Планирование 5-7 класс по Науменко, Алеев

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УСТЬ - БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»

Директор МБОУ УБСОШ

___________/Бирюкова Л.В./

Приказ от 31.08.2015 года № 110





Рабочая программа

по музыке

Уровень общего образования (класс): основное общее образование - 6 класс

Количество часов: 34 ч.

Учитель: Пасовец Людмила Викторовна

Программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. - Москва: Просвещение, 2006год).





  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по музыке для 6 класса разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. - Москва: Просвещение, 2006 год).

Целью уроков музыки в 6 классе является расширение представлений учащихся о жизненном содержании музыки,

о преобразующей роли музыки в жизни человека, в жизни общества.

В процессе этого учебного года предстоит решить следующие задачи:

- научить обучающих определять какое воздействие оказывает музыка на жизнь человека, на его поведение и деятельность, на его мысли, чувства, переживания. Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью -

«жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» - должны решаться в неразрывном единстве;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать культуру мышления и речи.



  1. Общая характеристика учебного предмета

Содержание образовательной программы «Музыка» базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов му­зыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

С первых уроков музыки школьники учатся слышать даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни. Постепенно они проникаются сознанием - музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки.

Учащиеся 6 класса в течение учебного года рассматривают связь музыки с жизнью с других позиций: если музыка рождается жизнью, то она и сама способна воздействовать на жизнь, но только через человека. В этом её преобразующая сила.



  1. Место учебного предмета в учебном плане

Музыка является предметом Федерального компонента учебного плана МБОУ УБСОШ, на реализацию которого отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.

4. Результаты освоения учебного предмета.

Знать/понимать:

роль музыки в жизни общества;

воздействие музыки на жизнь человека, его характер, его отношение к жизни;

жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

приемы развития образов музыкальных произведений;

характерные особенности духовной и современной музыки;

имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.);

Уметь:

определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;

владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.



5. Содержание учебного предмета.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Тема первого полугодия «Преобразующая сила музыки» реализуется через мысль, что музыка воздействует на жизнь человека и в этом ее огромная сила. Дети должны осознать, что музыка - это отражение человеческих чувств и настроений, и воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, его отношение к жизни. Музыка оказывает влияние на всю деятельность человека, его отношение к миру, к людям, на его идейные и нравственные идеалы, на все его жизненное поведение.

Тема второго полугодия «В чем сила музыки» раскрывается через решение проблемы, в чем заключается способность музыки оказывать влияние на жизнь человека. Учащиеся должны понять, что сила воздействия музыки определяется двумя ее важными качествами: красотой и правдой. Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод перспективы и ретроспективы;

метод проектов.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание) песен, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений).

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Раздел программы





Количество часов по разделу

Количество

часов по программе

Количество

часов по рабочей программе


Количество

контрольных

работ


1.

Преобразующая сила музыки

16

16

16


2

В чем сила музыки?

18



18

18


Итого:




34

34




7. Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименование учебного оборудования

Отдельные замечания

Книгопечатная продукция

1

Учебник «Музыка» 6 класс Науменко Т.И., Алеев В.В..

для учащихся

2

Программа по учебному предмету "Музыка" 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. - Москва: Просвещение, 2006год), методический журнал «Музыка в школе».

для учителя

3

Сборники песен и хоров.

для учащихся и учителя

Печатные пособия

1

Раздаточный материал по темам.

Дидактические карточки

Экранно-звуковые пособия (могут быть и в цифровой форме)

1

CD-диск

2

Аудиозаписи фонохрестоматии

3

Фонохрестоматии

Технические средства обучения (средства ИКТ)

1

Компьютер

2

Ноутбук

Цифровые образовательные ресурсы

1

Интернет - ресурсы;

2

Медиатека;


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1

Натуральные объекты

1

Демонстрационные пособия

1

Портреты композиторов





8. Календарно - тематическое планирование

урока

Дата

Тема

урока

Цели и задачи урока

Тип урока

Информационно-

Методическое

обеспечение

Методы, приемы

учебной деятельности

Формы

контроля

1


Преобразующая

сила музыки.

Рассказать о роли музыки в жизни человека, о её влиянии на мысли, чувства, настроения людей

Беседа

И.Штраус полька

«Трик - трак»

С.Рахманинов Прелюдия соль минор

2









Разное воздействие

музыки на людей.

