Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальный театр» 1-2 классы

Програ                      Цель программы – способствовать формированию личности ребенка, как духовного субъекта культуры, развитию его  творческих способностей и способности к самовыражению и самореализации посредством обучения игры в музыкальном театре. Программа «Музыкальный театр» рассчитана на 68 часов в год, два раза в неделю по 25 минут.В данной программе  предусматриваются следующие  формы работы: игровая, групповая, фронтальная. На первом этапе  (первый год обучения) занятий в музыкальном театре дети овладевают начальными вокально-хоровыми навыками,  уметь петь в медленном, быстром темпе, действовать согласованно, включаясь в действие одновременно и последовательно, уметь произносить скороговорки  в разных темпах, шепотом, с разными интонациями, выразительно читать диалогический и стихотворный текст, сочинять этюды и сказки. На втором этапе (второй год обучения) выстраивают чистые унисоны при пении в группах; поют  в динамике; в игре  пользуются интонациями, выражающими разные чувства.
Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

«Любите и изучайте великое искусство

музыки. Оно откроет вам целый мир

высоких чувств, страстей, мыслей. Оно

сделает вас духовно богаче, чище,

совершеннее. Вы увидите жизнь в иных

тонах и красках…».

Д. Шостакович.

Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры. Основные параметры его развития определялись идеологией. Образованию предписывалось формирование личности с заданными качествами.

В настоящее время образование обратилось к культуре, как к среде, где происходит рождение и становление самобытного образа человека. Человека коммуникативного, творческого.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка - это одна из актуальных проблем школьной педагогики и детской психологии. Раскрыть детские способности помогает внеурочная деятельность в начальной школе.

При реализации внеурочной деятельности в начальной школе формируется та необходимая среда, компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат ребенку для свободного проявления своей индивидуальности, саморазвития и самореализации. Эти педагогические задачи успешно могут решаться в условиях детского музыкального театра, объединяющего в себе искусство слова и музыки.

Музыкальный театр помогает ребенку сделать музыку зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе взаимодействия с музыкальным искусством, когда дети еще не умеют глубоко рассуждать о музыке.

Исходя из особенностей психологического развития младших школьников (наглядно-образного мышления, неустойчивого внимания, требующего смены деятельности), я предлагаю начать работу в музыкальном театре с инсценирования музыкальных сказок. В процессе инсценирования музыкальных сказок дети смогут приобрести начальный опыт музыкально-творческой деятельности.

Цель программы - способствовать формированию личности ребенка, как духовного субъекта культуры, развитию его творческих способностей и способности к самовыражению и самореализации посредством обучения игры в музыкальном театре.

Цель программы определила следующие задачи:

  1. Развивающие - способствовать развитию:

  • музыкально-творческих способностей учащихся (музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма);

  • умение воспринимать и понимать музыкальный язык;

  • певческий голос;

  • воображение, интеллект;

  • интерес к сценическому искусству;

  • речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию.

  1. Образовательные - обучить, закрепить и расширить знания о различных видах музыкальной деятельности, учить создавать различные образы, используя выразительные пластические движения.

  2. Воспитательные - привить детям:

  • устойчивый интерес к музыке, театру;

  • этические и эстетические чувства (добра, прекрасного);

  • художественный вкус;

  • способствовать воспитанию нравственных качеств личности (отзывчивости, целеустремленности), социальных идеалов (любви к Родине, патриотизма).

Программа «Музыкальный театр» рассчитана на 68 часов в год, два раза в неделю по 25 минут.

В данной программе предусматриваются следующие формы работы: игровая, групповая, фронтальная.

На первом этапе (первый год обучения) занятий в музыкальном театре дети овладевают начальными вокально-хоровыми навыками, уметь петь в медленном, быстром темпе, действовать согласованно, включаясь в действие одновременно и последовательно, уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом, с разными интонациями, выразительно читать диалогический и стихотворный текст, сочинять этюды и сказки.

На втором этапе (второй год обучения) выстраивают чистые унисоны при пении в группах; поют в динамике; в игре пользуются интонациями, выражающими разные чувства.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.

1 класс

I четверть

Дата

Тема занятия

К-во часов

Содержание занятия

Характеристика деятельности

Результат

3.09

4.09

Вводное занятие

2

Дети знакомятся с учителем и друг с другом

В Игре «Это я» поют на одном звуке. Хором музыкально учатся приветствовать учителя

10.09

11.09

Прослушивание музыкальных данных детей Беседа о музыке, театре, их соединении

2

Поют знакомые детям песни, участвуют в беседу о музыке и театре

Парами поют куплеты песен, хором подпевают припев, за учителем прохлопывают простейший ритмический рисунок.

