- Преподавателю
- Музыка
- Планирование 5-7 класс по Науменко, Алеев
Планирование 5-7 класс по Науменко, Алеев
Раздел | Музыка |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пасовец Л.В. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УСТЬ - БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ УБСОШ
___________/Бирюкова Л.В./
Приказ от 31.08.2015 года № 110
Рабочая программа
по музыке
Уровень общего образования (класс): основное общее образование - 6 класс
Количество часов: 34 ч.
Учитель: Пасовец Людмила Викторовна
Программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. - Москва: Просвещение, 2006год).
-
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по музыке для 6 класса разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. - Москва: Просвещение, 2006 год).
Целью уроков музыки в 6 классе является расширение представлений учащихся о жизненном содержании музыки,
о преобразующей роли музыки в жизни человека, в жизни общества.
В процессе этого учебного года предстоит решить следующие задачи:
- научить обучающих определять какое воздействие оказывает музыка на жизнь человека, на его поведение и деятельность, на его мысли, чувства, переживания. Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью -
«жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» - должны решаться в неразрывном единстве;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
-
Общая характеристика учебного предмета
Содержание образовательной программы «Музыка» базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
С первых уроков музыки школьники учатся слышать даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни. Постепенно они проникаются сознанием - музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки.
Учащиеся 6 класса в течение учебного года рассматривают связь музыки с жизнью с других позиций: если музыка рождается жизнью, то она и сама способна воздействовать на жизнь, но только через человека. В этом её преобразующая сила.
-
Место учебного предмета в учебном плане
Музыка является предметом Федерального компонента учебного плана МБОУ УБСОШ, на реализацию которого отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
4. Результаты освоения учебного предмета.
Знать/понимать:
роль музыки в жизни общества;
воздействие музыки на жизнь человека, его характер, его отношение к жизни;
жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
приемы развития образов музыкальных произведений;
характерные особенности духовной и современной музыки;
имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.);
Уметь:
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
5. Содержание учебного предмета.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Тема первого полугодия «Преобразующая сила музыки» реализуется через мысль, что музыка воздействует на жизнь человека и в этом ее огромная сила. Дети должны осознать, что музыка - это отражение человеческих чувств и настроений, и воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, его отношение к жизни. Музыка оказывает влияние на всю деятельность человека, его отношение к миру, к людям, на его идейные и нравственные идеалы, на все его жизненное поведение.
Тема второго полугодия «В чем сила музыки» раскрывается через решение проблемы, в чем заключается способность музыки оказывать влияние на жизнь человека. Учащиеся должны понять, что сила воздействия музыки определяется двумя ее важными качествами: красотой и правдой. Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание) песен, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений).
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Раздел программы
Количество часов по разделу
Количество
часов по программе
Количество
часов по рабочей программе
Количество
контрольных
работ
1.
Преобразующая сила музыки
16
16
16
2
В чем сила музыки?
18
18
18
Итого:
34
34
7. Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№
Наименование учебного оборудования
Отдельные замечания
Книгопечатная продукция
1
Учебник «Музыка» 6 класс Науменко Т.И., Алеев В.В..
для учащихся
2
Программа по учебному предмету "Музыка" 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. - Москва: Просвещение, 2006год), методический журнал «Музыка в школе».
для учителя
3
Сборники песен и хоров.
для учащихся и учителя
Печатные пособия
1
Раздаточный материал по темам.
Дидактические карточки
Экранно-звуковые пособия (могут быть и в цифровой форме)
1
CD-диск
2
Аудиозаписи фонохрестоматии
3
Фонохрестоматии
Технические средства обучения (средства ИКТ)
1
Компьютер
2
Ноутбук
Цифровые образовательные ресурсы
1
Интернет - ресурсы;
2
Медиатека;
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1
Натуральные объекты
1
Демонстрационные пособия
1
Портреты композиторов
8. Календарно - тематическое планирование
№
урока
Дата
Тема
урока
Цели и задачи урока
Тип урока
Информационно-
Методическое
обеспечение
Методы, приемы
учебной деятельности
Формы
контроля
1
Преобразующая
сила музыки.
Рассказать о роли музыки в жизни человека, о её влиянии на мысли, чувства, настроения людей
Беседа
И.Штраус полька
«Трик - трак»
С.Рахманинов Прелюдия соль минор
2
Разное воздействие
музыки на людей.
