Мастер класс Шумовые инструменты на уроке музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер класс на конкурс « Учитель года».

Тема. Значение шумовых инструментов в музыкальном развитии ребенка.

«Музыка - не простое развлечение и не добавление, «гарнир к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Музыка - это сама жизнь». Д. Б. Кабалевский.

Музыка дает ни с чем не сравнимую возможность для развития духовной сферы ребенка, его творческого потенциала, ведь в детском возрасте организм наиболее восприимчив ко всему новому.

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…» - писал В. Г. Белинский.

Музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребенка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное - это постоянная возможность самореализации.

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. В этом процессе музыкальное воспитание играет не последнюю роль, поскольку новые достижения психологии и педагогики доказали важную роль музыкальных уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. В результате таких изменений все большее внимание уделяется активным формам работы детей на музыкальных занятиях. Это значит, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует, развивается иначе, чем тот, который, о ней лишь говорил и слушал. Психолог Маслоу А. написал: "Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек другого качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено".

И именно развитию таких качеств в ребенке способствует игра на шумовых инструментах на уроках музыки.

Когда дети начинают играть на шумовых инструментах у них вырабатываются не только специфические музыкальные навыки( развитие чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха),развивается художественный вкус,но и вырабатываются такие навыки как:

умение взаимодействовать при работе в группе;

умение творчески подходить к заданию;

умению решить заданную проблему;

Немецкий педагог и музыкант Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. В результате его экспериментальной музыкально-педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию "Шульверк". Приобщение к музыке по мнению К.Орфа должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации. Значимость приобретает слово как элемент, речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-интонационное звучание. Это не только отдельное слово, но и рифмы, пословицы, поговорки, детские считалки, дразнилки и т.д. Идея К.Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит "принцип активного музицирования" и "обучение в действии", по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на уроке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К.Орф считает, что самое главное-атмосфера урока: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.

Давайте подумаем каким может быть шум. Что создает шум? Машины, ветер, дождь, люди и.т.д. Сейчас мы с вами попытаемся при помощи подручных средств создать шум. Я буду зачитывать четверостишия ,а вы отвечайте мне шумом.

Развиваем воображение

"В доме моем тишина"

1. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только где-то шуршунчики шуршат

2. В доме моем тишина.

В доме моем я одна,
Только слышно- стукунчики стучат

3. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно - звучунчуки звучат

4. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно - бурчунчуки бурчат

5. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно - скрипунчики скрипят

5. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно - сопунчики сопят.

Спасибо, все постарались, шум был очень разный. А что же представляют собой шумовые инструменты? Давайте познакомимся с некоторыми из них.



Посмотрите на первый слайд на нем мы видим инструменты шумового оркестра: ложки, трещотки, бубны, коробочки(тон-блок), маракасы, кастаньеты. Эти инструменты не имеют ярко выраженного звуковысотного положения, по-этому их называют шумовыми. Некоторые из этих инструментов традиционны для русского народного творчества, некоторые из инструментов принадлежат культуре других стран, как вы думаете какие из инструментов принадлежат русскому народу? ( отгадываем принадлежность инструментов)

Слайд2(инструменты пришедшие из других стран).

Слайд 3(русские народные инструменты).

Хорошо.

При знакомстве с инструментами я показываю детям как они звучат, как их правильно держать, показываю основные ритмические рисунки. Затем выбирается произведение, для сопровождения которого будут использоваться шумовые инструменты, начинается работа над ритмическим рисунком. Здесь уже начинается творчество, дети сами выбирают инструмент, стараются, поначалу не без моих рекомендаций, придумать ритмический рисунок. Бывает так, что в процессе работы приходится поменяться инструментами.

Сегодня я хотела бы с вами попробовать разучить фрагмент песни « Во кузнице». Эта песня всем знакома, не очень сложная и в то же время ритмически не очень простая. Мы разучим первый куплет. Здесь важно уловить свой ритмический рисунок. Для начала нужно выучить мелодию, давайте споем первую фразу. Очень хорошо попробуем добавить к пению инструментальное сопровождение. Те кто играют на тон - блоках держат единый ритмический рисунок на протяжении всего произведения. Удар приходится на каждый слог.

Бубны вступают на сильную долю. Во ку, во ку-узни-це.

Разучим вторую фразу. Добавляем инструменты.

Трещотки вступают во второй фразе. Во кузнице молодые кузнецы.

Ложки, приемом игры тарелочки вступают на слова «молодые кузнецы».

Затем объединяем две фразы. Вот и первые успехи в коллективном творчестве.

Необязательно учить только русские народные или произведения русских композиторов, хотя я сторонница того, что дети должны прежде всего знать и любить культуру своей страны, воспитывать в них патриотизм. Но важно показать и то, что знание произведений композиторов других стран, их истории обогащает наш кругозор, а знание инструментов других стран и умение играть на них обогащают звучание нашего маленького оркестра.


© 2010-2022