Разработка урока музыки

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА МУЗЫКИ ВО 2 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙПО ТЕМЕ:«Музыка во всём, она повсюду…»(Урок разработан в рамках рабочей Программы «Музыка 1-4» для четырёхлетней начальной школы, для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла общеобразовательной области «Искусство».)
Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА МУЗЫКИ ВО 2 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПО ТЕМЕ:

«Музыка во всём, она повсюду…»


(Урок разработан в рамках рабочей Программы «Музыка 1-4» для четырёхлетней начальной школы, для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла общеобразовательной области «Искусство».)



Автор - Жигалова Яна Александровна

учитель музыки







План - конспект урока музыки во 2 классе.

Тема: «Музыка во всём, она повсюду -

в шелесте листвы, в мерцании звёзд.

Музыке я верю, словно другу. И за ней пройду я сотни вёрст!».

Цели:

- воздействовать на чувства и эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству;

- показать многомерность и гармоничность окружающего мира;

- способствовать закреплению эмоционально - устойчивого, положительно окрашенного интереса учащихся к музыкальным занятиям;

- осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка, чтение, окружающий мир).

Задачи:

- формировать нравственно - эстетические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки;

- развивать восприятие, память, внимание учащихся, а также исполнительские, творческие навыки;

- познакомить с музыкантом теоретиком Гвидо д,Ареццо, и историей создания нот;

- развивать вокально-хоровые навыки, ритмического чувства; активизация тембрового, динамического и ладового слуха.

Тип урока: комбинированный, ознакомительно - развивающий.

Методы:

- беседа, показ, объяснение, исполнение, игра, исследование.

Используемые технические средства: компьютер, проектор, экран.

Оборудование:

Презентация к уроку выполнена в программе Microsoft Power Point:

1 слайд - изображение старинной записи нот;

2 слайд - портрет Гвидо д,Ареццо;

3 слайд - изображение нотного стана;

4 слайд - изображение звукоряда;

5 слайд - изображение басового и скрипичного ключей;

6 слайд - нотная запись произведений П.И.Чайковского;

7 слайд - портрет П.И.Чайковского, обложка «Детского альбома»;

8 слайд - видео запись фрагмента мюзикла «Звуки музыки» Р.Рроджерса (песня «Звуки музыки» на английском языке).

9 слайд - текст песни «Звуки музыки» Р.Роджерса, с нотным оформлением;

10 слайд - музыкальные ребусы.

11 слайд - текст песни « Великий музыкант» Г.Струве;

Сборник пьес «Детский альбом» П.И.Чайковского.

Фортепиано, треугольники, колокольчики, маракасы; музыкальный центр.

Рекомендации по использованию средств музыкального искусства в оздоровлении организма. Репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии (для домашнего задания вместе с родителями).

Ход урока.

1. Организационный момент. (1 минута).

Учащиеся входят в класс под музыку П.И.Чайковского « Неаполитанская песенка».

. Музыкальное приветствие:

Учитель - Прозвенел звонок, начался урок. Здравствуйте, ребята!

Ученики: - Здравствуйте.

2.Постановка цели урока. (1 минута).

Учитель: - Наша встреча, ребята, сегодня необычная. Нам предстоит всего за один урок узнать много нового о музыке: мы отправимся в музыкальное путешествие в прошлое; узнаем, какие открытия сделали современные учёные, благодаря музыке; разучим новые интересные песни; проведём сеанс музыкальной терапии.

Для начала давайте попытаемся ответить на такой вопрос - что такое музыка?

Ученики (предполагаемые ответы): музыка это песни, мелодии, звуки и т.д.

3.Актуализация знаний и изучение нового материала. (10 минут) Учитель: - Музыка - это искусство звуков и родилось это искусство очень давно. А вот первые попытки запечатлеть музыкальные звуки предпринимались ещё в Древнем Египте. Делалось это с помощью особых рисунков. Посмотрите, ребята на что похожи эти знаки? (слайд 1)

Ученики (п.о.): - на закорючки, завитушки, узоры.

Учитель: - Именно так изображали музыкальные звуки почти тысячу лет назад. В них было очень сложно разобраться музыкантам и певцам. И ходили бы музыканты по заколдованному кругу, разгадывая эти ребусы, если бы какой-то музыкант не догадался провести через каждую строку текста простую горизонтальную линию, всего лишь для того, чтобы глаз не блуждал по нотной странице, не путался в муравейнике нотных знаков и не сбивался со строки.

