- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока по музыке Два лада, 2-й класс
Конспект урока по музыке Два лада, 2-й класс
Раздел | Музыка |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Костикова М.С. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока музыки
ФИО Костикова М.С.
Место работы АНО «СОШ «Премьер»
Должность учитель музыки
Предмет Музыка
Класс 2
Тема урока Два лада
Цель урока: дать представление о ладе как одном из важнейших выразительных средств музыки.
Задачи:
образовательные - дать понятия: лад, мажор, минор, тоника; показать влияние лада на характер мелодии;
воспитательные - воспитывать у учащихся живой активный интерес к музыке; воспитывать эмоциональный отклик на разнообразный характер музыки
развивающие - развивать у учащихся ассоциативный ладовый слух; развивать эстетический вкус к произведениям музыкального искусства.
Содержание урока: понятие о ладе, мажор и минор, устойчивые и неустойчивые ступени, тоника.
Материалы и оборудование: портрет Г.Свиридова; иллюстрации картин: Н. Нестеров «Два лада»; И.Левитан «Солнечный день. Весна», «Березовая роща», М.Моргунов «Дождливый день», Л.Скобелин «Дождь»; карточки с изображением солнышка и тучи; аудиозапись; нотные сборники.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Формирование универсальных учебных действий:
-познавательные: формирование первичных представлений о ладе; развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству; умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; отвечать на простые вопросы учителя, самим задавать вопросы; осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания.
- регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; удерживать внимание на данном виде деятельности; осуществлять самооценку выполненного действия.
- коммуникативные: участие в коллективном обсуждении; формулировать собственное мнение; воспринимать музыкальное произведение и мнение одноклассников; сохранять дружеские отношения с окружающими.
-личностные: оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности; научиться ладить друг с другом, строить дружеские отношения между людьми для совместной деятельности и счастливой жизни.
Ход урока:
-
Организационный момент
Приветствие учащихся
2. Работа по теме урока
У:- Хорошее это славянское слово ЛАД. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье, костюм ладно сшиты. Много можно привести примеров с этим корнем и все слова окажутся светлые, дружелюбные. Недаром ЛАД во многих славянских языках означает согласие, мир, стройность, порядок. Но какое отношение все эти понятия могут иметь к музыке?
(Для активизации мыслительной деятельности обучающимся демонстрируется картина М. Нестерова "Два лада". Дети рассматривают картину, обсуждают, как ладят между собой два лебедя и князь с княгиней. Ребятам предлагается пояснить значение этого слова, которое часто встречается в жизни, подобрать синонимы, а из них наиболее удачное слово. Обучающиеся предлагают варианты: "дружба", "умение не ссориться, понимать друг друга", "жить мирно").
У:- Музыка - это искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Если мы будем нажимать клавиши рояля или дергать струны гитары как попало: никакой музыки не получится. Значит ЛАД - это не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой. Без лада нет мелодии.
Музыкальный лад - это своего рода конструктор. Его детали - музыкальные звуки. Из звуков лада можно построить неисчислимо много разных мелодий.
Одни звуки - устойчивые. На них музыка может остановиться или закончиться. ( Пример: звучит мелодия русской народной песни "Как под горкой", которая заканчивается устойчивым звуком "до").
Другие звуки лада - неустойчивые. Если на них остановиться, то музыка будет звучать незаконченно.
(Пример: звучит мелодия русской народной песни "Уж как по мосту-мосточку", последний звук которой не звучит, что создаёт ощущение незавершённости.
Учитель помогает детям сформулировать понятие "лад" в музыке: "Согласие между устойчивыми и неустойчивыми звуками называют ладом".
(Далее учитель сообщает, что в музыке основными являются два лада - мажор и минор).
У:- Мажор, минор - эти слова вошли в нашу обиходную речь (например: «У Кати сегодня минорное настроение», мы понимаем - грустное). Мажорный - значит бодрый, веселый. Минорный - грустный, печальный.
Практическое задание.
1. Учащиеся делятся на три команды. Задание - определить лад музыкальных примеров.
Каждая команда получает карточки с изображением солнышка (мажор) и дождевой тучки (минор). Звучит пять музыкальных примеров: П.Чайковский «Болезнь куклы», Украинский народный танец «Казачок», П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», П.Чайковский «Неаполитанская песенка», П.Чайковский «Старинная французская песня». Если музыка в мажоре - следует поднять карточку с изображением солнышка, если в миноре - тучки. Обосновать свой выбор, рассказав о характере музыки.
2. Звучит произведение Г. Свиридова «Весна. Осень».
Какие времена года «рисует» композитор?
3. Русская народная песня «Как у наших у ворот».
Учитель исполняет песню, учащиеся определяют характер и лад песни (веселая, радостная, лад мажорный). Затем разучиваются слова и мотив песни. В заключении учащиеся должны исполнить песню и обыграть ее.
Итог: ЛАД - важнейшее средство музыкальной выразительности, без лада нет мелодии.
-
Итог урока.
У:- Что такое лад?
(Лад - это согласие)
У:- Какие два лада в музыке вы знаете?
(Мажор и минор).
У:- Какими красками вы нарисовали бы "мажорную" картину, а какими - "минорную"?
(Ответы учащихся)
Учитель оценивает работу детей на уроке, благодарит за сотрудничество и выражает надежду на то, что каждый из ребят будет жить в ладу с другими людьми и с самим собой.
Домашнее задание:
Кроссворд "Выразительные средства музыки
1. Согласие звуков.
2. Сила звука.
3. Окраска звука.
4. "Зерно", из которого вырастает музыка.
5. Одноголосная музыкальная мысль.
6. Скорость звучания.
7. Чередование долгих и коротких звуков.
Учитель оценивает работу детей на уроке, благодарит за сотрудничество и выражает надежду на то, что каждый из ребят будет жить в ладу с другими людьми и с самим собой.
.
Используемая литература:
Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах» Аудиокнига ,2009г.
Ю. Булучевский, В. Фомин «Краткий музыкальный словарь для учащихся» Ленинград, Музыка 2003г
Нотные сборники: А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»;
П. Чайковский «Детский альбом»