Показать на примере песен влияние музыки на настроение людей; создать ситуации эмоциональных переживаний. Вырабатывать напевное звучание
Комбинированный
«Вальс»
Ж.. Бреля
Словесный
прослушивание
Вопросы
3
Задушевность лирической интонации музыки.
Показать способность музыки затрагивать тончайшие струны человеческой души на примере музыки П.Чайковского и Ф.Шопена; развивать умение сравнивать и обобщать на примере изучаемых произведений
Комбинированный
Сентиментальный вальс П.Чайковского
Вальс ми минор Ф.Шопена
Словесный
прослушивание
Вопросы
4
Музыка приносит
человеку утешение и опору.
Помочь учащимся осознать, что «только музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души» (П.И.Чайковский).
Комбинированный
Симфония №6 П.Чайковского
Словесный
прослушивание
Вопросы
5
Музыка с человеком
в радости и горе.
Показать роль песни в жизни человека на примере оперы «Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьева
Комбинированный
«Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьева
Словесный
прослушивание
Вопросы
6
Музыка - оружие в борьбе за свободу.
Способствовать восприятию учащимися музыки Л.Бетховена, её могучей силы воздействия на человека, побуждая его к преодолению препятствий.
Комбинированный
Симфония №5 Л.Бетховена
«Я - фронт!» М. Теодоракиса
Словесный
прослушивание
Вопросы
7
Сила героической
интонации.
Способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И.С.Баха, музыка которого помогла людям поверить в силу человеческого разума и чувств
Комбинированный
Симфония №5 Л.Бетховена
«Песня о дружбе», муз. В. Иванова, сл. Потоцкого.
Словесный
прослушивание
Вопросы
8
Человек - это звучит
гордо.
Обобщить темы 1 четверти; подвести к выводу о том, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующее влияние
Комбинированный
Органная фуга соль минор И.Баха
Словесный, наглядный
Вопросы
9
Музыка помогает
человеку в трудную
минуту.
Обобщить темы 1 четверти; подвести к выводу о том, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующее влияние
Обобщающий
урок
10
Воздействие
музыки на общество в
переломные моменты истории.
Показать , как песня проявила себя в переломные моменты истории. Вырабатывать напевное звучание при сохранении марша
Комбинированный
«Марсельеза» и «Интернационал»
Словесный
прослушивание
Вопросы
11
Взволнованные интонации искусства.
Показать , как в музыкальных произведениях отразилось напряжение дореволюционного времени
Комбинированный
Концерт №2
С. Рахманинова
Словесный
прослушивание
Вопросы
12
Взволнованные интонации искусства.
Показать , как в музыкальных произведениях отразилось напряжение дореволюционного времени
Комбинированный
Этюд №12
А. Скрябина
Словесный
прослушивание
Вопросы
13
Сатирические интонации в музыке.
Рассказать о силе сатиры в музыке. Развивать напевное звучание при подвижном темпе.
Комбинированный
«Золотой петушок» Н.Римский -Корсаков
Словесный
прослушивание
Вопросы
14
Сатирические интонации в музыке.
Рассказать о силе сатиры в музыке. Развивать напевное звучание при подвижном темпе.
Комбинированный
«Золотой петушок» Н.Римский -Корсаков
Словесный
прослушивание
Вопросы
15
Музыка Рождества.
Показать роль духовной, народной, композиторской музыки в праздновании Рождества Христова
Комбинированный
Тропарь(гл.4)
Словесный
прослушивание
Вопросы
16
Обобщающий урок.
Преобразующая сила музыки.
Обобщить темы
I четверти. Систематизировать вокально-хоровые навыки учащихся
Комбинированный
тест
17
Красота и правда в искусстве и жизни.
Показать, что жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от жизненной красоты
Комбинированный
М.Глинка «Иван Сусанин»
Словесный
прослушивание
Вопросы
18
Красота и правда
о героях Великой
Отечественной войны.
Показать, как точно найденные слова и музыкальные интонации помогли поэту и композитору правдиво рассказать о подвиге русских солдат в годы Великой Отечественной войны
Комбинированный
М.Глинка «Иван Сусанин», «Баллада о солдате» М. Матусовского
Словесный
прослушивание
Вопросы
19
Красота и правда
музыки И.С. Баха.
Доказать, что сила музыки Баха в жизненной силе, в желании сделать человека благородным, свободным, гордым.
Комбинированный
«Шутка» И.С.Баха
Словесный
прослушивание
Вопросы
20
Красота и правда
шутливой музыки.
Показать, какими приёмами пользуется композитор, чтобы создать эффект весёлой шутки.