Ну, придумал человек тетрадь в линеечку. Подумаешь, изобретение. Однако в этом странном и непостижимом мире музыки любая мелочь может стать открытием. И простая линия - ориентир совершила настоящий переворот в нотной записи.

Произошло это, около тысячи лет назад, точнее, в 986 году.

Итальянский монах Гвидо д,Ареццо, (слайд 2) учёный, музыкант и учитель пения, порядком намучился со своими учениками, втолковывая им премудрости очень запутанной, как мы видим в то время, музыкальной грамоты. И уверенным жестом начертил в тетради для нот несколько линеек (сначала их было 3). По этим линейкам, словно как по ступенькам вверх и вниз побежали нотные знаки. Ноты стали записываться на линейках, между линейками и даже на специальных добавочных линиях. Со временем, т.к. всем нотам не хватало места, добавили ещё 2 линии, и получился - нотный стан, которым мы пользуемся, по сей день. (слайд 3)

А чтобы легче было запомнить названия нот, Гвидо велел своим ученикам выучить молитву- гимн в честь Святого Иоанна. Святой Иоанн считался покровителем всех певцов. И каждый первый слог новой строчки этой молитвы стал названием нот. Так появились известные нам - ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. (слайд 4)Правда, по началу некоторые ноты назывались по - другому. Например, ДО называлась УТ, но этот слог плохо поётся и его заменили на более удобное и звонкое ДО. А вот нота СИ появилась позже остальных, её название составлено из инициалов - С(вятой) И(оанн).

Но на этом Гвидо не остановился. (слайд 5) Он ввёл понятие ключа: ключ «соль» - сопрановый или по-другому-скрипичный; ключ «до»- альтовый; ключ «фа»- басовый. Каким ключом « откроем» нотную строку, такие звуки и зазвучат.

Строчка в пять линеек, как пальцы у руки

И на каждой строчке нарисованы значки.
А вначале каждой строчки знак необычный,

В музыке известный, как ключ басовый, скрипичный и альтовый.

Вот какое открытие совершил Гвидо д, Ареццо в музыке, благодаря которому нам сегодня понятна музыкальная речь композиторов, которые жили много лет назад, в самых разных городах и странах.

4. Этап первичного закрепления знаний, полученных на уроке (10 минут).

- Возьмём, к примеру, сборник пьес под названием « Детский альбом» П.И.Чайковского и с помощью этой записи, узнаем, какое настроение было у композитора почти сто лет назад, когда он писал эту музыку. (слайд 6)

Звучит « Сладкая грёза» П.И.Чайковского из «Детского альбома».

После прослушивания вопрос повторяется:

- Какое настроение передал композитор в этой музыке?

Ученики (п.о.)- грустное, задумчивое, печальное, светлое и т.д.

Учитель: - Прочитайте, как называется это произведение? (Дети смотрят в приложение к уроку - нотная запись произведения «Сладкая грёза»).

Ученики: - Сладкая грёза.

Учитель: - А как вы понимаете это название? Что такое «грёза»?

(Если дети затрудняются ответить, то учитель объясняет.)

«Грёза»- значит мечта, а ещё когда она и «сладкая», значит приятная, то получается, что это произведение о мечте. А если учесть, что все пьесы в этом сборнике П.И.Чайковский написал для детей, получается, что под эту музыку мы с вами можем помечтать. (слайд 7)

Давайте ещё раз послушаем это произведение, и каждый из вас вспомнит о самой заветной своей мечте.

Повторное прослушивание «Сладкой грёзы» П.И.Чайковского.

Учитель: - Ну, что ребята, помогла вам музыка помечтать? А знаете, о чём мечтал сам П.И.Чайковский? Он говорил так « Я мечтал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей любящих её и находящих в ней подпору и утешение». И эта мечта композитора сбылась. Музыка П.И.Чайковского звучит во всём мире.

Ведь язык музыки - это единственный международный язык, который понимают все слушатели и музыканты, не зависимо на каком языке они говорят. И на всех языках даже названия нот звучат одинаково.

Послушайте фрагмент песенки на английском языке из американского кинофильма «Звуки музыки». Вы даже сможете подпевать, не зная английского языка, т.к. услышите названия знакомых нам нот. (слайд 8)

Просмотр видео записи фрагмента мюзикла «Звуки музыки» Р.Рроджерса

(песня «Звуки музыки» на английском языке).

