Программа школьного кружка Человек с гитарой

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Программа

кружка бардовской песни

«Человек с гитарой»

Направленность: музыкально-творческая

Возраст: 11-16 лет.

Срок реализации программы: 1 год.











Пояснительная записка

Образовательная программа «Обучение игре на 6-струнной гитаре» рассчитана на обучение школьников 5-11 классов общеобразовательных учреждений.

Программа направлена на обучение основам различных видов исполнения музыкальных произведений на гитаре. Программа «Обучение игре на 6-струнной гитаре» обеспечивает гармонию физического и интеллектуального развития ребенка, способствует развитию полноценной личности с развитыми творческими способностями, профессиональными умениями и человеческими качествами.

Цель данной программы: создание условий для воспитания творчески развитой личности со стремлением к добру, красоте посредством занятий в кружке бардовской песни.

Задачи программы:

  • - формировать потребность каждого члена кружка в развитии своей музыкальной культуры;

  • - раскрыть специфику, суть, традиции жанра бардовской песни;

Обучение состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов, современных групп, исполнителей, знакомство с историей создания музыкальных инструментов.

Практическая часть обучает практическим приёмам игры на гитаре (сольное исполнение и ансамблевое).

Музыкальную основу программы составляют произведения эстрадного гитарного репертуара, а также бардовские песни, романсы, популярные песни радио и кино. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учётом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). В течение года обучения учащиеся знакомятся с жанром авторской песни, узнают имена и некоторые песни классиков жанра (Ю.Визбора, Б.Окуджавы, А.Городницкого, В.Высоцкого, Ю.Кима). За этот год дети должны овладеть навыками игры простейшего аккомпанемента на гитаре, пения под собственный аккомпанемент или под аккомпанемент педагога.

Результатом обучения в кружке должно стать знание ребенком жанровых особенностей бардовской песни, известных авторов и исполнителей, умение самостоятельно выбрать и разучить песню, выступить в концерте , знать об имеющихся в городе, в районе клубах авторской песни.

Форма проведения занятий:

  • -беседа;

  • -практическая работа.

Формы подведения итогов реализации программы: участие в школьных концертах и мероприятиях.


Содержание программы



Тема 1.Вводное занятие. Знакомство с жанром авторской песни.

Жанр авторской песни, его отличительные признаки (приоритет поэтического начала, декламационность, опора на аккомпанемент акустической гитары, принцип «живого» звучания, вариативность). Формы бытования авторской песни (концерт, фестиваль, бытовое музицирование, распространение путем аудиозаписей). Автор, исполнитель, ансамбль в вторской песне.

Произведения для слушания и разучивания: «Домбайский вальс», «Милая моя» (Ю.Визбор); «Пожелание друзьям» (Б.Окуджава); «Атланты» (А.Городницкий); «За туманом» (Ю.Кукин) и др.

Тема 2. Знакомство с музыкальным инструментом - гитарой. Строение гитары. Посадка гитариста.

Экскурс в историю появления гитары. Разновидности гитары. Строение шестиструнной гитары. Физиологические основы правильной посадки гитариста (выпрямленный и расслабленный корпус, естественное расслабление положения рук, движение кистей и пальцев).

Продолжение работы по разучиванию песен предыдущей темы.

Тема 3. Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов.

Понятие аппликатура. Обозначение пальцев правой и левой руки. Аппликатурные схемы и способ их употребления. Понятие аккорда, басового голоса. Обозначение аккорда и его строение. Строй и настройка шестиструнной гитары.

Продолжение работы по разучиванию песен предыдущей темы.

Тема 4. Техника игры правой и левой рукой.

Упражнения на развитие гибкости пальцев. Штрихи и техника извлечения звука правой рукой. Характерные ошибки при извлечении звука. Упражнения для правой и левой руки.

Продолжение работы по разучиванию песен предыдущей темы.

Тема 5. A-moll - C-dur. Основные аккорды.

Упражнения на игру последовательностей из аккордов Am, Dm, E, E7, C, G, G7, A7. Разучивание аккомпанемента начального оборота песни «Домбайский вальс (Ю. Визбор). Игра трехдольного метра в вальсовой фактуре.

Тема 6. Происхождение авторской песни. Туристские песни 60-х годов.

Жанровые истоки авторской песни (городской фольклор, цыганский романс, песни А. Вертинского, советская эстрада 40-х - 50-х годов). Предыстория авторской песни; творчество М. Анчарова. Туристское движение 60-х годов и авторская песня.

