Особенности формирования игровых движений левой руки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительное образование детей


« Железногорская детская школа искусств»


Управление культуры администрации г. Железногорска Курской области.




Доклад


«Особенности формирования игровых движений левой руки»




Автор: Скрипник Н.Р.,


преподаватель высшей

квалификационной категории


Г. Железногорск

2013 г.

Начальный период обучения на домре ставит как перед педагогом, так и перед учеником немало сложных задач. Задачи, стоящие перед педагогом условно подразделяются на общепедагогические и узко-специальные. Решать их следует комплексно и одновременно. Общепедагогические задачи являются основополагающими для формирования музыканта любой специальности, в том числе и домриста. Работая над элементами исполнительской техники, преподаватель должен помнить о главном - о формирование у ученика способности к эмоциональному переживанию музыки, музыкальному мышлению.

Если развитие художественного мышления ученика можно рассматривать как главную цель работы педагога-музыканта, то решение узкоспециальных задач является средством достижения этой цели. Одна из многих проблем, стоящих перед преподавателями, ведущими класс домры - формирование основ беглости пальцев левой руки. Из методических положений, определяющих постановку левой руки у скрипачей, педагогам-домристам, бесспорно, необходимо придерживаться следующих:

  1. кисть с предплечием составляет одну линию;

  2. все пальцы закруглены;

  3. пальцы слегка раздвинуты вперед, в направлении корпуса инструмента;

  4. пальцы соприкасаются со струнами серединой подушечки;

  5. большой палец находится приблизительно напротив 1-го и 2-го пальцев;

  6. поднятие и опускание пальцев происходит в пястно-фаланговом суставе;

  7. гриф лежит в углублении между большим и 1-м пальцем;

Предполагается начинать расстановку пальцев на гриф со 2-го, а затем включать в работу 3-й. Упражнения включают осмысленные мелодические комбинации из звуков «ля» и «до#». Помня, о необходимости с первых уроков формировать у ученика хотя бы простейшие образно-эмоциональные переживания, преподаватель может уже на этих упражнениях вызвать у него определенные художественные эмоции. Затем, освоив опускание пальца на 4 лад первой позиции, рекомендуются упражнения с передвижением руки вдоль грифа по полутонам. Передвижение пальцев следует делать во время звучания открытой струны. Подключаем к упражнению третий палец. Следует так же предусмотреть упражнения с передвижением руки вдоль грифа. Одновременно решаются и художественные задачи. В репертуар включаются мелодии детских и народных песен, состоящие из 2-х 3-х звуков. В связи с обилием знаков альтерации, упражнения разучиваются с рук и слов педагога. Здесь должны решаться 3 педагогические задачи :

  1. формирование элемента физиологически-целесообразной постановки левой руки;

  2. преодоление статической неподвижности руки в 1-ой позиции;

  3. развитие основ ассоциативно-эмоционального развития учеников.

Переходя к включению в игру 1-го пальца, необходимо отметить, что этот палец - относительно самостоятельный, по сравнению с другими, его надо меньше тренировать, приспосабливать к игровым движениям. Включение в игру 1-го пальца значительно расширяет и разнообразит, как материал упражнения, так и художественный репертуар. Однако, настоятельно рекомендуется сначала предлагать последовательность, когда вначале ставятся на гриф 2-й и 3-й пальцы, а затем 1-й. Нисходящие последовательности способствуют закреплению центрального положения 2-го и 3-го пальцев и оттянутого положения 1-го, т.е. закрепляют оптимальную постановку левой руки. При работе над упражнениями с подключением 1-го пальца, преподаватель должен помнить о необходимости преодоления статики.

Включение в игру мизинца - ответственный момент. 4-й палец - самый короткий, и поэтому степень его закругленности будет меньшей, чем у остальных пальцев. Это обстоятельство на практике иногда приводит к выпрямлению 2-го, а то и всех 3х фаланг мизинца. Выпрямленные фаланги амортизируют в суставах, при этом игровые движения теряют четкость, а в перспективе быстроту рук. Вводить мизинец в игру предпочтительнее на хроматическом тетрахорде (до, до#, ре, миb), при этом все пальцы находятся в свободно-активном состоянии, и мизинец принимает округлое положение. Мелодий - нет, поэтому упражнения основаны на ассоциациях, связанных с движением человека, машины, поезда или, например, завыванием ветра.

После того, как движение пальцев ученика, при исполнении этих упражнений, будут доведены до автоматизма, можно перейти к упражнению с отведением 1-го пальца на 2-ой лад, опора 2-го и 3-го пальцев не смещается на 1-ый.

Заключительный, и самый трудный, этап работы - это усвоение рациональных движений всех 4-х пальцев в I позиции на основе звукоряда: ля си до# ре ми. На первых порах проследить, чтобы звуки "си-ми" не соседствовали, т.к. это способствует зажатости в пястно-фаланговом сочленении. После основательной проработке упражнений, можно перейти к изучению пьес, где встречается связка "си-ми". Эффективными являются упражнения с постепенным расширением мензуры. В результате проделанной работы, ученик, на основе свободного охвата первой позиции, может перейти к изучению гамм, арпеджио и пьес, предусмотренных учебным планом.




© 2010-2022