Жанр кантата в творчестве Мансура Сагатова

Творчество М. Сагатов в развитии отечественного кантатно-ораториального жанра в новых стилистических условиях ХХ веке достаточно значительна. Как талантливый музыкальный художник он интуитивно ощутил  значимость этого жанра для искусства ХХ века. В своем творчестве он стремился найти многообразные пути новой трактовки  жанра кантаты в Казахстане, попытался расширить эмоционально-образную систему, сферу музыкальной выразительности. И в этом жанре профессионального композиторского творчества М. Са... Мансур Сагатов в большей степени композитор инструментального плана. Тем не менее жанр вокальной, вокально-симфонической музыки достаточно значим в его наследии. В этом направлении композитор достиг художественных высот. Его вокально-хоровые произведения - это  не только определенный этап в развитии национальной музыки, но и  новая вершина в развитии современной  профессиональной казахской музыке. М. Сагатовым написано  достаточно большое для одного композитора  количество кантат, их у него семь. Даже анализ небольшой части этого пласта творчества композитора дает интересный материал для наблюдений над его стилем, а также позволяет сделать обобщения, касающиеся общего развития жанра кантаты в Казахстане.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

жанр «кантата» в творчестве Мансура Сагатова.


Роль М. Сагатова в развитии отечественного кантатно-ораториального жанра в новых стилистических условиях ХХ веке достаточно значительна. Как талантливый музыкальный художник он интуитивно ощутил значимость этого жанра для искусства ХХ века. В своем творчестве он стремился найти многообразные пути новой трактовки жанра кантаты в Казахстане, попытался расширить эмоционально-образную систему, сферу музыкальной выразительности. И в этом жанре профессионального композиторского творчества М. Сагатов отразил в художественной форме значительные явления, рубежные этапы в истории развития национальной культуры.

Мансур Сагатов в большей степени композитор инструментального плана. Тем не менее жанр вокальной, вокально-симфонической музыки достаточно значим в его наследии. В этом направлении композитор достиг художественных высот. Его вокально-хоровые произведения - это не только определенный этап в развитии национальной музыки, но и новая вершина в развитии современной профессиональной казахской музыке.

М. Сагатовым написано достаточно большое для одного композитора количество кантат, их у него семь. Даже анализ небольшой части этого пласта творчества композитора дает интересный материал для наблюдений над его стилем, а также позволяет сделать обобщения, касающиеся общего развития жанра кантаты в Казахстане.

М. Сагатов в своих кантатах представил образцы разнообразных форм преломления жанра, особенно в их связях с камерно-концертным искусством, дал образцы своеобразных темброво-исполнительских решений. Поиски композитором новых приемов музыкальной выразительности послужили импульсом для дальнейшего развития отечественной кантаты в современной музыке Казахстана.

В художественном воздействии кантат М. Сагатова особое место принадлежит поэтическому слову, характеру, а также стилю самого текста, от которого отталкивается композитор в выборе музыкальных средств, повороте решения, избрания формы кантаты. Как известно, в музыке ХХ века, в жанрах, связанных со словом усилилось значение текста с тенденцией расширения значимости декламационного начала, поворота к речитативным жанрам.

М. Сагатов, продолжая искания в этом жанре свои предшественников, которые еще на заре становления жанра уделяли ему пристальное внимание, попытался сказать свое слово в этом направлении, внести лепту в развитие этого направления современной профессиональной музыки. Композитор, обобщив достижения предшественников, а среди них композиторы - Евгений Брусиловский, Мукан Тулебаев, Газиза Жубанова, Нагим Мендыгалиев, Базарбай Джуманиязов и другие, создал яркие произведения в области вокально-хоровой музыки.

Как известно из истории развития современной профессиональной казахской музыки область вокальной, вокально-симфонической и хоровой музыки всегда была в центре внимания ведущих композиторов республики. В творчестве же М. Сагатова эта сфера музыкального искусства также - одно из центральных направлений его композиторской деятельности. Им, как уже было указано, создано около десятка произведений в данном направлении.

В этой области музыкального искусства М. Сагатов начинает активно работать со второй половиной ХХ века. В разные годы им были созданы: 1. В 1972 году - кантата в 4-х частях для баса, смешанного хора и симфонического оркестра, на стихи Джамбула «Песнь акына» (Русский текст П. Кузне­цова. Первое исполнение оркестром Государственной филармонии имени Джамбыла, солист Шора Умбеталиев, ди­рижер Самуил Фридман). 2. В 1980 - «Мерекелік кантата» (Праздничная кантата» для тенора, смешанного хора и симфоничес­кого оркестра, на стихи К. Мырзалиева, к 60-летию Казахстана. Первые исполнители С. Байсултанов, хормейстер А. Молодов, дирижер Тулеп­берген Абдрашев). 3. В 1980 - одноча­стная кантата для солиста, смешанного хора и симфо­нического оркестра, на стихи О. Сулейменова. «И, как сердце, летит земля» 4. В 1982 - «Родина дружбы» 5. 1987 - одночастная кантата для солиста, смешанного хора и симфонического оркестра, на стихи С. Жиенбаева «Отан Салтанаты» («Торжество Родины»). 6. 1997 - одночастная кантата для смешанного хора и симфо­нического оркестра, на стихи К. Мырзалиева «Перзент парызы» («Сыновний долг», дирижер Тулепберген Абдрашев). 7. В 2001 - одночастная кантата, для смешанного хора и сим­фонического оркестра «Салтанаты кантата» («Торжественная канта­та», дирижер Ж. Джумабеков).

