- Преподавателю
- Музыка
- Жанр кантата в творчестве Мансура Сагатова
Жанр кантата в творчестве Мансура Сагатова
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Муссалимова Ж.Е. |
Дата | 20.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
жанр «кантата» в творчестве Мансура Сагатова.
Роль М. Сагатова в развитии отечественного кантатно-ораториального жанра в новых стилистических условиях ХХ веке достаточно значительна. Как талантливый музыкальный художник он интуитивно ощутил значимость этого жанра для искусства ХХ века. В своем творчестве он стремился найти многообразные пути новой трактовки жанра кантаты в Казахстане, попытался расширить эмоционально-образную систему, сферу музыкальной выразительности. И в этом жанре профессионального композиторского творчества М. Сагатов отразил в художественной форме значительные явления, рубежные этапы в истории развития национальной культуры.
Мансур Сагатов в большей степени композитор инструментального плана. Тем не менее жанр вокальной, вокально-симфонической музыки достаточно значим в его наследии. В этом направлении композитор достиг художественных высот. Его вокально-хоровые произведения - это не только определенный этап в развитии национальной музыки, но и новая вершина в развитии современной профессиональной казахской музыке.
М. Сагатовым написано достаточно большое для одного композитора количество кантат, их у него семь. Даже анализ небольшой части этого пласта творчества композитора дает интересный материал для наблюдений над его стилем, а также позволяет сделать обобщения, касающиеся общего развития жанра кантаты в Казахстане.
М. Сагатов в своих кантатах представил образцы разнообразных форм преломления жанра, особенно в их связях с камерно-концертным искусством, дал образцы своеобразных темброво-исполнительских решений. Поиски композитором новых приемов музыкальной выразительности послужили импульсом для дальнейшего развития отечественной кантаты в современной музыке Казахстана.
В художественном воздействии кантат М. Сагатова особое место принадлежит поэтическому слову, характеру, а также стилю самого текста, от которого отталкивается композитор в выборе музыкальных средств, повороте решения, избрания формы кантаты. Как известно, в музыке ХХ века, в жанрах, связанных со словом усилилось значение текста с тенденцией расширения значимости декламационного начала, поворота к речитативным жанрам.
М. Сагатов, продолжая искания в этом жанре свои предшественников, которые еще на заре становления жанра уделяли ему пристальное внимание, попытался сказать свое слово в этом направлении, внести лепту в развитие этого направления современной профессиональной музыки. Композитор, обобщив достижения предшественников, а среди них композиторы - Евгений Брусиловский, Мукан Тулебаев, Газиза Жубанова, Нагим Мендыгалиев, Базарбай Джуманиязов и другие, создал яркие произведения в области вокально-хоровой музыки.
Как известно из истории развития современной профессиональной казахской музыки область вокальной, вокально-симфонической и хоровой музыки всегда была в центре внимания ведущих композиторов республики. В творчестве же М. Сагатова эта сфера музыкального искусства также - одно из центральных направлений его композиторской деятельности. Им, как уже было указано, создано около десятка произведений в данном направлении.
В этой области музыкального искусства М. Сагатов начинает активно работать со второй половиной ХХ века. В разные годы им были созданы: 1. В 1972 году - кантата в 4-х частях для баса, смешанного хора и симфонического оркестра, на стихи Джамбула «Песнь акына» (Русский текст П. Кузнецова. Первое исполнение оркестром Государственной филармонии имени Джамбыла, солист Шора Умбеталиев, дирижер Самуил Фридман). 2. В 1980 - «Мерекелік кантата» (Праздничная кантата» для тенора, смешанного хора и симфонического оркестра, на стихи К. Мырзалиева, к 60-летию Казахстана. Первые исполнители С. Байсултанов, хормейстер А. Молодов, дирижер Тулепберген Абдрашев). 3. В 1980 - одночастная кантата для солиста, смешанного хора и симфонического оркестра, на стихи О. Сулейменова. «И, как сердце, летит земля» 4. В 1982 - «Родина дружбы» 5. 1987 - одночастная кантата для солиста, смешанного хора и симфонического оркестра, на стихи С. Жиенбаева «Отан Салтанаты» («Торжество Родины»). 6. 1997 - одночастная кантата для смешанного хора и симфонического оркестра, на стихи К. Мырзалиева «Перзент парызы» («Сыновний долг», дирижер Тулепберген Абдрашев). 7. В 2001 - одночастная кантата, для смешанного хора и симфонического оркестра «Салтанаты кантата» («Торжественная кантата», дирижер Ж. Джумабеков).
