• Преподавателю
  • Музыка
  • Методические рекомендации «Индивидуальные и групповые консультации по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств»

Методические рекомендации «Индивидуальные и групповые консультации по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

г. Ульяновск


Методические рекомендации

для преподавателей детских школ искусств

« Индивидуальные и групповые консультации по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств»

Подготовила

преподаватель по классу фортепиано

Гузяева Людмила Петровна





г. Ульяновск

2016 г.

Аннотация

С 01 сентября 2013 года школы приступили к реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Впервые в учебные планы дополнительных образовательных программ введены часы консультаций. В своей работе я описываю сущность, виды и порядок проведения индивидуальных и групповых консультаций, их значение для обучающихся детских школ искусств. Моя работа может быть рассмотрена, как вспомогательный методический материал для преподавателей в организации проведения консультаций.
















Содержание


1.Введение………………………………………………………………………3

2.Цели и задачи разработки методических рекомендаций………………….4

3.Характеристика основных форм консультаций………………………….4-5

4.Рекомендации по проведению консультаций…………………………….5-7

5.Заключение………………………………………………………………….7-8

6.Документальное оформление консультативных часов…………………….8

7.Список использованной литературы………………………………………..8









Введение

В Методических рекомендациях я излагаю общие сведения об организации проведения групповых и индивидуальных консультаций для преподавателей школы.

Консультация (лат. consultatio - обращение за советом) - форма учебного занятия, предусматривающая предоставление ученикам нужной помощи в усвоении теоретических знаний и выработке практических умений и навыков путём ответа преподавателя на конкретные вопросы или объяснения отдельных теоретических положений или аспектов их практического применения. Количество часов на консультации строго определено учебными планами. Консультации проводят преподаватели, которые ведут соответствующий учебный предмет, по графику, разработанному школой с учётом мнения структурных подразделений.

У части преподавателей существует мнение, что консультация ничем не отличается от урочной системы, поэтому не требует особой подготовки. Я думаю, что с приобретением опыта проведения консультаций в детских школах искусств, отношение к консультациям изменится. Преподаватели путём собственных проб и наработок придут к выводу, что хорошо подготовленная и умело проведенная консультация может стать одним из наиболее эффективных методов повышения уровня подготовки учащихся, как к промежуточной и итоговой аттестации, так и к конкурсной и концертной деятельности.

Основным содержанием консультации является разъяснение отдельных, наиболее сложных или практически значимых вопросов изучаемой программы.


Цели и задачи разработки методических рекомендаций

Основная цель работы:

  • обеспечение преподавателей школы методическими рекомендациями проведения консультаций с учащимися по предметам дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.

Задачи работы:

  • предложить преподавателям школы формы и методы проведения консультаций;

  • доказать преподавателям значимость консультаций в учебном процессе.

Характеристика основных форм и видов консультаций

Консультации, как правило, предполагают вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен учениками, либо не усвоен совсем. Отсюда основная цель консультаций - восполнение пробелов в знаниях учеников. К такому виду консультаций относятся текущие индивидуальные и групповые консультации по учебному предмету и предэкзаменационные консультации. Вместе с тем на консультациях преподаватель может разъяснять способы действий и приёмы самостоятельной работы с конкретным материалом или при выполнении конкретного задания.

Основным содержанием консультации является разъяснение или практическая отработка отдельных, часто наиболее сложных или практически значимых вопросов или частей изучаемой программы.

В школе искусств консультации, как правило, проводятся в индивидуальной и групповой форме. Это определяется учебным планом по специальности, поэтому преподаватель должен спланировать тему консультации и провести соответственно графику учебного процесса.

Индивидуальные и групповые консультации по ФГТ проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения.

В методической литературе встречаются следующие виды консультаций:

  • беседа;

  • лекции;

  • пресс-конференция;

  • программированная консультация;

  • дискуссия.

