• Преподавателю
  • Музыка
  • Урок по искусству (музыка) на тему «Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки» (5 класс)

Урок по искусству (музыка) на тему «Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки» (5 класс)

Данный ресурс содержит в себе конспект урока, размещенный в виде технологической карты урока, в которой, на каждом этапе урока расписаны используемые приемы, УУД.Ресурс подготовлен в соответствии с рабочей программой для общеобразовательных учреждений "Искусство. Музыка. 5-9 классы". Авторы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Данный ресурс соответствует теме раздела "Музыка и литература", подразделу "Опера".Место урока в программе: III четверть, первый урок.К ресурсу прилагается презентация....
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 9» г. Воронежа















Урок по искусству (музыка) для 5 класса


«Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки»









Подготовил: учитель музыки

Пчелинцева Лариса Петровна


















Воронеж

2016



5 класс. III четверть

Урок 1


Тема раздела: «Музыка и другие виды искусства».

Тема урока: «Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки».

Цель урока: самостоятельно находить и исследовать информации об оперном жанре; понять взаимосвязь музыки и литературы; находить ассоциативные связи между художественными образами и музыки; сотрудничать с одноклассниками в процессе коллективных творческих поисков.

Задачи:

- Научить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

- Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

- Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки - опере как синтетическому виду искусства.

- Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

- Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

- Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Тип урока: комбинированный.

Методы: метод активного чтения, метод актуализации знаний; проблемного обучения, РКМ.

Приемы: «Музыкальный момент», «Корзина идей», «однозначных ответов «да» - «нет», «Кластер», «Инсерт», работа в парах (работа в группах), «Виртуальная экскурсия», «Анкета».

Планируемые результаты:

Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения, наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства.

Метапредметные:

  • познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

  • коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

  • регулятивные - организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивают результаты деятельности.

Музыкальный материал урока:

  • М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент.

  • М. Глинка. Финальный хор «Славься» Из оперы «Жизнь за царя».

Оборудование: фортепиано, маркерная доска, маркер.

Методическое обеспечение: УМК «Искусство. Музыка». 5 класс (В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак).

ИКТ: компьютер, мультимедийные презентации к уроку (PowerPoint и elite Panaboard book), проектор, мультимедийная доска.





Технологическая карта урока искусства (музыка)

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы.

Формируемые УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивые УУД

Личностные результаты

1) Организационный этап.

Вход в класс. Презентация, слайд 2.(Звучит видео фрагмент хора «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.)

Дети рассаживаются по своим местам.

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя. Подготавливаются к уроку.

Прием «Музыкальный момент»

Планирование и регуляция своей деятельности.

Развить мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Вы обратили внимание на то, какая музыка звучала при входе в класс? Она поможет вам определить тему сегодняшнего урока. Для этого попрошу вас задавать мне вопросы, имеющие отношение к этому фрагменту. Отвечать на вопросы я буду короткими словами «да» или «нет».

Обучающиеся задают вопросы.

Прием «однозначных ответов «да» - «нет».

Строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем. Уметь задавать вопросы.

Саморегуляция волевых усилий.

Формирование смыслов учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, учебных мотивов.

3) Актуализация знаний.




Презентация, слайд 3.

- А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Учитель записывает по середине маркерной доски слово ОПЕРА.

- Перед вами корзина идей. Запишите в своих тетрадях все, что вам уже известно об опере.


- Обсудите свои записи, работая в паре.


- Предлагаю высказаться об опере по цепочке. Каждый желающий назовет только одно сведение, факт по теме (без повторов!).

Все сведения будет записывать на доске (в корзину) без комментирования мой помощник.

Ответы лицеистов.



Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме.


Групповой этап: учащиеся (по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией.

Коллективный этап работы.



Из учеников выбирается помощник, который «наполняет» корзину.




Прием «Корзина идей».

Составление списка "известной информации", систематизация материала (графическая: заполнение в виде текста).

Строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.




Уметь работать индивидуально.



Уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать в паре.

Уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками.


Уметь самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности.


Саморегуляция волевых усилий.



Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.




4) Первичное усвоение новых знаний.





