• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект интегрированного урока по ОПК и музыке на тему «Колокола на Руси. Быль старинную вещая …» (5 класс)

Конспект интегрированного урока по ОПК и музыке на тему «Колокола на Руси. Быль старинную вещая …» (5 класс)

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок в 5 классе

(Основы православной культуры - музыка)

Тема урока: «Колокола на Руси. Быль старинную вещая …»

Цели: знакомить учащихся с историей колокола, показать натуральное звучание колоколов и имитацию звона в музыке;

развивать умение слушать и чувствовать музыку;

воспитывать желание заниматься самовоспитанием, любовь к искусству, патриотизм.

Материалы для проведения урока:

Аудио - С.В.Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром №2, 1 часть (фрагмент);

«Благовест» Новодевичий монастырь;

Песня диакона Николая Червона «По промыслу Божьему».

Ход урока:

1.Организационный момент

Учащиеся входят в класс под песню «По промыслу Божьему»

2.Основная часть.

Вопросы:

1.О чем рассказывает музыка?

2. Как вы думаете, чему посвящено наше занятие?

Память об исторических событиях бережно храниться в сердцах людей. Образы древних городов с прекрасными памятниками зодчества, творения древних иконописцев, народные сказания, песни, былины пристают как живые свидетели героического прошлого нашего народа. Свидетелями истории России являются и колокола.

Ребенок:

Колокола!

Ваш звучный звон -

Язык земли,

Меня вскормившей.

Живет в вас радость,

Кличь и стон,

Как отголосок

Жизни бывшей.

(Г. Голуб)

Беседа к презентации

-Ребята, у вас есть уроки, на которых вы получаете новые знания, и перемены, на которых отдыхаете и играете. И вы бы, наверное забыли обо всех уроках, если бы не звонок, который своим звоном напоминает вам, что пора настроиться на серьёзный лад и продолжать учиться. Так же и в жизни, человек занят своими проблемами, и он бы, наверное, не вспомнил о храме, если бы не колокольный звон.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Колокола…»

Самостоятельная работа ( работа по карточкам)

  • Созывают верующих к Богослужению;


  • Возвещают о времени совершения особенно важных частей Богослужения(перед Евангелием);


  • Оповещают о какой-либо опасности или несчастье(пожар), во время войны призывали народ на защиту Отечества;


  • Указывают звоном в ненастную погоду дорогу заблудившимся путникам;


  • Оповещают народ о победе, приветствуют победителей;


  • Собирают людей на народное собрание (в древние времена)


  • Оповещают о времени


  • Говорят о хорошей погоде


  • Возвещают о выходных


  • Звонят об умерших


Ученики выбирают правильные варианты ответов на вопрос:

-Когда звонят в колокола?

(Проверка по слайду компьютера)

Внимательно и сосредоточенно всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы нередко можем своим внутренним слухом услышать ту или иную музыку.

( Показ репродукций картин )

Вопросы:

  1. Какая музыка звучит у вас в душе, когда вы смотрите на эти картины?

Ответ: Звучат колокола.

Звучит колокольный звон.

Вопросы:

  1. О чем говорили с вами колокола?

Ответы детей

  1. В вашем понимании, какого цвета праздничный звон? Покажите цветной карточкой.

Ответ детей.

  1. Почему?

Ответ: В праздники со всех колоколен звучал, взбудоражено - радостный гул, который заполнял собою праздничный воздух. Мы смотрим на красную поверхность и чувствуем: упруго- волнующее беспокойство, в душе остается свет, возбуждение, кипучее жаркое состояние.

Беседа о посте

-Как вы готовитесь к семейным праздникам?

-Как подготовиться к Православному празднику?

Такой подготовкой души и тела к празднику считается пост.

Пост - время, когда человек старается стать лучше, добрее.

В Православной Церкви установлены постные дни, когда верующие ограничивают себя в еде, развлечениях, а главное - стараются всегда поступать правильно, по законам совести. В эти дни особенно заботятся о том, чтобы очистить душу от грехов. Посты бывают разные. Одни длятся всего один день, но зато каждую среду и пятницу. Другие посты более длительные. Они продолжаются многие недели и нужны, чтобы человек мог подготовиться и достойно встретить православный праздник. Самый большой пост перед Пасхой. Называется он Великим.

Пост - это ограничения, которые человек накладывает на себя добровольно, чтобы воспитать свою душу. Ведь, для того чтобы стать добрым, справедливым, отзывчивым на горе чужого человека, нужно иметь большую силу воли. Например, тебе хочется обидеться на кого-нибудь, а ты должен себе это запретить.

