• Преподавателю
  • Музыка
  • План-конспект открытого урока «Музыкальная литература» по теме Музыка в театре. Опера

План-конспект открытого урока «Музыкальная литература» по теме Музыка в театре. Опера

Данный план-конспект урока может использоваться не только в общеобразовательной школе, но и на занятиях по предмету "Музыкальная литература" или "Слушание музыки" в Детских Школах Искусств" или других учебных учреждениях (включая дошкольные).На данном занятии учащиеся не только воспринимают необходимую информацию, но и принимают активное участие в проведении урока, демонстрируя свои знания в этой области, приводя различные примеры, пробуя свои силы в театральном жанре.В конце урока учащимся пред...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект открытого урока «Музыкальная литература»

преподавателя Мартемьяновой О. Н.


Дата проведения:

Место проведения: МБОУ ДОД «Детская школа искусств г. Нарьян - Мара»

Тема урока: «Музыка в театре. Опера»

Технические средства:

Перечень используемых на уроке аудио-, видеозаписей, наглядных пособий:

-TV с USB -входом, ж/диск с видеоматериалом

-DVD - проигрыватель

Оборудования урока:

-Магнитно-маркерная доска

-Иллюстрации по теме урока

-Кроссворды

-Фортепиано

Цель урока:

- Познакомить учащихся с жанром «опера»

- Расширить знания учащихся о театре, музыкальных и сценических жанрах.

Задачи урока:

-Ознакомить учащихся с жанром «опера»

- Развивать способность размышлять о музыке и произведениях композиторов разных эпох

-Формировать интерес к процессу обучения

-Воспитать музыкально-художественный вкус и интерес к предмету «Музыкальная литература».

Тип урока: комбинированный

Форма урока: групповое занятие (учащиеся 4 класса 7-летнего срока обучения -народное, эстрадное и струнно-народное отделение)

Методы реализации поставленных задач:

-метод развивающего обучения

-словесный (беседа, рассказ, объяснение)

-наглядный (иллюстрации)

-проблемно-поисковый

-метод игровой мотивации

-концентрический метод изучения теоретических сведений

Анализ результатов урока:

В результате данного урока обучающие получили и освоили первичные знания по теме «Жанр «Опера»». В процессе занятия использовалась как коллективная, так и индивидуальная работа с учениками. Учащиеся принимали активное участие в обсуждение данной темы, высказывая свои впечатления.


Ход урока:

1.Организационный момент

-Ознакомление присутствующих с группой - учащиеся 4 класса народного, оркестрового и струнно-народного отделений 7-летнего срока обучения.

-Подготовка учеников к проведению урока, к участию в обсуждении данной темы, к восприятию нового материала, ознакомление с планом урока.

-На доске закрыты кроссворды с терминами, которые в процессе прохождения открываются.

2.Повторение ранее пройденного материала - блиц-опрос

-Понятия - театр и амфитеатр - иллюстрации, балет, пантомима (игра «мим»).

-Кто задействован в постановке балета? Что выходит на первый план - пение или танец? Мы с вами знаем, что через жесты, мимику человек может передать свои чувства, эмоции…Попробуем? (передача эмоций детьми - радость, печаль, тревога, счастье,…). Вспомним небольшой фрагмент вступления к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик».

?Какое настроение заложено в этом спектакле?


  • Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» - вступление - - просмотр DVD -диска

? - для чего даётся вступление к балету? - приготовить слушателя к восприятию музыкального действия

3. Объяснение нового материала

Мы с вами уже знаем, что в театре идёт показ спектаклей различного вида. С одним из них мы уже познакомились - это балет. Кроме балета, существует ещё один очень крупный жанр, где главная роль принадлежит не танцевальным движениям, не хореографии, а вокалу. Что это за жанр? - ОПЕРА.

Это произведение так же пишется для театра. Кто был в театре? Что смотрели?

Здесь все чувства, переживания, все диалоги персонажей положены на музыку (какие чувства, эмоции мы с вами передавали? а можно передать их в пении?)


  • Импровизация мелодии на слова - Какой сегодня день? (с разными интонациями)

На улице всё тает

Наше пение очень похоже на интонацию речи - речитатив (полупение - полуречь).

План-конспект открытого урока «Музыкальная литература»по теме Музыка в театре. Опера.План-конспект открытого урока «Музыкальная литература»по теме Музыка в театре. Опера.

Так вот, Опера - это самое крупное музыкальное произведение, в котором объединены различные виды искусства (драматургия, музыка, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореография (балет).

Поэтому до того, как мы с вами увидим афишу с предстоящим спектаклем, необходимо поработать многим людям - профессионалам. Кто принимает участие в постановке оперы, кроме исполнителей? - сценарист, режиссёр, светорежиссёр, декоратор, костюмер, гримёр, хореограф, хормейстер, …

План-конспект открытого урока «Музыкальная литература»по теме Музыка в театре. Опера.

Ребята, как вам кажется - было бы интересно приходить в оперу и слышать голую музыку, без текста? Музыкальное произведение доступнее для слушателя, если на него будет положен текст, правильно? - либретто (итальянское слово «libretto» означает «книжечка»), А кто сочиняет либретто? - либреттист или сам композитор

? - А когда же возникла опера? Как вам кажется?

Опере уже более 500 лет. Опера появилась в Италии, в г.Флоренция в начале 17 века.