Комбинированный
Сюита №2 И.Стравинского
Словесный
прослушивание
Вопросы
21
Красота природы и правда ее
отображения в музыке.
Показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого её отображения в музыкальных произведениях.
Комбинированный
«Снегурочка» Н.Римский-Корсаков
Словесный
прослушивание
Вопросы
22
Сила нравственной
красоты человека в музыке.
Показать, что сила музыки Н.Римского-Корсакова в единстве жизненной красоты и мастерства композитора
Комбинированный
«Снегурочка» Н.Римский-Корсаков
Словесный
прослушивание
Вопросы
23
В чем сила музыки
В.А. Моцарта.
Помочь учащимся понять. Что музыка Моцарта «очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства» .(И.Тургенев)
Комбинированный
«Реквием» и «Маленькая ночная серенада» музыка В. Моцарта
Словесный
прослушивание
Вопросы
24
Разнообразие красоты и выразительности в музыке.
Определить в чём красота музыки. созвучной нашему времени. Развивать напевное звучание при подвижном темпе
Комбинированный
«Время, вперёд» Г.Свиридова
«Прекрасное далёко» муз. Е.Крылова, сл. Энтина
Словесный
прослушивание
Вопросы
25
Разнообразие красоты и выразительности
в музыке.
Определить в чём красота музыки. созвучной нашему времени. Развивать напевное звучание при подвижном темпе
Комбинированный
«Время, вперёд» Г.Свиридова
Словесный
прослушивание
Вопросы
26
Обобщающий урок
по теме: В чем сила
музыки?
Обобщающий урок
тест
27
Красота и правда
музыки о детях.
Показать, что воздействие музыки на слушателя зависит от того, насколько она правдива
Комбинированный
«Зимний костёр» С.Прокофьева
Словесный
прослушивание
Вопросы
28
Правдивое единство
народного и композиторского -
красота музыки.
Показать, что воздействие музыки на слушателя зависит от того, насколько она правдива
Комбинированный
Весенние воды С.Рахманинова
Словесный
прослушивание
Вопросы
29
Единство содержания и формы - красота музыки.
Рассказать о силе музыки, посвящённой памяти погибших на фронтах ВОВ
Комбинированный
С. Рахманинов «Весенние воды»,
А. Морозов «Малиновый звон».
Словесный
прослушивание
Вопросы
30
Красота и правда «легкой» и «серьезной» музыки.
Помочь осознать силу музыки П.Чайковского, воспевающую красоту, богатство и силу человека.
Комбинированный
И. Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь», А. Морозов «Малиновый звон»,
Е. Дубравин
« Верность».
Словесный
прослушивание
Вопросы
31
« Никто не забыт.
Ничто не забыто»
Рассказать о силе музыки, посвящённой памяти погибших на фронтах ВОВ
Комбинированный
Д. Тухманов, сл. В. Харитонова «День Победы»
А. Мурадели, сл. А Соболева «Бухенвальдский набат»
«В землянке» (сл. А.Суркова, муз. К. Листова), «Темная ночь» (сл.В. Агатова, муз. Н.Богословского), «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача),
Словесный
прослушивание
Вопросы
32
Жизненная сила музыки П.И. Чайковского
Помочь осознать силу музыки П.Чайковского, воспевающую красоту, богатство и силу человека
Комбинированный
П. И. Чайковский «Концерт № 1» для фортепиано с оркестром, П.И. Чайковский «Я ли в поле, да не травушка была»
М. Минкова «Дорога добра».
Словесный
прослушивание
Вопросы
33
Гармония красоты
и правды в жизни и музыке
Показать, что воздействие музыки на слушателя зависит от того, насколько она правдива
Комбинированный
М. Минкова «Дорога добра»,
А. Морозов «Малиновый звон».
Слушание произведений и исполнение песен по желанию учащихся.
Словесный
прослушивание
Вопросы
34
Обобщающий урок по темам 4 четверти
Обобщающий урок
Слушание произведений и исполнение песен по желанию учащихся.
Словесный
прослушивание
Вопросы, тест
8. Система оценки учебного предмета
В качестве форм контроля будут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Оценка "пять":
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка "четыре":
ответ правильный, но неполный: дана характеристика музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1 - 2) вопросами учителя.
Оценка " три":
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка "два":
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания МО Заместитель директора по УР
От 27.08.2015 г. № 1 __________/Петренко Н.В./
Руководитель МО
_______/Разуваева И.Ю./ «____» ________2015 г.