Также в наследии композитора есть хоровые поэмы «a capella» - «На Джайляу» (1976), «Не тронь струн домбры», хор «Тойбастар» (1981), «Дала мен гүл» (1986), «Тоғай» (1989).

Одновременно М. Сагатов не оставлял без внимания песенный жанр и его такие песни как, «Алматым менің» (стихи Н. Алимкулова, 1972) и « Туған ел» (стихи Н. Алимкулова, 1965), «Биле, биле» (стихи С. Сеитхазина, 1964) входят в сокровищницу современной казахской песни.

М. Сагатов в трактовке жанра, в целом, был достаточно традиционен и для него в кантате главным был момент синтеза вокала и особенностей инструментальной музыки, причем голос доминировал над инструментальным началом. Он исходил из известного определения, этимологии слова.

Как известно, кантата («cantata», «cantare»,«кantate») в переводе с итальянского, латинского и немецкого языка означает - петь. Это, как пишет музыковед Б. Левик, «крупное, вокально-инструментальное произведение, предназначенное, как правило, для одного или нескольких солистов, хора и оркестра (известны и кантаты для одного хора, для одного солиста с оркестром» .

Как известно, многие кантаты писались композиторами по заказу для исполнения на торжественных мероприятиях, посвященных каким-либо датам. Это могли быть юбилеи, открытие памятника, празднование юбилейной даты и т. д. Также кантаты писались к дням памяти и по случаю празднования великих деятелей искусства, обычно к юбилейной дате со дня рождения.

По условиям создания и функционирования жанра в ней выделяются две разновидности: созданные к определенному случаю и не связанные с какими-либо событиями общественной жизни. Установлено, что именно кантатам первого вида присуща высокая степень дифференциации жанровых признаков.

Тематически, как установили исследователи жанра в дальнем и ближнем зарубежье значимой характеристикой жанра является наличие в тексте кантат двух тематических сфер, типичных для жанров подобного рода: прославление, эпическое повествование.

Из истории жанра известно, что кантаты классифицировались на духовные (религиозные) и светские, при чем с середины ХVIII века доминировали светские кантаты. По характеру они различались на торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные.

Уже в ранних кантатах, на первых этапах ее развития, в Италии они представляли собой сольные вокальные пьесы, для которых в отличие от арии характерно сквозное развитие от строфы к строфе, где объединяющую функцию выполнял бас, обычно в виде basso ostinato. Уже в ХVII веке в неаполитанской школе кантаты имели двухчастную форму, зачастую приближаясь к оперным сценам. Религиозная, духовная кантата, в основе которой лежали библейские тексты, как известно, сформировалась в Германии. Она была близка духовному концерту. Важную роль в ее становлении сыграли композиторы - Г. Ф. Телеман и И. С. Бах. Великий немецкий композитор, классик И. С. Бах создал в этом жанре более сотни сочинений, предназначенных для церковных праздников, но наиболее известными стали его двадцать светских кантат "Крестьянская", "Кофейная", "Феб и Пан".

Следующим, значительным этапом развития жанра были "масонские" кантаты В. А. Моцарта, написанные в последний период жизни (1785-1791). Далее во второй половине ХVIII веке немецкая церковная кантата утратила свое значение и следующий ее взлет связан с сольной разновидностью жанра, испытавшего влияние итальянских образцов и оперы. Уже с середины ХVIII века в них используются немецкие тексты, в мелодике проступают черты песенности, появляются первые разновидности смешанной формы - песенной кантаты. Во Франции кантатный жанр выдвигается на первые позиции в период Великой французской революции, объединяясь под знаком темы героической борьбы против тирании. Это сочинения: Л. Керубини, Э. Мегюль, Ж. Ф. Лесюэр, Ф. Ж. Госсек. Великий Л. Бетховен также не прошел мимо этого жанра. В истории музыки сохранилось произведение "Морская тишь и счастливое плавание" на стихи И. В. Гёте. Финал его девятой симфонии на слова "Оды к радости" Ф. Шиллера, по существу, является кантатой.

