Рабочая программа по музыке 1 - 4 классы Г. С. Ригина ФГОС

Примерная рабочая программа по музыке составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе программы начального общего образования по музыке: автор Г.С. Ригина.   Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С. В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012;   Цель курса заключается в том, чтобы заложить основы музыкальной культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательног...
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

Рассмотрено:

На заседании методического объединения школы

Протокол № ___ от

«___»___________20 г.

Руководитель ШМО

____________Белоглазова Г.Ф.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

______________Зубкова Н.П.

«___»__________20 г.

Утверждаю:

Директор школы

______________Маслова Л.Н.

Приказ № ____ от

«___»__________20 г.



Рабочая программа учебного предмета


«Музыка»


1 - 4 классы


на 2014 - 2015 учебный год




Разработана: Смирновой Н.Ю

учителем музыки

высшей квалификационной категории



г. Горняк 2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа по музыке составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе программы начального общего образования по музыке: автор Г.С. Ригина. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С. В. Бухалова - Самара: Издательский дом «Федоров», 2012;

Учебно-методический комплект

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса. В комплект входят издания авторов Г.С Ригиной, Н.В.Нечаевой, С.В. Бухаловой..

Учебники: «Музыка. 1 класс»,

«Музыка. 2 класс»,

«Музыка. 3 класс»,

«Музыка. 4 класс»,

Пособия для учителя: «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс»,

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс»,

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс»,

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс»,

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 1 класс» (МР3),

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 2 класс» (МР3),

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 3 класс» (МР3),

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс» (МР3),

Место учебного предмета в учебном плане.

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.

Предмет «Музыка» изучается в 1 классе в объеме 33 часа - 1 час в неделю,

по 34 часа - во 2 - 4 классах по 1 часу в неделю.

Тематизм дает возможность объединять материал урока и различные виды деятельности в единое художественное целое, вводить в урок высокохудожественные произведения не только музыкального искусства, но и поэзии, художественной прозы, изобразительного искусства, что усиливает межпредметные связи. Тематическая организация содержания программы помогает детям обобщать свой индивидуальный опыт и активно включаться в беседы о музыке. Все это создает условия для общего культурного развития школьника.

Занятия музыкой способствуют духовно-нравственному воспитанию детей, целостному развитию личности младшего школьника, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Музыкальное искусство является неотъемлемой, важной частью национальной духовной культуры России.

Цель курса заключается в том, чтобы заложить основы музыкальной культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни.

С учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения определены следующие задачи курса:

  • формирование основ музыкальной культуры, расширение представлений детей о мире музыкального искусства и роли музыки в жизни человека;

  • развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям разных стилей, жанров;

  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, понимание детьми образной природы музыки, формирование умений создавать музыкальный образ в исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;

  • развитие художественного вкуса, музыкально-творческих способностей учащихся;

  • воспитание в процессе эмоционального восприятия и исполнения музыки нравственных позиций ребенка, его общекультурной и гражданской идентичности с учётом культурного разнообразия российского общества;

  • формирование уровня освоения системы знаний, представлений и способов действий, достаточного для дальнейшего музыкально-эстетического образования и самообразования.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

Программа по музыке нацелена на формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий. Музыкальное искусство как «искусство интонируемого смысла», в котором человек «не мыслит себя вне отношения к действительности» (Б.В. Асафьев), имеет огромные возможности для действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания содержания произведений искусства, а значит для формирования целостной картины мира и развития творческого потенциала школьника.

Содержание программы учебного предмета «Музыка»

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.

«Музыка в жизни человека». 35 ч.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.

« Основные закономерности музыкального искусства» .66ч.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.)

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.

«Музыкальная картина мира».34 ч.

Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

Музыкальные инструменты.

Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные результаты:

  • укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

  • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

  • формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

  • приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

  • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

  • ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

  • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

  • применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

  • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

  • умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

  • развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

  • общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

  • представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

  • использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

  • готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

  • участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Раздел «Музыка в жизни человека»

Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, сопоставлять <неиразличные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действах).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Раздел «Основные закономерности музыкального искусства»


Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Раздел «Музыкальная картина мира»

Выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).


Структура изучаемого предмета 1 класс (33 ч).


Наименование предмета

Всего часов

1

Музыка в нашей жизни.

2

2

Встречи с героями музыкальных сказок

3

3

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Осень.

3

4

Музыкальные инструменты.

4

5

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Зима.

3

6

Музыкальные картинки.

  • Музыка о друзьях

  • Музыкальный карнавал животных

  • Музыка о родном доме

9

7

Сказки, небылицы, шутка в музыке.

3

8

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Весна. Лето.

4

9

Уроки на природе.

2

Структура изучаемого предмета 2 класс (34 ч).


Наименование предмета

Всего часов

1

Сказка в музыке.

8

2

Музыкальные инструменты, певческие голоса.

7

3

Русские народные песни и пляски.

4

4

Времена года в музыке.

5

5

Шутка в музыке.

3

6

Музыка о Родине.

4

7

Уроки на природе.

3

Структура изучаемого предмета 3 класс (34 ч).


Наименование предмета

Всего часов

1

Сказка в опере и балете.

7

2

Инструментальная и вокальная музыка.

6

3

Презентации творческого проекта « Любимые песни нашего класса».

1

4

Музыка разных народов.

6

5

Картины природы в музыке.

4

6

Героические страницы истории России в музыке.

8

7

Презентации творческого проекта.

1

8

Уроки на природе.

1

Структура изучаемого предмета 4 класс (34 ч).

Наименование предмета

Всего часов

1

Народная музыка в творчестве композиторов.

6

2

Выдающиеся исполнители музыки

6

3

Встречаем зимние праздники.

1

4

Презентации творческого проекта «В Стране музыкальных инструментов»

1

5

Классики музыки второй половины XVIII-XIX вв.

9

6

Встречаем весну.

1

7

Композиторы XX в.

8

8

Презентации творческого проекта.

1

9

Уроки на природе.

1









Календарно-тематический план 1 класс (33 ч)

Наименование раздела программы, тема урока

Всего часов

Из них

Дата

контроль-

ные и диагнос-тические

экскурсии

По плану

Факт

I

Музыка в нашей жизни

2




1.1

Музыка в нашей жизни

1





1.2.

Музыка в нашей жизни

1





II

Встречи с героями музыкальных сказок

3





2.1

Встречи с героями музыкальных сказок

1





2.2

Встречи с героями музыкальных сказок

1





2.3

Встречи с героями музыкальных сказок

1





III

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Осень.

3





3.1

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Осень.

1





3.2

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Осень.

1





3.3

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Осень.

1





IV

Музыкальные инструменты

4





4.1

Музыкальные инструменты

1





4.2

Музыкальные инструменты

1





4.3

Музыкальные инструменты

1





4.4

Музыкальные инструменты

1





V

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Зима.

3





5.1

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Зима.

1





5.2

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Зима.

1





5.3

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Зима.

1

1




VI

Музыкальные картинки

9





6.1

Музыкальные картинки. Музыка о друзьях

1





6.2

Музыкальные картинки. Музыка о друзьях

1





6.3

Музыкальные картинки. Музыка о друзьях

1





6.4

Музыкальные картинки. Музыкальный карнавал животных.

1





6.5

Музыкальные картинки. Музыкальный карнавал животных.

1





6.6

Музыкальные картинки. Музыкальный карнавал животных.

1





6.7

Музыкальные картинки. Музыка о родном доме.

1





6.8

Музыкальные картинки. Музыка о родном доме.

1





6.9

Музыкальные картинки. Музыка о родном доме.