Выявлены дети с природными музыкальными данными, с теми, с кем предстоит еще понаблюдать и работать.

17.09.

18.09

Ритмика музыкальная и литературная

2

Ритмически прохлопывают заданный ритмический рисунок, пытаются найти ритм в простом стихотворении.

Разучивают песню «Тяв-тяв» муз. В. Герчик, сл. В Разумовского хором, знакомятся со стихотворением «Мой бедный Шарик» А. Геварчизов.

Найдены свойство и различие в музыкальном и литературном ритме.

24.09

25.09

Средства музыкальной выразительности: темп, тембр, динамика, лад.

2

Изображают различных героев : животных, людей под музыку.

Под заданную музыкальную тему дети подбирают образ, при этом объясняют, ПОЧЕМУ? именно так, хором поют песню «Тяв-тяв», разучивают песню «Солнечных зайчиков» муз. В. Казенина, сл. Ф. Лаубе.

Знакомятся со средствами музыкальной выразительности, включая ритмопластику.



1.10

2.10

Закрепление пройденного

2

Поют разученные песни «Тяв-тяв», «Песенка солнечных зайчиков».

Верно прохлопывают простые распевки и стихи.

Хором поют разученные песни, пытаясь чисто интонировать высокие ноты, прохлопывают в парах стихи и распевки «Зайчик», «Петушок», «Андрей-Воробей».



8.10

9.10

Знакомство с текстом и музыкой сказки «Про репку» муз. М. Иорданского, сл. О. Высотской

8.09

9.09

Знакомятся с текстом сказки, музыкой. Учат наизусть начальное четверостишье сказки.

Слушают сказку, участвуют в беседе по выяснению художественных образов.

Познакомились со сказкой «Про репку».

15.10

16.10

22.10

23.10

Песенка Внучки

Дуэт Дедки и Внучки.

4

  1. Речевая разминка (скороговорки по выбору).

  2. Распевание с ритмическими упражнениями.

  3. Разучивание «Песенки Внучки».

Знакомятся с понятием «дуэт». Разучивают мелодию дуэта.

Проговаривают скороговорки, увеличивая темп и используя динамику (тихо-громко) хором и индивидуально по желанию.

Изображают просыпающуюся внучку, разучивают мелодию песни хором, инсценируют умывающихся Кошку и Жучку.

Пытаются чисто интонировать песню Дедки и Внучки, изображают Деда и Внучку, сажающих семена репки.

Начало разучивания сказки «Про репку».

По желанию поют дуэтом

II четверть

12.11

13.11

Повторение изученных музыкальных тем

2

Повторяют «Песенку Внучки» и дуэт Внучки и Дедки.

Повторяют музыкальные темпы хором, соединяют с литературным текстом, исполняют изученные темы по желанию перед детьми.

Соединение литературного текста с музыкальными сценами (начало - посадка репки).

19.11

20.11

Дуэт Дедки и Бабки.

2

. Разучивают мелодию дуэта.

Соединяют литературный текст с дуэтом Дедки и Бабки, исполняя хором, затем индивидуально по желанию



26.11

27.11

Сцена «Вытягивание репки».

2

  1. Проводится речевая разминка.

  2. Распевание.

  3. Распределение муз. фраз сцены вытягивания репки.

Коллективно распределяются роли Кошки, Жучки, Мышки, Бабки, Деда, Внучки с последующим обсуждением.

Исполняют сценку «Вытягивание репки»

3.12

4.12

Сценка «Ах ты, репка».

2

Речевая и музыкальная разминка.

Разучивают песню «Ах ты, репка!»

Соединение сцен «Вытягивание репки» и «Ах ты, репка!» хором, индивидуально по желанию.

Используют сказку до последней изученной темы. Литературный текст проговаривают с помощью учителя.

10.12

11.12

17.12

Заключительный хор.

3

Речевая и музыкальная разминка.

Разучивание мелодии заключительного хора.

Повторение всех изученных тем, распределение ролей.

Соединение музыкальных тем и музыкального текста.

18.12

24.12

25.12

Подготовка к выступлению.

3

Объединение всех музыкальных фрагментов в единую сказку.

Выбор героев для выступления, исполнение тем дуэтами, трио, квартетами.

Показ сказки на занятии.

III четверть

14.01

15.01

21.01

22.01

28.01

29.01

4.02

5.02

Репетиция сказки на сцене.

8

Повторение музыкальных тем, соединение с литературным текстом.

В течение репетиции сказки дети пробуют быть разными героями, выбирают лучших.

Показывают сказку на сцене.

11.02

12.02

Показ сказки «Про репку» на утреннике, посвященном 8 марта.

2

Исполняют всю сказку, показывая актерское мастерство, умение выражать характер героев музыкально.