В творчестве композиторов-романтиков ХIХ века жанр отходит на второй план. В истории музыки сохранились лишь отдельные произведения жанра: «Победная песнь Мириам» Шуберта, «Аврора» Россини, «Рай и Пери» Шумана, «Первая Вальпургиева ночь» Ф. Мендельсона, «Последняя ночь Сарданапала» Берлиоза, «Бетховенская кантата» Листа к 100-летию со дня рождения Бетховена, «Трапеза апостолов» Вагнера, «Ринальдо» Брамса.

В России первые кантаты появились в ХVIII веке в творчестве П. А. Скокова. Однако, наиболее яркие образцы были созданы уже в начале ХIХ века - А. Н. Верстовским. Это его кантаты: «Пир Петра I», «Последний день Помпеи». Уже во второй половине ХIХ века русскими композиторами были написаны значительные произведения в этом жанре. Среди них кантаты: «Москва» П. Чайковского, «Песнь о вещем Олеге» Н.Римского-Корсакова, «Весна» С. Рахманинова, «Иоанн Дамаскин», "По прочтении псалма" С. Танеева. В них обозначились типичные для кантаты тематические сферы - прославление, эпическое повествование, которые стали ключевыми для жанра - как написанных к определенной дате, так и написание которых не было связано с какими-либо событиями. Элемент прославления, гимничности ярко выступает, например, в прелюдии-кантате Н. А. Римского-Корсакова «Из Гомера», в кантате С. В. Рахманинова «Весна». В кантатах Н. А. Римского-Корсакова «Свитезянка» и «Песнь о вещем Олеге» главной становится сфера эпического повествования. Среди произведений, посвященных сакральной теме, в которых на первый план выходит сфера молитвословия, кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» С. И. Танеева, «Братское поминовение» А. Д. Кастальского, «Звездоликий» И. Ф. Стравинского. Также многие русские кантаты писались к юбилейным датам - А. Глазуновым к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, М. Балакиревым - к открытию памятника М. И. Глинке в Петербурге и другие.

Советские композиторы трактовали кантату как одический жанр, основанный на песенных интонациях. Первая советская кантата была написана в начале тридцатых годов, ее автором был композитор Черёмухин («Красная армия»). Среди первых кантат - «Юбилейная кантата» Ю. Василенко, кантата Прокофьева. Кульминация развития жанра приходится на сочинения предвоенных и военных лет - «Александр Невский» С. Прокофьева, «На поле Куликовом» Шапорина, поэма-кантата «Киров с нами» Н. Мясковского, «Над родиной нашей солнце сияет» Шостаковича и т д.

Часто кантаты называют сюитой из музыки к кинофильму, если в ней преобладают вокальные (хоровые и сольные) номера. Среди них - «Иван Грозный», «Александр Невский» С. Прокофьева. Образцом синтеза кантаты, оратории и симфонии в советской музыке может служить симфония N13 Д. Шостаковича. В последующие годы было создано большое число кантат. Однако далеко не все написанное сразу же звучало с концертной сцены. Многие сочинения этих лет имели короткую исполнительскую биографию, что в большей степени связано с их художественными достоинствами, а среди неисполненных есть яркие сочинения, которые ждут своих премьер. Например, такие произведения как, «Реквием» А. Караманова, «Сказание о пуга­чевском бунте» Ю. Буцко, сверхцикл «Времена года» Р. Леденева (где каждое время года - цикл), оратория «Бунт» К. Баташова и другие.

Как известно, начиная со второй половины ХХ века появляются сочинения неофольклорного толка, возрождающие древние пласты фольклора. В дальнем зарубежье этот период связан с именами венгерских композиторов Б.Бартока, З. Кодаи; в ближнем зарубежье, России - Г. Свиридова («Поэма памяти Сергея Есенина») и С. Слонимского («Песни вольницы») и других. Эти композиторы выявили перспективные принципы работы с фольклорным матери­алом: опору на микромотивные образо­вания, раскрепощение метрической и ритмической стихии, совершенствование техники вариантного развития, усиление им­провизационности, приближенной к народному музицированию, расширение жанрового диапазона. Новое десятилетие показало новые источники стилевого синтеза фольклорных ис­точников с каким-либо видом современной техники композиции: сонорикой, алеаторикой в сочинениях Ю. Буцко, Б. Тищенко, додекафонией - у Э. Дени­сова, минимализмом у В. Мартынова. Одним из ярких и значимых сочинений этого направления стали «Курские песни» (1964) Г. Свиридова, своеобразная об­работка подлинных курских песен из сборника А. В. Рудневой.

Внутри же собственно хоровой музыки граница между ее жанровыми разновидностями, их взаимопроникнове­ние столь прихотливы, что заставляют ставить под сомнение разграничение на тра­диционные хоровую и кантатно-ораториальную ветви. Современные авторы из всех видов хоровых сочинений предпочитают а сарреllный цикл, который синтезирует признаки как хоровой,так и кантатно-ораториальной разно­видностей.

