• Преподавателю
  • Музыка
  • Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего до-школьного возраста в условиях дополнительного образования

Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего до-школьного возраста в условиях дополнительного образования

Статья педагога дополнительного образования о том,  как проявляется одаренность у воспитанников, как выявить одаренных детей на занятиях по вокалу,  о том, как планировать музыкальную работу с воспитанниками творческого объединения. . Педагог описывает, как развиваются у детей музыкально-слуховые представления, а именно способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте и как можно способствовать развитию музыкально-слуховому пред...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Дзукаева Н.В., педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского творчества г.Балашова Саратовской области»


Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б.М. Теплов).Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны. Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) могут проявляться у разных людей в различных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями (даже абсолютным слухом) и легко воспроизводя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но тесная Связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звуковысотного (и ритмического) движения, в основе музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т. д. Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы (Б.М. Теплов).

Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развитая. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий. Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности, например овладение чистотой интонирования в пении является показателем развитости способности музыкально-слуховых представлений. Но эта способность может проявляться не только в пении, но и игре на музыкальных инструментах по слуху. Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но может подобрать мелодию на инструменте, это также свидетельствует о наличии у него музыкально-слуховых представлений, но одновременно и об отсутствии скоординированного слуха и голоса. Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей - ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б.М. Теплов).

Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностям и детей.

Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике использовала технологию педагогического наблюдения.

В заключение хочется отметить методические принципы, которые использую я в своей практике при работе с детьми.

  1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре), а дать возможность освоиться, захотеть принят]» участие в занятии

  2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач: Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и музицирование;

Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

Приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов)

  1. Принцип последовательности - предусматривает усложнение поставленных задач но всем разделам музыкального воспитания

  1. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем.

  2. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный воспитатель становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.

  3. Немаловажным является принцип положительной оценки. Он

способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве. Музыкальное воспитание осуществляется в следующих формах:

Музыкальное занятие

Развлечения

Вечера досуга

Самостоятельная игровая деятельность

Музыкальное занятие проводится в подгруппе по следующей структуре:

Музыкально-ритмическое движение;

Развитие чувства ритма, музицирование;

Пальчиковая гимнастика;

Слушание музыки;

Распевание, пение;

Пляски, игры, хороводы.





;

  1. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем.

  2. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный воспитатель становятся ближе и роднее друг друг)'. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.

  3. Немаловажным является принцип положительной оценки. Он

способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве. Музыкальное воспитание осуществляется в следующих формах:

Музыкальное занятие

Развлечения

Вечера досуга

Самостоятельная игровая деятельность

Музыкальное занятие проводится в подгруппе по следующей структуре:

Музыкально-ритмическое движение;

Развитие чувства ритма, музицирование;

Пальчиковая гимнастика;

Слушание музыки;

Распевание, пение;

Пляски, игры, хороводы;

© 2010-2022