Произведения для слушания и разучивания: «Бригантина» (муз. Г. Лепского, ст. П. Когана); «Баксанская» (муз. Б. Терентьева, ст. А. Грязного и др.); «Глобус» (муз. М. Светлова, ст. М. Львовского); «Баллада об органисте», «Песня об истине», «Баллада об относительности возраста» (М. Анчаров) и др.

Тема 7. E-moll - G-dur. Основные аккорды.

Упражнения на игру последовательностей из аккордов Em, H7, D, D7, G, Am, C. Разучивание аккомпанемента к песням «Атланты» (А. Городницкий), «Вершины» (В.Высоцкий). Игра двухдольного метра в маршевой фактуре (аккорды четвертными длительностями).

Тема 8. Знакомство с творчеством Ю. Визбора.

Жизнь и творчество Ю. Визбора. Песни-репортажи, песни-монологи, лирические песни. Работа на радио и в кино.

Произведения Ю. Визбора для слушания и разучивания: «Серега Санин», «Если я заболею» (ст. Я. Смелякова), «Ночная дорога» (муз. С. Никитина и В. Берковского), «Вот это - для мужчин», «Рассказ ветерана», «Волейбол на Сретенке», «Рассказ женщины» и др.

Тема 9. Игра приемом барре.

Понятие «барре». Упражнения на освоение полного и неполного барре с участием аккордов F, Hm, Gm и др.

Продолжение работы над песнями предыдущей темы.

Тема 10. Знакомство с творчеством А. Городницкого.

Жизнь и творчество А. Городницкого. Песни, посвященные Северу, Ленинграду, лирические, социальные песни. Особенности поэтики.

Произведения А. Городницкого для слушания и разучивания: «Песня полярных летчиков», «Деревянные города», «Снег», «Перекаты», «Палаточные города», «У Геркулесовых столбов», «Над Канадой», «Острова в океане», «Аэропорты 19 века», «Воздухоплавательный парк» и др.

Тема 11. Знакомство с творчеством Б. Окуджавы.

Песенная поэзия Б. Окуджавы. Военные, лирические, иронические песни. Музыка к кинофильмам. Песни других авторов на стихи Б. Окуджавы.

Произведения Б. Окуджавы для слушания и разучивания: «Дежурный по апрелю», «Надя-Наденька», «До свидания, мальчики», «Простите пехоте», «Сентиментальный марш», «Ночной разговор», «Молитва», «Прощание с новогодней елкой», «Заезжий музыкант», «Грузинская песня», «Старинная солдатская песня», «В городском саду» (муз. В. Берковского), «Две дороги» (муз. С. Никитина) и др.

Тема 12. Знакомство с творчеством В.С.Высоцкого.

Жизнь и творчество В.Высоцкого как явление отечественной культуры. Баллады, шуточные, военные песни. Деятельность В.Высоцкого в театре и кино.

Произведения В. Высоцкого для слушания и исполнения: «Песня о друге», «Большой Каретный», «Братские могилы», «Песня о нейтральной полосе», «Парус», «Баллада о детстве», «Охота на волков», «Я несла свою беду» и др.

Тема 13. Знакомство с творчеством Ю.Кима.

Жизнь и творчество Ю. Кима. Тематика и стилистика его песен. Литературное творчество. Песни Г. Гладкова и В. Дашкевича на стихи Ю. Кима.

Произведения Ю. Кима для слушания и разучивания: «19 октября», «Гусар», «Штатский марш», «Давайте простимся» (муз. Г. Гладкова), «Эмиль и Эмилия» (муз. Г. Гладкова), «Рыба-кит», «На сейнере», «Фантастика-романтика», «Черное море», «Губы окаянные», «Друзьям», песни из к/ф «Бумбараш» (муз. В. Дашкевича), «Дорожная» и др.

Тема 14. Простейшие способы мелодической фигурации аккомпанемента

Принципы мелодизации басового голоса. Мелодические фигурации верхних голосов. Распространенные формулы мелодизации аккордов. Продолжение работы над песнями предыдущей темы.

Тема 15.Знакомство с творчеством Г.Хомчик и В.Долиной.

Жизнь и творчество, тематика и стилистика исполнительниц.

Тема 16.Подготовка к участию и проведению вечера бардовской песни в школе.

Отбор репертуара для сольного и хорового исполнения.


Календарно-тематическое планирование


Тема

Теор.

занятия

Практ.

занятия

Итого

1.

Вводное занятие. Знакомство с жанром авторской пенсии.

1

1

2

2.

Знакомство с музыкальным инструментом - гитарой. Строение гитары. Посадка гитариста.

1

1

2

3.

Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов.

1

1

2

4.

Техника игры правой и левой рукой.

1

1

2

5.

А-moll - C-dur. Основные аккорды.

1

2

3

6.