1





VII

Сказки, небылицы, шутка в музыке

3





7.1

Сказки, небылицы, шутка в музыке

1





7.2

Сказки, небылицы, шутка в музыке

1





7.3

Сказки, небылицы, шутка в музыке

1





VIII

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Весна. Лето.

4





8.1

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Весна. Лето.

1





8.2

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Весна. Лето.

1





8.3

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Весна. Лето.

1





8.4

Музыкальное путешествие в сказочный лес. Весна. Лето.

1





IX

Уроки на природе

2





10.1

Уроки на природе

1





10.2

Уроки на природе

1

1





ИТОГО

33

2




Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

  • Учащиеся должны воспринимать доступную им музыку разного эмоционально-образного содержания. Они должны различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песни, танцы и марши.

  • Исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку.

  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.

  • Различать более короткие и более длинные звуки; выделять сильную и слабую доли.

  • Воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро),
    динамические (громко, тихо) особенности музыки.

  • Различать звучание музыкальных инструментов: фортепиано, скрипки, балалайки, трубы, флейты оркестров, хоров и голосов.

  • Уметь выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, исполнять на классных музыкальных инструментах сопровождение к знакомым произведениям.

  • Принимать участие в импровизациях.

  • Знать имена композиторов: П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. С. Прокофьева.

  • Кроме названного, школьникам предоставляется возможность для овладения дополнительными умениями и навыками:

    • Чисто интонировать попевки и песни в доступных пределах.

    • Узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов.













Календарно-тематический план 2 класс (34 ч)

Наименование раздела программы, тема урока

Всего часов

Из них

Дата

контроль-

ные и диагнос-тические

экскурсии

По плану

Факт

I

Сказка в музыке

8





1.1

Сказка в музыке

1





1.2

Сказка в музыке

1





1.3

Сказка в музыке

1





1.4

Сказка в музыке

1





1.5

Сказка в музыке

1





1.6

Сказка в музыке

1





1.7

Сказка в музыке

1





1.8

Сказка в музыке

1

1




II

Музыкальные инструменты. Певческие голоса.

7





2.1

Музыкальные инструменты. Певческие голоса.

1





2.2

Музыкальные инструменты. Певческие голоса.

1





2.3

Музыкальные инструменты. Певческие голоса.

1





2.4

Музыкальные инструменты. Певческие голоса.

1





2.5

Музыкальные инструменты. Певческие голоса.

1





2.6

Музыкальные инструменты. Певческие голоса.

1





2.7

Музыкальные инструменты. Певческие голоса.

1

1




III

Русские народные песни и пляски.

4





3.1

Русские народные песни и пляски.

1





3.2

Русские народные песни и пляски.

1





3.3

Русские народные песни и пляски.

1





3.4

Русские народные песни и пляски.

1





IV

Времена года в музыке

5





4.1

Времена года в музыке

1





4.2

Времена года в музыке

1





4.3

Времена года в музыке

1





4.4

Времена года в музыке

1





4.5

Времена года в музыке

1





V

Шутка в музыке

3





5.1

Шутка в музыке

1





5.2

Шутка в музыке

1





5.3

Шутка в музыке

1





VI

Музыка о Родине

4





6.1

Музыка о Родине

1





6.2

Музыка о Родине

1





6.3

Музыка о Родине

1





6.4

Музыка о Родине

1

1




VII

Уроки на природе

2





7.1

Уроки на природе

1





7.2

Уроки на природе

1






ИТОГО

34

3




Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

  • Учащиеся должны воспринимать доступную им музыку разного эмоционально-образного содержания.

  • Различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш - воспринимать их характерные особенности.

  • Знать жанровые разновидности народных песен (плясовых, хороводных, шуточных).

  • Петь выразительно, соблюдая певческую установку, используя мягкую атаку.

  • Петь естественно, легко, не форсированно, правильно произнося гласные и согласные.

  • Принимать участие в импровизациях.

