Отчет по теме самообразования 2014 - 2105 год

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет по теме самообразования

«Системно -деятельностный подход в работе с одаренными детьми»

учителя музыки Рихтер Анастасии Сергеевны

1.2014 -2015 учебный год третий год работы над темой самообразования.

2.На данном этапе передо мной стояли следующие задачи:

  1. Формировать готовность к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность.

  2. Осуществлять системный подход для создания условий оптимального развития одаренных детей, а так же перспективных обучающихся, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

  3. Выбирать рациональные формы управления творческой деятельности учащихся.

  4. Выявлять и развивать возможности музыкально - одаренных детей.

  5. Выбирать среди различных систем обучения те методы и приемы, которые способствуют творческому развитию.

6.Проводить различные внеурочные конкурсы, игры, позволяющие учащимся проявить свои способности

3. С целью реализации задач данного этапа была проделана следующая работа:

- выявлена проблема: как создать условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных детей, а так же помощь в реализация и потенциале их возможностей.

Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное - ранее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети - потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие постиндустриального общества.

Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Актуальными проблемами современного образования являются как проблемы выявления одаренных, способных, талантливых детей (на сегодняшний день выявляется 1 из 5 одаренных детей), так и проблемы создания условий их обучения, воспитания и развития.

Исходя из этого были поставлены задачи:

- расширить возможности понимания одаренного ребенка

- изучить современные подходы к проблеме одаренности

- изучить современные педагогические технологии, соответствующие развитию детской одаренности

-проведена диагностика умений/знаний учащихся в вопросах музыкальной одаренности (слух, певческий голос, чувство ритма, умение петь в ансамбле) Были проведены следующие виды диагностик (мелодическая, гармоническая, звуковысотная, метроритмическая, диагностика репродуктивного музыкального мышления путем прослушивания музыкальных отрывков и их анализа)

апрель 2015

Ф.И. ребенка

Ладовое

чувство

Муз.-слуховое мышление

Чувство

ритма

Всего

Общий уровень

1

2

1

2

1

2

1

Гельфанутдинов Ренат

3

3

3

3

3

3

18

высокий

2.

Бояркина Арина

3

3

3

3

3

3

18

высокий

3.

Васильева Анастасия

2

2

2

2

2

1

11

средний

4.

Пермякова Елена

2

2

3

3

2

3

15

ближе к высокому

5.

Огродникова Карина

2

1

2

2

3

3

13

средний

6.

Кавардакова Марина

2

3

3

3

2

3

16

ближе к высокому

7.

Айдарова Ирина

1

1

3

2

3

3

13

средний

8.

Шаймарданова Айгуль

3

3

3

3

3

3

18

высокий

Высокий уровень 18 баллов

ближе к высокому 14-17

Средний уровень 12 баллов

ближе к низкому 7-10

Низкий уровень 8 балла

Данная диагностика показала, что 3 ребенка обладают высокими музыкальными способностями. Следует отметить, что ни один из диагностируемых ребят не посещает музыкальную школу, но все они посещают вокальную студию при школе. При рекомендации послушаться в городской хор мальчиков, у одного из ребят (Гельфанутдинова Рената) были отмечены высокие музыкальные способности. Ребенок одарен прекрасным тембром голоса и тонким слухом, а так же отличной музыкальной памятью. Гельфанутдинов Ренат был выбран солистом городского хора мальчиков

- изучена научная, педагогическая литература:

1. Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

3. Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности.М.,1997.

4. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.

5. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии, № 5, 1994

6. Психология одаренности: от теории к практике. Под ред. Д.В. Ушакова - М; 2000 г.

7. Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 1999 г.

8. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 1994.

На основании изученной научной и педагогической литературы я пришла к выводу: вопросу исследования детской одаренности посвящено много трудов как отечественных, так и зарубежных ученых. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.

- проанализировав материалы, размещённые на электронных ресурсах можно отметить, что вопрос детской одаренности остается открытым во многих своих направлениях. Разные авторы по-разному пытаются трактовать понятие одаренность, ищут различные методы и решения развития и выявления одаренности. Я считаю важным не запутаться в этом потоке информации, а найти верную методику, подходящую для конкретного ребенка и самое главное не навредить ему.

Интернет источники:

• mimc.org.ru/2011-02-10-05-56-03 - ФГОС в основной школе.

• mimc.org.ru/docs/doc_download/518- Башева Е.И. «Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними».

• mimc.org.ru/docs/doc_download/521- Сергеенкова Г.П. «Комплексный системный проект «Одарённые дети».

• mimc.org.ru/docs/doc_download/525- Гришина М.В. «Диагностические аспекты предметной одарённости».

• mimc.org.ru/docs/doc_download/528- Пичугина В.А «Научно - исследовательская деятельность как способ развития одарённости в условиях внеурочного образования».

