- Преподавателю
- Музыка
- Учитель музыки - концертмейстер
Учитель музыки - концертмейстер
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лаптева Т.В. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УРОК МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
И ФУНКЦИИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА,
ИСПОЛНЯЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ МУЗЫКИ
Слушание музыки
Комплексный подход к содержанию урока позволяет органично сочетать в нём различные виды музыкальной деятельности учащихся. Пожалуй, одним из самых важных является слушание музыки.
Далеко не сразу молодой и неопытный слушатель может постичь всю глубину серьезного музыкального сочинения в полном объеме. Для этого необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей - слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий в общеобразовательной школе.
Современная жизнь сделала слушание музыки доступным для всех. И как часто вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез. Поэтому необходимо построить свою деятельность на уроках музыки так, чтобы дети научились слышать, могли «увидеть» глубину музыкального произведения и понять те чувства, которые хотел передать композитор.
Громадную роль воздействия музыки на человека, вероятно, надо искать в бессознательной сфере психики. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию [12, с. 263]. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах, но это - сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими переживаниями. Их и выявлять трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Д.Б. Кабалевский советовал: «Если вы хотите, чтобы ваши юные слушатели были активны, - будьте активны сами; если вы хотите, чтобы они проявляли интерес к музыке - ощущайте этот интерес всегда в самом себе; если вы хотите, чтобы они полюбили музыку, - любовь к ней должна жить в вашем собственном сердце; если вы хотите научить их размышлять о музыке, - размышляйте вместе с ними, не подменяйте живого движения своей мысли чтением хорошо «обработанного» текста» [11, с. 56].
На первых этапах развития музыкального восприятия неопытный слушатель воспринимает главным образом «внешний слой» музыкального произведения. Здесь восприятие смутное и нерасчлененное. На последующих этапах слушатель осознает отдельные детали и фрагменты сочинения. На этапе сформированного восприятия произведение осмысливается как целиком, так и с отчетливым слышанием деталей.
Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия можно выстроить следующим образом:
- выявление главного настроения;
- определение средств музыкальной выразительности;
- рассмотрение особенностей развития художественного образа;
- выявление главной идеи произведения;
- понимание позиции автора;
- нахождение в произведении собственного личностного смысла.
«Музыка становится тем ближе и понятнее, чем больше связывается с другими сторонами… жизни, чем больше возникает различных ассоциаций, чувств, мыслей. Очень важно, в частности, чтобы в сознании ребят музыка не стояла особняком от других искусств, а как можно ярче обнаруживала свои глубокие внутренние (а не только лишь внешне - сюжетные) связи с ними» [11, с. 147].
Вокально-хоровая работа в классном коллективе
В процессе вокально-хорового музицирования учителю музыки необходимы навыки концертмейстера. Роль этих навыков на уроке в школе нельзя недооценивать, так как недостаточно уверенное владение инструментом, выполняющим аккомпанирующую роль (это может быть и не фортепиано), обязательно отразится на конечном качестве исполнения, а, самое страшное, сформирует у детей ложное представление о критериях качества. Поэтому педагог должен владеть различными видами фактур аккомпанемента, уметь исполнять аккомпанемент в удобной для класса тональности с дублированием (частичным или полным) мелодии. Должен иметь волю руководителя, чтобы «вести за собой» хор, управлять процессом исполнения [4, с. 124]. Педагогу понадобится узкопрофессиональный навык «слышания» детского коллектива, подстраиваясь под его особенности. Учитель должен научиться справляться с непредвиденными ситуациями, сохраняя волю исполнителя.
Знакомясь с новым произведением, предназначенным для хорового исполнения, дети неоднократно его прослушивают, затем поэтапно разучивают. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята глубже вникают в теоретическую «сущность» произведения, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык».
Белла Соломоновна Рачина в книге «Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе» предложила алгоритм этапов работы над разучиваемым произведением. Причём, для каждого этапа автор разработала комплекс ставящихся задач, предъявляемых требований (к работе учителя), методов и приёмов работы. Например, для этапа «Вступительное слово» ставятся задачи: познакомить с авторами и временем создания; подготовить восприятие содержания и смысла песни; создать эмоциональный настрой, созвучный характеру музыкального образа. Предъявляемые требования: лаконичность; содержательность; насыщенность; эмоциональность. Методы и приёмы работы: объяснение; разъяснение; беседа; пример (в том числе и музыкальный); проблемная задача; демонстрация (портретов, фотографий, произведений изобразительного искусства, творческих работ детей, игрушек и т. д.).
Сами этапы Белла Соломоновна сформулировала следующим образом:
-
Вступительное слово;
-
Слушание - знакомство;
-
Обсуждение;
-
Разучивание;
-
Впевание;
-
Концертное исполнение.
Думается, что данный алгоритм предельно подробно и доступно (с постоянным требованием эмоционально - образного одухотворения всех этапов) иллюстрирует вокально - хоровую работу на уроке музыки [18].
Теоретические сведения
Слово должно настроить
чуткие струны сердца.
В. А. Сухомлинский
Качество современного урока музыки определяется оптимальностью решения проблемы рассмотрения каждого урока с точки зрения вхождения в иерархически выстроенную систему музыкального образования. Для воплощения художественно - педагогической идеи учитель пользуется большим разнообразием типов урока. И освоение нового, и продолжение освоения начатого, и закрепление, и повторение предполагают сообщение учащимся теоретических сведений [1, с. 106].
Для полноценного музицирования и восприятия музыки детей необходимо вооружить элементарной музыкальной грамотностью. На практике это выливается в решение серьёзных педагогических задач:
- развития музыкальных способностей;
- освоения системы выразительных средств музыкального искусства, его фундаментальных закономерностей и базисных понятий, таких как интонация, жанр, стиль, музыкальная драматургия и т. д.;
- формирования представления о специфике композиторской, исполнительской и слушательской деятельности;
- формирование элементарных умений и навыков практического музицирования.
Развитие музыкальных способностей предполагает тренировку различных видов музыкального слуха; развитие музыкальных чувств: звуковысотного, мелодического, гармонического, тембрового, динамического, ладового, ритма, метра, темпа, формы; выработку высокого уровня эмоциональной отзывчивости на музыку.
Освоение системы выразительных средств, закономерностей и понятий подразумевает: знание и понимание особенностей крупнейших художественно - исторических стилей, умение определять на слух принадлежность музыки к определённому историческому стилю, эпохе, умение определять на слух индивидуальный стиль крупнейших композиторов; понимание специфики и знание особенностей различных музыкальных жанров; освоение важнейших принципов музыкальной драматургии, умение в общем виде определять форму; осознание и применение важнейших музыкальных терминов [18].
Формирование представления о специфике композиторской, исполнительской и слушательской деятельности включает: знание основных фактов биографий крупных композиторов; понимание значения исполнителя в процессе интерпретации музыки; овладение несколькими исполнительскими выразительными средствами; знание различных по составу оркестров; знание основных певческих голосов [10, с. 49].
Формирование элементарных умений и навыков практического музицирования дифференцируется, исходя из индивидуальных возможностей конкретного класса.