Тема урока: Авторская песня - философия жизни

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 а.Шарахалсун»



Открытый урок музыки в 6 классе

Тема урока: Авторская песня - философия жизни



Учитель музыки:

Хиясова Н.З.

2014.г.




Тема урока: Авторская песня - философия жизни

Цель урока: Продолжить рассмотрение темы года обучения на уроках музыки в 6 - м классе: ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры - авторская песня. Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь - источник музыки. Раскрыть понимание авторской песни, как духовно - нравственного камертона, как лирически - исповедальных, сатирических, романтических песен.

Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни: Ю. Визбором, В. Высоцким, Н. Матвеевой, О Атамановым.

2. Ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия.

3. Определит грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем сила авторской песни?

4. Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека.

5. Отработка певческих навыков с помощью интонации.

Оборудование: Фортепиано, магнитофон, доска, столы для рисования, гитара.

Структура урока:

1. Введение в тему - 7 минут

2. Основная часть - 35 минут.

3. Итог урока - 3 минут.

ХОД УРОКА

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

( звучит песня Юрия Визбора «Домбайский вальс»)

Учитель: Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать большую и интересную тему «Преобразующая сила музыки». На прошлых уроках мы говорили о воздействие музыки на человека. Помните, как вы печалились во время звучания песни Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», и, как изменилось ваше настроение от веселой танцевальной песни, что, не удержавшись, вы пустились в пляс. Мы говорили с вами о вдохновляющей силе музыки Чайковского и Баха, мы говорили с вами о музыке Бетховена, как о помощнике в борьбе за свободу.

Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека, и наша задача ответить на вопрос, в чем заключается эта сила?

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом начале урока и почему?

Ученик: Нам эта песня неизвестна, и автора не знаем.

Учитель: В таком случае у вас будет урок - открытие, вы познакомитесь с удивительным явлением отечественной музыкальной культуры, авторской песней. Тема нашего урока: «Авторская песня - философия жизни». Урок открыла песня Юрия Визбора «Домбайский вальс», исполнял ее сам автор, и она стала визитной карточкой авторской песни. Наша задача ответить на вопрос, что такое авторская песня, почему ее называют - философией жизни, что она несет вашим сердцам, в чем заключается сила воздействия авторской песни на человека?

( на доске открываю тему урока с фотографиями Визбора, Высоцкого, Атаманова)

Но вначале, я хочу задать вам вопрос: Что такое чудо в вашем понимании?

Ученик: Чудо, это что - то необъяснимое, это волшебство, магия!

Учитель: Да, это явление, которое очень трудно объяснить. Вы часто встречаетесь с чудесами?

Ученик: Конечно, нет, это же сказка!

Учитель: Наш мир дарит нам очень много чудес, но мы их просто не замечаем. Сегодня я хочу показать вам настоящее чудо, мимо которого вы проходите и не замечаете.

Сейчас вы услышите один звук. Закрыв глаза, вслушайтесь в его звучание внимательнее, чем обычно (звучит нота соль бемоль второй октавы). А теперь попробуйте представить его форму, нарисуйте ее на листочках.

(повторяю звучание ноты, ученики рисуют форму)

Учитель: Я соглашусь с теми, кто нарисовал объемную форму (показывает несколько форм, нарисованных учениками). А теперь скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, эта форма полая или заполненная?

Ученик: Мне кажется, что она наполнена звуками, и еще, я «увидел» как звонит большой колокол!

Ученик: А я «увидел» большой пароход в море.

Ученик: А я - летящую комету!

Учитель: Кто - то услышал в этом звуке море, кто - то гул самолета. Кто - то улетел вместе со звуком к звездам. Форма звука оказывается, наполнена нашими мысли - формами! Если вы будете внимательны, обязательно уловите эти мысли - формы. Скажите, а разве это не чудо, вдруг, казалось бы, из ничего, возникает мир образов? Вот это чудо, так чудо! И это чудо называется звуком! А звуки рождают музыку! Значит, звуки музыки несут в себе значительно больше, чем вы думаете.

Почему я сегодня говорю вам об этом? Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней. Авторская песня - это то чудо, которое открывается только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов, стремлений - всю философию жизни. И сильна она тем, что несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов. Я приглашаю вас сегодня убедиться в этом самим.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(Звучит песня В. Высоцкого «Он не вернулся из боя»)

Учитель: Русь славилась авторами- исполнителями еще с давних времен, по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Люди их очень любили, и, завидев их, бросали все свои дела и внимали им с глубокой сердечностью. БАЯНЫ, так звали на Руси этих певцов, несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты. В 60-е годы прошлого века в России зародилась новая волна авторской песни. Это своеобразный городской фольклор, который называют по- разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Многообразные явления жизни получили свое выражение в текстах и мелодиях людей, не имеющих специального музыкального образования. Лучшие образцы авторской песни, песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Галича, Александра Дольского и других авторов, заняли достойное место в отечественной музыкальной культуре. И сегодня их встречают равно как Баянов в древней Руси, называя их БАРДАМИ, они являются и авторами и исполнителями своих песен.

(вывешиваю слова БАРД и БАЯН на доске)

В их песнях та же искренность, доверительность, безупречная верность высокому духовному выбору. Сейчас вы услышали песню актера, поэта, композитора и исполнителя, Владимира Высоцкого «Это он не вернулся из боя». Скажите, о чем вам рассказали слова этой песни и музыка?

Ученик: Песня о друге, который погиб, автору жаль, что потерял его. Почему - то он поет, что это он не вернулся из боя.

Учитель: Человек понимает ценность того или иного в жизни после того, как его потеряет. Мы часто недооцениваем друга, стоящего рядом с нами, и только потеряв его, понимаем, чего лишились. Сколько боли и тихой печали в этой песне.

