Методическая разработка по фортепиано

Раздел Музыка
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение практического применения гамм, арпеджио, аккордов в фортепианной школе с первого дня (из личного эксперимента преподавателя Дробышевской Е.А.)


Цель: Развитие фортепианной техники и умение теоретически анализировать произведения относительно музыкальных интервалов, аккордов, определяя тональность каждого, а также идентифицировать каждый музыкальный пассаж с пройденной гаммой.

Этот метод очень облегчает задачу при заучивании наизусть произведения, а также при подборе на слух. Учит ребенка мыслить глобально, запоминать крупные музыкальные блоки, схемы. При этом обозначая им удобную аппликатуру, развивая мышечную память рук, и в разы сокращаем время разучивания произведений.

Схемы изучения тональностей и гамм поурочно

Урок 1.

Знакомство с инструментом.

Играем звукоряд одним пальцем от «до» до «до» во всех октавах.

Играем квинту тонического трезвучия во всех октавах. Правой и левой руками (до-соль-квинта-основа аккорда)

Урок 2.

Учим звукоряд всеми пальцами в одну октаву, правой и левой руками отдельно.

Правая рука, пальцы: 123,12345. Левая рука, пальцы: 54321,321.

Играем квинты «до-соль» с переносом через октаву. Проучиваем до мажор двумя руками одновременно, комментируя вслух, какой палец каким играет. Важно запомнить что 5-ый с 1-ым, 2-ой с 4-ым, 3-ий с 3-им.

Выучили начало (три звука) и конец (три звука), звукоряда по этой формуле. Остается середина, где первый и второй палец меняются местами:

123 12 345

543 21 321

Объединяем эти формулы: начало: 5-ый с 1-ым, 2-ой с 4-ым, 3-ий с 3-им; середина и опять 3-ий с 3-им, 2-ой с 4-ым, 5-ый с 1-ым.

Гамма ДО МАЖОР в одну октаву готова (примечание: обязательно комментировать вслух какой палец с каким играет и находить середину, где первый и второй меняются местами).

Играть по 10 раз в день, выработать мышечную память в пальцах - вот главная задача этого этапа.

Урок 3.

Повторяем ДО МАЖОР в одну октаву. Выясняем, что главный звук этой гаммы - первый звук «До». Расширяем границы гаммы до двух октав, выяснив, чтобы продолжить движение не следует «закрывать» гамму пятым пальцем, а следует опять поставить первый и начать движение «все с начала».

Главная деталь: чтобы продолжить движение гаммы в следующую октаву надо поставить на главный звук «До» - два первых пальца - и следовать дальше по знакомой формуле. В конце второй октавы закрываем пятым пальцем. Гамма ДО МАЖОР в две октавы готова.

Урок 4.
Повторяем гамму до мажор в две октавы.

123 12 345 (1)

543 21 321 (1)= для продолжения

Главное: два первых пальца на главный звук для продолжения движения. В каждой октаве зрительно отмечать, где «главный звук», а где «середина», в которой первый и второй пальцы меняются местами. Гамма до мажор в 4 октавы готова (двумя руками!!!)

Также: квинты с переносами через октаву, но с добавление терции третьей ступени получается тоническое трезвучие.

Урок 5.

Итак, мы выяснили главное - схему пальцев (аппликатуру), которая остается на все стандартные гаммы, меняется лишь тональности главный звук. Следующая гамма по квинтовому кругу - РЕ МАЖОР, два знака.

Урок 6.

Учим аналогично. ЛЯ МАЖОР - (АНАЛОГИЧНО!!!)

Урок 7.

МИ МАЖОР (4 знака) - учим также по схеме, СИ МАЖОР удобно играть расходящуюся - она зеркальная.

Урок 8.

Закрепляем пройденное.

Вывод:

Итак, за первый месяц обучения ребенок осваивает принцип построения квинтового круга, укрепляет пальцы, развивает фортепианную технику, хорошо ориентируется на клавиатуре и в данных тональностях, узнает тональности в пьесах.

Изучение исполнения гамм, аккордов и арпеджио с первого дня - залог успеха юного пианиста.


© 2010-2022