- Мы с вами тоже сможем выучить эту песенку. Американский композитор Р.Роджерс сочинил эту песенку для детей, чтобы они лучше запомнили названия нот. На нотном стане записаны ноты, звучание которых вы сейчас слышали. Давайте их споём. (слайд 9)

Разучивание мелодии с названием нот.

5. Этап обобщения и систематизации знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными (20 минут).

- Названия нот мы можем слышать и в словах, которые мы употребляем в нашей речи. Например: доктор, реклама, мир, фара, соль, лягушка, спасибо.

Назовите ребята свои примеры таких «музыкальных» слов.

(Если дети затрудняются выполнить это задание, то предложить другую игру). Учитель называет разные слова, а дети должны поднять руку в том случае, если услышат в слове название ноты. Например: факел, парта, коляска, сирень, стул, окно, домик, ребёнок, погода, подорожник и т.д.

- Теперь давайте попробуем разгадать музыкальные ребусы, которые были составлены с помощью записи нот на нотном стане. (слайд 10)

Работа по приложению к уроку «Ребусы».

Учитель: - Ребята, а благодаря открытию какого музыканта мы смогли разгадать вот эти музыкальные ребусы? (слайд 2)

Ученики:- Гвидо Аретенский.

Учитель: - Давайте повторим, что же он изобрёл для музыкантов?

Ученики: (п.о.) - Нотный стан, названия нот, придумал музыкальные ключи.

- А вы знаете, ребята, благодаря изобретениям Гвидо д,Ареццо, в результате которого певцы и музыканты во всём мире научились исполнять музыкальные произведения слаженно и красиво, учёные и врачи сделали ещё одно открытие! Оказывается, красивая музыка положительно влияет на рост растений и здоровье человека. Учёные доказали, что в помещениях, где звучит классическая музыка, растения растут лучше, декоративные цветы - ярче, а овощи и фрукты, которые растут под звучание музыки, гораздо вкуснее и богаче витаминами. Так «музыкальная» редиска вырастала толще и слаще обычной.

А некоторые врачи уже давно предлагают отказаться нам от таблеток и микстур и лечиться звучанием классической музыки т.к. она положительно влияет на работу сердца, кровеносных сосудов, лёгких. Они доказали, что спокойная и мелодичная музыка поможет быстрее и лучше отдохнуть, а бодрая и ритмичная улучшить настроение.

И сейчас мы с вами проведём сеанс музыкальной терапии, будем пробовать лечиться музыкой П.И.Чайковского. Ещё одна мечта его сбылась, помните, как он говорил, чтобы люди находили в его музыке опору и утешение.

Звучит «Неаполитанская песенка» П.И.Чайковского.

Учитель: - Какое настроение передаёт в ней композитор?

Ученики (п.о.): весёлое, радостное, оживлённое и т.д.

Учитель: - Да, действительно у композитора было прекрасное настроение, когда он писал «Неаполитанскую песенку», так называется это произведение.

Значит, эта бодрая и ритмичная музыка и нам должна улучшить настроение. А если мы ещё возьмём музыкальные инструменты, то не только у нас улучшится настроение, но и у тех, кто будет нас слушать.

Повторное звучание «Неаполитанской песенки», дети исполняют ритмический аккомпанемент на музыкальных инструментах (треугольники, колокольчики, маракасы и др.)

Учитель: - А вот чтобы восстановить силы, быстрее и лучше отдохнуть, нам нужна спокойная и мелодичная музыка.

Вновь звучит «Сладкая грёза» П.И.Чайковского.

Во время прослушивания рекомендуется встать, медленно и глубоко вздохнуть через нос, при этом поднимая руки в стороны вверх, приподнимаясь на носочках. Затем медленно выдыхать, опуская руки опускаясь в опоре на всю стопу. Повторить это упражнение под музыку несколько раз.


Учитель: - Ребята, а кто узнал это произведение? Какой композитор его написал?

Ученики (п.о.): - «Сладкая грёза» П.И.Чайковского. (слайд 7)

Учитель: - А ещё врачи-учёные доказали, что пение весёлых песен, помогает работе сердца и способствует долголетию. Так давайте же поможем нашему сердечку и вспомним весёлую песенку «Великий музыкант». (слайд 11)

- Найдите слова в тексте, которые относятся к музыке. Прочитайте их.

С каким настроением следует петь эту песню? Какие слова из текста нам говорят об этом?

Дети исполняют песню «Великий музыкант» Г.Струве.

6. Подведение итогов (2 минуты).

Учитель:- Сегодня на уроке вы были очень хорошими слушателями, талантливыми исполнителями. Что вы узнали нового? Чему научились?