Также в наследии композитора есть хоровые поэмы «a capella» - «На Джайляу» (1976), «Не тронь струн домбры», хор «Тойбастар» (1981), «Дала мен гүл» (1986), «Тоғай» (1989).
Одновременно М. Сагатов не оставлял без внимания песенный жанр и его такие песни как, «Алматым менің» (стихи Н. Алимкулова, 1972) и « Туған ел» (стихи Н. Алимкулова, 1965), «Биле, биле» (стихи С. Сеитхазина, 1964) входят в сокровищницу современной казахской песни.
М. Сагатов в трактовке жанра, в целом, был достаточно традиционен и для него в кантате главным был момент синтеза вокала и особенностей инструментальной музыки, причем голос доминировал над инструментальным началом. Он исходил из известного определения, этимологии слова.
Как известно, кантата («cantata», «cantare»,«кantate») в переводе с итальянского, латинского и немецкого языка означает - петь. Это, как пишет музыковед Б. Левик, «крупное, вокально-инструментальное произведение, предназначенное, как правило, для одного или нескольких солистов, хора и оркестра (известны и кантаты для одного хора, для одного солиста с оркестром» .
Как известно, многие кантаты писались композиторами по заказу для исполнения на торжественных мероприятиях, посвященных каким-либо датам. Это могли быть юбилеи, открытие памятника, празднование юбилейной даты и т. д. Также кантаты писались к дням памяти и по случаю празднования великих деятелей искусства, обычно к юбилейной дате со дня рождения.
По условиям создания и функционирования жанра в ней выделяются две разновидности: созданные к определенному случаю и не связанные с какими-либо событиями общественной жизни. Установлено, что именно кантатам первого вида присуща высокая степень дифференциации жанровых признаков.
Тематически, как установили исследователи жанра в дальнем и ближнем зарубежье значимой характеристикой жанра является наличие в тексте кантат двух тематических сфер, типичных для жанров подобного рода: прославление, эпическое повествование.
Из истории жанра известно, что кантаты классифицировались на духовные (религиозные) и светские, при чем с середины ХVIII века доминировали светские кантаты. По характеру они различались на торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные.
Уже в ранних кантатах, на первых этапах ее развития, в Италии они представляли собой сольные вокальные пьесы, для которых в отличие от арии характерно сквозное развитие от строфы к строфе, где объединяющую функцию выполнял бас, обычно в виде basso ostinato. Уже в ХVII веке в неаполитанской школе кантаты имели двухчастную форму, зачастую приближаясь к оперным сценам. Религиозная, духовная кантата, в основе которой лежали библейские тексты, как известно, сформировалась в Германии. Она была близка духовному концерту. Важную роль в ее становлении сыграли композиторы - Г. Ф. Телеман и И. С. Бах. Великий немецкий композитор, классик И. С. Бах создал в этом жанре более сотни сочинений, предназначенных для церковных праздников, но наиболее известными стали его двадцать светских кантат "Крестьянская", "Кофейная", "Феб и Пан".
Следующим, значительным этапом развития жанра были "масонские" кантаты В. А. Моцарта, написанные в последний период жизни (1785-1791). Далее во второй половине ХVIII веке немецкая церковная кантата утратила свое значение и следующий ее взлет связан с сольной разновидностью жанра, испытавшего влияние итальянских образцов и оперы. Уже с середины ХVIII века в них используются немецкие тексты, в мелодике проступают черты песенности, появляются первые разновидности смешанной формы - песенной кантаты. Во Франции кантатный жанр выдвигается на первые позиции в период Великой французской революции, объединяясь под знаком темы героической борьбы против тирании. Это сочинения: Л. Керубини, Э. Мегюль, Ж. Ф. Лесюэр, Ф. Ж. Госсек. Великий Л. Бетховен также не прошел мимо этого жанра. В истории музыки сохранилось произведение "Морская тишь и счастливое плавание" на стихи И. В. Гёте. Финал его девятой симфонии на слова "Оды к радости" Ф. Шиллера, по существу, является кантатой.
В творчестве композиторов-романтиков ХIХ века жанр отходит на второй план. В истории музыки сохранились лишь отдельные произведения жанра: «Победная песнь Мириам» Шуберта, «Аврора» Россини, «Рай и Пери» Шумана, «Первая Вальпургиева ночь» Ф. Мендельсона, «Последняя ночь Сарданапала» Берлиоза, «Бетховенская кантата» Листа к 100-летию со дня рождения Бетховена, «Трапеза апостолов» Вагнера, «Ринальдо» Брамса.
