, что может привести к перевороту в уже устоявшихся взглядах.

Главным недостатком ИЛЭ можно назвать их вечное стремление отстаивать свои идеалы (хромает волевая сенсорика). Порядочность - это то качество, которое ИЛЭ более всего идеализируют. Однако при завышенных требованиях им очень сложно принимать жизнь и поступки людей такими, какие они есть на самом деле. Непримиримость в ущемлении чести, достоинства и свободы нередко толкает их на многочисленные "дуэли". Порой они сражаются не с истинными врагами, а с ветряными мельницами, действующими только в их воображении. При очередном озарении ИЛЭ стремятся поделиться мыслями со всеми окружающими, даже не задумываясь, соответствует это моменту и обстановке (слабая функция этика отношений). К сожалению, они не всегда способны дослушать собеседника или оппонента до конца, а перебивают их на полуслове. За это их иногда называют чрезмерными выскочками.

Сенсорно-этический интроверт - "Посредник" (Дюма, ISFP)

можно назвать мастером компромиссов. Жизненное кредо СЭИ заключается в возможности полнокровно наслаждаться жизнью и не мешать это делать другим. Как правило, у представителей данного типа личности на редкость уютное жилище, в котором они любят отдохнуть душой и телом (сенсорика ощущений - базовая функция). В доме много удобных вещей. Все подобрано в тон и заранее продумано. Свободное время СЭИ проводит за приготовлением пищи - это его любимое занятие. Представитель данного типа - прирожденный дизайнер, парикмахер и визажист. Он тонко чувствует цвет, форму и объем предметов. Собирая друзей за обеденным столом СЭИ не редко становится тамадой, шутником и душой компании (этика эмоций находится в творческом канале). Смешной историей или байкой он способен расположить к себе даже самого угрюмого человека.

Недостатком СЭИ является отсутствие способности принимать важные, стратегические решения. Он не обладает упорством, настойчивостью и дальновидностью в ответственных делах. СЭИ живет одним днем, любые выводы на будущее для него особо мучительны (интуиция времени и логика действий - слабые функции). За представителями данного типа была неоднократно замечена еще одна негативная черта - они тратят массу драгоценного времени на мелочи.

Этико-сенсорный экстраверт - "Энтузиаст" (Гюго, ESFJ)

неисправимые оптимисты, старающиеся во всем и всегда сохранять присутствие духа и хорошее настроение в любую погоду. Это истинные жизнелюбы, склонные видеть хорошее в плохом. Представители данного типа обожают вкусно поесть и славно выпить с друзьями на лоне природы. Они часто увлечены какими-либо идеями. В отличие от других типов личности ЭСЭ способны часами "висеть" на телефоне обсуждая погоду, дела и телепередачи или обсуждать чужие проблемы. ЭСЭ - жизнелюб и оптимист, не выносит уныния и бездействия. Они могут спровоцировать на поездку за грибами даже самого угрюмого и нелюдимого человека. Радость жизни - вот их главный принцип. ЭСЭ находят себя в рекламном бизнесе, могут "впарить" самый неходовой товар или "окучить" привередливого покупателя. При этом часто торгуют не ради денег, а ради принципа.

Недостатком ЭСЭ является отсутствие точности. Они способны опоздать и не сделать обещанное к сроку вовсе не потому, что не хотели, а потому, что им сложно адекватно строить свои планы. Слабая функция логики не дает возможность представителям данного типа отделить главное от второстепенного. Для него все дела важны в равной степени. В результате возникает разбросанность и ответственные дела пускаются на самотек. Слабая функция интуиция времени выражается в неспособности предвидеть будущее. Чтобы "провернуть" очередное дельце ЭСЭ наводит бесконечные справки, подключает многочисленные знакомства. Порой неуемная энергия расходуется по мелочам, а когда дело доходит до главного, уже не остается сил и терпения довести его до конца.

Логико-интуитивный интроверт - "Аналитик" (Робеспьер, INTJ)

стремится во всем увидеть и создать систему и закономерность. Как правило, это широко эрудированные люди, которые не любят афишировать разносторонние познания. Они аккуратисты и педанты не только в образе мыслей, но и в окружающем их внешнем мире. Среди ЛИИ вы вряд ли встретите человека, верящего в чудеса и надеющегося на "авось". Обозначив цель, они делают ставку на собственное трудолюбие и организованность в делах. Последовательность, обязательность, следование однажды данному слову - вот те хорошие эпитеты, которыми можно охарактеризовать представителей данного типа личности.

Недостатком ЛИИ является слабость этики отношений, что порой выливается в неуверенность, меланхоличность в эмоциональных оценках людей. Особенно это заметно в незнакомой обстановке. Глядя на окружающих, ЛИИ пытаются понять, что удобно, принято в данной компании, а что нет. Однако, подстроиться под обстановку им не всегда удается. Они могут оказаться невпопад веселыми или угрюмыми. Вследствие отсутствия способности различать эмоциональные нюансы, представители данного типа видят людей в черно-белых тонах: плохой - хороший, добрый - злой, друг - враг. ЛИИ нередко характеризуют, как твердолобых и упрямых (гипертрофированность функции волевая сенсорика). Дело в том, что они не выносят даже малейшей фальши и лжи. В принципиально важных для себя вопросах могут быть чрезмерно твердыми, как скала.

