«Частушка-архаизм или современность?»

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока

Тема урока: «Частушка- архаизм или современность?»

Учебный предмет, класс: музыка, 6 класс

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: совершенствовать знания учащихся о частушке, как о жанре народного фольклора.

Форма урока: урок-исследование.

Планируемые результаты: Учащиеся узнают об особенностях музыкального жанра Частушка, систематизируют полученные знания по теме, расширят представления о многообразии частушки, сумеют применить знания, полученные на уроке.

Задачи:

Регулятивные

- познакомить с историей возникновения, развития и становления частушки;

- определить характерные признаки частушки;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

- организовывают свою деятельность.

Познавательные

- развивать умение сравнивать разные жанры музыкальных произведений;

- формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы;

- совершенствовать навыки работы с музыкальными источниками;

- развивать творческие способности обучающихся;

Личностные, коммуникативные

- углублять интерес обучающихся к истории создания музыкальных произведений;

- формировать у обучающихся эмоциональное отношение к музыкальным произведениям;

- раскрыть влияние музыки на состояние человека;

- продолжать формирование интереса к предмету;

- оценивать результаты деятельности.

Используемые методы обучения:

- методы обучения ПДО - подводящий и побуждающий диалоги;

- исследовательский;

- метод художественно-творческого моделирования;

- наглядный;

- словесно-практический.

Формы организации обучения:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Оборудование:

  1. Хрестоматия к программе по музыке для 2 класса.

  2. Фонохрестоматия: В.А.Моцарт «Рондо в турецком стиле».

  3. Карточки с названием музыкальных терминов: «рондо», «рефрен», «эпизод», «кода».

  4. Текст песни Д. Кабалевского и В.Викторова «Зачем нам выстроили дом?».

  5. Портрет В.А.Моцарта.

  6. Схематическое изображение «Сказки о рыбаке и рыбке» в форме «Рондо» (для каждого ученика).

  7. Раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.

  8. Компьютерная презентация.

  9. Знак «?»





Ход урока.

I этап. Организационный момент Актуализация знаний..

Учитель приветствует учащихся.

- Ребята, скажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?

- А как вы считаете, музыка способна изменить настроение человека?

- А какие музыкальные жанры на ваш взгляд могут повлиять на эмоциональное состояние людей?

(дети высказывают свои предположения).

II этап. Постановка проблемы.

- Замечательно! А могли бы вы определить жанр музыкального произведения, которое я хочу предложить вашему вниманию?

(звучат народные частушки в исполнении бабушки-частушечницы).

После прослушивания дети высказывают свои предположения относительно услышанного музыкального жанра. Все сходятся на мнении, что это частушки.

- А что такое частушка? Что вы знаете о ней?......

- А что бы вы хотели узнать об этом жанре народного творчества?

(вопросы детей вывешивать на доску?)

- А как вы думаете, уральская частушка отличается чем-нибудь от частушек других регионов?

- А все ли хотят узнать побольше о частушках или кому-то эта тема кажется скучной и не современной?

-Вам интересно мнение известных людей о частушках?

(прочитать детям 2 альтернативных высказывания о частушках)

- Чьё мнение вам кажется правильным?

(возникает спор, рождается проблема)

- Посмотрите, ребята, вопрос один, а сколько мнений? Вам бы хотелось найти ответ на ваш вопрос?

- Итак, как по вашему будет называться тема нашего урока? (Уральские частушки)

Учитель: Давайте, проверим ваши предположения, правильны они или нет и возможно, мы сегодня сделаем музыкальное открытие.

А для этого нам нужно набрать как можно больше информации.

III этап. Поиск решения проблемы.

Учитель: Я предлагаю вам изучить информацию, предложенную в текстах. Задание вы видите на слайде.

IV этап. Воспроизведение знаний.

(дети работают в группах, делают пометки в тетрадях и в рабочих листах)

Группы, отчитывающиеся у доски, вывешивают свои рабочие листы на доску.

Учитель: Итак, мы узнали об истории возникновения частушки как жанра, о разнообразности тематики частушек, об отличительных особенностях уральских частушек.

Учитель: Ребята, как вы думаете, ответили мы на вопрос урока о современности или не актуальности такого жанра как частушка и в частности Уральская или нет?

Ученики: Да, мы узнали… и ответили.

V этап. Применение.

Учитель: А как вам кажется, может ли частушечный жанр использоваться ещё где-то кроме как в народном творчестве?

Ученики: да, ??

V этап. Применение.

Учитель: Учитель: Итак, О чем мы сегодня с вами узнали?

Мы узнали об истории возникновения частушки как жанра, о разнообразности тематики частушек, об отличительных особенностях уральских частушек.

Учитель: Ребята, как вы думаете, ответили мы на вопрос урока о современности или не актуальности такого жанра как частушка и в частности Уральская или нет?

Учитель: А как вам кажется, может ли частушечный жанр использоваться ещё где-то кроме как в народном творчестве?

Ученики: да, ??

IV этап. Рефлексия.

Учитель: - Какое открытие вы сегодня сделали?

- Понравилась ли вам новая музыкальная форма?

- Что больше всего понравилось на уроке?

- А помните ли вы, что в начале урока мы решили провести творческое исследование о влиянии музыки на настроение человека? Я хочу предложить вам снова выбрать цветную карточку, которая соответствует вашему настроению в конце урока и объясните свой выбор.

V этап. Домашнее задание.

1. Написать эссе на тему «Рондо», изобразить новую форму в разных вариантах (стихи, поделки, рисунки);

2. Найти примеры формы «Рондо»

© 2010-2022