- Преподавателю
- Музыка
- Отчет по теме самообразования 2014 - 2105 год
Отчет по теме самообразования 2014 - 2105 год
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рихтер А.С. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Отчет по теме самообразования
«Системно -деятельностный подход в работе с одаренными детьми»
учителя музыки Рихтер Анастасии Сергеевны
1.2014 -2015 учебный год третий год работы над темой самообразования.
2.На данном этапе передо мной стояли следующие задачи:
-
Формировать готовность к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность.
-
Осуществлять системный подход для создания условий оптимального развития одаренных детей, а так же перспективных обучающихся, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
-
Выбирать рациональные формы управления творческой деятельности учащихся.
-
Выявлять и развивать возможности музыкально - одаренных детей.
-
Выбирать среди различных систем обучения те методы и приемы, которые способствуют творческому развитию.
6.Проводить различные внеурочные конкурсы, игры, позволяющие учащимся проявить свои способности
3. С целью реализации задач данного этапа была проделана следующая работа:
- выявлена проблема: как создать условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных детей, а так же помощь в реализация и потенциале их возможностей.
Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное - ранее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети - потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие постиндустриального общества.
Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Актуальными проблемами современного образования являются как проблемы выявления одаренных, способных, талантливых детей (на сегодняшний день выявляется 1 из 5 одаренных детей), так и проблемы создания условий их обучения, воспитания и развития.
Исходя из этого были поставлены задачи:
- расширить возможности понимания одаренного ребенка
- изучить современные подходы к проблеме одаренности
- изучить современные педагогические технологии, соответствующие развитию детской одаренности
-проведена диагностика умений/знаний учащихся в вопросах музыкальной одаренности (слух, певческий голос, чувство ритма, умение петь в ансамбле) Были проведены следующие виды диагностик (мелодическая, гармоническая, звуковысотная, метроритмическая, диагностика репродуктивного музыкального мышления путем прослушивания музыкальных отрывков и их анализа)
апрель 2015
№
Ф.И. ребенка
Ладовое
чувство
Муз.-слуховое мышление
Чувство
ритма
Всего
Общий уровень
1
2
1
2
1
2
1
Гельфанутдинов Ренат
3
3
3
3
3
3
18
высокий
2.
Бояркина Арина
3
3
3
3
3
3
18
высокий
3.
Васильева Анастасия
2
2
2
2
2
1
11
средний
4.
Пермякова Елена
2
2
3
3
2
3
15
ближе к высокому
5.
Огродникова Карина
2
1
2
2
3
3
13
средний
6.
Кавардакова Марина
2
3
3
3
2
3
16
ближе к высокому
7.
Айдарова Ирина
1
1
3
2
3
3
13
средний
8.
Шаймарданова Айгуль
3
3
3
3
3
3
18
высокий
Высокий уровень 18 баллов
ближе к высокому 14-17
Средний уровень 12 баллов
ближе к низкому 7-10
Низкий уровень 8 балла
Данная диагностика показала, что 3 ребенка обладают высокими музыкальными способностями. Следует отметить, что ни один из диагностируемых ребят не посещает музыкальную школу, но все они посещают вокальную студию при школе. При рекомендации послушаться в городской хор мальчиков, у одного из ребят (Гельфанутдинова Рената) были отмечены высокие музыкальные способности. Ребенок одарен прекрасным тембром голоса и тонким слухом, а так же отличной музыкальной памятью. Гельфанутдинов Ренат был выбран солистом городского хора мальчиков
- изучена научная, педагогическая литература:
1. Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
3. Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности.М.,1997.
4. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.
5. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии, № 5, 1994
6. Психология одаренности: от теории к практике. Под ред. Д.В. Ушакова - М; 2000 г.
7. Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 1999 г.
8. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 1994.
На основании изученной научной и педагогической литературы я пришла к выводу: вопросу исследования детской одаренности посвящено много трудов как отечественных, так и зарубежных ученых. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.
- проанализировав материалы, размещённые на электронных ресурсах можно отметить, что вопрос детской одаренности остается открытым во многих своих направлениях. Разные авторы по-разному пытаются трактовать понятие одаренность, ищут различные методы и решения развития и выявления одаренности. Я считаю важным не запутаться в этом потоке информации, а найти верную методику, подходящую для конкретного ребенка и самое главное не навредить ему.
Интернет источники:
• mimc.org.ru/2011-02-10-05-56-03 - ФГОС в основной школе.
• mimc.org.ru/docs/doc_download/518- Башева Е.И. «Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними».
• mimc.org.ru/docs/doc_download/521- Сергеенкова Г.П. «Комплексный системный проект «Одарённые дети».
• mimc.org.ru/docs/doc_download/525- Гришина М.В. «Диагностические аспекты предметной одарённости».