И именно музыка придает трагизм и исповедальность этим словам. Обратите внимание - песня заканчивается оборванной музыкальной фразой. Владимир Высоцкий буквально сам звенит оборванной струной.. Такие песни приносят нам помощь в понимании человеческих ценностей. Вот вам одна из граней воздействия авторской песни на человека.

Учитель: Сейчас мы вместе определяли суть авторской песни. Мне интересен ваш собственный опыт, индивидуальное мышление. Вы знаете, авторская песня является одной из высоких ступеней сознания людей, поэтому не всегда просто понять ее, нужно сонастроить себя с ней, внимательно выслушать и поразмышлять над смыслом слов песни. Выразить свое понимание и отношение к песне можно еще и с помощью рисунка. Не так просто создать рисунок к авторской песне. Сейчас вы будете один на один с песней, и только ваши мысли смогут определить содержание рисунка к этой песне. Попробуйте сейчас сотворить свой рисунок к песне Олега Атаманова «И души не чаю», нашего с вами современника, «Баяна всея Руси»- как называют его сегодня.

(Звучит песня О. Атаманова «И души не чаю». Ученики создают рисунки. По окончании работы учитель ведет разговор о рисунках, соответствию этих рисунков внутреннему содержанию песни. См. рисунки в приложении)

Заканчивая разговор об этой песне, прошу вас раскрыть грань воздействия этой песни на человека, какую главную мысль несет в себе эта песня?

Ученик: Песня говорит о любви к миру, о его красоте, мы с ним едины!

Учитель: Совершенно верно, молодец, эта песня о Чистоте Мира, о Любви к нему, о Единстве с ним. У меня создается впечатление, что эта песня очищает наши сердца, делает их светлей. Какая светлая грань воздействия!

У нас с вами сегодня урок бардовской песни, но как же он пройдет без гитары? Сейчас я вам исполню песню Новеллы Матвеевой из к/ф «Еще раз про любовь», автора и исполнителя многих замечательных песен, и прошу мне сказать, о чем поется в этой песне?

(исполняется песня Матвеевой из к/ф «Еще раз про любовь», под гитару)

Скажите, как, по-вашему, что удивительного в этой песне? Почему кораблик оказался из газеты вчерашней?

Ученик: Человек мечтает, но потом вырастает из этой мечты, он больше не хочет об этом мечтать.

Учитель: Ты удивительно точно понял суть. Автор делится со слушателями своими открытиями в понимании жизненных явлений, ранее представляющимися ей совсем другими. «Кораллы», «Суп черепаший» - автор удивляется самой себе, разве могут они быть мечтой. Вдумайтесь, что могут дать человеку кораллы, суп черепаший, минутное удовлетворение? Сомневаюсь, что, вспомнив о растерзанной черепахе, вы будете счастливы. Поэтому, и корабль, отправляющийся за этой «мечтой» - из газеты вчерашней. Каждая строчка этой песни содержит глубокие размышления о жизни.

Ученик: Лучше мечтать о дружбе с черепахой!

Учитель: Конечно, мы с вами будем мечтать о дружбе, любви, радости, свете. Ребята, обратите внимание, как проста и искренна в этой песне мелодия, она помогает своей чистотой раскрыть глубину содержания слов! Здесь сила музыки в простоте и искренности.

Ну что, наверняка вы уже хотите и сами петь, правда? И, конечно же, сегодня мы с вами споем авторскую песню. Я предлагаю сейчас познакомиться с замечательной авторской песней «Изгиб гитары желтый», написанную Олегом Митяевым, известным в нашей стране бардом. Для того, чтобы вы быстрее смогли запомнить слова, на доске у меня нарисованы образы, содержащиеся в строках песни. По ним вы быстрее будете ориентироваться, и запоминать слова песни.

(Учитель проговаривает слова песни, показывая на образы. Сначала песня поется покуплетно, отрабатываются интонации с помощью раскрытия мыслей и чувств автора, а затем песня исполняется полностью.)

ИТОГ УРОКА

Учитель: Сегодня мы с вами говорили об авторской песне. Скажите, так, кто же такие БАРДЫ, почему авторская песня называется философией жизни, изменили ли вы свое мнение об авторской песне и почему?

Ученик: Бард - автор и исполнитель песни, он не имеет специального композиторского образования. В авторской песне поется о жизни, размышляется над качествами человека, над поведением человека в жизни. Я совсем ничего не знал об авторской песне, а мы будем еще слушать такие песни?

Учитель: Конечно. Скажите, какие грани воздействия на человека авторской песней, как составляющей музыкальной культуры, сегодня у нас были открыты?

Ученик: Эти песни помогают ценить дружбу, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище.

Учитель: Да, вы сейчас сказали правильные слова. Авторская песня несет в себе:

- помощь в понимании человеческих ценностей,

- помощь в понимании единства человека и Мира,

- авторская песня очищает наши сердца,

- музыка авторской песни обогащает своей красотой,

- она призывает к высоким чувствам, помогают духовному становлению.

Могу еще добавить: авторская песня несет в себе глубокую философию познания жизни. И если авторская песня станет вашим другом, то можно быть уверенным, что вы сможете вырастить в себе такие качества как: искренность открытость, честность, чистота. Она поможет стать вам богатыми духовно, гармоничными людьми.

А в заключение урока я хочу познакомить вас еще с одной авторской песней. Слова этой песни сочинила моя подруга, Полякова Татьяна Ивановна, а музыку я сама. Эта песня стала победительницей на фестивале духовно - патриотической песни в городе Сарове.

(звучит песня «Святый Отче» в исполнении учителя)

Урок закончен, спасибо вам за искренность, до свидания!




© 2010-2022