• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья Важность роли раннего музыкального обучения детей, особенности их возрастной психологии и её роль в организации учебного процесса

Статья Важность роли раннего музыкального обучения детей, особенности их возрастной психологии и её роль в организации учебного процесса

  Важность роли раннего музыкального обучения детей, особенности их возрастной психологии и её роль в организации учебного процесса Алла Сергеевна Коротких КГКП «ДМШ имени Касыма Аманжолова» Важность роли раннего музыкального обучения детей, особенности их возрастной психологии и её роль в органи¬зации учебного процесса.  Многолетний опыт музыкального обучения показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Пять, шесть лет – это тот возраст, когда стоит закладывать фун...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Учительские университетыГлавная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Важность роли раннего музыкального обучения детей, особенности их возрастной психологии и её роль в организации учебного процесса

Алла Сергеевна Коротких

КГКП «ДМШ имени Касыма Аманжолова»

Важность роли раннего музыкального обучения детей, особенности их возрастной психологии и её роль в органи¬зации учебного процесса.

Многолетний опыт музыкального обучения показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Пять, шесть лет - это тот возраст, когда стоит закладывать фундамент музыкального воспитания. Дети в этом возрасте отличаются активной любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, делают элементарные обобщения и вполне могут начинать свой путь в мир музыки. Важно не переступать порог свойственного детям игрового метода обучения, стремиться всё время держать ребёнка в заинтересованном состоянии, будоражить его воображение всеми доступными вам и его способами. Именно такую цель надо преследовать во время обучения, в подготовительный период, проводя его в виде игр-заданий.

Весёлые и полезные игровые занятия с детьми пяти - шести лет - это целый мир интересных пальчиковых игр, упражнений, музыкально - ритмических и подвижных игр, попевок, песенок, игр-сказок, игр со словом и театрализованных игр.

Почему так важны все эти перечисленные игры для детей 5-6 лет? Например, упражнения для движения пальцев, кистей рук, развивают мелкую моторику и общую координацию движений ребёнка, а попевки, песенки, помогают развивать и упражнять речь учащегося. Стихотворная форма пальчиковых игр и игровой гимнастики, совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и слух, помогает учиться сочетать движение и слово. Упражнения и игры в процессе обучения учащегося, помогают развивать его эмоциональную сферу, знакомят с основными видами эмоций и способами их проявлений. Через игровое обучение учащиеся ощущают целую гамму чувств и переживаний, и могут передать различные эмоции и настроения. В таком раннем возрасте дети сначала слушают педагога, наблюдают за его движениями, затем начинают совместно выполнять отдельные самостоятельные действия, затем пробуют проявить себя в том или ином виде импровизации. Двигаясь от простого к сложному, мы учим детей: видеть, слушать, слышать, думать, сравнивать, а главное пробовать!

Вряд ли найдутся такие родители, которые не желают своим детям доб¬ра и в решении этого вопроса бесценную роль играет воспитание ис¬кусством, музыкой.

Очень важно, в какой атмосфере развивается ребёнок, особенно в совсем юные годы своей жизни. Хорошая музыкальная среда способствует воспитанию духовных качеств ребёнка.

Музыка - один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческим чувствам.

В силу того, что звук - одно из интенсивнейших средств влияния на пси¬хику человека, дети очень живо реагируют на разнообразные звуки, поэтому музыка должна стать одним из средств общения с детьми. Способность чув¬ствовать и переживать, необходима каждому человеку. Задача взрослых - со¬хранять и развивать в детях эту способность к живому эмоциональному пе¬реживанию, беречь её и направлять.

Первоочередная задача музыкального воспитания детей - формирование музыкальности.

Важно, чтобы музыка органично входила в повседневную жизнь ребён¬ка, не раздражая его, не «поучая», а помогая реализовать себя, раскрывать свою творческую индивидуальность, играя.

Первый этап обучения является решающим в жизни ребёнка. Именно в воз¬расте пяти-шести лет детей легче всего приобщить к музыке, не задумываясь о том, станут они музыкантами - профессионалами или нет.

Столь юный возраст играет значимую роль, так как никогда человека не волнует красота какой-то вещи, как в детстве; никакому другому возрасту не свойственна та безграничная фантазия, та яр¬кая восприимчивость к эмоциям, которыми обладает ребёнок.

Вот почему как раз в этот период на него можно оказать посредством искусства наиболее естественное и сильное воздействие, опираясь и исполь¬зуя в процессе воспитания именно возрастные особенности ребёнка: его силу воображения, огромное желание самому участвовать в художественном твор¬честве.

Задача преподавателя в этот пе¬риод - зажечь в ребёнке интерес к музыке, создавать на уроках атмосферу творчества, непринужденности. Поддерживая интерес к занятиям, оставаясь при этом как бы сотоварищем в игре, преподаватель должен постоянно изу¬чать ребёнка и, обучая, учиться сам.

При этом чрезвычайно важно, чтобы учащийся по возможности не замечал, что он является объектом воспитания. Он должен просто-напросто посвятить себя интересной и близкой ему деятельности и уважать в преподавателе того, кто помогает ему в совершенствовании этой деятельности. Желательно, чтобы преподаватель стал как бы образцом, шаблоном для ученика.

