Разработка и внедрение ЭОР в начальной школе на уроках музыки

       Здравствуйте уважаемые коллеги - учителя, педагоги,  музыканты. Сегодня на нашей встрече мы поговорить об ЭОР, их разработке и внедрении в образовательную практику начальной школы на уроках музыки.  Электронные образовательные ресурсы – это новейшее, высокоэффективное и доступное средство современного образования, которое может в разы облегчить и ускорить процесс обучения, воспитания и гармоничного развития личности.      Учитель средней школы Байкалова Людмила Сергеевна с Красноярского к...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образование - это то, что остается,

когда забыто все то, чему учили в школе.

Гейзенберг.

Разработка и внедрение ЭОР в начальной школе на уроках музыки.

Здравствуйте уважаемые коллеги - учителя, педагоги, музыканты. Сегодня на нашей встрече мы поговорить об ЭОР, их разработке и внедрении в образовательную практику начальной школы на уроках музыки.

Электронные образовательные ресурсы - это новейшее, высокоэффективное и доступное средство современного образования, которое может в разы облегчить и ускорить процесс обучения, воспитания и гармоничного развития личности.

Учитель средней школы Байкалова Людмила Сергеевна с Красноярского края, п. Караул считает что: «Использование мультимедийных технологий на уроках искусства является, по сути, универсальным средством наглядности, которое помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, делает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечивает оптимальное музыкальное развитие учащихся.

Учитель мировой художественной культуры и музыки московской гимназии №1748 «Вертикаль» Бурлакова Ольга Дмитриевна пишет: «Прослушайте музыкальный фрагмент с закрытыми глазами и ваше воображение, под влиянием музыки, создаст своего рода «киноленту видения». Это очень интересные моменты театральной педагогики. Считаю, что использование театральной педагогики на уроках музыки способствует развитию эмоциональной отзывчивости, улучшает восприятие музыкального материала, делает урок интересным, ярким, запоминающимся, что помогает в систематизации полученных знаний». Действительно, демонстрация мультимедиа ресурса в виде презентации, как раз и является той «кинолентой видения» только не в ассоциативном, а в виртуальном пространстве современных компьютерных технологий.

И далее, она пишет на своём сайте: «Давно прошло время, когда урок музыки позиционировал себя, прежде всего, как урок пения. Современные технологии, методические разработки учителей, интеграция на уроках - всё это сделало урок музыки интересным, информационно содержательным и значимым в образовательном процессе, ничуть не умаляя результатов вокально-хоровой работы, конечно же, на каждом уроке».

Совершенно верно уважаемые коллеги. Сегодня урок музыки, урок искусства, ИЗО, МХК других предметов гуманитарно-эстетического цикла в современной школе совершенно немыслим без средств наглядной информационной поддержки, информационно-коммуникационных технологий, презентаций, электронных образовательных ресурсов.

С чем это связано? Прежде всего, с научными исследованиями и выводами учёных, педагогов, психологов которые утверждают, что процесс восприятия и усвоения образовательного материала при помощи органов зрения составляет по разным выводам от 70 до 80 процентов и от 20 до 30 процентов при помощи органов слуха.

Не буду вдаваться в достоверность этих исследований, но скажу одно, что наблюдения в этом направлении подтверждают выводы учёных, что образовательный процесс с применением информационных технологий, где задействованы одновременно органы зрения и слуха в разы улучшает качество и эффективность учебных процессов на всех уровнях образовательной практики.

Не случайно, китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня - и я пойму».

Мультимедийный учебно-методический комплект ЭОР разработанный в соответствии со стандартом ГОСТ 7.23-2001 (классификация ЭОР) и является дополнением к «Рабочей программе» В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак по предмету Музыка 1-4 класс (изд. Дрофа 3013 г., Москва).

Комплект разработан творческой группой педагогов Нижегородской области в составе педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории МБОУ ДОД Вознесенский Районный Дом детского творчества Забелина А.Н. (автор проекта), учителя музыки высшей квалификационной категории Вознесенской СОШ Алехановой М.Н. (учитель-экспериментатор) и научного руководителя проекта кандидата философских наук, доцента кафедры словесности и культурологии ГБОУ ДПО Нижегородского института развития образования Рябчиковой Е.П.

