Литературно-музыкальная композиция Я люблю, значит, я живу!

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Евсеева И.Н., преподаватель МБОУ ДОД ДШИ № 2 г. Димитровграда

Литературно- музыкальная композиция

"Я люблю, значит, я живу!"

Цели: вызвать восхищение способностью человека любить;

воспитывать чувства ответственности, такта, бережного отношения к влюбленным, любящим и любимым;

развивать артистические способности учащихся, умения выразительно читать прозаические и поэтические отрывки.

Оформление урока: рисунки учащихся.

Музыкальное оформление урока:

в данной композиции были использованы песни местного барда Дейч И. В. (перед чтением писем и после последнего письма).

Предварительная работа: инсценирование эпизода из книги М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (встреча Мастера и Маргариты, т. 1 гл. 13, со слов «Она несла в руках ...» до слов « ... Вы, конечно скажете, сумасшедший?»; действующие лица в сцене: Мастер, Маргарита и автор.

Эпиграф:

Любовь всесильна: нет на земле

ни горя - выше кары ее, ни счастья - выше наслаждения служить ей.

В. Шекспир

Ход мероприятия

Первый ведущий:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви. - то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.

Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, Не радуется неправде, а сорадуется истине; Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

1-е Коринфянам Второе соборное послание Святого Иоанна Богослова

Второй ведущий:

Любовь пришла в наш мир в глубокой древности. Около острова Кифары из белоснежной пены морской родилась Афродита. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Юные оры отвели богиню на Олимп. С тех пор в ее руках судьбы не только смертных, но и богов.

На величественном Олимпе были богиня правосудия и бог войны, богиня плодородия и бог театра... Но только у Любви было 2 повелителя: она - Афродита и он - Аполлон.

Странности фантазии греков не трудно понять. В любви всегда бывают двое -он и она, и конечно же, то что их объединяет - их любовь, тайна которую разгадывают нимфы поэзии и музыки, сопровождающие богиню Афродиту.

Первый чтец:

Мне кажется, что ты сама поймешь.
И я об этом говорить не буду...
Бывает, что словами отпугнешь
Любовь - единственное в мире чудо.

Чуть двинувшись, рука тебя нашла...
Сближаются уста, дрожат ресницы...
И - обрела два голубых крыла,
И устремилась ввысь, как птица!

Пьянящая бескрайность бытия!
Восторг и боль! Вся мощь и хрупкость жизни!
Навеки, да? Ведь лишь об этом я мечтаю,
Как изгнанник об Отчизне!

Давай побудем молча полчаса.
Безмолвие рождает чудеса.
Э. Гольдернесс

Третий чтец:

Любовь - это боль. Не до книг,

Друзей, тополиного ворса!

К руке бы любимой приник

Навек. Остальное - притворство.

Любовь - это боль. Не до лип

И рифм перекрестных и парных.

К руке бы любимой прилип

Навек. Остальное - бездарно.

Любовь - это боль. Не до скал,

Облизанных ветром и влажных.

К руке бы любимой припал

Навек. Остальное - неважно. А.Кушнер

Четвертый чтец:

Любовь - это плоть и кровь.
Цвет, собственной кровью полит.
Вы думаете, любовь-
Беседовать через столик?

Часочек - по домам?
Как те господа и дамы?
Любовь, это значит...
Храм?
Дитя, замените шрамом.

На шраме! -
Под взглядом слуг
И бражников?
(Я без звука: «Любовь - это значит лук
Натянутый - лук: разлука?)

Любовь - это значит - связь.
Все врозь у нас: рты и жизни,

(Просила ж тебя: не сглазь!

В тот час, в сокровенный, ближний,

Тот час на верху горы

И страсти. Память (Momenta) - паром!

Любовь - это все дары

В костер, и всегда - задаром!

М. Цветаева

Письмо первое

25 сентября 1893 года

Мой дорогой маленький Луи!

Все кончено. Мы с тобой больше не увидимся... Будь в этом также уверен, как я... Ты этого не хотел. Ты готов был сделать все, чтобы мы были вместе. Но расстаться было необходимо. Тебе нужно устроить свою жизнь.