Сенсорно-логический экстраверт - "Маршал" (Жуков, ESTP)

не витают в облаках и не мечтают лежа на диване о том, что было бы, если... Это люди земных, практичных дел. Честолюбивые, волевые и целеустремленные - так можно охарактеризовать представителей данного типа. Это прирожденные руководители и администраторы, способные взять на себя ответственность за принятие важных решений. Они ценят логику и аргументацию. Иррациональность СЛЭ проявляется в том, что их деятельность порой подвержена настроению. Если они с утра не встали "с левой ноги", то способны подписать любую бумажку или поставить заветную троечку заядлому прогульщику, если же нет - берегись! Про таких говорят: круты на расправу. Несмотря на это, если обратиться за помощью к представителям данного типа в критической ситуации, они не будут разглагольствовать и давать бесплатных советов, а предпочтут помочь делом. В этом их главное достоинство.

К недостаткам можно отнести неспособность предвидеть будущее и последствия резких слов и поступков (слабая интуиция возможностей). В следствие этого, им кажется, что проблемы наваливаются ниоткуда и разрастаются подобно снежному кому. Свою главную задачу они видят в том, чтобы выстоять, не сломаться. СЛЭ также не способны разобраться в тонкостях человеческих отношений. Сильная волевая сенсорика в данном случае, как бы переклинивает слабые функции и со стороны создается "эффект танка". Словно таран, они идут напролом по людским мнениям и слабостям.

Интуитивно-этический интроверт - "Лирик" (Есенин, INFP)

можно охарактеризовать как фантазера и мечтателя. Воспоминания о будущем и думы о прошлом занимают мысли ИЭИ. Представители данного типа любят полежать на диване с книжечкой в руках или съездить за город и воссоединиться с природой. Правда, природа - коварная штука, может преподнести катаклизмы в виде снега, дождя и ветра. Поэтому, подобные мероприятия ИЭИ в основном проводит в собственном воображении. Сильная интуиция времени (первый канал) дает данному типу склонность к мистике и суевериям. ИЭИ верят в вещие сны и приметы. Этика эмоций (творческая функция) помогает им подстраиваться к незримым чувствам собеседника, уловить тонкие стремления чужой души.

К сожалению, творческую функцию люди не всегда способны употребить во благо. Порой встречаются ИЭИ с гипертрофированной этикой эмоций, проще говоря, эмоционально распущенные. Вместо того чтобы согревать внутренним теплом, начинают манипулировать людьми и становятся капризным. В экзальтированном порыве ИЭИ может закатить истерику, потому что "все не так" и "ничего не складывается" (сенсорика ощущений и логика действий - слабые функции). Одним словом, представитель данного типа не создан для трудностей. Под воздействием интуиции времени он способен погрязнуть в мире иллюзий, грез и фантазий. Он вряд ли доведет до логического конца долгосрочное дело. ИЭИ могут годами делать ремонт в квартире или, начав утром перестановку мебели, бросить это занятие уже к обеду.

Логико-сенсорный интроверт - "Инспектор" (Максим Горький, ISTJ)

предпочитает действовать тихо, планомерно и рационально. В их представлении мир устроен по закону логики (соответствующая функция является базовой). Эти люди уважают дисциплину и порядок. Они являются приверженцами сильной власти. Ярчайшим представителем данного типа личности можно назвать И. В. Сталина. В своей политике он предпочитал действовать тайно, порой интригуя, без "шума и пыли" устранял конкурентов. Упорству и терпеливости ЛСИ завидуют многие, не обладающие данными качествами типы личности. Они отступают, видя тихую, но решительную позицию ЛСИ. Логико-сенсорные интроверты - лидеры небольшого коллектива, точно и в положенный срок справятся с поставленной бизнесом или учебой задачей.

ЛСИ нередко обвиняют в эмоциональной глухоте. Их недостаток в слабой проявленности этики эмоций. Например, они редко способны почувствовать настроения, царящие в подведомственном им коллективе. Отношения с людьми предпочитают строить на эффекте обожания. Представители данного типа редко способны выслушать, а главное принять даже конструктивную критику в свой адрес. Слабость интуиции возможностей проявляется у них в том, что они склонны бороться с "излишней" информацией, стараются придерживаться одного, ранее принятого мнения. Дискуссии и прения представляются им ненужными пререканиями, мешающими работе. ЛСИ редко прислушиваются к советам, потому что свою точку зрения считают единственно верной. Если же корректно указать им на данные недостатки, то они способны затаить обиду и при случае отомстить. Вспомнить хотя бы сталинские репрессии, в результате которых были физически уничтожены инакомыслящие представители интеллигенции.

Этико-интуитивный экстраверт - "Наставник" (Гамлет, ENFJ)

можно охарактеризовать, как человека расточительных эмоций. Недаром среди них много артистов, режиссеров и музыкантов (этика эмоций в первом канале). "Весь мир - театр, и люди в нем актеры" - девиз ЭИЭ. Он способен даже неинтересный материал преподнести аудитории на удивление живо и занимательно. Вообще с ними никогда не бывает скучно. Представители данного типа живут от одной эмоциональной грозы, начавшейся неожиданно, подобно майской грозе, до другой. Он мастер ввернуть в разговор цитаты, шутки, каламбуры и анекдоты. Часто ЭИЭ является истинным знатоком и ценителем прекрасного. Интуиция времени дает возможность оценить искусство и с ходу определить, что будет пользоваться популярностью, а что нет. Среди представителей данного типа много приверженцев авангардных течений в литературе, музыке и живописи. ЭИЭ - человек богемный, тонко чувствующий настроение эпохи. Это самые аристократичные люди, настоящие принцы и принцессы.