• mimc.org.ru/docs/doc_download/529 Лапицкая Л.Е. "Новые технологии исторического образования".

• mimc.org.ru/docs/doc_download/531 - Тотмина Н.В. «Подготовка к олимпиадам как условие развития одаренности».

• pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,48076/Itemid,118/ - Осипова Л. В., « Работа со способными и одаренными детьми по новому ФГОС» .

-Изучен опыт работы следующих педагогов:

Сундугачев З.А 2 гимназия (учитель музыки),Хунафина М.М 3 гимназия (учитель музыки), Фазульянова К.Д. школа № 20 (учитель музыки),Исаевой Ю.Г Руководитель хора Октябрьского музыкального колледжа, Серягиной С.К. руководитель вокальной студии «Солнышко».

При обобщения опыта коллег можно сделать вывод: работа с одаренными детьми ведется в основном в одном направлении: подготовка к выступлениям, концертам, конкурсам, олимпиадам. Нет специальной системы, которая бы учитывала специфику работы с музыкально одаренными детьми. Однако при работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множеством противоречивых теоретических подходов и методов. Отсюда следует вывод : нужно системно осуществлять учебно-воспитательный процесс с одарёнными детьми и обеспечить педагогические условия эффективной организации данного процесса в рамках развития музыкальной одаренности.

- разработаны тесты по музыкальной грамотности на тему «Музыкальный образ» для 6 классов

- Проводился мониторинг за развитием музыкального слуха у ребят, посещающих вокальную студию «Капельки» путем диагностики успешности пения в ансамбле 2х-3х голосия.

4. Одаренные, талантливые дети - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и успешно решать современные экономические и социальные задачи. Раскрытие и реализация способностей и талантов важна не только для одаренного ребенка, как отдельной личности, но и для общества в целом. В рамках президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне, которая представляет собой теоретическую модель, вобравшую в себя все лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики.Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми. Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения.

В числе основных образовательных структур для обучения одаренных детей выделяется система дополнительного образования. Дополнительное образование - процесс непрерывный и выполняет функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Его миссия - удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Личностно - деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие, поддержку одаренных детей.

5.Результаты работы на данном этапе:

Практическая деятельность (публикации, выступления)

Достижения обучающихся Олимпиады

Достижения обучающихся

конкурсы

1.Выступление на ГМО« Системно - детельностный подход в работе с одаренными детьми»

2.Участие в вебинаре «Реализация ИКТна уроках музыки»

3. -публикация материала «Космический пейзаж» (videouroki.net

4. - разработка и публикация презентации «Системно- деятельностый подход в работе с одаренными детьми»

На сайте: oktms.ru/ (Информационно- методический кабинет г.Октябрьский)

Клуб учителей музыки г.Октябрьский РБ

1.Участие в международном конкурсе- игре «Аккорд» 25 сертификатов

2. Олимпиада на кубок Гагарина : Шаймарданова Айгуль (2 место),Нуркаева Алина (2 место). Шагиева Лейсан (1 место),Баданова Даша (1 место)

1.Участие в конкурсе национальных культур ДДиЮТ: Тяптерева Виолетта 4 г (вокал) 3 место, Радочинская Каролина 6б (вокал) 2 место, Сунугатуллина Элиза 11 калсс (вокал)2 место

2. Участие в конкурсе «Йош-Йолдызлар» Аитова Резеда 6а (вокал) 2 место, Сунугатуллина Элиза 11 класс (2 место (вокал).

3. Городской конкурс художественной самодеятельности :вокальный ансамбль «Карамель» (8 человек) победители

4. Конкурс Патриотической песни: Тяптерева Виолетта (дипломант),Сунугатуллина Элина (дипломант),Аитова Резеда (участник).

5. Республиканский проект «Большой хор- к победному маю», ученик 5 a класс Гельфанутдинов Ренат был выбран солистом городского хора мальчиков.

6. В традиционной системе обучения основная деятельность учителя направлена на среднего ученика. Образование детей в Новой школе направлено, в том числе, на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. Совершенствование и развитие образовательного пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными школьниками. Новые стандарты позволят развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, призван обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а так же построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Все это создает условия (возможности) для работы по развитию одаренности.

7.Задачи следующего этапа работы:

- продолжать изучать современные педагогические технологии, соответствующие развитию детской одаренности

- выявлять и направлять одаренных детей

- изучать опыт выдающихся педагогов, коллег

- внедрять новые технологии, мониторинги по выявлению и работе с одаренными детьми

- участвовать в вебинарах, конкурсах, олимпиадах

-продолжить и завершить работу надо темой самообразования «Системно -деятельностный подход в работе с одаренными детьми».



© 2010-2022