Я не жалею о том, что не противилась этому решению, не противилась тебе, себе, нам и когда ты вчера рыдал, зарывшись головой в подушку, и тогда, когда ты дважды поднимал ко мне свое горящее лицо, и, наконец, когда вечером, в сумерки, я уже не видела твоих слез и только чувствовала, как они падали на мои руки...

Сейчас мы невероятно страдаем. Все это кажется мне кошмаром. В течение нескольких дней этому трудно будет поверить, и еще долгие месяцы будет больно... Потом наступит выздоровление. И вот я начинаю тебе писать - ведь мы решили, что я буду время от времени поддерживать с тобой связь. Мы об этом твердо договорились... Правда, это будет односторонняя связь - от меня к тебе, - так как ты никогда не будешь знать моего адреса, но эта связь - единственное, что помешает нашей разлуке превратиться в полный разрыв.

Я обнимаю тебя в последний раз, так нежно, так ласково... и на таком огромном расстоянии!..

Второй ведущий:

«Тайна сия велика есть...» - повторяем мы порой старинную, возвышенную формулу любви, повторяем часто бездумно, а нередко и иронично...

А это действительно тайна. И она в самом деле велика. Тайна встречи двоих людей - его и ее.

Пятый чтец:

Мне эта женщина никто,
А вот на сердце, как ни странно,
От голоса ее светло,
От нежности ее туманно.

Она умеет принимать
Жизнь благодарными глазами.
И в удивленье замирать,
И разговаривать с цветами,

В ее глазах на все ответ.
Глядит - и душу озаряет,
Как будто превратиться в свет
Ей ничего не составляет.

Не то чтоб раньше был я слеп,
Но только нынче ясно стало:
Не эта женщина - и мне б
Всю жизнь любви не доставало. И. Ляпин

Инсценирование эпизода из книги Булгакова М. М. «Мастер и Маргарита» (фон - тихая лирическая музыка).

Четвертый чтец:

Наконец-то встретила
Надобного - мне:
У кого-то смертная
Надоба - во мне.

Что для ока - радуга,
Злаку - чернозем -
Человеку - надоба
Человека-в нем.

Мне дождя и радуги
И руки - нужней
Человека надоба
Рук - в уке моей.

Это в шире Ладоги
И горы верней -
Человека надоба
Ран - в руке моей.

И за то, что с язвою
Мне принес ладонь -
Эту руку - сразу бы
За тебя в огонь!

М. Цветаева

Пятый чтец:

Вечер ветреней. Звезд миганье.
И накрывает слегка.
Близко-близко твое дыханье,
Близко-близко твоя щека.

Локон. Искорки дождевые,

Рук озябших твоих тепло.
На душе у меня впервые
Так тревожно и так светло.

Как доверчиво, дорогая,
Ты прильнула к моей груди.

Ну какая звезда такая

Помогла мне тебя найти?

Что-то шепчешь ты, будто в плаче.
Я не вслушиваюсь в слова.
Я уверен, что не иначе,
Что, любимая, ты права.

Тополь машет нам влажной веткой...
Ну скажи ты мне, ну скажи,
Как я мог без тебя, без этой
Одинокой такой души?

И. Ляпин

Четвертый чтец:

Я бы хотела жить с Вами

В маленьком городе,

Где вечные сумерки

И вечные колокола

И в маленькой деревенской гостинице тонкий звон

Старинных часов - как капельки времени

И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды -флейта

И сам флейтист в окне. И большие тюльпаны на окнах.
И, может быть, вы бы даже меня не любили...

М. Цветаева

Письмо второе

25 сентября 1894 года

Я снова говорю с тобой, я тебе это обещала...

Вот уже целый год, как мы - больше не «мы»... Я хорошо знаю, что ты меня не забыл. Мы еще слишком вместе, чтобы я перестала ощущать твою боль, как свою, когда я думаю обо всем, что было... Но 12 месяцев, которые прошли, сделали свое дело. Они окутали прошлое дымкой печали... Да, уже дымка!.. Уже многие и маленькие события меркнут в памяти, многие детали умерли. Это замечаешь - не правда ли? - когда что-либо случайно возникает в памяти...

