- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа Музыка 1-4 по программе авт. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева
Рабочая программа Музыка 1-4 по программе авт. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ким Т.В. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 г. Холмска
Муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
Рассмотрена Утверждена
Методическим объединением Директор МБОУ СОШ №6
«Творчество и физическое развитие» _________/Карпочева Т.В./
Протокол № от « »_______2015 г. « »____________2015 г.
______________/Столетнева Т.А./
Рабочая программа
« Музыка» 6 класс
основное общее образование, II ступень обучения
2015-2016 учебный год
Составлена на основе Программы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
общеобразовательных учреждений ----------------------------------------------------- «Музыка. 5-7 классы» М.: «Просвещение», 2010 (авторы программы)
Ким Татьяна Викторовна
г. Холмск
2015 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-7 классов составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-7 классы» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, рекомендованной Министерством образования РФ и соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования 2оо4г.
В программе нашли отражение социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии. В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков. Снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно - эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанности к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки учащихся.
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи:
-
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства. Раскрывающих духовный опыт поколений;
-
развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
-
воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
-
освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Место программы в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений отводит на изучение музыки в 5-7 классах 1час неделю, 34 часа в год.
В параллели 6-х классов обучаются ученики по специальной коррекционной программе VII вида, для которых разработаны соответствующие критерии и нормы оценки знаний.
Календарно-тематический план 6 класс.
Тематическое планирование разработано по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская 6 класс. - М.: Просвещение, 2010.
По программе-34 ч, число возможных-34ч
-
№
Тема
Кол-во часов
Дата\ план
Дата\ факт
Примечание
I полугодие « Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
1
Удивительный мир музыкальных образов. Старинный русский романс
1
04.09
2
Песня-романс
1
06.09
3
Два музыкальных посвящения
1
11.09
4
Портрет в музыке и живописи
1
18.09
5
«Уноси мое сердце в звенящую даль…»
1
25.10
6
Музыкальный образ и мастерство композитора
1
02.10
7
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
1
09.10
8
Образы песен зарубежных композиторов
1
16.10
9
Баллада Ф.Шуберта «Лесной царь»
1
23.10
10
Народное искусство Древней Руси
1
06.11
11
Образы русской духовной музыки. Духовный концерт
1
13.11
12
«Фрески Софии Киевской» В. Кикта
1
20.11
13
Симфония «Перезвоны» В.Гаврилина. Молитва
1
27.11
14
«Небесное и земное» в музыке И.С.Баха
1
04.12
15
Образы скорби и печали
1
11.12
16
Авторская песня: прошлое и настоящее
1
18.12
17
Джаз-искусство 20 века
1
25.12
II полугодие «Мир образов камерной и симфонической музыки»
18
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки
1
15.01
19
Инструментальная баллада
1
22.02
20
Ночной пейзаж
1
29.02
21
Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» И.С.Баха
1
05.03
22
«Космический пейзаж»
1
12.03
23
Образы симфонической музыки. Г.В.Свиридов «Метель»
1
19.03
24
Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»
1
02.04
25
Симфоническое развитие музыкальных образов
1
09.04
26
Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен
1
16.04
27
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховен
1
23.04
28
Увертюра -фантазия «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского
1
30.04
29
Мир музыкального театра
1
07.05
30
Мюзикл «Вестсайдская история» Л.Бернстайна
1
14.05
31
Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Опера. Рок-опера
1
21.05
32
Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века
1
11.05
33
Музыка в отечественном кино
1
18.05
34
Обобщение Мир образов камерной и симфонической музыки
1
25.05
Cодержание программы
6 класс (34ч)
В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально - симфонической музыки. Музыкальный образ - живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токатта, фуга, кантата).
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (16ч)
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и её жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра - фантазия, музыкальные иллюстрации и др. Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ - портрет, образ - пейзаж и др.
Непрограммная музыка и её жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн, струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония - действо и др.).
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Обучение музыкальному искусству в 6 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
-
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
-
иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
-
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
-
уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;
-
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
-
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
-
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
-
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
-
совершенствовать навыки самообразования.
Критерии педагогической оценки на уроке музыки:
-
проявление интереса к музыке, эмоциональный отклик на неё, высказывание о прослушанном или исполненном произведении;
-
активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, умение пользоваться ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;
-
рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности на уроке.
Нормы и критерии оценки знаний учащихся:
Отметка «5» - исчерпывающий ответ, показывающий полное понимание музыкального материала.
Отметка «4» - полный ответ, но присутствуют неточности или незначительные ошибки.
Отметка «3» - музыкальный материал в основном усвоен, но сделаны существенные ошибки, однако уровень знаний позволяет усваивать дальнейший музыкальный материал.
Отметка «2» - противоречит эстетическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование положительного отношения к музыкальному искусству, поэтому педагогическая оценка на уроке не всегда отождествляется с количественной формой выражения.
Критерии педагогической оценки
для учащегося 7 вида
Отметка «5» - полный ответ, но присутствуют неточности или незначительные ошибки.
Отметка «4» - музыкальный материал в основном усвоен, но сделаны существенные ошибки, однако уровень знаний позволяет усваивать дальнейший музыкальный материал.
Отметка «3» - музыкальный материал усвоен частично, но присутствует эмоциональный отклик на музыку.
Отметка «2» - противоречит эстетическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование положительного отношения к музыкальному искусству, поэтому педагогическая оценка на уроке не всегда отождествляется с количественной формой выражения.
Литература
для учащихся:
1. «Музыка»: учебник для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений\ Г.С. Сергеева, Е.Д. Критская.-М.: «Просвещение», 2011.
2. «Музыка» творческая тетрадь 6 класс: пособие для общеобразовательных учреждений \ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.- М.: «Просвещение», 2011.
для учителя:
1.Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя\ Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. - М.: «Просвещение», 2011.
2.Музыка: 6 класс: хрестоматия музыкального материала: пособие для учителя/ Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская.- М.: « Просвещение», 2011.
3.Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка" 6 класс/ Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская.- М.: « Просвещение», 2011.
4. Музыка : учебник для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений\ Г.С. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: «Просвещение», 2011.
5. «Музыка» творческая тетрадь 6 класс: пособие для общеобразовательных учреждений \ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.- М.: «Просвещение», 2011.