• Преподавателю
  • Музыка
  • Белгородский игровой фольклор в системе внеурочной деятельности Н. А. Водолажская-учитель музыки, Н. В. Выгоренко - учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода

Белгородский игровой фольклор в системе внеурочной деятельности Н. А. Водолажская-учитель музыки, Н. В. Выгоренко - учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода

          Наши современные школьники перестают играть, приоритетными становятся простые игровые формы, шалости и проказы. Изменилась и сама суть игры: она стала не весёлой, агрессивной, индивидуалистичной.[1]         Наблюдая за учащимися начальной школы, мы заметили, что они не могут занять себя на переменах, на динамических паузах или в свободное время, находясь в школьном лагере. Без вожатых, практически, они вообще не могут вспомнить ни одной игры. В настоящие время,  полностью исчезли улич...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Белгородский игровой фольклор в системе внеурочной деятельности

Н.А.Водолажская- учитель музыки,

Н.В.Выгоренко - учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода

Наши современные школьники перестают играть, приоритетными становятся простые игровые формы, шалости и проказы. Изменилась и сама суть игры: она стала не весёлой, агрессивной, индивидуалистичной.[1]

Наблюдая за учащимися начальной школы, мы заметили, что они не могут занять себя на переменах, на динамических паузах или в свободное время, находясь в школьном лагере. Без вожатых, практически, они вообще не могут вспомнить ни одной игры. В настоящие время, полностью исчезли уличные игры, наши дети не гуляют на улице, забыты «Цепи», «Крутилка», «Классики», «Резиночка» и др. Общение в социальных сетях и игра на компьютере в сетевые игры занимают всё свободное время младших школьников. Но все таки игра является важнейшим источником формирования социального самосознания.[2]

Опора на региональный компонент сегодня не только строка из «Концепции общего среднего образования», но и внутренняя потребность в воспитании школьников. Если уж повезло жить в таком замечательном крае, как наша Белгородчина, надо изучать её культуру и приобщать к ней наших воспитанников.

Игровой фольклор является частью патриотического, эстетического воспитания младших школьников. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к малой Родине, ее культуре и наследию.

Фольклор Белгородской области богат и разнообразен: колыбельные песни, частушки, сказки, прибаутки, поговорки, игры, загадки, поэтому в занятия по внеурочной деятельности мы включили "Белгородский игровой фольклор".

Занятия разделены на два больших раздела: «Музыкально - ритмические упражнения» и «Игры и хороводы с напевами».

В своей работе используем народные игры с пением и движением, бытовавшие в традиционной культуре Белгородчины, такие как «Бакша», «Арбузики», «Хрен, хрен, господин!», «Чья копна на моей копне», «Платочек», «Здравствуй дедушка Семак!», «Как у деда Трихона!», «Дед домовой», «Красная шапочка» и многое другие. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети приобщаются к традициям, проявляют взаимовыручку. Знакомясь с малыми жанрами фольклорного творчества, дети постигают красоту русского языка, диалект, характерный для Белгородского края, яркость музыкальных образов, добрый юмор. [1] Прежде чем предложить игру, заранее выясняем, знакома ли она детям. Если хотя бы некоторые из ребят владеют игрой, мы предлагаем им её провести. Нередко дети вносят в процесс игры свои правила, добавления, а также сами придумывают сюжеты. Самодеятельное, самостоятельное проведение игры - главное отличительное свойство народных игр.

Традиционные народные игры содержат оптимальные приёмы средства для физического, нравственного и умственного воспитания. Важнейшие традиции коллективных игр- взаимовыручка, подчинение своих интересов интересам команды. Игра приучает детей к дисциплине, организованности, воспитывают нравственные начала, справедливость (закон равного и справедливого участия играющих). Так же они формируют художественно -эстетический вкус ребёнка.

«Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности не возможно»[4]

Давайте как можно больше играть с нашими детьми - это поможет нам воспитать достойных граждан и патриотов нашей малой Родины.

Литература:

1.Н.А. Водолажская,М.А.Герасименко.Статья «Детский игровой фольклор как средство социально-нравственного воспитания дошкольников»

2. Г.М. Науменко «Русские народные детские игры с напевами. ООО «Издательство Либерия» г. Москва.2003г.

3. Сысоева О.В. Статья «Игра - как средство ознакомления детей с родным краем»

4. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: М.,2000.-с.18


© 2010-2022