Недостатком ЭИЭ является "работа на публику". Равнодушие и безразличие к их позерству и внешним эффектам порой слишком губительно. Не найдя подходящую аудиторию энтузиазм ЭИЭ затухает, поведение становится скованным и появляется обида на слушателей. Их отличает чрезмерная брезгливость (хромает сенсорика ощущений). Но даже несмотря на это жилище представителя данного типа обычно содержится в "художественном беспорядке". Во внешнем облике тоже могут проявляться противоречия. ЭИЭ способен надеть зеленое с красным, объясняя это модой и своеобразным стилем. Болезненное неумение следовать логики (данная функция является болевой точкой) иногда гипертрофируется в подчеркнутое желание слыть деловым человеком. У ЭИЭ в карманах много записных книжек, визитных карточек и чеков. Их он предъявляет во всех подходящих случаях. Представитель данного типа не выносит физической боли. Стоматологи их заклятые враги. Малейшая царапина способна надолго выбить их из колеи, а богатое воображение приписывает ей тяжелейшие последствия. Вспомните "Принцессу на горошине" - это как раз тот случай.

Логико-интуитивный экстраверт - "Предприниматель" (Джек Лондон, ENTJ)

это прирожденные предприниматели, бизнесмены, рационализаторы. Все их можно охарактеризовать одним словом - труженики. Однако они не любят бессмысленной деятельности, во всем должна быть конечная цель. Голова ЛИЭ напоминает компьютер (сильный канал логики). Они способны быстро уловить суть проблемы, просчитать детали и вычислить оптимальные пути решения проблемы (проявления интуиции). Одновременно представители данного типа - неисправимые романтики, склонные к путешествиям, приключением и риску. Среди них много каскадеров, спасателей, испытателей. Работают они легко и весело, для них важно чувство локтя и товарищества.

Основная проблема ЛИЭ - внешний вид (хромает сенсорика ощущений). Поэтому они нередко выглядят, будто только что из похода: мужчины не бриты, женщины не причесаны. У них столько важных дел, что собой заняться совершенно некогда. То же касается и проблемы кулинарии. На кухне представители данного типа не любят импровизации. Скорее возьмут поваренную книгу и приготовят блюдо согласно написанному рецепту. На дежурный вопрос о здоровье, они могут удариться в описание сомнительных симптомов, возникших у них в последнее время. Своеобразная стихийность в проявлении эмоций (слабая этика эмоций) сравнима с неожиданно обрушившимся водопадом. В такие моменты их бывает "слишком много для окружающих".

Этико-сенсорный интроверт - "Хранитель" (Драйзер, ISFJ)

настоящий стоик и хранитель моральных устоев общества. Среди представителей данного типа много юристов, следователей, медиков и воспитателей (этика отношений в первом канале). Женщины-ЭСИ отличаются глубокой привязанностью семье. Взвалив на себя непосильную ношу в виде работы, хозяйства и детей, они не жалуются на судьбу, а героически переносят тяготы. По степени самоотверженности и надежности с ЭСИ не сравнится ни один психологический тип (волевая сенсорика - творческая функция). Тип ЭСИ умет быть врачевателем не только духа, но и тела. Борьба с злом - отличительная черта данного типа.

Недостаток ЭСИ кроется в сверхрациональности данного типа. Определенная ортодоксальность и максимализм негативно отличает их. Вспомним многочисленные древнегреческие сюжеты. Что выбрать главному герою: любовь или долг? ЭСИ выбирают последнее. Делая подобный выбор, они не редко становятся заложниками внутреннего одиночества. Интересные люди и отношения, не вписывающиеся в их систему ценностей, выпадают из их поля зрения. Представители данного типа не в ладах с интуицией возможностей, поэтому способны проявить несвоевременную или неуместную инициативу. В последствии это оборачивается многочисленными неприятностями - "инициатива наказуема".

Сенсорно-этический экстраверт - "Политик" (Наполеон, ESFP)

прирожденные лидеры и вожаки. Область их интересов: земные, практичные дела через которые можно ощутить свое беспредельное влияние на окружающих. Представители данного типа уважают власть и стремятся к ней, а за одно и ко всем привилегиям даруемым ею. Их девиз "пришел, увидел, победил"! Это люди волевые (волевая сенсорика - базовая функция) и одновременно дипломатичные (этика отношений в творческом канале). Если для других типов информационного метаболизма свойственно раскачивание и раздумье прежде чем приступить к ответственному мероприятию, СЭЭ бросаются сразу в омут с головой. "Главное ввязаться в бой, а там посмотрим" - говорил Наполеон Бонапарт, яркий представитель этого типа. "А я в любовь, как в омут, бросаюсь с головою" - вторит ему Алла Пугачева, тоже яркий представитель СЭЭ. Это люди необузданных страстей, уж если дружат, то до конца, а если любят, то без остатка. Они живут настоящим, для них будущее всегда прекрасно, но оно в будущем, а о прошлом и сожалеть нечего, его не вернуть.

Недостатком СЭЭ является их желание сиять для всех и всюду подобно Солнцу. Четвертый канал (болевая функция) занят логикой отношений, не дружат они с компьютером, не любят разные формальности: схемы, расписания, терпеть не могут наводить порядок. Отсюда же их максимализм. Чувства "любовь - ненависть" к одному и тому же человеку могут сменять по несколько раз на день. СЭЭ нередко надевает на себя маску искусного манипулятора и комбинатора, но в связи с тем что интуиция возможностей явно не его конек, быстрые победы, подчас оборачиваются проблемами и поражениями в дальнейшем. СЭЭ скрывают неудачи от посторонних глаз, поскольку ничто не должно нарушать имидж победителя. СЭЭ нередко обвиняют в эгоцентризме, завышенных амбициях и самомнении. Представители данного типа живут одним днем, по принципу "здесь и сейчас", а вспышками гнева, порой наживают себе врагов.