  • Знать имена композиторов: П.И. Чайковского, М.И. Глинка, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова, Э. Грига.

  • Петь песни в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8.

  • Понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа: мелодии, ровного и пунктирного ритма, темпа, динамики, регистров.

  • Различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров (симфонического, народного, духового), отдельных музыкальных инструментов: фортепиано, скрипки, балалайки, баяна, флейты, трубы, ксилофона, (хоров детского и взрослого), сопрано, тенора и баса.

  • Уметь выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, исполнять на классных ритмических музыкальных инструментах сопровождение к знакомым произведениям.

  • Кроме названного, школьникам предоставляется возможность для овладения дополнительными умениями и навыками:

    • Импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в соответствии с его эмоционально-образным содержанием; в характере персонажей сказок; подбирать с помощью учителя ритмическое сопровождение музыки.

    • Узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов.

    • Определять одноголосное и многоголосное изложение в музыке.

    • Сравнивать звучание одного и того же произведения в разно исполнении.










Календарно-тематический план 3 класс (34 ч)

Наименование раздела программы, тема урока

Всего часов

Из них

Дата

контроль-

ные и диагнос-тические

экскурсии

По плану

Факт

I

Сказка в опере и балете

7





1.1

Н.А Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»

1





1.2

Н.А Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»

1





1.3

П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик»

1





1.4

П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик»

1





1.5

П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик»

1





1.6

Р. К. Щедрин. Балет «Конек-горбунок»

1





1.7

П. И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»

1

1




II

Музыка разных народов

6





2.1

Музыка разных народов

1





2.2

Музыка разных народов

1





2.3

Музыка разных народов

1





2.4

Музыка разных народов

1





2.5

Музыка разных народов

1





2.6

Музыка разных народов

1

1




III

Картины природы в музыке

4





3.1

Картины природы в музыке

1





3.2

Картины природы в музыке

1





3.3

Картины природы в музыке

1





3.4

Картины природы в музыке

1





IV

Героические страницы истории России в музыке

8





4.1

С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

1





4.2

С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

1





4.3

С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

1





4.4

Песни о Великой Отечественной войне

1





4.5

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин («Жизнь за царя»)

1





4.6

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин («Жизнь за царя»)

1





4.7

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин («Жизнь за царя»)

1





4.8

Песни о Москве.

1





V

Презентация творческого проекта

1





5.1

Презентация творческого проекта

1

1




VI

Уроки на природе

1





6.1

Уроки на природе

1






ИТОГО

34

3




Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

  • Учащиеся должны воспринимать доступную им музыку разного эмоционально-образного содержания: различать русскую музыку и музыку других народов.

  • Уметь привести примеры пройденных музыкальных жанров.

  • Петь выразительно, соблюдая основные правила пения.

  • Воспринимать богатство звучания оркестров (симфонического, русского народного, духового) и отдельных музыкальных инструментов: арфы, виолончели, челесты; певческих голосов: сопрано, тенора, баса.

  • Импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в соответствии с его эмоционально-образным содержанием; в характере песни, танца и марша.

  • Знать имена композиторов: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.С. Прокофьева, Н.А. Римского-Корсакова, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, И. Гайдна, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига.

  • Узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов.

  • Кроме названного, школьникам предоставляется возможность для овладения дополнительными знаниями и навыками:

    • Уметь распевать слог на два и более звука в подвижном темпе, не теряя напевности, с разными динамическими оттенками.

    • Петь темы из отдельных прослушиваемых произведений.

    • Петь песни в одноголосном и двухголосном изложении.

    • Сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении.










