• Преподавателю
  • Музыка
  • Доклад О творческих взаимоотношениях и их влиянии на исполнительский уровень хорового коллектива

Доклад О творческих взаимоотношениях и их влиянии на исполнительский уровень хорового коллектива

Раздел Музыка
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О РОЛИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ХОРОВОМ КЛАССЕ

«Чтобы уметь зажечь,

нужно гореть самому».

Вячеслав Тихонов,

народный артист СССР

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ - один из древнейших видов искусств, в наши дни, к счастью, переживает новый взлет. Демократичность и доступность данного вида творческой деятельности позволяет людям любого возраста объединяться в хоровые коллективы для совместного музицирования. Занятия музыкальной певческой деятельностью это не только процесс нравственного, духовного обогащения людей, не только возможность достижения эмоционального подъема и радости от совместного исполнения прекрасной музыки, но и возможность сохранения и оживления величайших культурных памятников человечества, созданных композиторами всех времен и народов.

Необходимость и потребность в обмене творческим опытом, в творческом общении и возможности реализовать свои исполнительские достижения привели к тому, что на территории России появилось и успешно действует большое количество хоровых фестивалей и конкурсов различного уровня - от районных до международных.

Работая в течение 15 лет с тремя концертными хоровыми коллективами в качестве концертмейстера и хормейстера, мне довелось участвовать в десяти международных конкурсах и более чем пятидесяти фестивалях в различных городах России. За это время было услышано огромное количество хоровых коллективов различного уровня - очень хороших, хороших, средних и, иногда, плохих. И что характерно: если хоровой коллектив успешно выступает со своей концертной программой, занимает высокие места на конкурсах, то на сцене мы видим и слышим прекрасного концертмейстера. Это, как правило, замечательный музыкант, чуткий к акустическим особенностям зала и рояля, к дирижерскому жесту, с великолепным чувством ансамбля и ритма. И дело не только в самом сценическом выступлении. Невозможно создать хорошо поющий хор, если с хором работает слабый концертмейстер. Чтобы хоровой коллектив имел возможность достижения высоких результатов, с ним должен работать хороший концертмейстер, неравнодушный и неутомимый. И тут обозначается круг вопросов. Вопрос хормейстера: как привлечь к работе с хором профессионального концертмейстера. Вопрос пианиста: как стать хорошим профессионалом.

Любой пианист заканчивает специальное учебное заведение как исполнитель. Он учился на исполнительском факультете. Конечно, в учебном плане были предметы «концертмейстерский класс» и «педпрактика». В этих классах студенты имели возможность научиться азам профессии «концертмейстер» и «преподаватель». Однако ни для кого не секрет, что не каждый замечательный пианист может стать хорошим педагогом. Педагогика - это несколько иная сфера творческой деятельности. И уж тем более, не каждый хороший пианист может стать хорошим концертмейстером. Молодой специалист, который умеет сразу все и на высоком уровне - большая редкость. Однако концертмейстера можно воспитать в процессе совместной творческой деятельности и создания благоприятных условий для реализации его исполнительского мастерства. Быть концертмейстером хора значит иметь возможность выходить на сцену. Сцена - это святое место для каждого музыканта. Реализация своего исполнительского мастерства и успешность - не пустые слова в нашей профессии. Именно они помогают нам «идти на работу, как на праздник», несмотря ни на что. Работа в хоровом классе дает нам такую возможность.

Выдающийся руководитель московской детской хоровой школы «Весна» А.С.Пономарев в 2002 году в г.Самара, будучи председателем жюри конкурса «Самарская Лука» на подведении итогов сказал такую фразу: «Неправильно объявлять со сцены: концертмейстер такая-то, или такой-то. Нужно говорить: партия фортепиано - … Но в классе, на репетициях он должен быть именно концертмейстером, то есть помощником руководителя, а не просто аккомпаниатором». И действительно, во время выступления хорового коллектива на сцене происходит совместное творчество ансамбля - дирижер, хор и пианист. И фортепиано в этом процессе сотворчества не обрамление картины, а часть самой картины. Однако, прежде чем выйти на сцену, хоровой коллектив проходит долгий репетиционный процесс. Многие и многие часы занятий посвящены не только разучиванию произведений, но и не менее важному делу - воспитанию детей и созданию хора, как единого, дружного, стремящегося к успехам коллектива. И в этой работе концертмейстер должен быть активен и полезен руководителю хора. Многое в этом взаимодействии «дирижер - концертмейстер» все-таки зависит от руководителя хорового коллектива, от того как он себя позиционирует. Почти все музыканты - в какой-то степени эгоцентрики, особенно дирижеры. И это не недостаток, а необходимая черта для достижения успеха в профессии. Дирижер должен быть яркой, сильной личностью, способной своей волей собрать вокруг себя коллектив единомышленников. Однако, если дирижер считает, что он - начальник и поэтому все будет так, как он сказал, то хороший пианист в его хоровом классе надолго не задержится. Другой же руководитель коллектива видит свою миссию в том, чтобы правильно распределить роли и задачи, определить цели на каждом конкретном этапе и пути для достижения этих целей. От дирижера зависит, какую атмосферу для работы коллектива он создаст. Пианист, который знает, что к его мнению (касаемо выбора репертуара, трактовки произведений, темпов и т. д.) прислушиваются или хотя бы выслушают; которому не делают замечаний при детях, не бросит работу в хоровом классе.

