Музыкальное воспитание школьников средствами мультимедийных технологий

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Октябрьская школа №1

Лутченко Людмила Николаевна

Музыкальное воспитание школьников средствами мультимедийных технологий





Музыкальное воспитание школьников

средствами мультимедийных технологий

«Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее» - Владимир Сухомлинский. Именно этой мыслью я руководствуюсь в процессе совершенствования содержания учебно-воспитательной работы в школе.

Во время возрождения нашей духовности, развития нашего независимого государства, перед композиторами, деятелями искусства стоят важные задачи по музыкальному воспитанию подрастающего поколения. А именно: в песнях, хоровых произведениях, показать историю нашего народа, его обычаи, традиции, обряды, несокрушимость духа в борьбе за волю Украины. Ведь музыкальное искусство играет важную роль в духовном становлении личности ребенка.

Развитие современной национальной системы образования побуждает к поиску и внедрению новых педагогических подходов, форм и методов, способствующих развитию личности, раскрытию его моральных, духовных, умственных и физических способностей. В этой связи невозможно переоценить значение музыкального искусства и художественного воспитания в духовном становлении подрастающего поколения.

Национальная доктрина развития образования Украины в XXI веке ориентирует общеобразовательную школу на широкий спектр внедрения инновационных педагогических мультимедийных технологий, направленных на обновление содержания, форм и методов обучения в общеобразовательной школе, на формирование системы знаний школьников в области музыкального искусства как средства понимания и познания ими мира. Музыкальное искусство выступает одновременно и носителем высоких духовных ценностей, и средством развития творческих способностей школьников. Рассмотрению проблем музыкального воспитания, влиянию музыкального искусства на развитие личности, ее духовного мира посвящено значительное количество работ в разных областях музыкальной педагогики таких ученых как А. Апраксина, С. Бервецкого, Н. Ветлугина, Э. Жак-Далькроза, Д. Кабалевского, Кодая , Н. Леонтовича, Г. Марченко, К. Орфа, А. Ростовского, Л. Хлебникова.

Уроки музыкального искусства в учебном заведении направлены на познание окружающего мира и понимание учащимися связей музыки с другими видами искусства, с природной и культурной средой жизнедеятельности человека.

Одной из основных задач является формирование представлений о видах и жанрах музыкального искусства, особенностях его интонационно-образного языка, формирование способности использовать приобретенные музыкальные знания и умения, формирование способности воспринимать и интерпретировать музыкальные произведения, развитие музыкальных способностей, творческого потенциала личности; обогащение эмоционально-эстетического опыта, развитие универсальных качеств личности, воспитание музыкальных интересов, вкусов и потребностей.

Многие психологи (А. Марков, М. Митюхин) считали необходимым параллельно с созданием условий для развития познавательного интереса, творческого потенциала учащихся целенаправленно влиять (формировать, отслеживать) на учебную мотивацию школьников (90% успеха урока зависит от мотивации). Все это позволяет сделать вывод о том, что обобщенный учебно-познавательный интерес и творческие способности являются не только врожденными качествами, а чертой личности, формирующейся в определенных социальных условиях.

Поэтому темой своего исследования я выбрала: «Музыкальное воспитание младших школьников средствами мультимедийных технологий»

Гипотеза исследования.

Урок музыки-это прежде всего урок искусства и это определяет необходимость использования широкого круга образцов высокохудожественного исполнения музыкальных произведений в сочетании с произведениями других видов искусства. С другой стороны, преобладание у детей младшего школьного возраста наглядно-действенного мышления обусловливает необходимость использования наглядности на уроке.

Объект исследования - процесс музыкального воспитания младших школьников.

Предмет исследования - мультимедийные технологии, как средство активизации музыкального развития детей младшего школьного возраста.

Цель исследования - разработать систему музыкально-воспитательной работы с младшими школьниками на основе мультимедийного пособия, которое обеспечит эффективность усвоения музыкальных знаний и активизацию музыкального развития учащихся на основе использования специально организованного комплексно поэтапного обучения.