Календарно-тематический план 4 класс (34 ч)

Наименование раздела программы, тема урока

Всего часов

Из них

Дата

контроль-

ные и диагнос-тические

экскурсии

По плану

Факт

I

Народная музыка в творчестве композиторов

6





1.1

Народная музыка в творчестве композиторов

1





1.2

Народная музыка в творчестве композиторов

1





1.3

Народная музыка в творчестве композиторов

1





1.4

Народная музыка в творчестве композиторов

1





1.5

Народная музыка в творчестве композиторов

1





1.6

Народная музыка в творчестве композиторов

1

1




II

Выдающиеся вокалисты музыки

6





2.1

Выдающиеся вокалисты музыки вокалисты: Ф.И Шаляпин

1





2.2

Выдающиеся вокалисты музыки вокалисты: Э. Карузо, Т. Руффо

1





2.3

Выдающиеся вокалисты музыки вокалисты: Л.В. Нежданова, Н.А. Обухова.

1





2.4

Выдающиеся вокалисты музыки инструменталисты: И. Казальс.

1





2.5

Выдающиеся вокалисты музыки инструменталисты: Н. Паганини

1





2.6

Выдающиеся вокалисты музыки инструменталисты: С. Т. Рихтер

1





III

Встречаем зимние праздники

1





3.1

Встречаем зимние праздники

1





IV

Презентации творческого проекта «В Стране музыкальных инструментов»

1





4.1

Презентации творческого проекта «В Стране музыкальных инструментов»

1

1




V

Классики музыки второй половины XVIII - XIX вв.

9





5.1

Классики музыки второй половины XVIII - XIX вв. Ф.-Й. Гайдн.

1





5.2

Классики музыки второй половины XVIII - XIX вв. В. А. Моцарт

1





5.3

Классики музыки второй половины XVIII - XIX вв. Л. ван Бетховен

1





5.4

Классики музыки второй половины XVIII - XIX вв. М. И. Глинка.

1





5.5

Классики музыки второй половины XVIII - XIX вв. М. И. Глинка.

1





5.6

Классики музыки второй половины XVIII - XIX вв. композиторы «Могучей кучки»

1





5.7

Классики музыки второй половины XVIII - XIX вв. композиторы «Могучей кучки»

1





5.8

Классики музыки второй половины XVIII - XIX вв. П. И. Чайковский.

1





5.9

Классики музыки второй половины XVIII - XIX вв. П. И. Чайковский.

1

1




VI

Встречаем весну

1





6.1

Встречаем весну

1





VII

Композиторы XX в.

8





7.1

С.С. Прокофьев. Балет «Золушка»

1





7.2

С.С. Прокофьев. Балет «Золушка»

1





7.3

И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка»

1





7.4

И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка»

1





7.5

Б. Бриттен. «Путеводитель по оркестру для юных слушателей»

1





7.6

Б. Бриттен. «Путеводитель по оркестру для юных слушателей»

1





7.7

Творчество Г. В. Свиридова, Д.Д.Шостаковича, К. Дебюсси

1





7.8

Творчество Г. В. Свиридова, Д.Д.Шостаковича, К. Дебюсси

1





VIII

Презентации творческого проекта

1





8.1

Презентации творческого проекта

1

1




XIX

Уроки на природе

1





9.1

Уроки на природе

1






ИТОГО

34

4




Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса

знать:

  • имена композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Рим­ского-Корсакова, М.А. Балакирева, А.П. Бородина, М.П. Мусорг­ского, Ц.А. Кюи, С.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского, Д.Д. Шос­таковича, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Э. Грига, Б. Бриттена, К. Дебюсси;

  • имена выдающихся исполнителей музыки;

уметь:

  • эмоционально и осознанно воспринимать нравственно-эсте­тическое содержание музыки - народной и сочиненной компози­торами; различать русскую музыку и музыку других народов; понимать, что музыка разных народов выражает общие для всех лю­дей чувства и мысли, давать оценку нравственному содержанию музыки разных жанров русских и зарубежных композиторов-классиков;

  • петь песни в одноголосном и двухголосном изложении, вы­разительно и интонационно правильно, определять нотные знаки в пределах записи попевок и песен;