К другому вопросу - как стать хорошим концертмейстером. Неравнодушие, практика и опыт сделают свое благое дело. Нужно быть очень хорошо готовым к занятиям, знать партитуру, а не только клавир, уметь играть любую партию с любого места, а для этого знать словесный текст, уметь играть партии и все вместе, и в любых сочетаниях, не уповая при этом на свое умение читать с листа. Умение читать с листа, конечно, очень важно для успешной работы. Однако, не надо забывать, что отдавая основное свое внимание нотному тексту, можно упустить что-то важное, что в это время происходит на уроке. Недопустимо разучивание каких-то фрагментов непосредственно на хоровых занятиях. Но и этого мало. Необходимо каждую минуту, каждую секунду быть включенным в процесс, работать с полной эмоциональной отдачей. Если пианист играет формально, то и дети с полной отдачей работать не смогут. В наше время учащиеся почти не ходят на концерты классической музыки, слушают записи разве что на уроках музыкальной литературы в ограниченном количестве. А это значит, что игра пианиста на хоровых занятиях в значительной степени способствует формированию у детей чувства стиля и формы. Они должны слышать, например, что произведения В.Моцарта и И.Дунаевского играются и, соответственно, поются разным звуком.

Определенным итогом совместной работы творческого ансамбля - дирижер, хор и пианист становится концертное выступление. И иногда случается так, что волнение становится значительной помехой для возможности показать свой наилучший результат. Позволю себе дать несколько практических советов молодым концертмейстерам по этому вопросу. Необходимо, прежде всего, определить природу волнения. Часто его появлению способствует недостаток концертной практики. И если коллективу предстоит серьезное выступление, например, на конкурсе, то желательно было бы до этого запланировать несколько «домашних» концертов, «обкатать» программу на менее ответственных сценах. Иногда волнение возникает просто от неуверенности в себе, и в глубине души концертмейстер понимает, что партия недостаточно хорошо выучена. Значит, нужно больше заниматься самостоятельно, чтобы впредь не испытывать подобное «удовольствие». Ежели все давно выучено, а волнение не отпускает, то можно некоторое время поработать самому с собой, как психолог с пациентом. Можно, например, убедить себя в том, что данная программа была играна тобой успешно, и не один раз. Что тебе приходилось играть и гораздо более сложные произведения, и ты с этим успешно справлялся. И наконец, что на сцене стоит 30 (40, 50) детей и ты, взрослый человек, педагог не имеешь морального права их подвести и свести на «нет» полугодовой труд стольких людей. Очень помогают самостоятельные занятия на разных фортепиано. В часы, когда нет уроков и аудитории свободны, можно поучить программу в разных классах, на разных инструментах. Работайте над собой, и результат не заставит себя ждать!

В заключении, хотела бы пожелать всем преподавателям и концертмейстерам, работающим с детскими хоровыми коллективами удачи и успехов в нашей непростой, но очень важной творческой деятельности. На этом пути бывают и удачи, и неудачи; не всегда достигается ожидаемый или желанный результат, поскольку природа нашей деятельности, а следовательно и её оценка, в какой-то степени субъективна. Пусть проблемы и неудачи не станут поводом опустить руки, а станут толчком для достижения новых творческих вершин!

Стелла Семенова

преподаватель, концертмейстер,

зав. отделением хорового пения

МБОУ ДОД ДШИ № 10 г.Ульяновска


© 2010-2022