Рабочая программа по музыке (6 класс)

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района

Воронежской области.

"Утверждаю"

Директор ___________

Е.Б. Шипилова

Приказ №______ от "_____"___________2015 г.

"Согласовано"

Заместитель директора по УВР___________

________________________


Рассмотрена на заседании кафедры/МО

Протокол №______

от "_____" _________2015 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ В 6 КЛАССЕ





Разработал: учитель музыки

первой квалификационной

категории Сумцова Е.П.















2015-2016 уч. год
























































1. Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке разработана для 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО, примерной программы «Музыка» 5-7 классы на основе УМК Т.И.Науменко, В.В. Алеев, Т.Н.Кичак. - М.: Дрофа, 2013г.

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование музыкальной культуры школьников ка неотъемлемой части их общей духовной культуры;

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;

- эмоционально- ценностного заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникацинных технологий).

Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта - учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

- Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2013г.

- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 6 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2013г.

- Музыка. 6 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2013г.

-Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия.

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровыми стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полноценной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становления самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников.

Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании, развитии особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.

Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Основными видами учебной деятельности школьников являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ «Кантемировский лицей» учебный предмет Музыка изучается в количестве 1 часа в неделю, 35 часов в год. Из них 24 часа (70% учебного времени) проводится в урочной форме. В целях индивидуализации и дифференциации процесса обучения 30% учебных занятий (11часов) отведено на изучение внутрипредметного модуля «Музыка в современной жизни».

Изучение внутрипредметного модуля предполагается в различных формах и видах неурочной деятельности: урок-презентация, урок-концерт, урок-игра, музыкальная студия.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты изучения музыки отражают:

- формирование целостного представления о поликультурной картине музыкального мира;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всём многообразии её стилей, форм и жанров;

- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

-овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

-наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенапрвленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решение различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты изучения музыки подразумевают:

- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

- оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;

-размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной музыкальной культуры;

- участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметные результаты изучения музыки предполагают:

- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

-понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

- осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

- рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

- применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

5. Содержание учебного предмета

Основу программы составляет отечественное и зарубежное высокохудожественное музыкальное наследие, современная музыка различных стилей и жанров, духовная (церковная) музыка. В процессе обучения у школьников расширяются представления о музыкальном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, учатся понимать народное поэтическое песенное и инструментальное музыкальное творчество, как часть духовной культуры народа.

Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации».

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная: вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов, общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.

Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII-XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX века (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов ХХ в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка, авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса заключаются:

  • в умении определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;

  • в умении отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

  • в умении находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных из учебника для 6 класса;

  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки - синкопы, ломбардский ритм ( остинатный ритм).

6 класс

Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ»

Первая четверть

Урок 1. «Музыка души»

Слушание музыки:

Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Хоровое пение:

М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны. «Тысяча миров» музыки (7 ч)

Урок 2. Наш вечный спутник

Урок 3. Искусство и фантазия

Урок 4. Искусство - память человечества

Урок 5. Какой бывает музыка

Урок 6. Волшебная сила музыки

Уроки 7, 8. Музыка объединяет людей. Слушание музыки:

И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент; М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент; М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»;

Л. Бетховен. Симфония № 7. II часть. Фрагмент;

Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин»;

К. Дебюсси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент;

Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент.

Хоровое пение:

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль;

А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь?*;

А. Калныньш, стихи В. Пурвса. Музыка;

Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Спасем наш мир.

Урок 9. Заключительный урок. Как создаётся музыкальное произведение.

Вторая четверть

У рок 10. Единство музыкального произведения

Хоровое пение:

Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Всюду музыка живет.

Ритм

Урок 11. «Вначале был ритм»

Уроки 12, 13. О чем рассказывает музыкальный ритм

Урок 14. Диалог метра и ритма

Уроки 15, 16. От адажио к престо

Слушание музыки:

И. Штраус. Сказки Венского леса. Фрагмент;

Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, соч. 7 № 1. Фрагмент;

Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1. Фрагмент;

М. Равель. Болеро;

А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ»;

Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент;

И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639;

Дж. Россини, стихи К. Пеполи. Неаполитанская тарантелла.