25.03

26.02

Знакомство с музыкальной сказкой «Колосок». Муз. М. Мильмана, стихи Н. Найденовой.

2

Знакомство с украинской народной сказкой «Колосок», выявление художественных образов сказки.

Слушают литературный текст и музыку в исполнении учителя, беседуют о героях сказки (положительных, отрицательных). Подпевают повторяющиеся фразы.

Знакомство со сказкой, выслушиваются мнения детей, понравилась ли сказка и почему.



4-19.03

Вступление.

6

Разучивание песни вступления.

Чисто интонируют мелодию песни хором, учат наизусть четверостишье из сказки.

Начало разучивания сказки

«Колосок».





IV четверть


01.04

02.04

08.04

Повторение вступления сказки «Колосок».

3

Повторяют музыкальную тему, знакомятся с музыкальной темой «Петушок работает».

Исполняют музыкальную тему хором, выполняют движения, имитирующие подметание пола.

Соединение музыки и ритмопластики.

09.04

15.04

16.04

«Песенка мышат».

3

Разучивание «Песенки мышат».

Исполняют веселую песенку, выполняя простейшие танцевальные движения.

Соединение музыки и ритмопластики.

22.04

23.04

«Игра в мяч».

2

Знакомство с музыкальной темой «Игра в мяч», повторение изученных музыкальных тем.

Хором поют разученные темы, пытаясь чисто интонировать высокие ноты, прохлопывают в парах мелодию «Игры в мяч».

Соединение музыки,. Ритмопластики, игры, создание положительного эмоционального настроя.

29.04

30.04

«Играв чехарду»

2

Познакомить детей с игрой «Чехарда», музыкальной темой.

Выполняют движения под музыку, повторяют хором и индивидуально изученные музыкальные темы.

Соединение музыки, ритмопластики, игры, литературного текста.

06.05

07.05

«Песенка Петушка», «Песенка мышат и Петушка».

2

Разучивание мелодии тем, соединение всех изученных тем.

Передают вальсовый характер мелодии, показывают его пластическим интонированием.

Соединение музыки, ритмопластики, игры, литературного текста

13.05

14.05

20.05

21.05

Заключительный хор.

4

Повторение изученных распевок, речевых упражнений, знакомство с мелодией заключительного хора.

Выбор героев сказки по желанию.

Исполнение сказки для одноклассников.

25.05

Выступление на празднике «Прощание с 1 классом»







Предполагаемые результаты 1-го года обучения в

«Музыкальном театре».

  1. Дети овладевают начальными вокально-хоровыми навыками.

  2. Поют в медленном и быстром темпе.

  3. Действуют согласованно, включаясь в действие одновременно и последовательно.

  4. Произносят скороговорки в разных темпах, шепотом, с разными интонациями.

  5. Выразительно читают диалогический и стихотворный текст.

  6. Сочиняют этюды к сказкам







2 класс

дата

Тема занятия

К-во часов

Содержание занятия

Характеристика деятельности

результат

I четверть

04.09

06.09

Вводное занятие

2

Прослушивание музыкальных данных детей; повторение элементарных дирижерских жестов: внимание, дыхание, вступление, снятие хоровой звучности

Исполняют индивидуально и по группам уже знакомые песни, реагируют на дирижерские жесты.

Выявление музыкальных данных детей.

11.09;

13.09;

18.09;

20.09

25.09

27.09

Повторение музыкальных тем сказки «Колосок» сл Н. Найденовой, муз. М. Мильмана.

6

Повторение музыкальных распевок, речевых упражнений,

повторение сказки «Колосок».

Выбор героев сказки по желанию, исполнение музыкальных тем в соответствии с характером героев.

Повторение сказки «Колосок»

2.10

4.10

Знакомство с текстом сказки «Колобок». Сл. М. Ивенсена, муз М. Иорданского.

2

Знакомство с текстом сказки «Колобок», с ее музыкой.

Проявляют эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность услышанной музыки.

Знакомство с текстом сказки «Колобок» и ее музыкой.

9.10

11.10

16.10

Разучивание хора №1

3

Разучивание новых распевок, новых скороговорок, мелодии хора №1

Повторяют музыкальные фразы хором.

Развитие музыкального слуха, голоса, музыкальной памяти.

18,23,

25.10

Музыкальные игры

3

«Колобок», «Кот и мыши»

Учат новые распевки, музыкальные заставки к играм.

Развитие музыкального слуха, голоса, музыкальной памяти.

II четверть

13.11

15.11

Сцена с Зайцем.

2

Повторение хора №1, разучивание стихотворение Зайца наизусть.

Взаимодействуют в коллективе при воплощении музыкального образа Зайца.