7.Домашнее задание (1 минута).

Дома вы вместе с родителями попробуйте провести сеанс музыкальной терапии. Хорошая музыка, она как друг и утешет, и поможет, и настроение поднимет. Верьте музыке, как другу и идите с ней смело по жизни.


Самоанализ урока.

1.Оценка общей структуры урока.

Данный урок относится к комбинированному типу. Урок является частью системы уроков в разделе изучения нотной грамоты и опирается на знания, полученные на предыдущих уроках.

Этапы урока построены с логической последовательностью и правильно определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока.

1) Организационный момент - 1митута.

2) Постановка цели урока, подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала - 1 минута.

3) Актуализация знаний и изучение нового материала - 10 минут.

4) Этап первичного закрепления знаний, полученных на уроке - 10 минут.

5) Этап обобщения и систематизация знаний и умений, связь новых с раннее полученными и сформированными - 20 минут.

6) Подведение итогов в упражнении с применением знаний и умений в изменённых условиях - 2 минуты.

7) Домашнее задание - 1 минута.

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Данный урок способствует формированию знаний в области музыкального искусства, умению слушать и запоминать учебный материал, развивает навыки вокально-хорового пения. На уроке учащиеся работали с наглядностями, что позволило усвоить информацию не только на слух, но и визуально.

При ознакомлении с новым материалом у учащихся было хорошее восприятие, понимание, активное пробуждение познавательного интереса.

От одного «блока» к другому продуман логический переход.

В процессе ознакомления с новым материалом имела место организация первичного, сопутствующего закрепления знаний, умений и навыков.

3.Осуществление развития учащимися в процессе обучения.

На уроке учащиеся учились анализировать, обобщать, классифицировать. Осуществлялась внутри предметная и межпредметная связь с уроками русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Дети получили знания в области сохранения здоровья с помощью музыки, это была очень хорошая информация для общего развития.

Содержание урока способствовало эстетическому развитию учащихся, развитию интереса к пению, слушанию музыки, пробуждало интерес к познанию музыкального искусства.

4. Воспитание в процессе урока.

На уроке была обеспечена связь обучения с жизнью. Велась работа по формированию здорового образа жизни. Содержание учебного материала было использовано в воспитательных целях.

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

На уроке использован принцип обучения на оптимальном уровне сложности, раскрывающем потенциальные возможности учащихся. Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и слабых; дети смогут на практике применить знания и умения по слушанию музыки в домашней обстановке или в концертном зале.

6. Выбор методов обучения.

С учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся были выбраны как репродуктивные - объяснительно-иллюстративный, так и продуктивные - частично-поисковый (эвристический) методы обучения.

Если группа слабая, исходных знаний мало, то преподаватель создаёт проблемную ситуацию, ставит перед учащимися проблему и раскрывает, показывая пути решения проблемы, используя при этом наглядные пособия.

Если группа сильная, можно лишь создать проблемную ситуацию, поставить вопрос и указать источник получения знаний.

7.Работа учителя на уроке.

В ходе изучения данной темы с классом был достигнут контакт. На уроке использовалась речевая деятельность, исполнение музыкальных произведений, разучивание песни. На уроке применялись информационных технологий, т.к. у нынешних школьников есть определённое смещение в сторону зрительного ряда, то есть им непросто воспринимать только аудиоматериал. В связи с этим в приложении отдано предпочтение видеоматериалам.

8. Работа учащихся на уроке.

На уроке учащиеся были активными. Из-за возрастных особенностей использовалась частая смена деятельности: слушание ( рассказ учителя, музыки), анализ музыкального произведения, пение по нотам, разучивание и исполнение песни, игра на музыкальных инструментах, игра на внимание, разгадывание ребусов, пластические движения под музыку, дыхательная гимнастика.

Общие критерии анализа урока.

Результативность урока была основана на соблюдении основных правил организации учебного процесса и осуществлялась с учётом новейших психолого-педагогических достижений. Учебный процесс строился с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. Стимулировался и формировался познавательный интерес учащихся. Происходила организация оперативной обратной связи, формировались отношения сотрудничества учителя и учащихся.

Формировались познавательные умения выявлять основной смысл музыкального произведения, событий; вести наблюдения, анализировать и делать выводы.

На уроке формировалось умение выражать себя, мир своих чувств и представлений в разных видах творчества. Умение вести диалог, владеть языком как средством коммуникации, понимать сходства и различия языков искусства.




© 2010-2022