Проблема исследования - повышение эффективности музыкального развития младших школьников путем использования мультимедиа на уроках музыки.

Задачи исследования:

− Выяснить основные теоретические и практические подходы к музыкальному воспитанию младших школьников;

− Провести анализ уровня музыкального развития младших школьников;

− Изучить процесс музыкального развития детей экспериментальной группы.

По мнению психологов, у младших школьников хорошо развита фантазия, творческое воображение, они раскованы в своих высказываниях. Но если эти качества не развивать целенаправленно, то они тормозятся. Поэтому я ставлю перед собой задачу - заботиться о том, чтобы учащимся на уроках было прежде всего интересно. Использую разнообразные приемы развития познавательных и творческих мотивов:

1) Интересное содержание учебного материала:оригинальность, удивление как начальная форма познания (это не так «тяжело», «как я раньше этого не знал» ...; удивительная информация; примеры из художественной литературы).

2)Заинтересованность процессом обучения: использование раздаточного материала, применение компьютерной техники и других видов наглядности, привлечение к игровой деятельности, проблемное обучение .

Выделяю основные пути развития познавательной и творческой активности учащихся:

  • привлечение учащихся к процессу поиска и «открытия» новых знаний;

  • формирование положительной внутренней мотивации учебной деятельности учащихся;

  • совместное обсуждение способов достижения результатов;

  • решение задач проблемного характера;

  • формирование интереса к предмету.

Очень важно, чтобы каждый ученик почувствовал удовлетворение от результатов своей учебной деятельности, радость познания . Такие чувства вызывают стремление к дальнейшей работе, желание самосовершенствоваться, потребность в саморазвитии.

На своих занятиях я стараюсь заинтересовать учащихся содержанием материала. Так по словам В. Сухомлинского, «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, музыки, фантазии, творчества». Поэтому считаю целесообразным использование игровых форм проведения урока или использование игровых моментов на отдельных его этапах.

Подготовка к уроку зависит от педагогических умений, мастерства учителя, т.е. как учитель сумеет организовать и реализовать воспитательные, образовательные и развивающие возможности музыкального материала. Для успешного решения этих задач учитель должен глубоко изучить произведения и подбирать их в соответствии возрастных особенностей учащихся, их музыкальной подготовке. В содержание урока входят произведения разные по характеру, настроению, поэтому для достижения его целостности важно хорошо определить его структуру: последовательность различных видов музыкальной деятельности.

С целью отслеживания путей совершенствования развития творческих способностей учащихся на уроках музыкального искусства проведено исследование эффективности использования мультимедийного пособия .... Каждый урок музыки с использованием мультимедийного пособия состоял из определенного количества шагов - структурных элементов, содержащих совокупность изображений, видеофрагментов, текста, объединенных по определенному признаку (например, демонстрация, разучивание песни или выполнение ее с сопровождением, слушание музыкального произведения, его анализ, рассказ о композиторе и т.п.).

Исходя из методических советов А. Ростовского мультимедийный урок музыкального искусства состоит из логически обоснованных частей, которые имеют определенную последовательность. (Приложение 1)

Последовательность частей (шагов) может меняться: блок прослушивания музыки стоит в первой части урока, а блок разучивания песни - во второй. Неизменными шагами являются: тема урока, вступление (вводная беседа), тестовые задания, итоги урока.

Учебным экспериментом было охвачено 52 учащиеся четвертых классов, из них 28 ученики в экспериментальном классе, 24 ученика в контрольном классе.

