• Преподавателю
  • Музыка
  • Диалог и педагогическая поддержка как метод раскрытия творческого потенциала одаренных детей

Диалог и педагогическая поддержка как метод раскрытия творческого потенциала одаренных детей

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диалог и педагогическая поддержка как метод раскрытия творческого потенциала одаренных детей

Жмулина Елена Олеговна МОУ Красноэховская средняя общеобразовательная школа, учитель музыки Iквалификационной категории, Гусь-Хрустальный район, Владимирская область, п. Красное-Эхо.

Согласно позиции Бахтина, диалог - это форма «взаимодействия между равноправными и равнозначными сознаниями», в ходе диалога происходит самопознание личности, диалог не имеет смыслового конца. Для предмета "Музыка" диалог - одно из центральных понятий. Это, прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Диалог на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Большое внимание на уроке я уделяю слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка. Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Я не тороплюсь с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, я вместе с ними ищу художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. Дети прочувствуют, осознают и ответят. Более того, учитывая специфику урока музыки, я использую не только вопрос как традиционную форму общения, а высказывание-раздумье, высказывание-проблему, высказывание-отношение. Некоторых учеников трудно привлечь к общему разговору на уроке. Самолюбие, порой болезненно проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят, они стесняются выражать свои мысли, боясь выглядеть неловкими и смешными. Я отношусь к ним с особым вниманием, терпением, поощряя их попытки высказаться о музыке. Важно понимать природу коллективного размышления детей о прослушанной музыке, учитывать закономерности общения в создании коллективного отношения к музыке. Размышления детей на уроке музыки - это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его. Для меня важно не только содержание, но и интонации речи ученика. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи - восхищении, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Все выше сказанные методы, помогают мне как учителю в выявлении и распознавании способных и одаренных детей. Их немного, но они есть и с ними необходимо вести дальнейшую работу, учитывая их индивидуальную траекторию как во внеурочное время, так и на уроках. Это занятие очень интересное и увлекательное , но на него необходимо время, а у нас- педагогв его не так и много.

Хочу рассказать, как я в своей профессиональной деятельности занимаюсь этим увлекательным делом. В сельской школе поселка Красное-Эхо я работаю учителем музыки 18 лет, а так же совмещаю с работой педагога-организатора. Считаю себя креативным, неравнодушным к детям человеком. За время работы меня всегда интересовали дети, которые имеют задатки одаренности или просто способности. И я задалась вопросом как работать с такими детьми и какую помощь и поддержку можем им оказать мы-педагоги? Ведь педагоги в наше современное время перемен должны и работать по-новому, по-современному. К своему глубокому сожалению, пришла к выводу что учителя - «урокодатели», а это еще раз доказывает, что заниматься выявлением одаренных детей на уроках и во внеурочное время нет времени, главное - усвоить программу!!! А как же быть детям, которые остаются без внимания? Которые хотят знать больше? Которым скучно от постоянных повторений, определений, заучиваний?

Я, как председатель экспортной группы учителей музыки в районе поднимала этот вопрос на районных методических объединениях, на педагогических советах в школе, общешкольных родительских собраниях, участвовала в конкурсах методических материалов по данной проблеме. Но говорить можно очень - очень долго, и с 2009 года начала действовать. Организовала круг единомышленников их, к сожалению оказалось немного). И работа закипела, сначала медленно и с трудом, но потом налаживалась система и приносила определенные результаты. Так- как я была инициатором этой идеи, а я -учитель музыки, мы начали выявлять музыкально-одаренных детей. Всю работу разделили на три основных этапа.

Подготовительный: провели обследование( диагностика одаренности ) и выявили детей начального и среднего звена с начальными признаками одаренности в области музыки. Всего 5 детей: 3-вокальные данные (наследственные и природные); 2-природный слух и ритм. Взяли их на контроль. Исследовали их успеваемость на уроках, заинтересованность в учебе. Работа проводилась с учителями - предметниками. Эта работа показала, что эти ребята академически неуспешны, к учебе относятся пассивно, без интереса. Они больше предпочитают активную творческую деятельность, нежели учебную. К сожалению, при академической неуспеваемости одаренность этих детей игнорировалась педагогами. На этом этапе были встречи с родителями этих учащихся, с целью познакомить с результатами обследования. ( обрадовать, что ваши дети талантливы и этот талант необходимо развивать совместной работой), но на все встречи родители среагировали с улыбкой. Беседы с родителями показали, что одним родителям главное-учеба, а другим и вовсе все-равно (неблагополучные семьи).

На основном этапе составили план работы с этими ребятами на уроках и во внеурочное время в рамках дополнительного образования. Добились того, что учителя стали больше уделять внимание этим детям на уроках и во внеурочное время. На уроках музыки (дети с задатками музыкальной одаренности) использовала такие методы, как игра детей на инструментах, пение сольных песен, уроки-концерты. Главную роль на уроке отводила диалогу, в который эти ребята стали вступать все активнее. Установила связь с администрацией музыкальной школы, которая пошла на уступки в том, что двое ребят будут посещать занятия игры на аккордеоне ( сама аккордеонистка, могла во многом помочь), сначала бесплатно, а позже за пол-цены, т.к дети на опеке.

На третьем этапе (результативном) дождались первых результатов. Они были незначительными, но это тоже результат-главное для самих ребят. Они стали чувствовать себя увереннее и на других уроках, более ответственней относится к урокам. Результатами были:

-Призовые места на школьных и районных конкурсах.

-Участие в праздничных концертах.

- Участие во Всероссийской викторине по искусству «Ничто не забыто, никто не забыт!».

Главное для меня было то, как дети стали относиться к своим способностям. Они стали больше работать над собой, улучшилась успеваемость, поведение (двое ребят стояли на внутришкольном учете), более увереннее стали общаться со сверстниками. Родители стали по - другому относиться к своим детям

(« …он же у меня талантливый»). Педагоги стали больше присматриваться к этим ребятам, находить в них лучшие стороны (раньше не видели и не хотели видеть).

Начиная с 2009 года эта работа в школе стала системной, Для себя же я сделала вывод, что моя работа в этом направлении просто необходима, что дети нуждаются в моей помощи и поддержке, что эту работу я буду продолжать и ежегодно выявлять все больше и больше талантливых детей. Пусть нет никаких данных о том, что особо напряженные занятия ребенка каким-либо видом деятельности приводят впоследствии к исключительным успехам в соответствующей области. Но и противоречащих данных тоже практически нет.



© 2010-2022