Комплект представляет собой пакет электронных образовательных ресурсов нового поколения, ориентированный на инновационное развитие российского образования и соответствующий существующим

образовательным стандартам и требованиям предъявляемых ФГОС к структуре проведения уроков по образовательным предметам, в том числе и предмету «Музыка».

В ноябре 2014 года на базе Нижегородского института развития образования состоялась встреча творческой группы разработчиков и создателей ЭОР на авторском семинаре «Особенности УМК «Искусство. Музыка» Т.И.Науменко, В.В.Алеева в соответствии с требованиями ФГОС», который проводил сам автор образовательной программы «Музыка» В.В.Алеев.

На этом же семинаре в присутствии автора образовательной программы В.В.Алеева на выбор аудитории демонстрировались электронные образовательные ресурсы, которые тут же по горячим следам всесторонне обсуждались педагогическим сообществом учителей музыки Нижегородской области, после чего Виталий Владимирович любезно оставил следующий отзыв о пакете УМК:

1.Электронный ресурс отражает главные подходы, представленные в нашей программе и учебниках.

2. Ресурс расширяет содержание, методику и технологию урока.

3.Он способен стать важным компонентом в практической деятельности учителя, особенно в тех школах, где музыку преподают учителя без профессиональной музыкальной подготовки. В.В.Алеев

А в январе 2015 года автор рабочей программы «Музыка» 1-9 класс В.В.Алеев прислал развёрнутую рецензию, в которой подробно изложил своё мнение о методическом комплекте. Я с вашего разрешения зачитаю некоторые выдержки из текста документа:

«Комплект ЭОР отвечает современным требованиям образовательной политики, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в области общего музыкального

образования как одного из источников формирования основ духовно-нравственной культуры подрастающего поколения яв-ляющегося важнейшим компонентом гармоничного развития лич-ности.

Использование в ЭОР современных компьютерных технологий позволило авторам комплекта расширить возможности предъявления и представления учебной информации учебников «Музыка» 1-2 классы и рабочей программы В.В.Алеева «Музыка» 1-4 классы за счет объединения в одном пользовательском продукте (ресурсе) текста, графики, аудио - и видеоинформации, анимации, причём в виртуальной среде полифоничности различных видов искусств и компьютерных технологий. Внутренняя интеграция компьютерных технологий и полифоничности искусств позволила создать привлекательный, эмоционально яркий, универсальный интерактивный образовательный продукт притягивающий внимание и повышающий интерес школьников к получению образовательной информации, к обучению. Привлечение дополнительных образовательных и информационных источников, ресурсов (фрагментов мультфильмов, видеофильмов, аудио материалов, графических изображений, рисунков, фото) наполнило подачу образовательного материала качественно новым содержанием, что позволило в разы повысить эффективность образовательного процесса.

Каждый поурочный ЭОР выполнен на основе структурированных рекомендаций и инструкций, предъявляемых ФГОС к проведению урока, и вбирает в себя основные этапы - организационный этап, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся, актуализация знаний и т.д. Каждый ресурс из образовательного пакета по времени рассчитан на 35 минут в первом классе и 45 минут во втором и включает различные виды учебно- образовательной деятельности по пред-мету музыка: слушание музыки, пение. инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

Интегрированный подход к подаче образовательного материала рабочей программы В.В.Алеева «Музыка» через комплект ЭОР направлен на формирования личностных,

регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться, достижения требований ФГОС.

На основании изложенного считаю возможным рекомендовать рецензируемый комплект электронных образовательных ресурсов автора-составителя А.Н.Забелина к изданию в виде учебного пособия.»

Итак, что же такое ЭОР?

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства или компьютер.

Да, сегодня в образовательную практику в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение.

Зададим вопрос: Зачем нужно применение ЭОР учителю?