Хоровое пение:

М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода. Из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания»;

Г. Струве, стихи А. Барто. Бьют тамтамы. Из кантаты для хора и солиста «Голубь мира»;

И. С. Бах, обработка В. Попова, русский текст Я. Родионова. «Нам день приносит свет зари...»;

П. Аедоницкий, стихи И. Романовского. Добрая столица;

Е. Кр~ылатов, стихи Л. Дербенева. Три белых коня;

М. Славкин, стихи Э. Фарджен. Новый год.

Третья четверть

Мелодия

Урок 17. «Мелодия - душа музыки»

Урок 18. «Мелодией одной звучат печаль и радость»

Урок 19. Мелодия «угадывает» нас самих

Слушание музыки:

Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. Серенада;

В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. I часть. Фрагмент;

В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза;

П. Чайковский. Па-де-де. Из балета «Щелкунчик».

Хоровое пение:

Е. Крытатов, с тихи Ю. Энтина. Прекрасное далеко;

Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В. А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского;

П. Чайковский, стихи А. Майкова. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года». Обработка А. Кожевникова*;

П. Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из «Детского альбома»*.

Гармония

Урок 20. Что такое гармония в музыке

Урок 21. Два начала гармонии

Урок 22. Эмоциональный мир музыкальной гармонии

Урок 23. Красочность музыкальной гармонии

Слушание музыки:

И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира»;

В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть;

Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен»;

Н. Римский-Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко».

Хоровое пение:

Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса);

Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте. Веселая история*;

Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасова, обработка В. Попова*.

Полифония

Урок 24. Мир образов полифонической музыки

Урок 25. Философия фуги

Слушание музыки:

И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа.

Хоровое пение:

  • А. Моцарт. Dona nobis pacem;

Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве;

Во поле береза стояла. Русская народная песня, обработка Г. Струве;

В сыром бору тропина. Русская народная песня.

Фактура

Урок 26. Какой бывает музыкальная фактура

Урок 27. Пространство фактуры

Слушание музыки:

  • Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень;

С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды;

Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен».

Хоровое пение:

Г. Струве, стихи С. Маршака. Пожелание друзьям;

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошел прогресс.

Четвертая четверть

Тембры

Урок 28. Тембры - музыкальные краски

Урок 29. Соло и тутти

Слушание музыки:

Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада»;

Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане»; С. Рахманинов. Вокализ;

И. С. Бах. Скерцо. Из сюиты № 2 для оркестра; Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Хоровое пение:

Музыканты. Немецкая народная песня; М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка.

Динамика

Урок 30. Громкость и тишина в музыке

Урок 31. Тонкая палитра оттенков

Слушание музыки:

Л. Бетховен. Симфония № 6. IV часть. «Гроза. Буря»;

К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты»;

О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент. Хоровое пение:

И. Брамс. Ночной костер (на основе «Венгерского танца» № 1). Обработка Ю. Алиева;

М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра.

Чудесная тайна музыки

Уроки 32, 33. По законам красоты

Слушание музыки:

К. Сен-Санс. Лебедь. Из цикла «Карнавал животных»;

М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»;

Т. Алъбинони. Адажио.

Хоровое пение:

Е. Подгайц, стихи Л. Яковлева. Будем добрыми друзьями;

М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшенцева. Песня о дружбе.

Урок 34, 35. В чем сила музыки (заключение)


6. Тематическое планирование с описанием основных видов учебной деятельности обучающихся

п.п

Даты

уро

ков

Элемент содержания

Тема урока


Характеристика деятельности обучающихся.

Домаш

нее

задание

1 четверть

Тысяча миров музыки

1


Е. Дога. Вальс из к.ф.

«Мой ласковый и нежный зверь»; А. Рыбников, И. Кохановский. «Цветные сны»

Музыка души.

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства.

С.3-6

2




М. Глинка

. Вальс -фантазия (фрагмент);

И. Брамс.Симфония № 3.

III часть (фрагмент);

Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль»

Наш вечный спутник.

Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации.

С.9-11

3



М. Глинка.

Вальс -фантазия (фрагмент);

И. Брамс.

Симфония № 3.

III часть (фрагмент); Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль»

25.11

Передавать в разнообразной творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки.

С.12-16

4



М. Мусоргский.

«Старый замок»

из цикла «Картинки

с выставки».

Г. Струве,

К. Ибряев. «Школьный

корабль».

Искусство - память человечества.

Исследовать разнообразие и специфику современной музыки.

