• Преподавателю
  • Музыка
  • Открытый урок на тему: «Развитие чувства ритма на занятиях по классу ансамбля баянистов

Открытый урок на тему: «Развитие чувства ритма на занятиях по классу ансамбля баянистов

Участие в ансамбле помогает баянистам повысить исполнительский уровень и расширить свой репертуар. Исполняя музыкальное произведение в ансамбле, каждый участник учится слышать другую оркестровую партию, приобретает навыки более сложного гармонического или полифонического восприятия.    Вырабатывается чувство ритма: играя один, баянист сам контролирует себя, в ансамбле он зависит и от других исполнителей. Можно привести немало примеров, когда исполнители, хорошо владеющие инструментом, участвуя в ансамбле  на первых репетициях не умеют вовремя вступить, точно выдержать ритмический рисунок, соразмерить силу звучания своего инструмента с остальными и т.д.    Таким образом, игра в ансамбле требует от каждого его участника не только индивидуальной подготовки, но и практики совместной игры. Исполнение ансамблем позволяет там, где это необходимо наиболее ярко выделить мелодию, то есть сыграть ее более полным звуком, чем остальную фактуру.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок на тему:«Развитие чувства ритма на занятиях по классу ансамбля баянистовМуниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа»

с. Тастуба Муниципального района Дуванский район

Республики Башкортостан















Выполнил: преподаватель

по классу баян

Райманов А.И.



Открытый урок ансамбля учащихся по классу баян.

Преподавателя Райманова А.И.

Участие в ансамбле помогает баянистам повысить исполнительский уровень и расширить свой репертуар. Исполняя музыкальное произведение в ансамбле, каждый участник учится слышать другую оркестровую партию, приобретает навыки более сложного гармонического или полифонического восприятия.

Вырабатывается чувство ритма: играя один, баянист сам контролирует себя, в ансамбле он зависит и от других исполнителей. Можно привести немало примеров, когда исполнители, хорошо владеющие инструментом, участвуя в ансамбле на первых репетициях не умеют вовремя вступить, точно выдержать ритмический рисунок, соразмерить силу звучания своего инструмента с остальными и т.д.

Таким образом, игра в ансамбле требует от каждого его участника не только индивидуальной подготовки, но и практики совместной игры. Исполнение ансамблем позволяет там, где это необходимо наиболее ярко выделить мелодию, то есть сыграть ее более полным звуком, чем остальную фактуру.

Тема урока:

«Развитие чувства ритма на занятиях по классу ансамбля баянистов».

Эпиграф:

«Музыку создает народ. А мы ее только аранжируем».

М. И. Глинка

Цель урока: умение слушать общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; одинаково ощущать характер и темп произведения; приобрести навыки солирования и аккомпанирования.

Задачи: добиваться точного соблюдения нюансировки и динамических оттенков; пользоваться удобной аппликатурой; использовать правильное распределение меха; воспитать творческую инициативу.

В обучении игре на баяне первоначальный период имеет особенно важное значение. В это время вырабатываются не только основные навыки, которые обеспечат в дальнейшем развитие ученика, но и закладывается его отношение к музыке, как к делу, которым он, возможно, будет заниматься впредь.

Ход урока:



Произведение

Цель проведения

Вид деятельности

Обр. В. Суханова

«Шаль вязала»

Башк. нар. песня.

-воспитания организованности, внимания, ответственность в момент коллективного музицирования.

-подобрать хорошую и удобную аппликатуру.

-развивать чувство ритма.

Обр. В. Бухвостова

«Я на горку шла»

- одинаково ощущать характер и темп произведения.

- умение передавать партнеру мелодию, сопровождение.

-работа над штрихами, над динамикой и характером произведения.

Русская плясовая

-умение играть в единой манере, слушать друг друга.

-воспитание интереса к народной музыке.

-работа над ведением меха

-научить передавать образ произведения

- работа над ритмом.

Воспитание музыканта широкого кругозора и высокой культуры невозможно без глубокого проникновения в сущность музыкального художественного произведения. Такая способность воспитывается на основе изучения значительного круга сочинений композиторов, а также народной музыки.

I. Башкирская народная песня «Шаль вязала»- игровая хороводная по характеру. Может быть хорошим сопровождением к танцевальному номеру. Ее мелодия проста и легко запоминается. Здесь она изложена в трех проведениях. Первая часть мелодии звучит ярко и компактно. За ней идет часть в которой звучит подголосок, который разнообразит изложение, делая его вариационным. Соблюдение динамических оттенков поможет ее звучанию. При разучивании не следует спешить с переходом указанному темпу. Пьеса разучивается медленно и ровно.

II. Популярная русская народная «Я на горку шла» в обработке Бухвостова изложенная для 2-х баянов, рассчитана на начинающий состав. На протяжении всей пьесы партия первого баяна дана с постепенными усложнениями. В этой простой, в общем, фактуре пьесы есть некоторые моменты, трудные для исполнения. Так например, во второй и третьей цифре надо проследить чтобы залигованные восьмые не выделялись, звучали абсолютно ровно и четко без каких- либо ускорений и замедлений. В данном случае целесообразно начинать работу с соединения первой и второй партии сразу, которая в дальнейшем мало изменяется.