Интуитивно-логический интроверт - "Критик" (Бальзак, INTP)

можно назвать главным стратегом из всех стратегов. Мощнейшая интуиция в совокупности с логикой дает представителям данного типа мудрость и знание жизненных законов. Отличительная черта ИЛИ - осторожность. Яркий представитель данного типа информационного метаболизма М. И. Кутузов. Он воевал всю жизнь, но не выиграл ни одного знаменательного сражения, все его победы двусмысленны - с ничейным счетом. Несмотря на это мы называем его величайшим полководцем. А Наполеон и Суворов величали Михаила Илларионовича не иначе, как хитрой лисой. Почему? Ум Кутузова проявился в простом признании очевидного факта - победить Наполеона в открытом бою нельзя. Наполеон был мастером атаки, он продумывал планы сражений заранее и в деталях, а Кутузов умел отступать. Это сложнейшая военная задача - действуя лишь частью сил, надо сдерживать все силы неприятеля, постоянно чередуя, то разворачивать их в боевой порядок, то сворачивать в походный. Кутузов точно рассчитал, что Наполеону не удастся обеспечить фуражом лошадей кавалерии, и оказался прав. От великой "Гранд Арми" в конце войны в живых осталось лишь 5000 человек. Это от пятисот или шестисот тысяч! Кутузов же сохранил половину армии для генерального сражения.

Главным недостатком ИЛИ можно назвать болезненное неумение активно проявлять эмоции. Вспомнить хотя бы исторический факт поедания Кутузовым курицы в разгар Бородинской битвы. Представители данного типа нередко производят впечатление хмурых и унылых людей. Однако под маской вечных скептиков и пессимистов скрывается истинный мечтатель и идеалист. Чтобы не показаться "скупым рыцарем" ИЛИ способны на мотовство или безрассудные поступки. Например, подарить мало знакомому человеку дорогой подарок. Но и тут они редко спустят все деньги до конца, скорее заранее просчитают, сколько нужно потратить и когда поставить точку. Слабая сенсорика ощущений проявляется в равнодушии к внешнему облику, порой доходящем до расхлябанности и неряшливости. В целом же тяготеют к простому стилю в одежде.

Логико-сенсорный экстраверт - "Администратор" (Штирлиц, ESTJ)

отличает умение отделить главное от второстепенного. Как и все логики данный тип не терпит спешки, суеты и сопутствующей им нервозности. ЛСЭ деловиты, собраны, последовательны. В целом представители данного типа здраво оценивают собственные силы, поэтому в работе стремятся занять соответствующую им нишу. Сенсорика ощущений в творческом канале дарит ЛСЭ изысканный вкус и способность создавать красоту собственными руками. Женщины-ЛСЭ предпочитают в одежде эффектные, подходящие к фигуре фасоны и аксессуары. Красота в сочетании с функциональностью и полезностью - залог их успеха.

Недостатком ЛСЭ можно назвать их чрезмерную склонность к предсказуемости и стабильности (слабая интуиция времени). За боязнь жить одним днем их упрекают в консерватизме и недальновидности. Слабая этика эмоций дает неуверенность в незнакомой обстановке. Несмотря на то, что ЛСЭ экстраверты, они не склонны заводить новых отношений, руководствуясь принципом "старый друг лучше новых двух". Даже если семейная жизнь по каким-либо причинам не устраивает, ЛСЭ вряд ли пускаться в одинокое плавание.

Этико-интуитивный интроверт - "Гуманист" (Достоевский, INFJ)

на первом месте в иерархии приоритетов стоят вопросы человеческой этики и морали (этика отношений - базовая функция). Все его творчество заполнено поиском новых, более совершенных форм человеческих взаимоотношений. ЭИИ старается быть внимательным к каждой личности, поскольку она представляется ему целым миром, сосудом, в котором наравне с прекрасным заключены грубость, злоба и ненависть. Тип ЭИИ - это духовный и нравственный пастырь, наставник не зависимо от возраста. К нему устремляются "поплакать в жилетку" когда случилось горе или на душе скребут кошки. Совершая путь от понимания к прощению, представитель ЭИИ осуществляет свое предназначение.

К недостаткам типа ЭИИ относится недостаточная проявленность волевой сенсорики, выражающаяся в непримиримости к насилию над личностью. При этом их любимые выражения - все эпитеты "долженствования". В результате возникает излишняя суета там, где ее не должно быть. Проводя в философских размышлениях, порой не имеющих конкретного, земного применения дни напролет, ЭИИ не способен организовать собственный быт. Внешнее силовое давление губительно для ранимого, не способного противостоять натиску, ЭИИ. Представители данного типа отстаивают высокие, духовные идеалы, при этом отбрасывают и критикуют "мещанские" проявления: стремление хорошо одеться, вкусно поесть. Жертвенность ЭИИ порой может быть направлена на тех, кто в этом не так уж и нуждается.

Интуитивно-этический экстраверт - "Советчик" (Гексли, ENFP)

прирожденные психологи, консультанты и посредники. Представители данного типа самые живые, непосредственные люди из всех. Интуиция в первом канале дает им возможность с ходу уловить суть человеческих проблем и желаний. Они мыслят нетривиально, необычно и порой обнаруживают в собеседнике неизвестные ему достоинства и таланты. Среди ИЭЭ много изобретателей и первооткрывателей в области компьютерных программ и технике. Интуиция в сочетании с этикой проявляется в драгоценном чувстве такта. О таланте ИЭЭ в работе людьми хочется сказать отдельно. Все представители данного типа непосредственно обаятельны, теплы и внимательны. У них много разноплановых друзей и при этом все их любят за тонкое понимание человеческих проблем и особенностей. Если вам на пути встретился человек способный поддерживать хорошие отношения с бывшими женами, мужьями и коллегами по работе, то это скорее всего ИЭЭ.