Происхождение авторской песни. Туристические песни 60-х годов.

1

1

2

7.

E-moll - G-dur.Основные аккорды.

1

2

3

8.

Знакомство с творчеством Ю.Визбора.

1

1

2

9.

Игра приёмом барре.

1

1

2

10.

Знакомство с творчеством А.Городницкого.

1

1

2

11.

Знакомство с творчеством Б.Окуджавы.

1

1

2

12.

Знакомство с творчеством В.Высоцкого.

1

1

2

13.

Знакомство с творчеством Ю.Кима.

1

1

2

Композиторское творчество С. Никитина и В.Берковского.

1

2

3

14.

Простейшие способы мелодической фигурации аккомпанемента.

1

2

3

15.

Знакомство с творчеством Г.Хомчик и В.Долиной

1

1

2

16.

Подготовка к участию и проведению вечера бардовской песни в школе.

1

3

4

ИТОГО:


40


Материально-техническое обеспечение данной программы:



  • - музыкальные инструменты (одна акустическая шестиструнная гитара для проведения занятий);

  • - тюнер

  • - аудиоаппаратура (магнитофон) для прослушивания песен;

  • - фонотека с набором аудиозаписей;

  • - нотная библиотека (сборники песен);

  • - комплект наглядных пособий (обозначения нот, аккордов, устройство инструмента, аппликатурные таблицы и др.).

Каждый ученик обязательно должен приносить на занятия свой инструмент.



Список литературы:

1. Андреев Ю.А. Наша авторская… История, теория и современное состояние самодеятельной песни. - М.: Молодая гвардия,1991.

2. Васильев Г., Иващенко А. Сборник песен. - Самара,1995.

3. Визбор Ю.И. Когда все были вместе… Сост. Д.А.Сухарев. - М.:Киноцентр,1989.

4. Визбор Ю.И. Я сердце оставил в синих горах. Сост. А.Я. Азаров. - М.: Физкультура и

спорт,1987.

5. Возьмемся за руки, друзья! Рассказы об авторской песне./ Автор-составитель

Л.П.Беленький. - М.: Мол гвардия,1990.

6. Высоцкий В.С. Избранное. - СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век»,1998.

7. Высоцкий В.С. Нерв. Стихи. - Сост. И вступ.ст. Р.Рождественского. - М.: Фонд

Высоцкого,1998.

8. Высоцкий В.С. Сочинения. В 2-х т. - М.: Худож.лит.,1991.

9. Высоцкий В.С. Стихи и песни. - М.: Искусство,1991.

10.Высоцкий В.С. Четыре четверти пути.: Сб./сост. А.Е.Крылов - М.: Физкультура и

спорт,1990.

11.Газарян С.С. Рассказ о гитаре. - М.: Дет.лит.,1989.

12.Городницкий А.М. И вблизи и вдали. - М.: АО Полигран,1991.

13.Городницкий А.М. Перелётные ангелы. Сб. стихов и песен. - С.: Старт, М.: Интербук,

1991.

14.Давай с тобой поговорим. Песни Олега Митяева. - М.: Текмахом,1992.

15.Ким Ю.Ч. Летучий ковёр. Песни для театра и кино. - М.: Киноцентр,1990.

16.Клячкин Е. Не гляди назад: песни. - СПб.: АО «Баяныч»,1994.

17.Кукин Ю. Дом на полпути. Сб./Сост. И примечания А. и М. Левитанов. - М.:

Советский фонд культуры,1990.

18.Митяев О.Г. Лето - это маленькая жизнь. Стихи и песни. - М.: ЭКСМО,2004.

19.Михалёв И.П. Выбранные места из разговоров с друзьями.: Сб./Сост. Э.Б. Крельман

(Б-ка авторской песни. Большая сер.) - М.: Прейскурантиздат,1990.

20.Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. Песенник. Сост. Р.А. Шилов. -

М.: Советский композитор,1989.

21.Никитин С.Я. Времена не выбирают. Сборник песен./ Сост. В.Романовой. - М.:

Аргус,1994.

22.Песни Булата Окуджавы. Сост. Л. Шилов. - М.: Музыка,1989.

23.Песни встреч и дорог. Авторские песни разных лет. Лит.- муз. Альманах. 2000-№5.

24.Песни Олега Митяева про войну, про жизнь и про любовь. - Библиотека «Ваганта»,

Выпуски 34-35, 1994.

25.Сверим наши песни. Зимний Грушинский. Сб. песен. Сост. Б.Р. Кельман, Е.Г.

Афонина,1995.

26.Я учусь играть на гитаре. Автор-составитель В.Иванова. - М.: Лабиринт Пресс,2002.



















© 2010-2022