Статья по обобщению опыта

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья по обобщению опыта











Обобщение опыта на районном семинаре учителей музыки

Моя творческая лаборатория.

Учитель музыки -ГафароваО.Ф.

Жаксынская средняя школа № 2

Уважаемые коллеги! В своей статье я хочу поделиться опытом работы по проведению уроков музыки в начальных классах. Имею высшее образование, мой педагогический стаж составляет 15 лет. За это время я, успела многому научится, создать свою систему проведения уроков. И очень хочется рассказать вам о своих наработках. Надеюсь, что мой опыт может стать полезным начинающим учителям. В институте нас готовили по программе Д. Кабалевского. С тех пор много воды утекло. Учебники по музыке для начальных классов менялись несколько раз. Программа меняется, и требования соответственно тоже. И нам, как педагогам, нужно каждый урок разрабатывать так, чтобы у детей формировались знания постепенно и устойчиво. Музыка как предмет очень важный для каждого ребенка. Встречи с прекрасными произведениями, знаменитыми композиторами, всегда положительно влияют на сознание учащихся. Этот прекрасный вид искусства воспитывает в детях нравственно- духовные качества. На уроках музыки дети становятся намного спокойней и раскрепощенней , что благотворно влияет на их здоровье. А здоровьесберегающие технологии лежат в основе всех предметов. Особенно таких как музыка, ИЗО, технология.

Урок для настоящего учителя - это всегда праздник души. Видеть восторженные лица учеников, наблюдать за их возрастающим интересом к своему предмету настоящая награда. Планируя урок, я всегда готовлю для детей маленькие сюрпризы. Это и письма от детей из других стран, записки из прошлого от великих композиторов, сказки и загадки, стихи и песни все это вызывает неподдельный интерес к предмету, и встречи с ним дети ждут с нетерпением. Об этом я сужу из их ответных писем и сообщений, которые мы ввели, как правило, на каждом уроке. Это своего рода анализ урока, который проводят сами дети. Каждый учитель знает, что положительные отзывы ребят и есть наивысшая оценка уроку.

На своих уроках я часть использую опорные конспекты. Сегодня их называют кластерами, а в моем понимание это и есть опорный конспект. На практике убедилась, что такие конспекты очень хорошо воспринимаются учащимися. Дети довольно легко усваивают сложный теоретический материал, помогая создавать схемы к темам на уроках. Я как учитель наталкиваю их на основную мысль, после чего ребята с легкостью продолжают развивать тему. В результате 80 % знаний у них формируются легко, без принуждения. Вот например такая тема в 3 классе «Жанр - фамилия песни» я рисую схему, заполняю две строчки, остальные уже ребята заполняю с легкостью сами. (Схема)

Жанр-фамилия песни

песни



Также на уроке часто применяю таблицы, которые также заполняются вместе с детьми. Каждая тема по своему имеет свои трудности, но мы смело, решаем их на уроке сообща. Вот например:

Таблица.

Обычаи

Традиции

Обряд

Праздновать День рождения

Дарить подарки.

Задувать свечи на торте.

Встречать Новый год.

Ставить елку и водить хоровод

Приглашать на праздник Деда Мороза.

Есть еще одна проблема -это сложные имени и музыкальные термины. Для этого мы с детьми завели специальные справочники- помощники. На каждом уроке в нашем справочнике появляются новые музыкальные слова со значениями. Этими справочниками ребята пользуются на каждом уроке. Как говорится «Повторение -мать учения». Тут же мы записываем правила, регулярно их зачитываем, что способствует легкому запоминанию и усвоению школьного материала.

Еще один интересный момент - это музыкальное портфолио, которое я завожу для каждого ученика. В это портфолио я вкладываю различные музыкальные таблицы, кроссворды и ребусы, загадки и стихи. А также портреты великих композиторов с их биографией и творчеством. В портфолио есть раздел, который заполняют сами дети. Там можно найти их любимые песни, интересные статьи, рисунки. Также имеется раздел грамот и наград, которые дети получают за участие в мероприятиях, конкурсах, открытых уроках по музыке. Портфолио заполняется до шестого класса, и конечно же остается на память ребятам.

Особое внимание на уроках я придаю распеванию голосовых связок, упражнениям для укрепления голоса, дыхательным упражнениям. Широко в своей практике я использую методику Емельянова. Также разработала ряд упражнений для детского голоса. Как показала практика, все эти упражнения благотворно влияют на учащихся. Например:

  • Голосом изобразить звук барабана.

  • Голосом изобразить дудочку.

  • Исполнить знакомую песенку как мышата или котята.

Поверти, это очень интересно, увлекательно и полезно для формирующихся голосовых связок в этом возрасте.

В моей творческой лаборатории есть распевки для детей начальных классов, которые я сочинила сама и применяю на практике. Такие веселые распевки очень нравятся ребятам, а главное, способствуют такому важному элементу, как распевание голосовых связок и подготовке к работе с песенным материалом. Например:

Мы сидели и скучали,

Просто мы еще не знали,

Новый год уже спешит,

Песни надо поучить.

Одним из самых интересных этапов на уроке я считаю сочинение музыкальных сказок. Вот где действительно есть место разгуляться детской фантазии. Дети сочиняют сказки на тему «Громко и тихо», «Почему фортепиано назвали так?» «Где живут веселые нотки?», «Приключения музыкальных пауз» и т.д. Каждая сказка красочно оформлена, и предоставлена вниманию других учащихся. На самые лучшие сказки мы ставим в классе музыкальные спектакли. Этот вид творчества является одним из самых любимых у ребят.

На своих уроках я использую элементы педагогических технологий, таких как -здоровьесберегающая, музыкальные технологии -сказкотерапия, музыкотерапия.

Хочется верить, что моя небольшая статья по обобщению опыта станет хорошим помощником для коллег. Знаю из своего опыта, что во многих поселках урок музыки проводят не специалисты, и не соблюдается Государственный стандарт. Наверное, на это есть свои причины, количество часов, нехватка педагогических кадров. Но я верю, что именно уроки музыки помогут нам воспитать в наших детях прекрасные качества, которые помогут им прожить долгую и полную радостей жизнь!





© 2010-2022