• mimc.org.ru/docs/doc_download/528- Пичугина В.А «Научно - исследовательская деятельность как способ развития одарённости в условиях внеурочного образования».
• mimc.org.ru/docs/doc_download/529 Лапицкая Л.Е. "Новые технологии исторического образования".
• mimc.org.ru/docs/doc_download/531 - Тотмина Н.В. «Подготовка к олимпиадам как условие развития одаренности».
• pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,48076/Itemid,118/ - Осипова Л. В., « Работа со способными и одаренными детьми по новому ФГОС» .
-Изучен опыт работы следующих педагогов:
Сундугачев З.А 2 гимназия (учитель музыки),Хунафина М.М 3 гимназия (учитель музыки), Фазульянова К.Д. школа № 20 (учитель музыки),Исаевой Ю.Г Руководитель хора Октябрьского музыкального колледжа, Серягиной С.К. руководитель вокальной студии «Солнышко».
При обобщения опыта коллег можно сделать вывод: работа с одаренными детьми ведется в основном в одном направлении: подготовка к выступлениям, концертам, конкурсам, олимпиадам. Нет специальной системы, которая бы учитывала специфику работы с музыкально одаренными детьми. Однако при работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множеством противоречивых теоретических подходов и методов. Отсюда следует вывод : нужно системно осуществлять учебно-воспитательный процесс с одарёнными детьми и обеспечить педагогические условия эффективной организации данного процесса в рамках развития музыкальной одаренности.
- разработаны тесты по музыкальной грамотности на тему «Музыкальный образ» для 6 классов
- Проводился мониторинг за развитием музыкального слуха у ребят, посещающих вокальную студию «Капельки» путем диагностики успешности пения в ансамбле 2х-3х голосия.
4. Одаренные, талантливые дети - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и успешно решать современные экономические и социальные задачи. Раскрытие и реализация способностей и талантов важна не только для одаренного ребенка, как отдельной личности, но и для общества в целом. В рамках президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне, которая представляет собой теоретическую модель, вобравшую в себя все лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики.Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми. Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения.
В числе основных образовательных структур для обучения одаренных детей выделяется система дополнительного образования. Дополнительное образование - процесс непрерывный и выполняет функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Его миссия - удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Личностно - деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие, поддержку одаренных детей.
5.Результаты работы на данном этапе:
Практическая деятельность (публикации, выступления)
Достижения обучающихся Олимпиады
Достижения обучающихся
конкурсы
1.Выступление на ГМО« Системно - детельностный подход в работе с одаренными детьми»
2.Участие в вебинаре «Реализация ИКТна уроках музыки»
3. -публикация материала «Космический пейзаж» (videouroki.net
4. - разработка и публикация презентации «Системно- деятельностый подход в работе с одаренными детьми»
На сайте: oktms.ru/ (Информационно- методический кабинет г.Октябрьский)
Клуб учителей музыки г.Октябрьский РБ
1.Участие в международном конкурсе- игре «Аккорд» 25 сертификатов
2. Олимпиада на кубок Гагарина : Шаймарданова Айгуль (2 место),Нуркаева Алина (2 место). Шагиева Лейсан (1 место),Баданова Даша (1 место)
1.Участие в конкурсе национальных культур ДДиЮТ: Тяптерева Виолетта 4 г (вокал) 3 место, Радочинская Каролина 6б (вокал) 2 место, Сунугатуллина Элиза 11 калсс (вокал)2 место
2. Участие в конкурсе «Йош-Йолдызлар» Аитова Резеда 6а (вокал) 2 место, Сунугатуллина Элиза 11 класс (2 место (вокал).
3. Городской конкурс художественной самодеятельности :вокальный ансамбль «Карамель» (8 человек) победители
4. Конкурс Патриотической песни: Тяптерева Виолетта (дипломант),Сунугатуллина Элина (дипломант),Аитова Резеда (участник).
5. Республиканский проект «Большой хор- к победному маю», ученик 5 a класс Гельфанутдинов Ренат был выбран солистом городского хора мальчиков.
6. В традиционной системе обучения основная деятельность учителя направлена на среднего ученика. Образование детей в Новой школе направлено, в том числе, на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. Совершенствование и развитие образовательного пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными школьниками. Новые стандарты позволят развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, призван обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а так же построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Все это создает условия (возможности) для работы по развитию одаренности.
7.Задачи следующего этапа работы:
- продолжать изучать современные педагогические технологии, соответствующие развитию детской одаренности
- выявлять и направлять одаренных детей
- изучать опыт выдающихся педагогов, коллег
- внедрять новые технологии, мониторинги по выявлению и работе с одаренными детьми
- участвовать в вебинарах, конкурсах, олимпиадах
-продолжить и завершить работу надо темой самообразования «Системно -деятельностный подход в работе с одаренными детьми».