Последняя треть ХХ века характеризуется интенсивностью творческих исканий, причем каждое десятилетие характеризовалось определенными достижениями, что свидетельствовало о продолжающемся развитии жанра. Примером может служить одновременное существование авангардных сочинений и близких классические традиции. Это серийные кантаты: «Ночь в Мемфи­се» (1968) С. Губайдулиной, кантата «Солнце инков» (1964) и вокаль­ный цикл для 13-ти исполнителей «Осень» на стихи Хлебникова (1968) Э. Денисова. Здесь используются новые приемы: инструментальной микрополифонии (перенесение в хоровую ткань прин­ципа, связанного с предель­ной дробностью divisi как в «Русских звонах» (1982) Р. Щедрина из цикла «Концертино» где дана имитация колокольных перезвонов,), новое ритмическое мышление (деление на шести-семи-девятизвучные и т. д. группы, часто на стыке тактов, внутригрупповые accelerando), хоровой сонорики, полистилистики (цитатной и квазицитатной как в Реквиеме Денисова (1980), «История доктора Иоганна Фауста» Шнитке (1983).

Из истории казахской музыки известно, что вокально-хоровая музыка также активно развивается и занимает, как пишет музыковед, кандидат искусствоведения, исследователь кантатно-ораториального творчества композиторов Казахстана тридцатых-семидесятых годов ХХ века И. Захарченко «прочное место в творчестве современных композиторов, а также выделяется интересным жанровым подходом, одновременно убедительным претворением» .

Как и в музыке дальнего и ближнего зарубежья тематика сочинений композиторов Казахстана связана с раскрытием образа народа, который олицетворяет собой социум, творца истории, борца за справедливость. Данная тематика дана в ракурсе: «человек и среда» или «человек и общество». Примером могут служить «Огни коммунизма» М. Тулебаева, «Цвети, Семиречье» К. Кужамьярова, «Дорогой мира» С. Кибировой и другие. Если в ближнем и дальнем зарубежье кантатно-ораториальное творчестве начинает доминировать тема нравственности, этичности, то образная сфера кантат композиторов Казахстана, главным образом, связана с воспеванием, передачей чувства гордости за достигнутое, осознание грандиозности перемен, воспевание общественных идеалов. В центре внимания кантат композиторов Казахстана - актуальная тематика, отклик на события в мире. К примеру, антивоенная тема в творчестве С. Кибировой: «Дорогой мира». Для кантат этого периода характерно отсутствие сюжетной линии, внешней последовательности событий. Примером могут служить «Огни коммунизма» М.Тулебаева, «Песнь акына» М. Сагатова.

Раскрывая в кантатах историю народа в связи с малой масштабностью сочинений, дискретностью развития в произведениях акцентируются моменты музыкальной логичности, способствующие единству и целостности концепции. Традиционно эта линия развития со времен классиков раскрывается через использование драматургического приема «от мрака к свету»: «Песнь акына» М. Сагатова и другие произведения.

Как известно, из истории музыки и, как подчеркивают, исследователи жанра в ближнем и дальнем зарубежье для многих кантат характерны куплетно-вариационные, сквозные (репризная и безрепризная формы), трехчастные формы. В то же время для жанра характерно высокая степень типизации музыкально-выразительных средств, что позволяет говорить о существовании универсального языка, присущего жанру на всех этапах его развития.

В кантатах второй половины ХХ века активно используется для раскрытия повествования принципы сквозной драматургии, где основной образ сочинения логически развивается, мотивированно переходит от одного характера к другому. Этот метод является приоритетным в этот период. Также активно используется прием цитирования тем традиционных песен и кюев, что связано со стремлением найти опору в духовных ценностях национальной культуры. Обычно выделяются: 1) метод бережного сохранения перво­источника; 2) метод смелого творческого вмешательства. Из традиционных казахских жанров значительное место занимают различные музыкальные воплощения песен - плачей - жоқтау. Эту особенность вокально-хорового творчества казахстанских композиторов впервые отметила И. Захарченко.

В современных кантатах активно используется средства музыкальной выразительности, как секундово-квартовые созвучия, созвучия без терции, избегание автентичности. Значительную роль в партитурах приобретают приемы полифо­нического развития: канонические имитации, про­порциональные каноны, стретты, двойной контра­пункт.

Истекший период был периодом завоеваний в кантатном жанре временем интенсивных творческих процессов, завершившихся жанровы­ми, стилистическими, языковыми находками и открытиями. В настоящее время в области вокально-хоровой музыки ощущается diminuendo. Время переоценки духовных ценностей, утраты ориентиров отразилось в творчестве потерей содержательности, драматургической значимости, потерей индивидуальности стиля, отсутствием дерзновенности замыслов.

7

© 2010-2022