Недостатком ИЭЭ можно назвать неумение заниматься работой, требующей кропотливости, планомерности, одним словом любой "сидячей работой". Представители данного типа подолгу тянут со сдачей дипломной работы, квартальной отчетности и любой другой важной документации (недостает проявления волевой сенсорики). Миролюбие и дружелюбие порой играет в жизни ИЭЭ злую шутку. Правда, иногда (чаще всего невпопад) они способны проявить железную волю и решимость идти до конца. Но потом сожалеют о резких словах и поступках, ищут возможности примирения.

Сенсорно-логический интроверт - "Мастер" (Габен, ISTP)

люди предпочитающие иметь синицу в руках, чем годами ловить журавля в небе. Сильная функция сенсорика ощущений дарует СЛИ талант во всем, что связано с работой руками. Отличительная черта данного типа - обустройство собственного быта. Эти люди знают толк в дизайне, мебели и обладают отменным вкусом. Одежду они предпочитают дорогую, подчеркивающую их солидный статус. А статус у них действительно высок. Как мужчины, так и женщины способны организовать доходный бизнес в торговле или производстве. А еще СЛИ - прирожденные кулинары. Процесс приготовления пищи для них сродни священнодействию. В этом им помогает сильная функция сенсорики ощущений. И даже если у них нет виллы на Канарах, а есть небольшой домик в ближайшем Подмосковье, поверьте, они сумеют по земному насладиться прелестью утренней пробежки по росе, запахом цветущей сирени и кружкой парного молока.

Недостаток СЛИ заключается в слабых функциях этики эмоций и интуиции времени. Как и ИЛИ, СЛИ испытывает трудности в выражении чувств и эмоций. Подспудно боясь быть неправильно понятым (СЛИ очень ранимы), он предпочитает не демонстрировать своего истинного отношения к людям вовсе. Однако если их унизить или публично осмеять, способны расплакаться и сорваться, накричав на обидчика. Представители данного типа помнят даже мелкие обиды, а уж после крупных разногласий способны вовсе разорвать отношения до конца жизни. Слабая интуиция времени у СЛИ проявляется в желании заранее распланировать всевозможные дела. Сюда относится их излишний консерватизм и осторожность. Они никогда не примут окончательного решения не разобравшись в вопросе до конца и не учтя всех деталей.



Глава 1.5

Отношения между типами (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
К комфортным отношениям относятся:

Тождественные отношения (отношения между отношениями одного и того же типа)

Обеспечивают наилучшее взаимопонимание, поскольку сильные функции совпадают. Благодаря этому партнеры действуют и думают во многом очень сходным образом. Недостатком отношений считается то, что в поведении другого нет элемента неожиданности. Кроме того, остается целый ряд жизненных проблем, которые не находят своего разрешения из-за того, что у обоих партнеров сильны одни и те же качества, тогда как противоположные не представлены вообще.

Дуальные отношения

Традиционно в соционике считается, что приоритетными во всех отношениях являются дуальные отношения, или, как их еще называют, отношения дополнения. Их преимущество в том, что каждый из взаимно дополняющих типов берет на себя именно те дела, с которыми ему совсем не сложно справляться и силу имеющихся у него функций. В результате у каждого человека возникает ощущение, что его дуал в нужный момент приходит на помощь именно в том, что трудно выполнить ему самому. Действительно, имея рядом с собой дуала, легче справляться с требованиями, которые предъявляет жизнь. Однако справедливости ради нужно отметить, что в отношениях между дуалами возникает немало трудностей именно в силу того, что сильные функции у них противоположные. Вместе это позволяет им удачно взаимодействовать с миром, но часто оборачивается непониманием между самими партнерами.

Отношения активации

Общение интересное, но неглубокое. Контакт нетрудно завязать, но так же легко и прервать. Для сохранения внимания к партнеру на более длительное время нужно прикладывать усилия. Желания вступить в дискуссию не возникает, так как споры оканчиваются обидами и психологическим отталкиванием. Длительное взаимодействие утомляет обоих, приводя к истощению сил.

Полудуальные отношения

Это тоже весьма благоприятные отношения, однако, в отличие от дуальных партнеров, полудуалы не могут обеспечить друг другу полноценную поддержку и восполнить недостатки другого. Если партнерам приходится заниматься общим делом, то в каких-то областях и тот и другой проявляют одинаковую несостоятельность. В результате начатое зачастую не может быть доведено до конца, что приводит к взаимному недовольству партнеров друг другом.

К нейтральным отношениям относятся:

Родственные отношеня

Партнеры во многом очень похожи друг на друга и, при установке на доброжелательное, тактичное поведение, могут успешно общаться, сотрудничать, поддерживать друг друга. Однако в силу определенных различий представители разных психотипов могут по-разному смотреть на мир, по-разному относиться к одним и тем же явлениям, задевая при этом слабые стороны другого. Здесь все зависит от дистанции, от внутреннего такта, от желания обоих партнеров поддерживать доброжелательные отношения. Важно также, чтобы интересы партнеров совпадали.

Деловые отношения

Общение не вызывает особого интереса, но поначалу присутствует уважение к партнеру. Через некоторое время обнаруживаете, что партнер оценивает вас довольно низко, не имея на то никаких оснований. Отвечая ему тем же, вы стремитесь как бы поставить его на место, доказав обратное. Длительное общение утомляет, потому что нет ни желания, ни сил как-то разнообразить наступившие «серые будни». Взаимность со временем все больше разрушается.

Миражные отношения

Партнеры ничего не имеют друг против друга, кажутся друг другу вполне милыми и приятными людьми. Они готовы проводить вместе свободное время, однако делать вместе серьезное дело трудно, потому что каждый из партнеров плохо понимает цели и намерения другого. Это вполне бесконфликтные отношения, но они не знают взлетов и падений. У партнеров нет взаимного активного интереса.