Подготовка к смысловому чтению. Учитель раздает обучающимся информационный текст об опере.

Презентация, слайд 4.

- Достаточно ли этих знаний, что бы понять и полюбить оперу?

- Что еще вы хотели бы узнать об этом жанре?


- Откуда вы можете взять ответы на свои вопросы?

- Предлагаю прочитать статью, которая, возможно, даст вам ответы на некоторые ваши вопросы. По ходу чтения статьи делайте в тексте карандашом пометки согласно слайду.

Высказывания обучающихся.

Ученики задают и записывают в свои тетради вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Индивидуальная работа с текстом.





Методы активного чтения (приема «Инсерт»)

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Развить навык постановки проблемных вопросов; совершенствовать навыки развернутого речевого высказывания.



Уметь работать индивидуально с текстом. Владеть письменной речью, монологической контекстной речью.


Самостоятельно выбирать цели и способы решения учебных задач;

планировать собственные действия.



Саморегуляция волевых усилий.

Владеть основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, учебных мотивов.

5) Первичная проверка понимания

Презентация, слайд 4.

- Заполните таблицу по образцу на слайде. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту.

- Давайте проверим и обсудим записи. Что вам было уже известно?

Что узнали нового? О чем думали иначе? Что осталось не понятным? О чем хотели бы узнать более подробно?

Обучающиеся заполняют таблицу.



Обсуждение записей, внесенных в таблицу.

Высказывания обучающихся.

Приема «Инсерт».

Владеть письменной речью.



Уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, учебных мотивов.

6) Первичное закрепление



Презентация, слайд 5

Просмотр фрагмента видео файла «Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки.

Учебник «Искусство. Музыка» 5 класс. Т.И. Науменко, В.В. Алеев (с. 96).

- Вернемся в театр оперы и балета. Занавес еще закрыт. Зрители в театре заняли свои места. Дирижер за пультом. Оркестранты на своих местах в оркестре. Звучит …

- Чем же открывается музыкальный спектакль? Где взять эту информацию прямо сейчас?

- Откройте § 15 вашего учебника, найдите, прочитайте нужную вам информацию.

- О чем рассказывает музыка увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки?

Обучающиеся слушают учителя.




Ответы обучающихся

Работа с учебником. Самостоятельный поиск нужной информации.

Высказывания обучающихся.


Прием «Виртуальная экскурсия».













Владение навыками работы с учебником; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организации, преобразование, сохранение и передача.




Уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально.



Владеть устной речью.





Саморегуляция волевых усилий. Выполнять учебные действия.

Формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, учебных мотивов.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


- Давайте подведем итог вашей работы, записав информацию, добытую вами, об опере в виде кластера.

- Кто хочет из вас продолжить работу эксперта?

Выбирается один обучающийся, который будет заполнять кластер «Опера».

Заполнение кластера «Опера».

Систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организации, преобразование, сохранение и передача.



Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Презентация, слайд 6.

«Дневник музыкальных наблюдений».

1. Учебник §15. Записи в тетради.

2. «Дневник музыкальных наблюдений». Выполнить задания на с. 11.

Учитель отвечает на возможные вопросы.

Обучающиеся записывают задания в дневник.

Ребята могут задать вопросы.


Владеть письменной речью.

Планирование собственных действий.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, учебных мотивов.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)



























Презентация, слайд 7.

- Чему был посвящен урок?

- На этом разговор об опере не заканчивается. Он продолжится на следующем уроке.

А пока заполните (устно) анкету, представленную на слайде:

- Сегодня я узнал (а)…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я выполнял (а) задания…

- Я понял (а), что…

- Теперь я могу…

Я научил (-ась) ся …

- У меня получилось…

- Я смог (ла)…

- Я попробую…

- Меня удивило…

- Урок дал мне для жизни…

- Мне захотелось…

- Кто из вас остался доволен своей работой?

Учитель озвучивает оценки за урок, устная похвала наиболее отличившимся ребятам.

Ответы на поставленный вопрос.















Индивидуальные высказывания обучающихся.















Прием «Анкета».

Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.








Владеть устной речью.




Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.


















Адекватно воспринимать оценку учителя.





Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, учебных мотивов.






© 2010-2022