Урок музыки Что такое опера?

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс

Тема урока: Что такое ОПЕРА?

Цель урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы

Задачи:

  • образовательная - познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто;

  • развивающая - развитие познавательного интереса учеников, музыкального слуха и памяти;

  • воспитательная - воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки, вокально-хоровые навыки.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, учебник, муз. синтезатор, mp3 файлы

План урока:

  1. Приветствие

  2. Организационный момент (создание позитивного настроя, благоприятной психологической и деловой обстановки)

  3. Работа по теме урока

    1. Исполнение песни

    2. Объяснение учителя

    3. Просмотр видеофрагментов

    4. Физминутка

  4. Закрепление урока (просмотр мультфильма и запись ответов на листе)

  5. Итог урока. Выставление оценок

Ход урока.

Приветствие.

Организационный момент.

Прежде чем начать наш урок, давайте настроимся и приведем в порядок наш голос, мысли и чувства. А заодно и поприветствуем наших гостей. Поможет нам в этом небольшая распевка. Распевка, которая называется «полиглот».

Hey! Hello! Bonjour! Guten Tag!

Welcome! - 4раза

Buenos Dias! Buenos Dias!

А теперь давайте вспомним и исполним песню Замыкая круг.

Исполнение песни «Замыкая круг»

Работа по теме урока.

Тема нашего сегодняшнего урока - ОПЕРА. А вы представляете себе, что это такое?

-Кто из вас бывал в театре?

- Какие видели спектакли?

Сегодня мы с вами побываем на музыкальном спектакле, где главную, ведущую роль играет музыка. Ну а пока давайте окунемся в историю, и перенесемся на несколько веков назад.

Шел 1600 год. Празднично разукрашенная Флоренция принимала все новых и новых гостей. Со всех концов Италии и из разных стран съезжались сюда знатные люди. Предстояли пышные торжества: свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя Флоренции герцога Медичи - Марии.

Семья Медичи славилась своим пристрастием к искусству, особенно любовью к театру и музыке, и все предвкушают, что на свадьбе смогут увидеть и услышать нечто совершенно необычное. Дворец уже полон гостей. Здесь собрался весь цвет итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы, актеры. Граф Барди, управлявший всей художественной жизнью дворца Медичи, подводит к публике и представляет неизвестного пока музыканта Клаудио Монтеверди.

Основной частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыгранная певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом певце Орфее. А расскажет нам немного об этой истории Руслан.

« В день свадьбы умерла его юная супруга Эвридика, и он спустился за ней в подземное царство мертвых.

Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать грозных богов. Смилостивились они над ним и отдали Эвридику с одним условием: Орфей не должен смотреть на Эвридику, как бы ни умоляла она его, пока не выйдут они из подземного царства. Но не сдержался Орфей, оглянулся на молившую сжалиться Эвридику и, лишь взглянув на нее, снова потерял ее, теперь уже навсегда…»

Грустная история юных влюбленных была разыграна как бы в назидание молодым. Однако поразил всех не сюжет - миф этот был уже давно всем известен, а то, как актеры исполнили его.

Новое произведение очень понравилось, но и вызвало множество споров.

« - Как можно! Так поют только мои крестьяне! - говорили одни…

- Но зато это так понятно, так просто и захватывающе, - парировали другие…

- Синьоры! Господа! Прошу выслушать меня, положил конец спорам граф Барди. - Я объясню наш замысел, мы решили, что неплохо было бы, чтоб древнегреческий миф прозвучал так, как никогда еще не звучал. Мы стали прислушиваться к нашей речи и услышали в каждой разговорной интонации свою музыку. Люди говорят так выразительно, разнообразно, то гневаясь, то веселясь, скорбя или радуясь! Мы услышали музыку речи.

Композитор Пери переложил на музыку то, что создал поэт Оттавио Ринуччини. Получилась речевая мелодия - речитатив. А по подробнее о том, что это такое мы узнаем от Марины.

Речитатив - это первая ступенька на пути от разговорной речи к пению. В опере речитативу уделяют огромное значение. Вместо того чтобы сказать свою фразу, певец её поёт. При этом музыке здесь композитор уделяет не очень большое значение. Мелодия здесь незамысловатая.

- Удачная находка! - воскликнул слушавший Монтеверди…

Это действительно была удачная находка. Она положила начало созданию произведений, которые стали называть, в отличие от музыкальных драм, операми, что означало по-итальянски «труд, сочинение».

И первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди.

Реформа Монтеверди.

