Рабочая программа по музыке (7класс)

Пояснительная записка   Программа по музыке для 7 класса составлена на основе: ·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего  образования по искусству ·         Авторской программы «Музыка»  для 5-8  классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак – М.: Дрофа, 2009 Цель программы: духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности. Задачи: - нау... Класс Раздел Кол-во часов 7 Содержание в музыке 2ч Каким бывает музыкальное содержание 2ч Музыкальный образ 3ч О чем рассказывает музыкальный жанр 2ч Что такое музыкальная форма 2ч Музыкальная композиция 3ч Музыкальная драматургия 3ч 8 О традиции в музыке  2ч Сказочно-мифологические темы 4ч Мир человеческих чувств 4ч В поисках истины и красоты  2ч О современности в музыке 5ч
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Программа по музыке для 7 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству

  • Авторской программы «Музыка» для 5-8 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак - М.: Дрофа, 2009

Цель программы: духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи:

- научить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать развитию интереса к музыке;

- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:

- хоровое пение;

- слушание музыки и размышление о ней;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-ритмические движения;

- пластическое интонирование;

- импровизация;

- музыкально-драматическая театрализация.

Программа ориентирована на использование:

- Музыка. 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев М.: Дрофа, 2009.

- Музыка. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев М.: Дрофа, 2009.

- Музыка. 7 кл.: Фонохрестоматия / В.В. Алеев

- Музыка. 8 кл.: Фонохрестоматия / В.В. Алеев

Особенности программы

Согласно базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных организаций на 2014-2015 учебный год изучение предмета «Музыка» заканчивается в 7 классе. Авторская программа В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак предполагает завершение курса на год позже. В связи с необходимостью завершить начатую программу всего курса изучения музыки в школе, в данной программе объединены темы по курсу 7 и 8 классов.

Программа рассчитана на 34 часа (1ч в неделю).

Учебно-тематический план:


Класс

Раздел

Кол-во часов

7

Содержание в музыке

Каким бывает музыкальное содержание

Музыкальный образ

О чем рассказывает музыкальный жанр

Что такое музыкальная форма

Музыкальная композиция

Музыкальная драматургия

8

О традиции в музыке

Сказочно-мифологические темы

Мир человеческих чувств

В поисках истины и красоты

О современности в музыке

Содержание программы

В 7 классе актуализируется проблема, связанная со взаимодействием содержания и формы в музыке. Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения. Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух - и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии? Все это составляет тему первой части программы.

Вторая часть программного содержания обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства - мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым непреходящие значение для музыкального искусства.

Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды и злободневных течений.

Содержание в музыке

«Магическая единственность» музыкального соответствия; Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание.

Каким бывает музыкальное содержание

Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах

Музыкальный образ

Лирические образы в музыке; Драматические образы в музыке; Эпические образы в музыке

О чем рассказывает музыкальный жанр

«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши.

Что такое музыкальная форма

«Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма - это ставшее зримым содержание»; От целого к деталям.

Музыкальная композиция

Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина - Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).

Музыкальная драматургия

Музыка в развитии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Традиция в музыке

Условность деления музыки на «старую» и «новую». Настоящая музыка не бывает «старой». Различие понятий «современной» и «модной» музыки. Живая сила традиции.

Сказочно-мифологические темы в музыке

Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов». Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии.

В поисках истины и красоты
Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси.

Мир человеческих чувств

Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Бессмертные звуки «Лунной» и «Патетической» сонаты Л.Бетховена. Тема любви в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Вокальный стиль «Bel Canto» и его мастера Энрико Карузо, Франко Корелли, Лучано Поваротти, Андреа Бочелли. Лирическая авторская песня. «Любовь никогда не перестанет».

О современности в музыке

Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А. Шнитке. Музыка кино. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке».

Музыкальный материал программы составляют произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой (А.Н.Островский «Снегурочка», «Былина о Садко», А.С.Пушкин «Борис Годунов», «Повести Белкина. Метель», «Евгений Онегин» и другие произведения),

- изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (Смутное время в России в начале XVII века, старообрядческий раскол XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.);

- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),

- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).

По итогам освоения программы 7 класса обучающиеся должны знать/понимать:

- в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), в ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий;

- важнейшие категории в музыкальном искусстве - традиции и современности, понимать их неразрывную связь;

- понимать концептуально-содержательные особенности сонатной формы;

уметь:

- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;

- обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, уметь владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- преломления полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке, в выполнении проблемно-творческих заданий;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Контроль осуществляется в следующих видах:

входной, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля:

  • самостоятельная работа;

  • устный опрос;

  • практическая работа,

  • взаимоопрос;

  • тест

  • музыкальная викторина

  • проектные и исследовательские работы

Дополнительная литература для учителя

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. -М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - СПб: Композитор, 1997.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Дополнительная литература для учащихся


  1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

  2. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

  3. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

  4. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

  5. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

  6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.

  7. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

  8. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.

  9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - СПб: Композитор, 1997.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися


  1. Музыкальная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/

  2. Музыкальный энциклопедический словарь. - Электронный ресурс. Режим доступа: music-dic.ru/

  3. Музыкальный словарь. - Электронный ресурс. Режим доступа: dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/

  4. Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/

  5. Классическая музыка. - Электронный ресурс. Режим доступа: classic.chubrik.ru/

  6. Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. - Электронный ресурс. Режим доступа: bogoslovy.ru/

Медиаресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися


  1. CD «Культурология», учебное электронное издание по курсу, издание Министерства образования Российской Федерации, 2007.

  2. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» на 8 компакт-дисках. - «Кирилл и Мефодий», ООО «New Media Generation», 2009.

  3. «Большая энциклопедия России: Искусство России». - ИДДК, 2007

  4. Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» - «Кирилл и Мефодий», ООО «New Media Generation», 2000.

  5. Мультимедийная энциклопедия «Лувр» - ИДДК, 2005.

  6. Мультимедийная энциклопедия «Эрмитаж» - «Интерсофт», 1998.


© 2010-2022