Показать на примере песен влияние музыки на настроение людей; создать ситуации эмоциональных переживаний. Вырабатывать напевное звучание

Комбинированный

«Вальс»

Ж.. Бреля

Словесный

прослушивание

Вопросы

3













Задушевность лирической интонации музыки.

Показать способность музыки затрагивать тончайшие струны человеческой души на примере музыки П.Чайковского и Ф.Шопена; развивать умение сравнивать и обобщать на примере изучаемых произведений

Комбинированный

Сентиментальный вальс П.Чайковского

Вальс ми минор Ф.Шопена

Словесный

прослушивание

Вопросы

4





Музыка приносит

человеку утешение и опору.

Помочь учащимся осознать, что «только музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души» (П.И.Чайковский).

Комбинированный

Симфония №6 П.Чайковского

Словесный

прослушивание

Вопросы

5


Музыка с человеком

в радости и горе.

Показать роль песни в жизни человека на примере оперы «Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьева

Комбинированный

«Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьева

Словесный

прослушивание

Вопросы

6


Музыка - оружие в борьбе за свободу.

Способствовать восприятию учащимися музыки Л.Бетховена, её могучей силы воздействия на человека, побуждая его к преодолению препятствий.

Комбинированный

Симфония №5 Л.Бетховена

«Я - фронт!» М. Теодоракиса

Словесный

прослушивание

Вопросы

7









Сила героической

интонации.



Способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И.С.Баха, музыка которого помогла людям поверить в силу человеческого разума и чувств

Комбинированный

Симфония №5 Л.Бетховена

«Песня о дружбе», муз. В. Иванова, сл. Потоцкого.

Словесный

прослушивание

Вопросы

8






Человек - это звучит

гордо.

Обобщить темы 1 четверти; подвести к выводу о том, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующее влияние

Комбинированный

Органная фуга соль минор И.Баха

Словесный, наглядный

Вопросы

9







Музыка помогает

человеку в трудную

минуту.

Обобщить темы 1 четверти; подвести к выводу о том, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующее влияние

Обобщающий

урок

10









Воздействие

музыки на общество в

переломные моменты истории.

Показать , как песня проявила себя в переломные моменты истории. Вырабатывать напевное звучание при сохранении марша

Комбинированный

«Марсельеза» и «Интернационал»

Словесный

прослушивание

Вопросы

11




Взволнованные интонации искусства.

Показать , как в музыкальных произведениях отразилось напряжение дореволюционного времени

Комбинированный

Концерт №2

С. Рахманинова

Словесный

прослушивание

Вопросы

12





Взволнованные интонации искусства.

Показать , как в музыкальных произведениях отразилось напряжение дореволюционного времени

Комбинированный

Этюд №12

А. Скрябина

Словесный

прослушивание

Вопросы

13


Сатирические интонации в музыке.

Рассказать о силе сатиры в музыке. Развивать напевное звучание при подвижном темпе.

Комбинированный

«Золотой петушок» Н.Римский -Корсаков

Словесный

прослушивание

Вопросы

14





Сатирические интонации в музыке.

Рассказать о силе сатиры в музыке. Развивать напевное звучание при подвижном темпе.

Комбинированный

«Золотой петушок» Н.Римский -Корсаков

Словесный

прослушивание

Вопросы

15







Музыка Рождества.

Показать роль духовной, народной, композиторской музыки в праздновании Рождества Христова

Комбинированный

Тропарь(гл.4)

Словесный

прослушивание

Вопросы

16





Обобщающий урок.

Преобразующая сила музыки.

Обобщить темы

I четверти. Систематизировать вокально-хоровые навыки учащихся

Комбинированный

тест

17





Красота и правда в искусстве и жизни.

Показать, что жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от жизненной красоты

Комбинированный

М.Глинка «Иван Сусанин»

Словесный

прослушивание

Вопросы

18













Красота и правда

о героях Великой

Отечественной войны.

Показать, как точно найденные слова и музыкальные интонации помогли поэту и композитору правдиво рассказать о подвиге русских солдат в годы Великой Отечественной войны

Комбинированный

М.Глинка «Иван Сусанин», «Баллада о солдате» М. Матусовского

Словесный

прослушивание

Вопросы

19







Красота и правда

музыки И.С. Баха.

Доказать, что сила музыки Баха в жизненной силе, в желании сделать человека благородным, свободным, гордым.

Комбинированный

«Шутка» И.С.Баха

Словесный

прослушивание

Вопросы

20





Красота и правда

шутливой музыки.

Показать, какими приёмами пользуется композитор, чтобы создать эффект весёлой шутки.