Монтеверди почувствовал, что речитативы в музыке являются вспомогательными, не главными, что мелодия должна литься, захватывая и завораживая слушателя своей красотой, чего не было в речитативах, и он стал чередовать речитативы с распевными мелодиями, выражавшими переживания героя. Эти мелодии стали называться «ариями»

Что такое ария и какую роль она играет в опере расскажет нам Арыстан.

Слово «ария» итальянского происхождения и обозначает оно песню. Это сольный музыкальный номер в опере. Арии исполняются главными героями оперы. В опере их обычно не очень много, так же, как и главных персонажей. Ария раскрывает образ главного героя, рисует его музыкальный портрет. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. В отличии от речитатива огромное значение в арии уделяется музыке. Это очень распевные мелодии.

Монтеверди применил одновременное пение нескольких голосов - хоры и ансамбли.

- Какую роль играет в опере хор? Катя

Хор в опере не просто какая-то поющая масса людей, а именно действующее лицо, коллективный герой спектакля. Хор - это коллективный артист, исполняющий вокальную музыку, одетый в театральный костюм. Хор в переводе с латинского обозначает «Толпа».

Оркестр стал у него играть самостоятельную роль, исполняя вступление к опере и к различным действиям, создавая нужное настроение.

Так возникла опера - самый сложный из всех видов музыки жанр.

Что же значит это слово?

«Опера», - в переводе с итальянского означает «труд, сочинение».

Самые первые опыты, не имея точного определения только что возникшего жанра, именовались: «сказание в музыке», или «музыкальная повесть», и к этому названию обязательно прибавлялось - «труд» или «сочинение» такого-то композитора. Позднее длинное название сократилось, и осталась лишь короткая приписка - «опера». Так возник новый музыкально-театральный жанр.

То есть, Опера - это музыкально-драматическое представление, спектакль.

Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты - всё разворачивается на сцене во время исполнения оперы, и мы с волнением следим за судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело смеёмся вместе с ними. Воздействие оперы огромно. Оценивают и описывают спектакли - театральные критики. При всей своей сложности опера очень проста и доходчива, мы убедимся с вами в этом сегодня на уроке.

Оперы бывают самыми разными, и комическими, и историческими. Но самыми зрелищными, самыми увлекательными всегда были и остаются оперы сказочные. С одной из них мы сегодня с вами и познакомимся. Это опера-былина «Садко». Я просил вас прочитать дома былину о Садко.

- Чем прославился этот Новгородский музыкант?

- На каком инструменте он играл?

-Молодцы, вы знаете былину, а теперь обратимся к творцу, который увековечил Садко в своей опере.

- Догадайтесь, о ком идет речь?

- Написал 15 опер, 8 из них на сказочный сюжет.

- Главной любовью своей жизни считал не только музыку, но и море. С детских лет он мечтал обогнуть на корабле земной шар, впоследствии его мечта сбылась.

- Узнали, кто это? Николай Андреевич Римский-Корсаков

- Назовите произведения Римского-Корсакова. «Снегурочка», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», симфоническая сюита «Шехеразада». Во многих произведениях композитора звучит тема моря, но особенно ярко эта тема проявляется в опере «Садко».

Композитору приглянулась былина о новгородском музыканте, и он переработал ее, превратив в литературный сюжет, на основе которого и была написана опера. Сначала Римский-Корсаков сочинил симфоническую картину «Садко». Позже он ее использовал для создания оперы-былины. Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Былину не только можно рассказать, но и спеть и даже поставить оперу


У меня в руках специальная книга, она довольно внушительна.

- Что же на ней написано? Либретто. Это и есть литературная основа оперы, именно по либретто композиторы сочиняют музыку к своим операм или балетам. Либретто целиком подчинено музыке.

Либретто переводится как «маленькая книжечка», хотя и выглядит она довольно серьезно.

Обычно любая опера начинается увертюрой - оркестровым вступлением. В это время занавес еще закрыт, на сцене нет ни одного актера, звучит лишь музыка, которая настраивает нас на предстоящий оперный спектакль. Вступление к опере "Садко" - это музыкальная картина моря, имеет подзаголовок "Океан- море синее"

Прослушивание увертюры к опере Садко

Охарактеризуйте её, какие инструменты исполняют эту тему (музыка вступления рождается из короткой нисходящей интонации, состоящей из трёх звуков, тему исполняют низкие струнные).

Далее события разворачиваются следующим образом. Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру. Как вы думаете, что чувствует в душе Садко? (он обижен и раздосадован). Какую по настроению песню будет петь Садко, оказавшись на берегу Ильмень - озера? (грустную, печальную). Давайте прослушаем эту песню. Называется она "Ой, ты тёмная дубровушка".

