Разработка урока по музыке 5 класс. на тему: Как сложили песню

Используемые приемы, методы, технологии обучения: психолого-педагогические (рефлексия), игровые (имитация), гуманно-личностные (создание ситуации успеха), информационно-коммуникационные (презентация), технологии проблемного обучения (целеполагание), коррекционно-развивающие (логоритмика, развитие слухового восприятия), здоровьесберегающие (гимнастика для глаз).
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Как сложили песню»

Разработка урока по музыке 5 класс.

Автор: Данилова Елена Яковлевна учитель музыки МБОУ «СОШ№33»

г Энгельса Саратовской области.

5 класс

Цели и задачи урока

Образовательные: закрепить полученные знания об истоках народной музыки; отработать навыки игры на народных музыкальных инструментах.
Развивающие: развивать умение выводить тему урока самостоятельно; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал.
Воспитательные: воспитывать любовь к фольклору через исполнение музыки своих предков; воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения

оценивать свою работу.

Тип урока: комбинированный

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

психолого-педагогические (рефлексия), игровые (имитация), гуманно-личностные (создание ситуации успеха), информационно-коммуникационные (презентация), технологии проблемного обучения (целеполагание), коррекционно-развивающие (логоритмика, развитие слухового восприятия), здоровьесберегающие (гимнастика для глаз).

Оборудование (демонстрационные, раздаточные), основные источники информации: ТСО (м/м проектор, экран, ноутбук),демонстрационные: презентация в программе Power Point, деревянные ложки, трещотки, , музыкальный материал:аудиозапись финала IV симфонии П.И.Чайковского, сцена народного гуляния в балете «Петрушка» И.Стравинского.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности) в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способа приобретения знаний, умения планировать свою деятельность, оценивать свою работу), в сфере культурно - досуговой деятельности (чувство уважения к народной музыке, приобщение к культуре русского народа).

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: На предыдущем уроке мы с вами познакомились с песнями без слов. Давайте вспомним, как называются эти песни?

Дети: Они называются вокализы.

Учитель: Ребята, а каким музыкальным инструментом вы все обладаете?

Дети: Голосом.

Учитель: В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе?

Дети: В песне.

Учитель: Правильно. А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня.

Дети: Из музыки, стихов.

Учитель: А еще она состоит из куплета и припева.

Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева?

Дети: Куплеты у песни бывают разные, а припев один.

3. Ознакомление с новым материалом.

Учитель: А сейчас мы с вами прочитаем рассказ М.Горького и нам откроется тайна рождения песни. (Читаем рассказ)

Учитель: В русской деревне, ребята, песня сопутствовала человеку всю жизнь. Песнями баюкали младенцев в зыбке.

Дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки.

Пели парни и девушки, когда водили хороводы на лугу.

Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе.

Без песен не было и свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета - песни-плача.

4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров.

Учитель: А сейчас мы с вами послушаем фрагменты русских народных песен различных жанров.

(Звучат песни, дети определяют, в какие события жизни исполняются эти песни)

1. « Колыбельная» - обработка А.Лядова

2. «Ты, река ль, моя реченька» - русская народная песня

3. «У зори-то, у зореньки» -русская народная песня

4. «Солдатушки, бравы ребятушки»- русская народная песня

1. «А мы просо сеяли» - русская народная песня

«Милый мой хоровод» - русская народная песня.

Учитель: Ребята, вот мы и прослушали с вами русские народные песни, а теперь ответьте мне на вопрос: какие жанры народных песен мы с вами узнали?

Дети: Колыбельные, солдатские, трудовые, свадебные, похоронные, хороводные

Учитель: Какие характерные интонации отличают колыбельную песню от плясовой?

Дети: Колыбельную песню мама поет тихо, нежно, а плясовая - веселая, звонкая.

Учитель: А солдатская песня чем отличается от трудовой песни?

Дети: Солдатскую песню можно отличить по маршевому характеру музыки, под нее солдаты шагают, а трудовая песня веселая , чтобы хорошо работалось.

Учитель: А чем отличается песня лирическая от хороводной?

Дети: Лирическая песня - задушевная, ее поют, когда грустно, когда человек любит другого человека, мечтает о чем-то, а хороводная - веселая, там танцуют в хороводе парни и девушки.

Учитель: Ну вот, ребята, мы и подошли с вами к главному вопросу: Чем отличается песня народная от композиторской?

Дети: Народная песня отличается от композиторской тем, что она неотделима от действия (танца, игры, в труде, шествии и т. д.), а композиторские песни сочиняются на стихи поэтов.