Я пытаюсь вспомнить выражение твоего лица таким, каким оно было, когда я увидела тебя в первый раз. И - не смогла!.. Попробуй ты вспомнить мой первый взгляд, и ты убедишься в том, что все на свете проходит...

Недавно я улыбнулась. Кому, чему? Никому и ничему. Это был солнечный луч, мелькнувший па аллее. Он заставил меня улыбаться! Я хочу, чтобы все чаще и чаще - пусть без всякой причины - просто потому, что хорошая погода, или думая о лучшем будущем - ты поднимал голову и улыбался!..

Первый ведущий.

О том, кто любит, говорят иногда, что новое состояние души делает для него окружающий мир нереальным. Точнее было бы утверждать, что этот человек видит в окружающем его мире новые реальности. Любящий видит в любимом то, чего не видят другие, «не ослепленные» любовью люди. Они видят уголь, он - алмаз; они - «ничего особенного», он - чудо из чудес. Он не замечает иронических улыбок искушенных жизнью мудрецов, понимающих, чем кончится этот «эмоциональный шок» любви.

Третий чтец:

Простишь ли ты мои упреки,
Мои обидные слова?
Любовью дышат эти строки,
И снова ты во всем права!

Мой лучший друг, моя святая!
Не осуждай больных затей;
Ведь я рыдаю, не рыдая,
Я, человек не из людей!..

Не от тоски, не для забавы
Моя любовь полна огня:
Ты для меня дороже славы!
Ты - все на свете для меня!

Я соберу тебе фиалок

И буду плакать об одном:
Не покидай меня! - я жалок

В своем величии больном. И. Северянин

Пятый чтец:

Я о тебе, кто мне дороже,
Боюсь писать стихи. Вдруг, их прочтя,
Другой, меня достойней и моложе,
Тебя полюбит тоже не шутя.

Я о тебе, кто мне всего дороже,
Боюсь писать. Вдруг кто-нибудь любя,
Заговорит с другой, любимой тоже,
Словами, что нашел я для тебя. Р. Гамзатов

Пятый чтец:

Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя - сушь,
Мне и в жару без тебя - глушь.
Мне без тебя каждый час - с год;
Если бы время мельчить, дробя!
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать -
Бедность друзей, верность врагов.
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.
Н. Асеев


Третье письмо

/ 7 декабря 1899 года

Вновь я с тобой, мой маленький Луи.

Не правда ли, я похожа на сон, потому что появляюсь, когда мне это нравится, но всегда в подходящий момент - когда пусто и темно... я иду и прохожу совсем близко, однако ко мне нельзя прикоснуться.

Я не грустна. Ко мне вернулось мужество. С каждым новым утром, с каждой сменой времени года солнце кажется мне все более приветливым.

Один раз я танцевала. Теперь я часто смеюсь. Сначала я могла сосчитать те дни, когда я смеялась. Потом сосчитать их уже нельзя было.

Вчера я любовалась каким-то празднеством. В лучах вечернего солнца толпа была прекрасна, как сад. Я чувствовала себя счастливой тем, что я была там, среди этих радостных и довольных людей.

Я пишу тебе, чтобы сказать, что у меня появилось новое, особенное чувство к тебе: нежность... мы когда-то с тобой говорили о нем, еще не зная, что это такое. Поверим в это в глубине души!..

Второй «едущий:

«Когда любишь женщину, - писал Дидро Софи Волан, - надо быть безумно в нее влюбленным, как я безумно влюблен в Вас». Любить человека... как это трудно. Любить его таким, какой он есть, со всеми его пороками, грехами, робкого и смелого, грубого и нежного. Любить просто за то, что он рядом с тобой. И пронести эту любовь через всю жизнь, через все испытания, не потеряв веры и надежды...

Третий чтец

Когда ты была со мной,
Когда ты была со мной, -
Миром моим,
Всей судьбой земной
Ты была одна,

И казалось мне,

Что по твоей милости,

Из-за тебя

Я ничего не успел,

И лишаюсь всего,

И отстаю от всех важных дел.