Комбинированный

Сюита №2 И.Стравинского

Словесный

прослушивание

Вопросы

21









Красота природы и правда ее

отображения в музыке.

Показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого её отображения в музыкальных произведениях.

Комбинированный

«Снегурочка» Н.Римский-Корсаков

Словесный

прослушивание

Вопросы

22





Сила нравственной

красоты человека в музыке.

Показать, что сила музыки Н.Римского-Корсакова в единстве жизненной красоты и мастерства композитора

Комбинированный

«Снегурочка» Н.Римский-Корсаков

Словесный

прослушивание

Вопросы

23


В чем сила музыки

В.А. Моцарта.

Помочь учащимся понять. Что музыка Моцарта «очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства» .(И.Тургенев)

Комбинированный

«Реквием» и «Маленькая ночная серенада» музыка В. Моцарта

Словесный

прослушивание

Вопросы

24


Разнообразие красоты и выразительности в музыке.

Определить в чём красота музыки. созвучной нашему времени. Развивать напевное звучание при подвижном темпе

Комбинированный

«Время, вперёд» Г.Свиридова

«Прекрасное далёко» муз. Е.Крылова, сл. Энтина

Словесный

прослушивание

Вопросы

25







Разнообразие красоты и выразительности

в музыке.

Определить в чём красота музыки. созвучной нашему времени. Развивать напевное звучание при подвижном темпе

Комбинированный

«Время, вперёд» Г.Свиридова

Словесный

прослушивание

Вопросы

26


Обобщающий урок

по теме: В чем сила

музыки?


Обобщающий урок



тест

27





Красота и правда

музыки о детях.

Показать, что воздействие музыки на слушателя зависит от того, насколько она правдива

Комбинированный

«Зимний костёр» С.Прокофьева

Словесный

прослушивание

Вопросы

28





Правдивое единство

народного и композиторского -

красота музыки.

Показать, что воздействие музыки на слушателя зависит от того, насколько она правдива

Комбинированный

Весенние воды С.Рахманинова

Словесный

прослушивание

Вопросы

29



Единство содержания и формы - красота музыки.

Рассказать о силе музыки, посвящённой памяти погибших на фронтах ВОВ

Комбинированный

С. Рахманинов «Весенние воды»,

А. Морозов «Малиновый звон».

Словесный

прослушивание

Вопросы

30





Красота и правда «легкой» и «серьезной» музыки.

Помочь осознать силу музыки П.Чайковского, воспевающую красоту, богатство и силу человека.

Комбинированный

И. Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь», А. Морозов «Малиновый звон»,

Е. Дубравин

« Верность».

Словесный

прослушивание

Вопросы

31























« Никто не забыт.

Ничто не забыто»

Рассказать о силе музыки, посвящённой памяти погибших на фронтах ВОВ

Комбинированный

Д. Тухманов, сл. В. Харитонова «День Победы»

А. Мурадели, сл. А Соболева «Бухенвальдский набат»

«В землянке» (сл. А.Суркова, муз. К. Листова), «Темная ночь» (сл.В. Агатова, муз. Н.Богословского), «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача),

Словесный

прослушивание

Вопросы

32


Жизненная сила музыки П.И. Чайковского

Помочь осознать силу музыки П.Чайковского, воспевающую красоту, богатство и силу человека

Комбинированный

П. И. Чайковский «Концерт № 1» для фортепиано с оркестром, П.И. Чайковский «Я ли в поле, да не травушка была»

М. Минкова «Дорога добра».

Словесный

прослушивание

Вопросы

33


Гармония красоты

и правды в жизни и музыке

Показать, что воздействие музыки на слушателя зависит от того, насколько она правдива

Комбинированный

М. Минкова «Дорога добра»,

А. Морозов «Малиновый звон».

Слушание произведений и исполнение песен по желанию учащихся.

Словесный

прослушивание

Вопросы

34


Обобщающий урок по темам 4 четверти


Обобщающий урок

Слушание произведений и исполнение песен по желанию учащихся.

Словесный

прослушивание

Вопросы, тест



8. Система оценки учебного предмета

В качестве форм контроля будут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.


Оценка "пять":

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка "четыре":

ответ правильный, но неполный: дана характеристика музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1 - 2) вопросами учителя.

Оценка " три":

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка "два":

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания МО Заместитель директора по УР

От 27.08.2015 г. № 1 __________/Петренко Н.В./

Руководитель МО

_______/Разуваева И.Ю./ «____» ________2015 г.


© 2010-2022