- Преподавателю
- Музыка
- Методическая разработка по фортепиано
Методическая разработка по фортепиано
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Дробышевская Е.А. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Изучение практического применения гамм, арпеджио, аккордов в фортепианной школе с первого дня (из личного эксперимента преподавателя Дробышевской Е.А.)
Цель: Развитие фортепианной техники и умение теоретически анализировать произведения относительно музыкальных интервалов, аккордов, определяя тональность каждого, а также идентифицировать каждый музыкальный пассаж с пройденной гаммой.
Этот метод очень облегчает задачу при заучивании наизусть произведения, а также при подборе на слух. Учит ребенка мыслить глобально, запоминать крупные музыкальные блоки, схемы. При этом обозначая им удобную аппликатуру, развивая мышечную память рук, и в разы сокращаем время разучивания произведений.
Схемы изучения тональностей и гамм поурочно
Урок 1.
Знакомство с инструментом.
Играем звукоряд одним пальцем от «до» до «до» во всех октавах.
Играем квинту тонического трезвучия во всех октавах. Правой и левой руками (до-соль-квинта-основа аккорда)
Урок 2.
Учим звукоряд всеми пальцами в одну октаву, правой и левой руками отдельно.
Правая рука, пальцы: 123,12345. Левая рука, пальцы: 54321,321.
Играем квинты «до-соль» с переносом через октаву. Проучиваем до мажор двумя руками одновременно, комментируя вслух, какой палец каким играет. Важно запомнить что 5-ый с 1-ым, 2-ой с 4-ым, 3-ий с 3-им.
Выучили начало (три звука) и конец (три звука), звукоряда по этой формуле. Остается середина, где первый и второй палец меняются местами:
123 12 345
543 21 321
Объединяем эти формулы: начало: 5-ый с 1-ым, 2-ой с 4-ым, 3-ий с 3-им; середина и опять 3-ий с 3-им, 2-ой с 4-ым, 5-ый с 1-ым.
Гамма ДО МАЖОР в одну октаву готова (примечание: обязательно комментировать вслух какой палец с каким играет и находить середину, где первый и второй меняются местами).
Играть по 10 раз в день, выработать мышечную память в пальцах - вот главная задача этого этапа.
Урок 3.
Повторяем ДО МАЖОР в одну октаву. Выясняем, что главный звук этой гаммы - первый звук «До». Расширяем границы гаммы до двух октав, выяснив, чтобы продолжить движение не следует «закрывать» гамму пятым пальцем, а следует опять поставить первый и начать движение «все с начала».
Главная деталь: чтобы продолжить движение гаммы в следующую октаву надо поставить на главный звук «До» - два первых пальца - и следовать дальше по знакомой формуле. В конце второй октавы закрываем пятым пальцем. Гамма ДО МАЖОР в две октавы готова.
Урок 4.
Повторяем гамму до мажор в две октавы.
123 12 345 (1)
543 21 321 (1)= для продолжения
Главное: два первых пальца на главный звук для продолжения движения. В каждой октаве зрительно отмечать, где «главный звук», а где «середина», в которой первый и второй пальцы меняются местами. Гамма до мажор в 4 октавы готова (двумя руками!!!)
Также: квинты с переносами через октаву, но с добавление терции третьей ступени получается тоническое трезвучие.
Урок 5.
Итак, мы выяснили главное - схему пальцев (аппликатуру), которая остается на все стандартные гаммы, меняется лишь тональности главный звук. Следующая гамма по квинтовому кругу - РЕ МАЖОР, два знака.
Урок 6.
Учим аналогично. ЛЯ МАЖОР - (АНАЛОГИЧНО!!!)
Урок 7.
МИ МАЖОР (4 знака) - учим также по схеме, СИ МАЖОР удобно играть расходящуюся - она зеркальная.
Урок 8.
Закрепляем пройденное.
Вывод:
Итак, за первый месяц обучения ребенок осваивает принцип построения квинтового круга, укрепляет пальцы, развивает фортепианную технику, хорошо ориентируется на клавиатуре и в данных тональностях, узнает тональности в пьесах.
Изучение исполнения гамм, аккордов и арпеджио с первого дня - залог успеха юного пианиста.