В России первые кантаты появились в ХVIII веке в творчестве П. А. Скокова. Однако, наиболее яркие образцы были созданы уже в начале ХIХ века - А. Н. Верстовским. Это его кантаты: «Пир Петра I», «Последний день Помпеи». Уже во второй половине ХIХ века русскими композиторами были написаны значительные произведения в этом жанре. Среди них кантаты: «Москва» П. Чайковского, «Песнь о вещем Олеге» Н.Римского-Корсакова, «Весна» С. Рахманинова, «Иоанн Дамаскин», "По прочтении псалма" С. Танеева. В них обозначились типичные для кантаты тематические сферы - прославление, эпическое повествование, которые стали ключевыми для жанра - как написанных к определенной дате, так и написание которых не было связано с какими-либо событиями. Элемент прославления, гимничности ярко выступает, например, в прелюдии-кантате Н. А. Римского-Корсакова «Из Гомера», в кантате С. В. Рахманинова «Весна». В кантатах Н. А. Римского-Корсакова «Свитезянка» и «Песнь о вещем Олеге» главной становится сфера эпического повествования. Среди произведений, посвященных сакральной теме, в которых на первый план выходит сфера молитвословия, кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» С. И. Танеева, «Братское поминовение» А. Д. Кастальского, «Звездоликий» И. Ф. Стравинского. Также многие русские кантаты писались к юбилейным датам - А. Глазуновым к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, М. Балакиревым - к открытию памятника М. И. Глинке в Петербурге и другие.
Советские композиторы трактовали кантату как одический жанр, основанный на песенных интонациях. Первая советская кантата была написана в начале тридцатых годов, ее автором был композитор Черёмухин («Красная армия»). Среди первых кантат - «Юбилейная кантата» Ю. Василенко, кантата Прокофьева. Кульминация развития жанра приходится на сочинения предвоенных и военных лет - «Александр Невский» С. Прокофьева, «На поле Куликовом» Шапорина, поэма-кантата «Киров с нами» Н. Мясковского, «Над родиной нашей солнце сияет» Шостаковича и т д.
Часто кантаты называют сюитой из музыки к кинофильму, если в ней преобладают вокальные (хоровые и сольные) номера. Среди них - «Иван Грозный», «Александр Невский» С. Прокофьева. Образцом синтеза кантаты, оратории и симфонии в советской музыке может служить симфония N13 Д. Шостаковича. В последующие годы было создано большое число кантат. Однако далеко не все написанное сразу же звучало с концертной сцены. Многие сочинения этих лет имели короткую исполнительскую биографию, что в большей степени связано с их художественными достоинствами, а среди неисполненных есть яркие сочинения, которые ждут своих премьер. Например, такие произведения как, «Реквием» А. Караманова, «Сказание о пугачевском бунте» Ю. Буцко, сверхцикл «Времена года» Р. Леденева (где каждое время года - цикл), оратория «Бунт» К. Баташова и другие.
Как известно, начиная со второй половины ХХ века появляются сочинения неофольклорного толка, возрождающие древние пласты фольклора. В дальнем зарубежье этот период связан с именами венгерских композиторов Б.Бартока, З. Кодаи; в ближнем зарубежье, России - Г. Свиридова («Поэма памяти Сергея Есенина») и С. Слонимского («Песни вольницы») и других. Эти композиторы выявили перспективные принципы работы с фольклорным материалом: опору на микромотивные образования, раскрепощение метрической и ритмической стихии, совершенствование техники вариантного развития, усиление импровизационности, приближенной к народному музицированию, расширение жанрового диапазона. Новое десятилетие показало новые источники стилевого синтеза фольклорных источников с каким-либо видом современной техники композиции: сонорикой, алеаторикой в сочинениях Ю. Буцко, Б. Тищенко, додекафонией - у Э. Денисова, минимализмом у В. Мартынова. Одним из ярких и значимых сочинений этого направления стали «Курские песни» (1964) Г. Свиридова, своеобразная обработка подлинных курских песен из сборника А. В. Рудневой.
Внутри же собственно хоровой музыки граница между ее жанровыми разновидностями, их взаимопроникновение столь прихотливы, что заставляют ставить под сомнение разграничение на традиционные хоровую и кантатно-ораториальную ветви. Современные авторы из всех видов хоровых сочинений предпочитают а сарреllный цикл, который синтезирует признаки как хоровой,так и кантатно-ораториальной разновидностей.