Эмоциональный отклик на данную сцену.

20.11

22.11

Песенка Колобка №1

2

Знакомятся и разучивают мелодию песенки Колобка.

Исполняют незнакомые темы хором, инсценируют уже известные фрагменты, выбрав героев.

Соединение литературного текста с музыкальным оформлением

27.11

29.11

Сцена с Волком

2

Разучивание хора №2, выучить наизусть стихотворение Волка

04.12

6.12

Соединение сцен встречи Колобка с Зайцем и Волком.

2

Закрепление чистого интонирования музыкальных тем сказки.

Передают в собственном исполнении образы животных и Колобка.

Эмоциональный отклик на данную сцену.

11.12;

13.12

18.12

20.12

Сцена с Медведем. Разучивание хора №3. Повторение изученных сцен.

4

Разучивание мелодии хора №3, выучить наизусть стихотворение Медведя.

Соединяют все изученные сцены, чисто интонируют музыкальные темы.

25.12

27.12

Музыкальные игры

2

«Заморожу», «Кот и мыши»

Учат новые распевки, музыкальные заставки к играм.

Развитие музыкального слуха, голоса, музыкальной памяти.

III четверть

10.01

15.01

Песенка Колобка №3

2

Выяснение характерных особенностей героев: Колобка, Лисы, их повадок и характер исполнения музыкальных тем с этими героями

Исполнение музыкальных тем хором, дуэтом, трио, квартетом, выбор лучших исполнителей.

Проявление личностного отношения при исполнении песен, эмоциональный отклик на сыгранные детьми роли.

17.01

22.01

Хор №4

2

24.01

29.01

Песенка Лисы и Колобка

3

31.01

5.02

7.02

Заключительный хор

3

Разучивание мелодии заключительного хора, включение элемента двухголосья.

Исполнение мелодии хором, распределение двухголосья.

Передают в собственном исполнении различные музыкальные образы сказки

12,14,

19,21

26,28.02

Соединение всех сцен сказки.

6

Объединение всех изученных сцен в единую сказку.

Распределение ролей и их исполнение.

Передают в собственном исполнении различные музыкальные образы сказки

5,7,12,

14,19.

21.03

Репетиция сказки на сцен

6

Выступление со сказкой «Колобок» на неделе «Детской книги»





IV четверть




02.04

4.04

Музыкальная сказка «Котята-поварята». Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсена.

2

Знакомство с новой сказкой.

Чтение текста сказки, подпевание повторяющихся фраз песен.

Эмоциональный отклик на прослушанную сказку.

09.04

11.04

Вступление. Песенка Котят.

2

Разучивание мелодии.

Слушают вступление к сказке, подпевают запомнившуюся мелодию песенки

Эмоциональный отклик на веселую музыку.

16.04;

18.04

23.04

25.04

«Полька» поварят.

4

Слушают мелодию «польки», прохлопывают мелодию, танцуют.

Сначала танцуют под медленный темп, затем прибавляя. Движения: подскоки, притопы, полуприседания.

Танец.

30.04

2.05

«Колыбельная песенка» поварят.

2

Разучивают мелодию песенки.

Запоминают и чисто интонируют «Колыбельную».

Эмоциональный отклик на медленную мелодичную «Колыбельную»

07.05

14.05

«Хоровод» - песня-пляска.

2

Разучивание мелодии песни-пляски, движений «Хоровода».

Исполняют в хоре с движениями.

Эмоциональный отклик на заключительный хоровод сказки.

16.05;

21.05.

23.05

28.05

30.05

Закрепление изученной сказки

6

Соединение всех изученных сцен.

Выбор героев сказки, исполнение.

Эмоциональный отклик

на исполнение сказки, обсуждение сыгранных ролей.

Выступление на празднике «Прощание со вторым классом».

Предполагаемые результаты 2-го года обучения в

«Музыкальном театре».

  1. Дети овладевают начальными вокально-хоровыми навыками.

  2. Выстраивают чистые унисоны при пении в группах.

  3. Поют простейшие двухголосья, в соответствии со средствами музыкальной выразительности.

  4. В игре пользуются интонациями, выражающими разные чувства.

Литература.

  1. «Театральная деятельность в детском саду». А.В. Щеткин, Москва, Мозаика-синтез, 2008 г

  2. Авторские программы по музыкально- эстетическому направлению. Ростов-на-Дону. 2002г. Редактор Иванец И.И. к.п.н., доцент.

  3. «Развивающие музыкальные игры, конкурсы, викторины». И. Агапова, М. Давыдова. РИПОЛ КЛАССИК

Дом ХХI век. Москва 2008 г.

«Музыкальные сказки», «Коза - дереза» - народ

© 2010-2022