Сейчас тебя нет,

Сейчас тебя нет,

И временя - вволю,

И важных дел вволю,

Но я сижу и пальцем не шевельну,

Да и к чему это,

Я так ничего и не начну,

Да и зачем мне что-то делать,

Когда вдруг

Все лишилось значенья и смысла,

И померк белый свет,

Когда тебя нет,

Когда тебя нет. Г. Эмин

Первый чтец

Не отрекаются, любя,

Ведь жизнь кончается не завтра.

Я перестану ждать тебя,

А ты придешь совсем внезапно.

А ты придешь, когда темно,

Когда в окно ударит вьюга,

Когда припомнишь, как давно

Не согревали мы друг друга.

И так захочешь теплоты,

Не полюбившейся когда-то,

Что переждать не сможешь ты

Трех человек у автомата.

И будет, как назло, ползти

Трамвай, метро, не знаю, что там.

И вьюга заметет пути

На дальних подступах к воротам.

А в доме будет грусть и тишь,

Хрип счетчика и шорох книжки,

Когда ты в двери постучишь,

Взбежав наверх без передышки

За это можно все отдать,

И до того я в это верю,

Что трудно мне тебя не ждать,

Весь день не отходя от двери.

В. Тушнова

Второй чтец:

Тысячу раз я решался
Бросить тебя, уйти.
Тысячу раз возвращался
С половины пути.
Тысячу раз ты жестоко
Сердце мне жгла огнем,
Но в мгновение ока
Я забывал о том.
Вот и сегодня я вышел,
Чтоб не вернуться вновь,
Но на пороге услышал
Зов твой, моя любовь!..
Смерть настигает повсюду,
Где угодно судьбе.
Даже и мертвым я буду
Думать лишь о тебе.
Страшно уйти из-за взора:
Вдруг умру... и тогда
Наша короткая ссора
Длиться будет всегда.
Г. Эмин

Песня «Время лечит»

Четвертое письмо

6 июля 1904 года.

Проходят годы... Одиннадцать лет!.. Я уезжала, потом вернулась н снова уезжаю. Наверно, у тебя уже есть дом - я не сомневаюсь в этом, мой возмужавший Луи! - семья, для которой твоя жизнь очень важна... А ты сам... Какой ты сейчас? Я представляю себе твое лицо - оно пополнело; твои плечи стали шире... Возможно, у тебя появилась седина... Но, бесспорно, ты сохранил свою особенность: твое лицо, как прежде, озаряется внутренним светом перед тем, как ты улыбнешься!..

А я ... Я не буду тебе рассказывать, какой стала я... Женщины старятся быстрее, чем мужчины. Если бы нам можно было сейчас стать рядом, могли бы принять за твою мать - и по внешнему виду, и по всему тому, что светится для тебя в моих глазах.

Ты видишь, как мы были правы, когда расстались, потому что спокойствие вернулось и потому, что вот сейчас ты едва узнал мой почерк на конверте этого письма.

Первый ведущий:

Любовь для многих любящих была не утехой и не бытом, а поиском великой истины в человеческих отношениях и битвой, порой трагической, за сокровища человечности. Истинно любящие всегда борются до последнего мига за душу любимого человека - за ее восхождения. И они эту битву выигрывают ее, даже умирая...

Первый чтец:

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого, что лес - моя колыбель, и могила - лес,
Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою - как никто другой.


Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца -

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, - я ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя - замолчи! -
У того, с которым Иаков стоял в ночи.

И пока тебе не скрещу на груди персты -
О проклятие! - у тебя останешься - ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир, -
Оттого этот мир - твоя колыбель, и могила - мир!
М. Цветаева

Второй чтец:

Застонал я от сна дурного
И проснулся, тяжко скорбя;
Снилось мне - ты любишь другого
И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.

Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам темным,
Как по руслам высохших рек.

Вот стою перед дверью твоею,
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.

Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,

Но я все-таки умираю

Пред твоим закрытым окном. Н. Гумилев

Пятый чтец:

Я сто несчастий в жизни отведу,

Прикрою от печали и кручины,

Но где бессильны сильные мужчины,
Останови, любимая, беду.

