Конспект занятия ансамбля ложкарей Ложки деревенские

Конспект занятия разработан для учителей музыки, музыкальных руководителей ДОУ, педагогов дополнительного образования.Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам. Задачи: Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках, совершенствование исполнительского мастерства.Развивающая: ритмическая...
Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: 25.12.2014г.

Тема занятия: «Ложки деревенские"

Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам.

Задачи:

  • Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках, совершенствование исполнительского мастерства.

  • Развивающая: ритмическая тренировка, развитие музыкальности, выразительности исполнения музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.

  • Воспитательная: воспитывать культуру исполнения песен, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

Возраст детей: 2 класс (1-й год обучения)

Тип занятия: «открытое»

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение и игра на ложках).

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, деревянные учебные ложки, трещотки.

Оборудование для учащихся: деревянные ложки (по три штуки).

Продолжительность занятия: 45 минут

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия:

Педагог: Начнём мы с вами наше занятие с загадки, которую я вам загадаю, послушайте внимательно, о чём будет идти речь?

- Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге - веселушка,
И накормит все вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)

Педагог: Верно! А вот и ответ на мою загадку.

Показывает деревянную ложку.

3. Введение в новую тему:

Педагог: Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки - баклуши. Вы слышали такое выражение - «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши - это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга.

  1. Хотьковская - украшены геометрической резьбой;

  2. Хохломская - росписью;

  3. Вятская - выжиганием;

  4. Архангельская - необычной формой и росписью;

  5. Семёновская - обычной формой и росписью с видами города;

  6. Псковская - резьбой и выжиганием.
    Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Существует огромное количество разнообразных ложек, как для украшения интерьера, так и для использования в быту.

В городе Семёнов Нижегородской области в 2012 году был открыт музей «Деревянной ложке», в котором собраны различные экспонаты с разных городов России. Но, большая часть экспозиции музея посвящена «Семёновской» ложке, т.к. в этом городе находится Фабрика деревянной ложки, на территории которой располагается музей.

  • Ребята, какая ложка у меня в руках? (хохломская)


Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.


  • Давайте сейчас послушаем и посмотрим запись оркестра ложкарей (просмотр видеофрагмента)

Педагог: Ребята, а как вы думаете на скольких ложках можно играть одновременно?

Демонстрируется слайд с веерными ложками.

Педагог: На что похожи эти ложки? Правильно, на веер, поэтому они так и называются «веерные ложки».
Существует огромное количество приёмов игры на ложках. Но, мы с вами пока познакомились только с тремя.

  1. «Щелчок» - кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
    2. «Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
    3. «Мячики» - обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.


слайд с учебными ложками

4. Повторение и закрепление приёмов игры:

Педагог: Сегодня мы с вами повторяем наши песни «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси»

Повтор развивающих ритмических упражнений:

  1. «Дядя Стёпа»,

  2. «Дятел»,

  3. «Утята» (работа группой, индивидуально и т.д.)

Педагог: Мы уже с вами начали разучивать партию ложек к этим песням. Давайте вспомним, какие приёмы игры мы используем в каждой песне? («щелчок», «маятник», «мячики».
А теперь возьмём ложки и повторим эти приёмы.

(Повторить правило) Ложками не машем, держим ручками к себе или вверх, чтобы не задеть соседа.
Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев.

5.Работа с ложками. Повторение и отработка приёмов игры:

Практическая работа: групповая - в ансамбле, и индивидуальная - с отдельными детьми.

Педагог: Молодцы! Уже хорошо получаются у всех ребят.

6. Подведение итога занятия.



© 2010-2022