Отношения квазитождества

Партнеры отличаются по шкале рациональность-иррациональность. В целом взаимопонимание между ними неплохое, интересы близкие. Однако отношения не слишком прочные, и, если нет необходимости продолжать общение, партнеры легко расстаются. Можно охарактеризовать эти отношения как достаточно благоприятные.

Отношения погашения или полной противоположности

Весь набор функций у партнеров одинаков, кроме вертности - один экстраверт, другой интроверт. Казалось бы, у них должно быть много общего, однако на практике получается, что один смотрит на все как бы снаружи, другой - изнутри. Это приводит к непониманию друг друга. Партнеры не находят друг друга интересными, общение не слишком увлекает их. Если нет третьего человека, то общение вполне возможно, однако как только появляется кто-то еще, внимание одного из партнеров (как правило, экстраверта) переключается на него. Можно сказать, что в отношениях этого типа не хватает изюминки, хотя в то же время они вполне безопасные, партнеры не доставляют друг другу ощутимых неприятностей.

Отношения социального заказа (Заказчик - Подзаказный)

Представляют собой несимметричные отношения. Один из партнеров - так называемый Передатчик (Заказчик), другой - Приемник (Позаказный). Передатчик кажется Приемнику важным, значимым человеком. Он очень чутко прислушивается к тому, что требует от него Передатчик, пусть даже это будет только намек. Считается, что Передатчик, в свою очередь, не слишком обращает внимание на действия и слова Приемника, хотя надо отметить, что так бывает не всегда. Здесь нужно учитывать еще и социальный уровень партнеров. Если уровень Приемника выше, чем уровень Передатчика, взаимный и весьма плодотворный контакт вполне возможен.

К группе напряженных отношений относятся:

Отношения информационного конфликта

Особенность этих отношений в том, что каждый из партнеров, не стремясь к этому специально, невольно задевает самые слабые и уязвимые места другого. Это, разумеется, обоим неприятно. Однако отношения вполне можно поддерживать на бесконфликтном уровне, если соблюдать определенную дистанцию. Она избавит партнеров от столкновений, а стало быть, поможет поддерживать вполне нормальные отношения.

Отношения суперэго

Отношения весьма притягательные для обоих партнеров. Каждый может подставить свое плечо И предложить помощь в чем-то таком, что представляется другому партнеру трудным. Вместе интересно, но делать общее дело трудно из-за разницы в подходе, методах работы и так далее. Возможно возникновение напряжения в отношениях, взаимные обиды, разрыв отношений. Партнерам было бы неплохо делать паузы, периодически отдыхать друг от друга.

Отношения контроля

Еще один вариант несимметричных отношений. Для Ревизуемого они носят весьма неприятный характер. Ревизуемый реагирует на малейшее движение бровью своего Ревизора. В то же время Ревизор, как правило, и не подозревает о столь сильном эффекте своего поведения. Для Ревизуемого эти отношения, пожалуй, даже более болезненные, чем, например, отношения конфликта.









Практическая часть

Глава 2.1

В практической части нашей работы мы решили с помощью соционической таблицы определить свой тип.

Первое, что нам предстояло выяснить рационалы мы или иррационалы.

Кто вы? Рационал или Иррационал?

Иррациональность

Итак. Вас интересует, чем отличается Рациональный от Иррационального? Это очень просто. Что делать? Идите в гости. Лучше в выходной. Желательно с утра. И, самое главное, без предварительного телефонного звонка. Пришли? Звоните. Что Вам говорят? Сейчас халатик наброшу? А Вы слышите, что одной рукой набрасывается халатик, другой дается кому-то подзатыльник и что-то спешно распинывается ногами по углам? Добро пожаловать в гости к иррациональному! Да, ботиночки можно вот сюда, в уголочек, только сами запоминайте, куда их ставите, иначе, если собака не съест или дети с балкона не сбросят - сами уйдут. Уйдут - уйдут, у нас тут, знаете, все как-то ходит. Петелечки нет на Вашем пальто? Мелочи, мы уже забыли, как они выглядят. Вот сюда, пожалуйста... Да, вот так и живем... Ну, что ж, ремонт, конечно, собираемся, да вот не решили, когда начать, то ли на той неделе, то ли года через полтора. Хозяин? Обещал быть вчера, ждем послезавтра. Да все хорошо. Телевизор вот купили. Да, дорогой. Ну, где-то подзаняли, что-то подпродали. Хороший. Дети, правда, без нас его настроить решили. Не получилось у ребятишек. Да, не показывает, к сожалению. Вот, думаем, может, новый купим. Этот? Детям же надо с чем-то играть. Технику, да, очень любят. Чайку? У нас, правда, чашечки разные и сахара нет, но чаек хороший, индийский. Знали бы, что в гости зайдете, подготовились бы. Неудобно как-то. Мы, вообще-то, планировали сегодня в деревню, да, знаете, к старикам, к природе, да вот не сложилось. Да что-то настроение не то, решили дома, семьей. Вот Вы пришли, тоже радостно. А как у Вас? Все хорошо? А мы тут решили спортом заняться, как в телевизоре «Мама, папа, я - спортивная семья». Да, даже уголок купили спортивный. Что-то в нем не то, правда, было, бракованный, наверное, младшенький как полез, так и упал. Да, вывих. Так предупреждала же я их, спорт, он еще никого до добра не доводил! Что, уже уходите? Что ж так скоро? Три часа уже прошло? Надо же, а я на рынок собиралась, ну ничего, завтра схожу. Да. Вы заходите почаще, мы тут по-простому, посидим, поговорим, заходите.

И выходишь на улицу, и голова как-то сама собой гордо поднимается и думаешь: «Черт возьми, хорошо-то как! Не один я такой!».

второй аспект, сенсорики мы или интуиты.