1. экономия времени на уроке;

2. глубина погружения в материал;

3. повышенная мотивация обучения;

4. возможность одновременного использования аудио-, видео-,

мультимедиа - материалов;

5. привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить,

рассуждать.

А, что дает ЭОР ученику?

1. ЭОР содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

2. позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

3. формирует навыки самостоятельной продуктивной

деятельности;

4. способствует созданию ситуации успеха для каждого

ученика;

5. делает занятия интересными и повышает мотивацию;

6. с ЭОР учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе немыслимо сегодня без помощи электронных образовательных ресурсов нового поколения, а представление о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения и навыки, уже неактуально. Двадцать первый век выдвигает другие требования к современному человеку, которые способствуют самостоятельному ориентированию во всех видах обширной информации, способствуют решению многочисленных задач, требующих умения разбираться в любых ситуациях и находить рациональные решения.

Между тем, учебный процесс в начальной школе до сих пор построен так, что всё временное учебное пространство зачастую заполняется учителем методами традиционной дидактики. Более того, предметы «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» частенько отодвигаются на второй план и заменяются другими дисциплинами, (например, математикой или любым другим предметом) в силу ограниченной или вовсе отсутствующей подготовки учителей в этих образовательных областях.

Не секрет, что сегодня ФГОС ставит перед учителями начальных классов новые задачи, которые должны обеспечить более высокое и качественное обучение и образование. Одна из них - использование материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса.

В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Мультимедиа ресурсы на сегодняшний день являются самыми мощными и интересными для образования продуктами.

Технология мультимедиа предоставляет возможность передачи любой учебной информации множеством различных способов:

С помощью текста и графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используя все виды восприятия; следовательно, закладываются основы мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения - всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов при помощи анимации.

Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Уроки с ЭОР - это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применять компьютерные технологии. Педагогу необходимо только найти ту грань, которая позволила бы ему сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществлять задуманное, делать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов обучения. Применение компьютерных технологий

в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования.

Ресурс адресован, прежде всего, учителям начальных классов, не имеющих музыкальной подготовки и не владеющих игрой на музыкальных инструментах.

Учителям-совместителям, вынужденным по тем или иным причинам вести занятия по предметам гуманитарно-эстетического цикла в частности предметам «Музыка» и «Искусство» в общеобразовательных школах и других образовательных учреждениях.

Всем коллегам учителям-музыкантам, в качестве оригинального универсального интерактивного дидактического материала по предметам «Искусство» и «Музыка».

Уникальность комплекта ЭОР к программе В.В.Алеева заключается в том, что структурированный образовательный процесс происходит в увлекательной технологической форме в среде виртуальной полифоничности различных видов искусств и вбирает в себя синтез новейших информационных компьютерных разработок и педагогических технологий, чрезвычайно эффективно влияющих на всестороннее гармоничное развитие личности.

В образовательном продукте используются все возможности и известные средства, при помощи которых человек способен воспринимать информацию с помощью органов восприятия зрения и слуха на фоне музыкотерапии и цветотерапии.

Наконец, одним из основных достоинств мультимедиа продуктов является их интерактивность. Интерактивность с английского interactive означает взаимодействие. Это значит, что любой из предложенных авторами вариант изложения темы, содержания изучаемого параграфа учебника можно легко редактировать, изменять, корректировать, причём не только текст слайда, но и изображения, рисунки, слайды.

Авторы проекта оставляют за учителями право активно вмешиваться в содержание любого образовательного ресурса и адаптировать учебный материал под свою методику обучения, структуру ведения уроков, курс и используемые технологии образовательной практики.

Творческая группа надеется, что данный электронный мультимедиа образовательный ресурс найдёт своих сторонников, понимание и поддержку педагогического сообщества, которое даст оценку инновационной педагогической инициативе на современный урок в общеобразовательной школе.

Спасибо за внимание. А сейчас я передаю слово учителю музыки Вознесенской школы Алехановой Марине Николаевне, которая расскажет об использовании данного Учебно-методического комплекта ЭОР на уроках музыки в начальной школе и работе с ним.






© 2010-2022