- Что нужно делать, чтобы быть здоровыми и не простужаться?

- Что нужно делать для укрепления силы воли, чтобы не болеть душевно, чтобы к нам не приставал вирус зла?

Смысл поста не только в том, чтобы ограничивать себя в еде, а по-настоящему поститься значит воспитывать себя, закалять свой характер, избавляться от плохих привычек!

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Многие русские композиторы были верующими людьми. Поэтому они включали звучание колоколов в свои произведения. Давайте послушаем с вами фрагмент из произведения русского композитора. Ваше задание: рисунком передать состояние души и тембровую окраску произведения.

Звучит фрагмент из 2 концерта 1 части С. В. Рахманинова.

Ваши рисунки показали ту «палитру чувств», которая преобладает в произведении композитора. Это и романтическая приподнятость чувств, и яркая эмоциональность, непосредственность, искренность, внутренняя сила и динамизм. Композитор чувствовал приближающуюся эпоху революционных бурь и потрясений, что отразилось во 2 концерте для фортепиано с оркестром. Русская народная песня, русский пейзаж, история многострадальной России - все отражено в ваших творческих работах.

Вопросы:

1.Музыка какого композитора беседовала с нами?

Ответ: Музыка С. В. Рахманинова ( 1873- 1943 гг.) образец мелодической широты, упругости и гибкости, изменчивости ритма.

  1. Скажите, пожалуйста, в произведении звучали колокола или имитация колокола?

Ответ: Имитация набата.

  1. Почему уничтожались церкви и колокола в годы революции?

Ответ: У колокола, как у человека, есть язык. Своей «речью» они могут призывать на борьбу против лжи, несправедливостью. Мерилом праведности и добра являлся колокольный звон: голос чище звона, слава, что звон - так говорили о том, что было достойно всеобщей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.

Физкультминутка

Раздается звон маленького колокольчика.

Вопросы:

  1. Что звучит сейчас?

Ответы.

2.Сообщение о Валдайском колокольчике. Существует легенда о создании первого колокольчика. Это произошло в городе Валдае Новгородской губернии. В 1478 году по приказу царя Василия 3 вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы «звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал больше Новгородской вольнице». При перевозке по валдайским горам сени, на которых везли колокол, перевернулись, колокол упал в овраг и разбился вдребезги. Какая-то неведомая сила множество мелких осколков превратила в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали эти колокольчики и стали по их подобию отливать другие, разнося по всему свету чистый и светлый звон. Колокольчики подвешивали под дугой лошади. С конца 15 и до 20 века, колокольчики играли заметную роль в быту.

Вопрос:

Какие чувства просыпаются, когда мы слышим звук поддужных колокольчиков?

Ответ.

4.Обратимся вновь к цветным карточкам. Выбрать по тембру колокольчика соответствующий цвет.

Ответ: Малиновый звон - глубже, ровнее, мягче. Когда колокольчик «вызванивался» в его звуке исчезали неровности режущие ухо. Звон Колокольцев под дугой русской тройки - малиновый. Эта краска теплая, добрая.

Нашу родину прославляли своими стихами поэты, писатели, композиторы, художники. Прекрасный поэт С. Есенин очень любил деревенскую Русь, любил и колокольный звон русских церквей. Мы только начинаем знакомиться с его творчеством.

Звучит музыкальная загадка.

Вопрос:

  1. Отрывок какого произведения вы услышали?

Вокально - хоровая работа. (ПЕСНЯ «Колокол дремавший…»)

Практическая работа

Ученики на синтезаторе стараются показать колокольный перезвон.

3.Итог урока

-Как вы думаете, чему было посвящено наше занятие?

Ответ: Многоголосный колокольный звон Руси и теперь вещает нам старинную быль. От самого маленького поддужного колокольчика до самого большого Царь - колокола они ведут многовековой рассказ о жизни простого люда, об истории Отчизны и о том, что это нам надо сохранить. Колокольный звон слышен с репродукций картин русских художников, колокольным звоном пронизаны стихи русских поэтов, колокольный набат звучит в произведениях С. В. Рахманинова.

Звучит фрагмент из 2 концерта С. Рахманинова

Ребенок: Колокола-

Руси венец,

Червонным золотом

Горящий,

Ваш звон-

Связующая нить

Меж будущим

И настоящим.

Ребята, мне хочется пожелать вам, чтобы в вашей душе звенел лишь самый чистый и добрый колокольчик.

4.Домашнее задание

Написать сочинение «О чем поет Царь - колокол»

Под музыку Рахманинова дети выходят с урока.



© 2010-2022