Шёл 1600 год. Празднично разукрашенная Флоренция принимала всё новых гостей. Со всех концов Италии и из других стран съезжались разные знатные люди. Намечалось торжество - свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя Флоренции герцога Медичи - Марии.

Семья Медичи славилась своим пристрастием к искусству, особенно любовью к театру и музыке. Все предвкушают, что на свадьбе смогут услышать и увидеть нечто необычное. Во дворце собрались поэты, музыканты, композиторы, актёры. Основной частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыгранная певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом певце Орфее…

Всех присутствующих в то время поразил не сюжет - миф был давно известен, а то, как актёры его исполнили…

«В день свадьбы умерла его юная супруга Эвридика и юноша спустился за своей женой в подземное царство. Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать грозных богов. Смилостивились они над ним и отпустили Эвридику с одним условием: Орфей не должен смотреть на Эвридику, пока они не выйдут из подземного царства. Но не сдержался Орфей, оглянулся на молившую сжалиться Эвридику и…

? - как бы вы закончили эту историю?

Окончание данной истории композиторы рассматривают по-разному. Например, К. Глюк решил показать оптимистическое завершение оперы.


  • Просмотр фрагмента оперы К. Глюк «Орфей и Эвридика» - финал - хоровая сцена

Это была удачна находка игры актёров. Она положила начало созданию произведений, которые стали называть «операми». Протяжные мелодии, исполняемые персонажами спектакля получили название - «ария» (с итальянского - дух, дыхание, т.к. для того, чтобы произнести длинную фразу, надо набрать в лёгкие побольше дыхания).

? - А кто помнит, что такое речитатив?

? - когда появилась опера?

Самые первые оперы назывались «сказание в музыке», «музыкальная повесть». И к этому названию обязательно добавлялось «труд» или «сочинение» такого-то автора…

Поначалу спектакли предназначались только для богатых людей. Но позже в разных странах стали открываться музыкальные театры, доступные для более широких слоёв городского населения, и опера постепенно заняла важное место в жизни общества.

В 18 веке опера распространилась в Европе, во Франции, Австрии и к опере обращались почти все композиторы (Бетховен, Моцарт, Чайковский, Бородин, Балакирев). В России она появилась лишь во время правления Петра I и первые спектакли были приняты публикой неоднозначно, исполнялись на итальянском языке. Русский текст в опере зазвучал лишь в 19 веке.

Содержание опер различно.

?Как вам кажется, какие бывают оперы по содержанию? - исторические (М. И. Глинка «Иван Сусанин», М. П. Мусоргский «Борис Годунов», А. П. Бородин «Князь Игорь»), сказочные (Н. А. Римский-Корсаков «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане»), бытовые (П. И. Чайковский «Евгений Онегин»).

И опять вспомним о балете. Что звучит перед представлением? - вступление - увертюры.

Увертюра - это оркестровое вступление, музыка которой кратко передаёт содержание оперы, подготавливает слушателя к восприятию спектакля. Увертюру исполняет симфонический оркестр.

План-конспект открытого урока «Музыкальная литература»по теме Музыка в театре. Опера.

Оперный спектакль, как и балет, подразделяется на: действия или акты, действия - на картины, а картины - в свою очередь - на сцены. Самое большое число действий в спектакле - 4.

Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром - недаром с оперой связывали свою творческую деятельность Ф. Шаляпин, И. Козловский и многие другие.

Партия каждого персонажа пишется для определённого голоса - высокого, низкого или среднего (на доске - термины). Все певцы различаются по высотности своего голосового диапазона. Так самый высокий женский голос - сопрано (партия Снегурочки в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»). Среди известных сопрано - гречанка Мария Каллас, Антонина Нежданова.


  • Н. А. Римский - Корсаков фрагмент оперы «Снегурочка» (ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» -

? - сколько человек исполняет произведение - один - ария, а если 2 вокалиста поют - …?три…

Средний женский голос - меццо-сопрано: Ирина Архипова, Елена Образцова (Кармен в опере Ж. Бизе «Кармен»)


Контральто - самый низкий женский голос. Он довольно редкий и отличается грудным звучанием и особой выразительностью. Для этого голоса часто пишут партии персонажей - юношей, исполняемые певицами


  • Н. А. Римский - Корсаков фрагмент оперы «Снегурочка (3 песня Леля)

Самый высокий мужской голос - тенор. Для тенора написаны партии Ленского в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин»

  • П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (ария Ленского)

Баритон - средний мужской голос (Дмитрий Хворостовский, эстонец Георг Отс). Звучит значительно и важно. - Фигаро в опере Д.ж. Россини «Севильский цирюльник»


Самый низкий мужской голос - бас (Фёдор Шаляпин, Евгений Нестеренко)


  • М. И. Глинка опера «Иван Сусанин» (ария Сусанина)

4.Закрепление пройденного материала

-Решение кроссвордов по пройденной теме

В заключении урока мы порешаем кроссворд, где вы постараетесь вспомнить термины, о которых сегодня узнали.

А на следующем уроке мы познакомимся с первой национальной русской оперой, которая принадлежит перу М. И. Глинка «Руслан и Людмила»

План-конспект открытого урока «Музыкальная литература»по теме Музыка в театре. Опера.5. Задание на дом.

-Решить кроссворды.


© 2010-2022