С.17-22

5



3.10

М. Мусоргский. «Старый замок»; Г. Струве,

К. Ибряев. «Школьный корабль»

Какой бывает музыка.

Самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки.

С.23-25

6




Л. Бетховен. Симфония № 7; Г. Струве,

К. Ибряев. «Школьный корабль»

Волшебная сила музыки.

Оценивать и соотносить характерные черты творчества отдельных композиторов.

С.26-28

7-8

К.Дебюсси.

«Сирены»;

Г.Струве.

«Школьный

корабль»

Музыка объединяет людей.

Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей.

С.29-32

9

Я. Дубравин,

В. Суслов. «Всюду музыка живет»

Заключитель

ный урок.

Узнавать по характерным признакам музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого и современности.


2 четверть

Как создаётся музыкальное произведение.

10


11.11

Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор. И. Штраус. Вальс «Сказки Венского леса»

Единство музыкального произведения.

Владеть отдельными специальными музыкальными терминами.

С.35-38

11

18.11

JI. Бетховен. Симфония №5.1 часть (фрагмент); Г. Струве, А. Барто. «Бьют тамтамы»

"Вначале был ритм."

Принимать участие в драматизации музыкальных произведений разных стилевых направлений.

С.39-45

12

25.11

А. Бородин. «Половецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь»); А. Хачатурян. «Танец с саблями» (фрагмент из балета «Гаянэ»)

О чём рассказывает музыкальный ритм?

Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

С.46-48

13

02.12

А. Бородин. «Половецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь»); А. Хачатурян. «Танец с саблями» (фрагмент из балета «Гаянэ»)

О чём рассказывает музыкальный ритм?

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

С.49-51

14

09.12

И.-С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи»

Диалог метра и ритма.

Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

С.52-54

15

16.12

Дж. Россини, К. Пеполли. «Неаполитанская тарантелла»;

Ж. Бизе. «Утро в горах»;

Е. Крылатов,

Я. Дербенев. «Три белых коня»

От адажио к престо.

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, изобразительным искусством.

С.55-59

16

23.12

Дж. Россини,

К. Пеполли. «Неаполитанская тарантелла»;

Ж. Бизе. «Утро в горах»;

Е. Крылатов,

Я. Дербенев. «Три белых коня»

От адажио к престо.

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

С.59-62

3 четверть

Мелодия. Гармония. Полифония. Фактура.

17


Бизе «Утро в горах» Е.Крылатов, Ю.Энтин. «Прекрасное далеко.»

«Мелодия - душа музыки»

Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа.

С.63-65

18


Бизе Увертюра "Кармен" Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В.А.Моцарта, обр. Д.Кабалевского

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

Мелодия «угадывает» нас самих.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

С.66-72

19


Моцарт «Симфония №40» П.Чайковский, ст. А.Майкова. Апрель. Подснежник. Обр. А.Кожевникова

Мелодия «угадывает» нас самих.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки на человека.

С.73-75

20


Бах «Токката и фуга» Г.Струве, ст. И.Исаковой. Музыка.

Что такое гармония в музыке.

Собирать музыкальную коллекцию с включением других видов искусства

С.76-78

21


Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» Ю.Тугаринов, В.Пальчинскайте. Веселая история.

Два начала гармонии.

Выполнять инструментовку мелодий на электронных инструментах с помощью простейших приёмов аранжировки музыки.

С.79-82

22


Рахманинов

«2 концерт для

ф-но с оркестром» Праздничный вечер. Голландская нар. песня. Обр. В.Попова

Эмоциональ

ный мир музыкальной гармонии.

Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность с позиций красоты и правды.

С.83-86

23


Мусоргский "Ночь на Лысой горе" Праздничный вечер. Голландская нар. песня. Обр. В.Попова

Красочность музыкальной гармонии.

Участвовать в сочинении фрагментов элементарных инструментальных музыкальных композиций, вкладывая в них определённый смысл.

С.87-89

24


Бах «Хоральная прелюдия» Во поле береза стояла. Русская нар. песня, обр.Г.Струве.

Мир образов полифонической музыки. Философия фуги.

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении.

С.90-94

25


Фуга, канон Бах «Токката и фуга ре-минор для органа»

Философия фуги.

Владеть отдельными специальными музыкальными терминами.

С.95-98

26


С Рахманинов, стихи Е.Бекетовой «Сирень» Г.Струве, ст. С.Маршака. Пожелание друзьям.