Интуиция

Интуиция, в противоположность сенсорике - способность не столько игнорировать, сколько не замечать чего-то сиюминутного, объективно-реального. И если вы внимательно посмотрите вокруг - увидите нескольких, обычно худых и длинных, смотрящих как бы свысока, да и не на все вовсе, а как бы сквозь, и только они знают, куда они смотрят и что там видят.

Интуитивы обладают удивительной способностью смотреть не видя и видеть не смотря. Когда Интуитив идет по улице, он может смотреть и не видеть знакомых, машин, светофоров. Но он видит нечто, что было в прошлом или предстоит в будущем. И бесполезно спрашивать «Почему?». Не всякий Интуитив может или захочет говорить почему. В лучшем случае дождетесь: «Потому что» или «Сердце так вещует», так как им самим часто непонятен этот процесс. Больший объем информации у Интуитива обрабатывается подсознательно, сразу выдавая конечный результат. И один из них лучше ориентируется в потоке времени, чувствуя его, умея предвидеть прошлое, учитывает ошибки, избегая опасность; умея предвидеть изменения ситуации в будущем.

И есть другие, интуиция которых касается возможностей. Возможностей и способностей людей, идей об устройстве объективного мира, умения быстро уловить суть дела. Это перспективы, выдвижение гипотез, теория, проницательность, необычность, оригинальность, альтернатива, парадокс, сенсация. Как правило, это личности, которые особого трепета перед авторитетами не испытывают, им свойственно некоторое интеллектуальное высокомерие. Они обычно не заботятся о хлебе насущном, что «помогает» им держать форму. Холодноватый взгляд «отрезвляет» особо активных и ставит на свое место особо ретивых. «Быть радикальным - это значит понять вещь в ее корне» - говорил К. Маркс, ставя на первое место отношение к объективному миру. Интуитивы, для которых более значим субъект, человек, обычно соглашается с призывом Сократа: «Познай самого себя». Не отношение человека к другим людям, а именно отношение к самому себе чаще становится темой его размышлений. Считает, что человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.

Сенсорика

Если интуиция - воздух, то сенсорика - земля. Земля. Чувствуете? Что-то прочное, стойкое, живучее, плодородное, уверенное и красивое. Жизнь - это то, что лежит передо мной. Я вижу дождь - и в каждой капле - жизнь. И как капля, падая на землю, перестает быть каплей, так и каждая секунда моей жизни, уходит навсегда. И я не знаю, откуда они берутся и куда идут. Потом, я не знаю, откуда мы пришли и что будет дальше, но пока светит солнце и капля еще не упала на землю - я живу.

Пронзительное ощущение сиюминутного момента не дает сенсорикам взлететь, «прижимает» их к земле. Может быть поэтому они обычно округлые (если не сказать кругленькие). Великолепно разбираются в том, что вкусно, а что нет, что, после чего и в каком месте болит и как это вылечить, что красиво, что не красиво, что такое любовь и как это выглядит на практике.

Но, как это ни странно, сенсорики тоже бывают разные. Одни ориентированы на свои внутренние ощущения комфорта или дискомфорта, отдыха или усталости, здоровья или болезни, наслаждения или страдания. Для других более значимы цель, инициатива, настойчивость, требовательность, твердость, защита, оборона, обладание, агрессия, атака.

«Мне приходилось принимать плохие решения, но хорошее вот: если уж хотите поймать летящую пулю зубами, так хватайте ее изо всех сил. Играйте по-крупному» (Ричард Никсон). Сенсорики, ориентированные в большей степени на объективный мир - это стоики. Благородная простота жизни и спокойное принятие ее, долг перед близкими, мужество и честность. Они великолепно ориентируются в своих и чужих физических потребностях, знают о своих физических достоинствах и пользуются ими. Сенсорный элегантен для того, чтобы его заметили. О своем влечении он легко признается не только себе. Влечение - обыкновенное понятное явление, часть его прекрасной, здоровой натуры. Помните, у Ахматовой: «Благослови же небеса - ты первый раз одна с любимым».

Сенсорики, которые в большей степени ориентированы на свои внутренние ощущения, считают, что уверенность в завтрашнем дне - иллюзия и, поэтому, не стоит откладывать жизнь на завтра. Радость и счастье для себя и своих близких сегодня, сейчас - вот предмет его забот.

Сенсорики этого направления не вступают в борьбу за лидерство, за лучшее место под солнцем. Но на своей территории, за свое - борется, не уступая. Помните? «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим». Среди них много художников и политиков. Айвазовский, который писал свои пейзажи в голой комнате с темно-красными стенами, с окнами, выходящими на противоположную от моря сторону, способен был не только уловить ощущение, комфортность, среду, но запомнить и передать их настолько целостно, как может только человек, честный прежде всего перед самим собой.

третий аспект, логики или этики.

Этика

Сказать о том, что этик прекрасно разбирается в отношениях между людьми - значит ничего не сказать об этике. Он не просто разбирается. Он великолепно чувствует отношение других к себе, отношения людей между собой. Собственно, он не просто смотрит и изучает, он активно их моделирует. Было бы неверно предположить, что этики безусловно и всегда вежливы и приятны в общении. Да, конечно, но только тогда, когда им это нужно. В общем-то, они довольно легко ссорятся, мирятся, легко говорят о своих отношениях, чувствах другим. Установление психологической дистанции, любовь, дружба, симпатия, теплота, общительность и в то же время холодность, отчужденность, зло, безжалостность. Они просто воспринимают мир через отношения или чувство, эмоцию. Как и отношения между людьми, так и эмоции людей представляют для них ценность, будь они положительными или отрицательными. Если попытаться сравнить людей, то они как небесные тела: есть источники света и есть отражатели, те, которые сами не светят, но передают свет других. Этики - это своего рода светила, генераторы отношений, эмоций, которые распространяются всем и многие с благодарностью их принимают, впитывают и шлют дальше, отразив в них частичку своего тепла и своей души. И это могут быть эмоции радости или печали, воодушевления и депрессии, оптимизма, счастья, смеха и плача, пессимизма, недовольства. И все-таки..