Постепенно, с течением времени преподавателю нужно нацеливать ре¬бёнка на то чтобы он сам активно участвовал в этом совершенствовании. Уроки должны приносить учащимся радость. Учащиеся, которые идут на за¬нятия со страхом, никогда не смогут извлечь из них настоящей пользы. По¬этому преподаватель музыки должен быть не только хорошим специалистом. В работе с юными музыкантами необходимо учитывать особенности их возраста и характера.

С того момента, как ребёнок впервые прикоснулся к инструменту, мы развиваем его способность концентрироваться. Большую роль в первый период обучения играет домашнее окружение, семья. Важно, чтобы взрослые, приведшие ребёнка в музыкальную школу, не заканчивали на этом свое участие.

Музыкальное образование, а вместе с тем и духовное развитие должно осуществляться не только в стенах ДМШ. Необходимо с раннего возраста всесторонне приобщать ребёнка к прекрасному: посещать с ним концертные залы, театральные спектакли, включать классическую музыку для детей дома.

Учащиеся подготовительной группы - это дети 5-6 лет, большинство из которых посещают детский сад, реже нулевые классы общеобразовательных школ. Преподаватель, занимающийся с детьми младшего возраста, должен хорошо знать детскую психологию. Прежде, чем говорить о музыкальном образовании в подготовительном классе, следует рассмотреть некоторые психологические аспекты, имеющие важное значение примени¬тельно к начальному обучению в целом.

Начальное обучение - важнейший период в жизни ребёнка. В эти годы он начинает активно познавать окружающий мир и самого себя; расширяется его информационное поле, появляется интерес к различным видам занятий.

Однако детство не есть период беспечной, «райской» жизни. В жизни детей, как и взрослых, много проблем, иногда трудноразрешимых, сложных, порой неразрешимых, и они заставляют детей переживать, страдать, радо¬ваться. То, что нам может показаться пустяком, для ребёнка вовсе не мелочь, а скорее смысл жизни.

Детство- это не прекращающийся процесс взросления. Ребёнок хочет быть взрослым. Если проанализировать его поступки, содержание игр то бу¬дет нетрудно обнаружить, что в подавляющем большинстве случаев он стре¬мится подражать старшим. Во многих играх дети берут на себя роль мамы, папы, врача, учителя. Дети со всей серьезностью могут обсуждать пустяко¬вые с точки зрения взрослого вопросы. В это время они вовсе не беспечны, напро¬тив, озабочены «жизненно важными проблемами», и эти заботы тоже ведут их к взрослению. Наша забота о ребёнке имеет педагогический смысл в том случае, если ребё¬нок в общении с нами чувствует, что мы относимся к нему с доверием, считаемся с ним, понимаем его.

Столь ранний возраст отличается многими специфическими чертами. Де¬ти этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме, поэтому преподавателю необходимо так разнообразно и красочно проводить урок, чтобы в течение всего времени интерес у ребёнка не ослабевал, вставлять игровую гимнастику, тем самым организуя небольшой отдых, не отрываясь от учебного процесса.

Другой характерной чертой этого возраста является огромная эмоцио¬нальная восприимчивость к впечатлениям окружающего мира. Это необхо¬димо учитывать на уроке. Не следует откладывать надолго ответы на возникающие у ребёнка вопросы на позднее время, любознательность ребёнка должна быть удовлетворена.

Третья характерная черта состоит в том, что ребёнок легко воспринимает новое, но так, же быстро забывает выученное на уроке. С этой особенностью приходится считаться при обучении и нужно взять себе за правило постоянно возвращаться к уже пройденному заданию, даже если ребёнок перед этим хо¬рошо его усвоил. Как говорится, «повторение мать учения».

Четвертая характерная особенность - это иной темп мышления у ребён¬ка. Ребёнок думает медленнее. Отсюда следует, что всякое принуждение к спешке приведёт к отрицательным результатам.

Ещё одной характерной чертой детской психологии является мышление в конкретных образах. Из этого вытекает следующий принцип: детям на уро¬ке надо сначала продемонстрировать тот или иной предмет или указать на ту или иную ситуацию и лишь, потом давать их словесное обозначение.

Задумаемся над целями, которые мы ставим перед собой, приступая к обучению игре на фортепиано ребёнка 5-6 лет.

Эти цели должны быть согласованы со стремлениями самого ребёнка, пришедшего обучаться фортепианной игре. В этом возрасте ребёнок хочет играть, воспроизводить музыку. Однако он не испытывает ни малейшей по¬требности в напряженных, длительных занятиях с тщательной отработкой де¬талей. Игру на фортепиано он представляет себе как своего рода новое раз¬влечение, как новую игру.

Задача преподавателя - направить эту игру, сделать её средством дости¬жения преследуемой цели; предметом, используемым в этой игре - звуки, а целью - чтобы ребёнок освоил особый язык, состоящий из звуков, - то есть музыку.

Список использованной литературы:

1.Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 3 - 5 лет. - М., 2009.

2.Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д, 2008.

3.Сычёва М.А. Первые уроки музыки. - Ростов н/Д, 2009.

Категория: Уроки музыки | Добавил: Fortepiano (Вчера) | Автор: Алла E

Просмотров: 8 | Теги: ранний, фортепиано., подготовительный, психология

© 2010-2022