Это первая музыкальная характеристика главного героя оперы. В песне Садко изливает свою печаль и думы заветные. Мы с вами знаем, что все голоса подразделяются по высоте, какие вы можете вспомнить голоса?


  • Сопрано

  • Альт

  • Тенор

  • Бас

  • Баритон

А какой голос у главного героя? Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко? Но ведь гуслей нет в симфоническом оркестре, а как вы думаете, каким инструментом здесь заменили звучание гуслей. Такой ход называется в музыке - звукоподражание.

Сладкая песня его привлекает стаю белых лебедей, которые, доплыв до него, превращаются в красных девиц. Это прекрасная Волхова, младшая дочь царя Морского, со своими сестрами. Хороводная песня, которую играет Садко, заставляет танцевать и морскую царевну.

Просмотр видеоролика превращение лебедей.

Оперные спектакли бывают очень затяжными, и длятся они порой около 3-х часов. Не каждому под силу выдержать такое долгое представление, поэтому во время спектаклей всегда бывают перерывы. Они называются антракты.

Давайте и мы с вами возьмём антракт, и немного отдохнём

Зарядка для глаз «Музыкальная карусель»

В следующей сцене Садко и Морской царевны много сольных номеров. "Кто же ты, девица?" - спрашивает Садко. Морская царевна ему отвечает:

" Долетела песня твоя до глубокого дна Ильмень - озера.

Сёстры мои позаслушались,

пуще их всех позаслушалась я - позаслушалась, пригорюнилась.

Вот и вышла - повышла я с сёстрами на зелен луг да на крут бережок.

О, разгони же тоску ты кручинушку, песню весёлую спой.

Наигрыш ты заиграй переборчатый- сёстры круги заведут".

По её просьбе Садко поёт песню "Заиграйте, мои гусельки"

Просмотр видеоролика "Заиграйте, мои гусельки"

В это песне у Садко и Волховы начинается диалог, они с помощью речитатива переговариваются. Такой разговор двух персонажей в опере называется дуэт.

Наступает рассвет. Морским царевнам пора возвращаться на дно морское. Волхова с сестрами исчезает в волнах.

Дальше действие происходит на пристани. Снарядив корабли, Садко отправляется в далёкое плавание. Двенадцать лет свободно путешествовал Садко, но однажды его корабль был остановлен волшебной силой: то морской царь разгневался, что Садко не платил ему дань столько лет. Дружина бросает жребий, кому спуститься на дно морское, на поклон морскому царю. Жребий падает на Садко - и вот он со своими гуслями садится на воду на доску и опускается на дно.

Садко опускается в терем морского царя, грозно встречает его царь. Морская царевна просит его не гневаться, а велеть лучше Садко песню спеть. Понравились песни морскому царю, и он решил женить его на своей дочери.

В свадебном торжестве принимают участие все живые существа, живущие в морских глубинах: рыбы, улитки, раки, морские чудовища. В самый разгар веселья появляется Старчище-могуч-богатырь и приказывает Садко вернуться на землю, а морскому царю - отпустить с ним дочь, которая станет рекой, вытекающей из Ильмень-озера.

Завершающая картина - прощание Волховы с Садко, спящим на берегу Ильмень-озера. В центре этой картины царевна Волхова. Она должна исчезнуть, покинуть человеческий образ. Ей суждено превратиться в реку Волхов, и в образе реки она будет рядом с Садко навсегда.

Прощаясь с Садко, она пропоёт колыбельную песню.

Просмотр видеоролика «Колыбельная Волховы»

Садко пробуждается и после многолетнего отсутствия, освобожденный от волшебных чар, возвращается в Великий Новгород, где его встречают заждавшийся народ.

Перед городом несет свои воды река Волхов, на которую любуется и радуется сбежавшийся народ. Все поют славу Садко и его дружине.

В опере «Садко», как и в любой сказке, много чудес. А какое чудо сотворило искусство?

Оно превратило фантастическое существо, бездушную красавицу Волхову, в чудесного доброго человека, которая горячо любит и готова отдать свою жизнь во имя счастья людей.

Закрепление материала.

Просмотр видеоролика мультфильм под названием «Пиф-паф», где есть указания на элементы оперы. Взаимопроверка учащихся. Правильные ответы на доске.

А сейчас, ребята, давайте вспомним и исполним песню о нашей любимой школе.

Исполнение песни любимая школа.

Итог урока.

Коль спектакль завершился -

Слышно «Браво!», комплименты;

А артистам, в благодарность,

Дарим мы… аплодисменты!

Подарим друг другу аплодисменты!

Урок окончен, до свидания.


Выставление оценок.



© 2010-2022