В начале эксперимента были проведены диагностические срезы в обоих классах. Результаты проведенного диагностирования в контрольной группе показали незначительное различие в показателях уровней основных компонентов музыкальности с экспериментальной группой, что говорит об однородности подбора учащихся. С первой задачей, эмоциональным откликом на музыку, который отображался в поведении ребенка во время слушания музыки, в словесных характеристиках музыкальных образов и рисунках, на высоком уровне справились 41% детей, менее активно проявляли переживание настроения музыкального произведения 34% учащихся класса, и 22% детей слушали музыку пассивно, не проявляя никакой заинтересованности не смогли охарактеризовать прослушанное произведение словесно, или передать его в рисунке. (Приложение 2)

Для подтверждения или опровержения гипотезы исследования в конце учебного года были проведены диагностические измерения. Они показали, что в экспериментальной группе значительно выросли показатели всех компонентов музыкальности учащихся. Так, значительно возрос уровень эмоционального восприятия музыкальных образов (93%), в два раза увеличилось количество детей с высокими показателями слуха (38%) и ритмического чувства (75%), в три раза выросли творческие результаты музыкальной деятельности (43%). (Приложение 3)

Сравнение результатов диагностирования в экспериментальном и контрольном классах на начальном и конечном этапах исследования полностью подтвердило гипотезу исследования- внедрение мультимедийных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроке музыки существенно влияет на повышение уровня музыкальной культуры младших школьников, и поможет удовлетворить их творческие потребности. (Приложение 4)

Опираясь на проведенную работу и проанализировав результаты эксперимента, можно говорить о том, что на уроках музыки целесообразно использовать мультимедиа, но при этом учитывать различные моменты подготовки и проведения такой работ.

Выводы

1. Технический прогресс в настоящее время сопровождается накоплением информации, значительной частью которой является звуковая, которая размножается через систему компьютеров и непосредственно влияет на состояние развития личности, ее вкусовых предпочтений, музыкально-эстетическую воспитанность. Внедрение мультимедийных технологий в музыкальное образование делает эффективным усвоение музыкальных знаний и их реализацию в музыкально-творческой деятельности младших школьников на этапе начального музыкального образования.

2. Музыкальное воспитание это процесс целенаправленного познания музыки, развитие музыкально-эстетических вкусов и музыкальности человека, обогащение ее музыкальной культуры и способностей, это процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к будущей работе не только в этой сфере, но и в других отраслях. Это объясняется тем, что усвоение способов музыкально - эстетической деятельности всесторонне обогащает личность ребенка.

3.Под музыкальностью следует понимать совокупность способностей, необходимых для успешной музыкальной деятельности. Основной признак музыкальности - переживание музыки как выражение определенного содержания.

4. Согласно проанализированной научно-методической литературы определены компоненты музыкального развития детей младшего школьного возраста: эмоциональный, слуховой, ритмический и творческий. Показателем уровня развития эмоционального компонента я считаю эмоциональный отклик на музыку, который проявляется в поведении ребенка во время прослушивания музыки, в словесных характеристиках музыкальных образов и рисунках.







Список литературы:

1.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1983.-224 с.

2. Байбара Т.М. Дидактические условия эффективного использования исследовательского метода в обучении младших учеников.Канд. пед. наук. - К., 1988. - 240 с.

3. Барко В.И., Тютюнников А.М. Как определить творческие способности ребенка. - М., 1991.-120 с.

4. Бервецкий 3., Хлебникова Л. Воспитывать музыкальную культуру / / Грани творчества: Кн. для учителя. - М.: Сов. шк., 1989. - СИ26 - 140.

5. Бех И.Н. Воспитание личности: Личностно-ориентированный подход: научно-практические основы. -К.: Лыбидь, 2003. - 344 с.

6. Верещагина А., Жовчак 3. Методика преподавания музыки .-К., 1977

7. Жовчак 3. В. Воспитание школьников средствами искусства / / Искусство и освита. - 2004. - № 3. - С. 18-20.

8.Зязюн И.А., Миропольская Н.Е., Хлебникова Л.А. и другие. Воспитание эстетической культуры школьников. - М.: ИЗМН, 1998. - 156 с.

9 Концепция общего среднего образования (12-летняя школа) / / Начальная школа-2002. - № № 2, 3. - Раздел III.

10. Лейтес Н.Б. Возрастная одаренность школьников / / Прикладная психология и психоанализ.-2002. - № 2.-С. 60-74.

11. nbuv.gov.ua/e-journals/ITZN/em4/content/07popeso.htm А. Пинчук



© 2010-2022