Последняя треть ХХ века характеризуется интенсивностью творческих исканий, причем каждое десятилетие характеризовалось определенными достижениями, что свидетельствовало о продолжающемся развитии жанра. Примером может служить одновременное существование авангардных сочинений и близких классические традиции. Это серийные кантаты: «Ночь в Мемфисе» (1968) С. Губайдулиной, кантата «Солнце инков» (1964) и вокальный цикл для 13-ти исполнителей «Осень» на стихи Хлебникова (1968) Э. Денисова. Здесь используются новые приемы: инструментальной микрополифонии (перенесение в хоровую ткань принципа, связанного с предельной дробностью divisi как в «Русских звонах» (1982) Р. Щедрина из цикла «Концертино» где дана имитация колокольных перезвонов,), новое ритмическое мышление (деление на шести-семи-девятизвучные и т. д. группы, часто на стыке тактов, внутригрупповые accelerando), хоровой сонорики, полистилистики (цитатной и квазицитатной как в Реквиеме Денисова (1980), «История доктора Иоганна Фауста» Шнитке (1983).
Из истории казахской музыки известно, что вокально-хоровая музыка также активно развивается и занимает, как пишет музыковед, кандидат искусствоведения, исследователь кантатно-ораториального творчества композиторов Казахстана тридцатых-семидесятых годов ХХ века И. Захарченко «прочное место в творчестве современных композиторов, а также выделяется интересным жанровым подходом, одновременно убедительным претворением» .
Как и в музыке дальнего и ближнего зарубежья тематика сочинений композиторов Казахстана связана с раскрытием образа народа, который олицетворяет собой социум, творца истории, борца за справедливость. Данная тематика дана в ракурсе: «человек и среда» или «человек и общество». Примером могут служить «Огни коммунизма» М. Тулебаева, «Цвети, Семиречье» К. Кужамьярова, «Дорогой мира» С. Кибировой и другие. Если в ближнем и дальнем зарубежье кантатно-ораториальное творчестве начинает доминировать тема нравственности, этичности, то образная сфера кантат композиторов Казахстана, главным образом, связана с воспеванием, передачей чувства гордости за достигнутое, осознание грандиозности перемен, воспевание общественных идеалов. В центре внимания кантат композиторов Казахстана - актуальная тематика, отклик на события в мире. К примеру, антивоенная тема в творчестве С. Кибировой: «Дорогой мира». Для кантат этого периода характерно отсутствие сюжетной линии, внешней последовательности событий. Примером могут служить «Огни коммунизма» М.Тулебаева, «Песнь акына» М. Сагатова.
Раскрывая в кантатах историю народа в связи с малой масштабностью сочинений, дискретностью развития в произведениях акцентируются моменты музыкальной логичности, способствующие единству и целостности концепции. Традиционно эта линия развития со времен классиков раскрывается через использование драматургического приема «от мрака к свету»: «Песнь акына» М. Сагатова и другие произведения.
Как известно, из истории музыки и, как подчеркивают, исследователи жанра в ближнем и дальнем зарубежье для многих кантат характерны куплетно-вариационные, сквозные (репризная и безрепризная формы), трехчастные формы. В то же время для жанра характерно высокая степень типизации музыкально-выразительных средств, что позволяет говорить о существовании универсального языка, присущего жанру на всех этапах его развития.
В кантатах второй половины ХХ века активно используется для раскрытия повествования принципы сквозной драматургии, где основной образ сочинения логически развивается, мотивированно переходит от одного характера к другому. Этот метод является приоритетным в этот период. Также активно используется прием цитирования тем традиционных песен и кюев, что связано со стремлением найти опору в духовных ценностях национальной культуры. Обычно выделяются: 1) метод бережного сохранения первоисточника; 2) метод смелого творческого вмешательства. Из традиционных казахских жанров значительное место занимают различные музыкальные воплощения песен - плачей - жоқтау. Эту особенность вокально-хорового творчества казахстанских композиторов впервые отметила И. Захарченко.
В современных кантатах активно используется средства музыкальной выразительности, как секундово-квартовые созвучия, созвучия без терции, избегание автентичности. Значительную роль в партитурах приобретают приемы полифонического развития: канонические имитации, пропорциональные каноны, стретты, двойной контрапункт.
Истекший период был периодом завоеваний в кантатном жанре временем интенсивных творческих процессов, завершившихся жанровыми, стилистическими, языковыми находками и открытиями. В настоящее время в области вокально-хоровой музыки ощущается diminuendo. Время переоценки духовных ценностей, утраты ориентиров отразилось в творчестве потерей содержательности, драматургической значимости, потерей индивидуальности стиля, отсутствием дерзновенности замыслов.
7