Когда бушуют яблони в цвету
И девочка в песочнице смеется,
И смотрит день, сощурившись, на солнце,
Останови, любимая, беду.

Я в брод любое горе перейду,
Во всех невзгодах выстоять сумею,
Но в миг счастливой нежностью своею И. Ляпин
Останови, любимая, беду.


Пятое письмо

25 сентября 1893 года

Мой дорогой!

Прошло двадцать лет, как мы расстались... Мой дорогой Лун, прошло двадцать лет с тех пор, как я умерла.

Если ты жив сейчас и читаешь это письмо, которое будет тебе отправлено теми же преданными и верными руками, пересылавшими тебе и предыдущие мои письма в течение всех этих лет, - ты меня уже почти забыл, и ты простишь мне, что я покончила собой на другой день после того, как мы расстались... Я не могла я не знала, как жить без тебя...

Это было вчера, это вчера мы расстались...

Посмотри получше на дату в начале этого письма, на которую ты не обратил внимания.

Это вчера ты рыдал в нашей комнате, зарывшись головой в подушки, ослабевший от горя большой ребенок... Это вчера в сумерки возле полуоткрытого во двор окна твои слезы падали на мои руки... Это вчера ты плакал, а я не говорила ни слова, крепясь как только могла...

И вот сегодня я пишу тебе, сидя за нашим столом, в окружении всех-всех наших вещиц, в обстановке, такой близкой нашим сердцам, - пишу четыре письма, те, которые ты получал через длительные промежутки, и - заканчиваю это, последнее.

Вечером я отдам все необходимые распоряжения, чтобы эти письма приходили к тебе в обозначенные числа, а потом сделаю так, чтобы меня никогда не нашли. Я исчезну из жизни. Не хочу говорить тебе - как. Тягостные подробности могут огорчить тебя и причинить тебе новые страдания даже через столько лет.

Самое главное в том, что мне удалось избежать грубого, ранящего разрыва и расстаться с тобой ласково и осторожно. Я хотела в письмах пережить себя только для того, чтобы самой довести все до конца... Разрыва не было. Ты, с твоей чувствительностью, возможно, не перенес бы его. И вот я возвращалась. Щадя твое сердце, возвращалась достаточно часто, и вместе с тем достаточно редко, чтобы постепенно угаснуть в твоей душе. А теперь, когда я говорю тебе всю правду, я выиграла нужное время для того, чтобы ты не так остро почувствовал, что означает для тебя моя смерть.

О мой маленький Луи! Есть какое-то страшное откровение в этом нашем последнем разговоре сегодня, когда так тихо и так издали мы говорим, и слышим друг друга: ты - меня, которой уже давно нет, а я - тебя, который не знал, чем была я все эти годы... И как невыразимо различно звучит слово «сейчас», слетая с моих губ, которые его шепчут, когда пишутся эти строки, и с твоих, когда ты произносишь его, читая это письмо сейчас.

И вот сейчас, спустя столько времени, сквозь вечность - хоть это может казаться невероятным - я тебя по-настоящему обнимаю!..

Я заканчиваю на этом, потому что я не смею (из-за боязни быть грустной, а значит, злой по отношению к тебе) рассказать тебе о всей своей огромной, безумной любви, о которой можно только мечтать, и о нежности, которая еще больше этой любви...

Первый ведущий

Была сильная буря, она повалила мачты и паруса, матросы изнемогали от усталости, корабль без руля был отдан на волю волн и ветра, который гнал его на рифы. Люди ожидали крушения, и тут один матрос нашел в трюме старый парус, истлевший, испещренный дырами; он натянул его, как мог, и тем самым спас корабль: потому что новые паруса под напором массы ветра рвутся, как бумага, этот же устоял в борьбе с ветром - потому что был дырявым - повел корабль...

Когда читаешь стихи и слушаешь песни о любви, кажется, что достаешь из трюма тот самый спасительный старый парус.

А раны в нем - раны в человеческом сердце, которые, как ни странно, помогают нам жить и учат любить...


© 2010-2022