Логика

У нас логики почему-то ассоциируются с. калькулятором: два пишем, три в уме. Некоторые из них живут в системе строгой иерархии и если в ней нет места факту - тем хуже факту. Да и занимаются они чем-нибудь таким: функционирование, организация, показатели, отчетность, выбор лучшего варианта из нескольких уже имеющихся. Основа жизни - формально-логические соотношения, организация, официальные отношения людей, аппарат. Вот они все знают. Что, почему, как, зачем, каким образом, и что из этого получится. Великолепно ориентируются в фактах, событиях, их причинно-следственной связи, легко отделяют главное от второстепенного. Оценивая людей, они руководствуются принципами «разумно-неразумно», «деловой-неделовой», достаточно ли логично действует человек, решая собственные проблемы. Если логику доведется побеседовать с кем-нибудь, то в отличие от этика, который будет уговаривать или ругаться, логик будет спокойно, оперируя фактами и цифрами, доказывать целесообразность или нецелесообразность того или иного поступка. Вот о чувствах не говорят. То ли стесняются, то ли не знают, что это такое, ведь «голосом разума» их не проверить. И все-таки, с ними лучше, чем без них.

четвертый аспект, экстраверт или интроверт.

Экстраверсия - интроверсия

Помните знаменитое Ленинское «От живого созерцания - к абстрактному мышлению и от него к практике»? Так внутренне работает экстраверт. То есть то, что происходит вокруг меня - это и есть объективная реальность, а я - лишь ее часть, частичка, и жизнь моя всецело зависит от того, что происходит вокруг. Может быть, именно поэтому для экстравертов бытие определяет сознание, а не наоборот. Экстраверт не то чтобы нивелирует собственную личность, просто он смотрит на нее как бы через призму вечной объективности. Да вспомните древних: Я - песчинка, ты - песчинка, и наша Земля - песчинка мироздания, летящая неведомо куда, существует только Космос, Мир, Природа, Бог и мы зависим от них и т. д. И совершенно иной взгляд: это Я - Космос, это Я - Галактика, и нет ничего более объективного, чем то, что происходит со мной, ведь я это вижу, слышу, ощущаю, это со мной всегда, а этот призрачный мир. Ну кто докажет, что когда я закрываю глаза, он не рушится, не исчезает, а может быть это только мое воображение, моя фантазия.

Экстраверт необходимый стимул для внутренней работы получает извне, перерабатывает его внутри и выдает опять во внешнюю среду, как бы находя подтверждение или опровержение своей внутренней работе. То есть объективная реальность является первичной, а свое внутреннее как бы потом. А подчас даже игнорируется. Экстраверты обычно болеют мало, но сильно, так как до тех пор, пока можешь ходить это как бы и не болезнь. И знаменитое «общественное выше личного» - тоже о них. Жертвовать собой и в прямом и в переносном смысле, отдавать себя чему угодно, но не себе - это экстраверт.

Интроверт как-то больше доверяет своему внутреннему. «Душа, душа, чего ты хочешь?» Здесь более ценятся свои мысли, чувства, желания.

Очень по-разному экстраверт и интроверт общаются с людьми. Для экстраверта люди - объекты. И если объект в чем-то не подходит, он достаточно легко заменяется другим. То есть значимость отношений между объектами для экстраверта невелика. «Подумаешь, ушла, да я себе в десять раз лучше найду» - скажет экстраверт и найдет. Для интроверта же главное - отношение. Ему довольно сложно их налаживать, и, наверное, поэтому он так бережлив. Он всегда пытается что-то исправить и восстановить. Мир интроверта держится на отношении.

Увидеть соционическую таблицу можно увидеть в проложениях.

В итоге, мы выяснили, что Диана иррациональный сенсорико-этический экстраверт- Наполеон.

А Настя иррациональный интуитивно-этический интроверт -Есенин.

Так же мы провели типирование некоторый наши одноклассников и выяснили, что чаще всего встечаются представители Дельты и Гаммы квадры, реже Альфы и Беты квадры

Бета - 4 человека

Альфа - 4 человека

Дельта - 13 человек

Гамма - 7 человек

На освоновании полученных данных мы можем сказать, что альфа и бета квадры наиболее малочисленны, и ознакомившись с трудами ученых социоников, мы пришли к выводу, что эта тенденция актуальна во всем мире.



Список используемой литературы

Ритчик Д.Ю., Филимонов С.В., Шепетько Е.В. Методическое пособие по теме: "Введение в соционику. Семантические поля аспектов". Свердловск. Рос. Открытый университет. Уральский учебно-консульт. Пункт. Уральская школа соционики. Центр изучения социально-психологич.типологий лаборатории психологии "ВЕЛГА" Вильнюсская школа соционики - 1991


Никонова М. А., Родина Е. Н. Перспективы соционики в современном обществе // Человек - Общество - Культура: сб. науч. тр. - Вып. 4. - Саранск, Мордов. гос. пед. ин-т, 2012. - 120 с. - С.82-85.

Сидорина Т. В. Практическое применение соционики в оценке и моделировании профессиональных групп // Вестник интегративной психологии. - 2007. - Вып. 5.

Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике - Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 1997. - 268 с.

Список интернет-ресурсов

socionika.info/

socionics.ru/







ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Соционика как способ исследования взаимоотношений людей

Соционика как способ исследования взаимоотношений людей







ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Соционика как способ исследования взаимоотношений людей







© 2010-2022