III. «Русская плясовая» изложена в вариационной форме для четырех баянов. Короткое построение музыкальных фраз облегчает порядок движения меха без широкого его растяжения. По мере развития мелодии изложение, а следовательно и техника ее усложняются. При первом проведении мелодии аккорды, изложенные в партии 1-го баяна должны сниматься одновременно с окончанием музыкальной фразы. при дальнейшей разработке в партии первого баяна появляются вариации. Вариации должны прозвучать легко; особое внимание нужно обратить изложении мелодии октавами.

IV. Итог урока.

V.Домашнее задание.

Методы работы с учащимися.

План работы над музыкальным произведением

1. Название музыкального произведения

2. Автор произведения

3. Нотный текст

4. Художественная ценность и педагогическая целесообразность музыкального произведения

5. Соответствие пьесы возрастным, физиологическим, психологическим, общекультурным и музыкальным возможностям детей конкретного класса

6. Тема урока, в контекст которого включаются произведения

7. Круг вопросов по включению пьесы во время урока и её музыкальному анализу

8. Первое представление пьесы и процесс его разучивания : интонационно- образные особенности ( выявление главных музыкальных интонаций мелодии); разучивание отдельных интонационных моментов текста; учёт характера, жанровой основы интонаций, их соответствие образному содержанию; динамические, ритмические, ладовые, темповые особенности интонаций, их соотношение со строем пьесы; характер движения мелодии и сопровождения, интонационно-драматического развития произведения углубленное интонационно-образное восприятие путём исполнения наиболее ярких средств выразительности с помощью интонирования, игры на музыкальных инструментах, игровых моментов; особенности многоголосия и работы над ним.

9. Законченное исполнение пьесы

10. Выступление на концертах и конкурсах

Домашнее задание как средство развития интереса учащихся к урокам.

План

1. Домашнее задание - его место и роль в музыкальном воспитании учащихся.

2. Цели и задачи домашнего задания.

3. Виды и формы домашнего задания.

4. Требования к выполнению домашнего задания.

Каждый предмет по специальности предлагает систему организации домашней работы учащихся, целью которой является закрепление знаний, усвоенных на уроке. Музыка в этом отношении занимала обособленное место.

Программа предлагает учителю необычную на первый взгляд форму домашнего задания: слушать музыку, размышлять о ней и рассказывать о наиболее полюбившихся музыкальных произведениях.

Выполнение учащимися домашнего задания по специальности позволяет связать каждый предыдущий урок с последующими, благодаря тому, что в перерыве между этими уроками, в течении нескольких дней, учащихся слушая и исполняя пьесы , пытаются самостоятельно связать их.

Наличие домашнего задания ставит этот урок как ответственный, подчёркивая его значимость, укрепляя в сознании ребёнка мысль о важности музыки.

Беседы по домашнему заданию позволяют преподавателю планомерно осуществлять наблюдение за ростом активности учащихся, выявлять их индивидуальные склонности, учитывать музыкальные запросы.

Каковы же цели и задачи домашнего задания на уроках.

Цель : Развитие интереса учащихся к урокам.

Задачи : Образовательные; развивающие; воспитательные

Образовательные : Закрепление знаний, усвоенных на уроке; реализация принципа " связи обучения с жизнью"; связать между собой уроки; научить слушать музыку; учить размышлять; поднять статус урока по специальности.

Развивающие : Развивать навыки самостоятельной работы во внеурочное время; развивать творческие способности учащихся; развивать умения фиксировать свои музыкальные впечатления в различных видах домашнего задания.

Воспитательные : Формировать музыкальную культуру; расширять музыкальный кругозор учащихся; воспитывать чувство любви к музыкальному искусству; обогащать духовный мир ребёнка.

- Какое же место в уроке должна занимать беседа по домашнему задания?

Беседа по домашнему заданию можно проводить на любом этапе урока, в зависимости от того, на решение каких задач она направлена: на закрепление изучаемого материала, на обобщение одной из линий темы урока, на "забегания вперёд" в последующую тему и т. д.

Иногда конкретные ответы учащихся в ходе этих бесед могут повлиять на изменение плана урока, внести в урок элемент импровизации. Очень важно проявлять заинтересованное отношение преподавателя к ответам учеников, его умение быстро среагировать на сложившуюся ситуацию, увлечь, решая при этом важные воспитательные задачи. Учитель должен быть готов( сыграть на инструменте фрагмент того музыкального произведения, о котором рассказывает учащихся).

Список используемой литературы.


  1. Юрий. Акимов «Школа игры на баяне» Москва- 1989г.

  2. «Башкирская музыка для баяна» 1-3 классы, Уфа-1996г.

  3. «Альбом баяниста», Москва-1990г.



Самоанализ урока.

Пути учащихся к музыке разнообразен и очень индивидуальный, такое различное отношение к музыке то есть «переваривание» огромного количества музыки дано не каждому. Поэтому отношение педагога ко всем учащимся должно быть индивидуально. Учащиеся в ансамбле с хорошими музыкальными данными. Старательные, прилежные, хотелось бы чтобы они больше занимались самостоятельно.

Цель урока- умение слушать общее звучание всей музыкальной ткани пьесы, одинаково ощущать характер и темп произведения на мой взгляд была достигнута. Особое внимание уделяли работе над солированием и аккомпанированием. Старались добиться точного соблюдения нюансировки и динамических оттенков, использовали удобную аппликатуру, велась работа над распределением меха и работе над ритмом.














© 2010-2022