Какой бывает музыкальная фактура.

Узнавать по характерным признакам музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого и современности.

С.99-107

4 четверть

27


Рахманинов

"Сирень"

Е. Крылатов,

ст. Ю.Энтина. До чего дошел прогресс.

Пространство фактуры.

Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа.

С.108-112

28


Глинка "Иван Сусанин",

Хор"Славься",

Музыканты. Немецкая нар. песня.

Тембры - музыкальные краски

Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

С.113-117

29


Свиридов: музыка к т/ф "Метель" М.Славкин, ст.И.Пивоваровой Скрипка.

Соло - тутти.

Передавать в разнообразной творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки.

С.118-124

30


Бах "Шутка" И.Брамс. Ночной костер. Обр.Ю.Алиева.

Динамика. Громкость и тишина в музыке

Приводить примеры преобразующего влияния музыки на человека.

С.125-128

31


Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов" М.Минков,

ст. Ю.Энтина. Дорога добра.

Тонкая палитра оттенков.

Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей.

С.129-134

32


К.Сен-Санс. "Карнавал животных" Е.Подгайц, Л.Яковлев. Будем добрыми друзьями.

По законам красоты.

Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации.

С.137-143

33


Чайковский "Времена года" М.Дунаевский,

ст. Ю.Ряшенцева. Песня о дружбе.

По законам красоты.

Собирать музыкальную коллекцию с включением других видов искусства

С.143-147

34


Песни по выбору

В чем сила музыки (заключение).

Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность с позиций красоты и правды.

С.148-151

35


Песни по выбору

В чем сила музыки (заключение).

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении.



Тематическое планирование учебных занятий внутрипредметного модуля

«Музыка в современной жизни» по музыке.

Дата проведения

Тема занятия

Формы и виды внеурочной деятельности

1.


Музыка души.


Урок-презентация.

2.


Искусство и фантазия.


Музыкальная студия.

3.


Заключительный урок: «Тысяча миров музыки».


Урок-концерт.

4.


Единство музыкального произведения.


Урок-игра.

5.


О чём рассказывает музыкальный ритм?


Музыкальная студия.

6.


От адажио к престо

Урок-концерт.

7.


«Мелодия - душа музыки».


Урок-презентация.

8.


Что такое гармония в музыке.


Урок-игра.

9.


Какой бывает музыкальная фактура.


Музыкальная студия.

10.


Пространство фактуры.


Урок-презентация.

11.


В чем сила музыки

Урок-концерт.



7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Библиотечный фонд

Примерная программа основного общего образования по музыке.

Авторская программа по музыке.

Примерная программа по музыке для 5-7 классов, авторская программа «Музыка. 5 - 8 классы» - Т.И.Науменко, В.В. Алеев, Т.Н.Кичак. «Дрофа». Москва. 2010г.

УМК к программе по музыке.

Учебники (2013г.) включены в Федеральный перечень.

Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература.

Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва. Педагогика. 1985.

Мир музыки. М. Зильберквит. Москва. Детская литература. 1988.

Русская музыка ХIХ века. Л.С. Третьякова. Москва. Просвещение. 1982.

Элементарная теория музыки. С.А.Павлюченко. Ленинград-москва.1946.

Шедевры мировой классической музыки.

ООО Мир книги. Москва.2002.

Печатные пособия

Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности

Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в оркестре.

Портреты композиторов и исполнителей.

Таблицы, схемы представлены на электронных носителях.

Карточки с признаками характера звучания, с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств, с обозначением исполнительских средств выразительности.

Комплекты представлены на электронных носителях.

Цифровые образовательные ресурсы

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.

Текстовый редактор, редактор создания презентаций.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности.

Редактор нотной грамоты, система обработки звука (студия звукозаписи)

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Видеофильмы, посвящённые творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей, выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, известных хоровых, оркестровых коллективов, фрагментов из мюзиклов

нотные и поэтические тексты песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения. Песенный материал представлен в виде инструментального сопровождения.

Учебно-практическое оборудование

Музыкальные инструменты:

фортепиано (пианино);

баян, аккордеон.

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики).

Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля.

Инструмент для школьного зала.



В комплекте три микрофона и два динамика.








8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.


Учащийся научится:

- определять средства музыкальной выразительности;

- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

- применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.

Учащийся получит возможность научиться:

- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;

- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.


© 2010-2022