- Преподавателю
- Музыка
- Статья по обобщению опыта
Статья по обобщению опыта
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гафарова О.Ф. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Обобщение опыта на районном семинаре учителей музыки
Моя творческая лаборатория.
Учитель музыки -ГафароваО.Ф.
Жаксынская средняя школа № 2
Уважаемые коллеги! В своей статье я хочу поделиться опытом работы по проведению уроков музыки в начальных классах. Имею высшее образование, мой педагогический стаж составляет 15 лет. За это время я, успела многому научится, создать свою систему проведения уроков. И очень хочется рассказать вам о своих наработках. Надеюсь, что мой опыт может стать полезным начинающим учителям. В институте нас готовили по программе Д. Кабалевского. С тех пор много воды утекло. Учебники по музыке для начальных классов менялись несколько раз. Программа меняется, и требования соответственно тоже. И нам, как педагогам, нужно каждый урок разрабатывать так, чтобы у детей формировались знания постепенно и устойчиво. Музыка как предмет очень важный для каждого ребенка. Встречи с прекрасными произведениями, знаменитыми композиторами, всегда положительно влияют на сознание учащихся. Этот прекрасный вид искусства воспитывает в детях нравственно- духовные качества. На уроках музыки дети становятся намного спокойней и раскрепощенней , что благотворно влияет на их здоровье. А здоровьесберегающие технологии лежат в основе всех предметов. Особенно таких как музыка, ИЗО, технология.
Урок для настоящего учителя - это всегда праздник души. Видеть восторженные лица учеников, наблюдать за их возрастающим интересом к своему предмету настоящая награда. Планируя урок, я всегда готовлю для детей маленькие сюрпризы. Это и письма от детей из других стран, записки из прошлого от великих композиторов, сказки и загадки, стихи и песни все это вызывает неподдельный интерес к предмету, и встречи с ним дети ждут с нетерпением. Об этом я сужу из их ответных писем и сообщений, которые мы ввели, как правило, на каждом уроке. Это своего рода анализ урока, который проводят сами дети. Каждый учитель знает, что положительные отзывы ребят и есть наивысшая оценка уроку.
На своих уроках я часть использую опорные конспекты. Сегодня их называют кластерами, а в моем понимание это и есть опорный конспект. На практике убедилась, что такие конспекты очень хорошо воспринимаются учащимися. Дети довольно легко усваивают сложный теоретический материал, помогая создавать схемы к темам на уроках. Я как учитель наталкиваю их на основную мысль, после чего ребята с легкостью продолжают развивать тему. В результате 80 % знаний у них формируются легко, без принуждения. Вот например такая тема в 3 классе «Жанр - фамилия песни» я рисую схему, заполняю две строчки, остальные уже ребята заполняю с легкостью сами. (Схема)
Жанр-фамилия песни
песни
Также на уроке часто применяю таблицы, которые также заполняются вместе с детьми. Каждая тема по своему имеет свои трудности, но мы смело, решаем их на уроке сообща. Вот например:
Таблица.
Обычаи
Традиции
Обряд
Праздновать День рождения
Дарить подарки.
Задувать свечи на торте.
Встречать Новый год.
Ставить елку и водить хоровод
Приглашать на праздник Деда Мороза.
Есть еще одна проблема -это сложные имени и музыкальные термины. Для этого мы с детьми завели специальные справочники- помощники. На каждом уроке в нашем справочнике появляются новые музыкальные слова со значениями. Этими справочниками ребята пользуются на каждом уроке. Как говорится «Повторение -мать учения». Тут же мы записываем правила, регулярно их зачитываем, что способствует легкому запоминанию и усвоению школьного материала.
Еще один интересный момент - это музыкальное портфолио, которое я завожу для каждого ученика. В это портфолио я вкладываю различные музыкальные таблицы, кроссворды и ребусы, загадки и стихи. А также портреты великих композиторов с их биографией и творчеством. В портфолио есть раздел, который заполняют сами дети. Там можно найти их любимые песни, интересные статьи, рисунки. Также имеется раздел грамот и наград, которые дети получают за участие в мероприятиях, конкурсах, открытых уроках по музыке. Портфолио заполняется до шестого класса, и конечно же остается на память ребятам.
Особое внимание на уроках я придаю распеванию голосовых связок, упражнениям для укрепления голоса, дыхательным упражнениям. Широко в своей практике я использую методику Емельянова. Также разработала ряд упражнений для детского голоса. Как показала практика, все эти упражнения благотворно влияют на учащихся. Например:
-
Голосом изобразить звук барабана.
-
Голосом изобразить дудочку.
-
Исполнить знакомую песенку как мышата или котята.
Поверти, это очень интересно, увлекательно и полезно для формирующихся голосовых связок в этом возрасте.
В моей творческой лаборатории есть распевки для детей начальных классов, которые я сочинила сама и применяю на практике. Такие веселые распевки очень нравятся ребятам, а главное, способствуют такому важному элементу, как распевание голосовых связок и подготовке к работе с песенным материалом. Например:
Мы сидели и скучали,
Просто мы еще не знали,
Новый год уже спешит,
Песни надо поучить.
Одним из самых интересных этапов на уроке я считаю сочинение музыкальных сказок. Вот где действительно есть место разгуляться детской фантазии. Дети сочиняют сказки на тему «Громко и тихо», «Почему фортепиано назвали так?» «Где живут веселые нотки?», «Приключения музыкальных пауз» и т.д. Каждая сказка красочно оформлена, и предоставлена вниманию других учащихся. На самые лучшие сказки мы ставим в классе музыкальные спектакли. Этот вид творчества является одним из самых любимых у ребят.
На своих уроках я использую элементы педагогических технологий, таких как -здоровьесберегающая, музыкальные технологии -сказкотерапия, музыкотерапия.
Хочется верить, что моя небольшая статья по обобщению опыта станет хорошим помощником для коллег. Знаю из своего опыта, что во многих поселках урок музыки проводят не специалисты, и не соблюдается Государственный стандарт. Наверное, на это есть свои причины, количество часов, нехватка педагогических кадров. Но я верю, что именно уроки музыки помогут нам воспитать в наших детях прекрасные качества, которые помогут им прожить долгую и полную радостей жизнь!