  • чисто интонировать по ручным знакам и по нотам попевки и фразы из песен, включающие в себя интонации полного мажор­ного лада и параллельного минора (I-V ступени) в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8;

  • петь с дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8

  • петь темы из отдельных музыкальных произведений;

  • импровизировать мелодии на стихотворные тексты в соот­ветствии с их эмоционально-образным содержанием;

  • узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, му­зыкальных инструментов и оркестров;

  • узнавать на слух пройденные произведения;

  • воспринимать народные мелодии в творчестве композиторов;

  • отличать «восточную» и «западную» музыку;

  • воспринимать язык классической и современной музыки.






Формы проведения занятий:

  • Урок-путешествие;

  • Урок-инсценировка;

  • Урок-экскурсия;

  • Урок-игра;

  • Урок-сказка;

  • Урок-презентация.

Методы проверки знаний и умений:

  • Урок-беседа;

  • Урок - самостоятельных работ;

  • Театрализованный урок;

  • Смотр знаний;

  • Урок - викторина.

Формы и средства контроля

Применение на уроке как коллективных, так и индивидуальных формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать уроки музыки яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.

Оценка деятельности осуществляется в конце каждого урока.

Оценивается:

Качество исполнения изучаемых на уроке песен, попевок, распевок и работы в целом;

Уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные решения;

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке.

Формы контроля уровня обученности: викторины, кроссворды, конкурсы, праздники искусства.

Критерии оценок на уроках музыки

Критерии оценки:

  • Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

  • Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

  • Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.

  • На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

  • При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

  • Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

  • Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

  • степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

  • самостоятельность в разборе музыкального произведения;

  • умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:

  • дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

  • ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

  • ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

  • ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.


Список литературы.


  1. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  2. Ригина Г.С .Учебник «Музыка. 1 класс»,М. Учебная литература,2012г.

  3. Ригина Г.С .Учебник «Музыка. 2 класс»,М. Учебная литература,2012г.

  4. Ригина Г.С .Учебник «Музыка. 3 класс»,М. Учебная литература,2012г.

  5. ььРигина Г.С .Учебник «Музыка. 4 класс»,М. Учебная литература,2012г.

  6. Ригина Г.С .Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса, М. Учебная литература,2012г

  7. Ригина Г.С .Рабочая тетрадь к учебнику 2 класса, М. Учебная литература,2012г

  8. Ригина Г.С .Рабочая тетрадь к учебнику 3 класса, М. Учебная литература,2012г

  9. Ригина Г.С .Рабочая тетрадь к учебнику 4 класса, М. Учебная литература,2012г

  10. Ригина Г.С .Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса, М. Учебная литература,2012г

  11. Ригина Г.С .Учебник «Музыка. 4 класс»,М. Учебная литература,2012г.

  12. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева. Учебник для 4 класса. М. Учебная литература,2010г.

  13. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева. Рабочая тетрадь к учебнику 4 класса, М. Учебная литература,2012г.

  14. Учебная программа по музыке Г.С. Ригиной. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова - Самара: Издательский дом «Федоров», 2012.

  15. «Музыка в 1-4 классах, методическое пособие под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1995г.

  16. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  17. Журнал «Музыка в школе», 2006-2008 г.

  18. Музыкальный словарь для учащихся, Ю.Булучевский, В.Фомин, 2000г.

Перечень Интернет-ресурсов, используемых в учебном процессе

  1. solnyshko.ee/

  2. uroki.net/

  3. zankov.ru/

  4. viki.rdf.ru/

  5. nachalka.com/photo

  6. n-shkola.ru/

  7. uchportal.ru/load/46

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства


  1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

  2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

  3. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

  4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».

  5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

  6. Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

  7. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/.

  8. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/.

  9. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».

Оборудование

  • Портреты композиторов

  • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы

  • Магнитофон

  • Персональный компьютер

  • Записи музыкальных произведений по программе на электронных носителях.


© 2010-2022