Учитель: Правильно. А вы знаете, ребята, как называются народные песни?Фольклор, а в переводе с английского языка это означает «народная мудрость»А откуда пришли к нам старинные народные песни? Они передавались от одного певца или сказителя к другому, из поколения в поколение, от ваших прабабушек и прадедушек. А многие композиторы использовали народные песни в своих операх и симфониях

5.Разучивание и исполнение русской народной песни «Я сажала ленок».

Учитель: А сейчас мы с вами будем сами участвовать в хороводе и исполнять русскую народную песню «Я сажала ленок»

В Древней Руси и лен и капуста считались ценными посевными культурами. Изо льна делали нити, пряли ткани и шили одежду, и льняная одежда считалась лучшим подарком.

Вставайте, ребята, в круг. Сейчас мы с вами будем петь и изображать действия, о которых поется в песне.

1-й куплет Я сажала, сажала ленок,

Я сажала, сажала ленок,

Я сажала, приговаривала,

Чеботами приколачивала:

6.Гимнастика для глаз «Немного о музыке»

Молодцы, вы отлично справились с самостоятельной работой, затратили много сил. И наши глаза устали. Давайте дадим им отдохнуть, а для этого сделаем гимнастику - представьте, что вы музыканты. Играете на клавишном инструменте. Правда, играть вам придется на собственных веках. Необычно? Согласна. Итак, сядьте на стул и приготовьтесь. Тремя пальцами сразу легонько коснитесь своих век. Только пусть это будет целый аккорд. Коснулись, раз-два. Убрали, три-четыре. Поиграйте так несколько раз, легонько без усилий.

- А теперь представьте, что вы - дирижеры, правда, начинающие. Но у вас есть свои секреты, ну-ка поделитесь ими. А точнее двумя взмахами. Работают только глазки, голова неподвижна. Первый взмах - сверху вниз. Второй - слева направо. Ну, может, это и не очень похоже на движение настоящего дирижера, ведь вы работаете не дирижерской палочкой, а глазами. Кстати, именно так дирижировал знаменитый Леонард Бернстайн. Подирижируйте еще немногоРазработка урока по музыке 5 класс.на тему: Как сложили песнюРазработка урока по музыке 5 класс.на тему: Как сложили песню

На первом куплете мы показываем как - будто разбрасываем семена.

2-й куплет Я полола, полола ленок- 2 раза

Я полола, приговаривала

Чеботами приколачивала:

«Ты удайся, ты удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький ленок» ( наклоняются до земли, изображая, как -будто полят)

3-й куплет Я срывала, срывала ленок (делают повороты с наклонами, будто укладывая что-то в сторону)

4-й куплет Уж я била, я била ленок ( имитируют то через левое, то через правое плечо замахи палкой)

5-й куплет Уж я мяла, я мяла ленок (стоя, делают жесты, как-будто стирают белье)

6-й куплет Я сушила, сушила ленок ( имитируют встряхивание белья)

7-й куплет Я трепала, трепала ленок ( поднимают левую руку вверх, а правую заводят под мышку левой, затем меняют руки)

8-й куплет Я чесала, чесала ленок (Расчесывают пряди льна, подняв левую руку вверх, а правой расчесывать)

9-й куплет Уж я пряла, я пряла ленок (пальцы рук трутся друг о друга, словно суча нить)

10-й куплет Уж я ткала, я ткала ленок (обе руки вместе поднимаются вверх, затем резко опускаются вниз)

Учитель: Молодцы ребята! Садитесь!

6.Подведение итогов урока. Задание на дом.

Домашнее задание: придумайте рассказ или сказку о том, как сочиняли песню в народе. Подумайте над выражением : «Вся Россия просится в песню»

Учащиеся под музыку выходят из класса.

Рефлексия
Учитель:
Ребята, вы прекрасно поработали сегодня - на ваших столах много цветных нот, распределите их по цветам. Поднимите руку, кто был самым внимательным слушателем, исполнителем, чаще других правильно отвечал на вопросы и прекрасно разбирается в творчестве русских композиторов. Как я и обещала, мы с вами составим с помощью ваших нот четыре линии ритмических рисунков.
Перед вами нотный стан, каждая строка обозначена определенным цветом - пожалуйста, прикрепите свои ноты.

Учащиеся подходят к нотному стану и прикрепляют заработанные ими ноты.

Предлагаю прочувствовать характер народной песни, как это делали великие мастера - русские композиторы П.И.Чайковский и И.Ф.Стравинский, став исполнителями народной песни «Ах вы сени, мои сени» из балета «Петрушка» (фрагмент с 2.10. до 3.20 )

Исполнение на музыкальных инструментах. Разработка урока по музыке 5 класс.на тему: Как сложили песню

Разработка урока по музыке 5 класс.на тему: Как сложили песнюРазработка урока по музыке 5 класс.на тему: Как сложили песнюРазработка урока по музыке 5 класс.на тему: Как сложили песню

© 2010-2022