Детские школы искусств только начинают разработку видов учебных консультаций. Поэтому я рекомендую использовать традиционные, но проверенные виды учебной деятельности:

  • углубление знаний, умений и навыков на практическом материале;

  • совершенствование имеющихся умений и навыков;

  • закрепление полученных знаний;

  • комбинированный (сочетание различных видов);

  • обобщение и систематизация полученных знаний.


Рекомендации по проведению консультаций

Рекомендации по проведению индивидуальной консультации. Индивидуальные консультации в основном проводятся предметам музыкального исполнительства. Индивидуальная консультация проводится в форме индивидуального занятия с учеником и позволяет в большей степени приблизить занятие к практическим интересам ученика. На индивидуальной консультации ученик получает рекомендации в зависимости от цели консультации: это могут быть рекомендации по исполнению конкретного произведения, подготовки домашнего задания, конкурсной или концертной подготовки.

Главная задача индивидуальной консультации - помочь ученику сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с исполнением произведения.

Индивидуальную консультацию можно условно подразделить на:

  • диагностическую;

  • коррекционную;

  • справочно-информационную.

Обычно в рамках одной консультации осуществляются информирование и диагностика, формирующее и коррекционное взаимодействие.

В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и положительное, что есть в ученике и только потом говорить о проблемах.

Рекомендации по проведению групповой консультации.

Групповые консультации, как правило, проводятся по предметам теории и истории музыки, оркестровому и хоровому классу.
Для проведения групповой консультации важно правильно выбрать тему. Выбор темы является самым важным этапом. Он должен осуществляться при разработке учебных планов. Важно создать на консультации непринужденную, доверительную обстановку, чтобы каждый ученик мог, не стесняясь, задать любой интересующий вопрос и получить на него точный обстоятельный ответ. Вместе с тем консультация должна проводиться строго по намеченному плану, а не превращаться в неорганизованную беседу.

При проведении консультаций рекомендуется шире использовать наглядные пособия, смело применять видеотехнику.

Во время консультации, обучающиеся отвечая на поставленные вопросы, актуализируют полученные знания, и преподаватель видит проблемы, которые требуют немедленной корректировки.

Общее для консультаций:

  • в ходе консультации неуместно сравнивать учеников друг с другом, желательно говорить об общих успехах и недостатках;

  • консультация должна дать обучающимся реальные рекомендации;

  • консультация должна быть перспективной и способствовать реальным улучшениям в знаниях обучающихся.


Заключение

В заключении еще раз следует заметить, что консультация является одним из активных методов обучения, так как она максимально приближает обучение к практическим интересам и запросам обучающихся с учётом степени индивидуального восприятия изучаемого материала и является одним из наиболее результативных методов закрепления полученных знаний.

У обучающихся всегда будут появляться непонятные для них вопросы. А где их можно разрешить? На консультации. Консультации для учеников в учебном процессе играют как вспомогательную, так и самостоятельную роль.

В работе я описала сущность, виды и основные правила проведения консультаций.

В результате проведения консультаций мы достигаем следующие результаты:

  • убеждение учащихся в необходимости обучения;

  • возбуждение интереса к конкретной дисциплине;

  • активизацию познавательной деятельности;

  • снимаем вопросы, выявляем ошибочные представления, неверные истолкования изученного материала и тем предотвращаем неправильное применение его на практике;

  • закрепление полученных знаний и совершенствование умений , их практическое применение;

  • применение полученных знаний в достижении учебных целей (написаний рефератов, курсовых и выпускных работ).

Таким образом, консультацию надо рассматривать как один из методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе.

Документальное оформление консультативных часов

В Детской школе искусств № 8 Г. Ульяновска, где я работаю, разработано Положение по оформлению консультативных часов, которые оформляются следующим образом:

  • общий объём консультационных часов, согласно учебному плану, закладывается в тарификацию в виде фактических часов на учебный год;

  • составляется график проведения консультаций;

  • преподаватели оформляются журнал консультативных часов в виде вкладыша к журналу;

  • я, как заместитель директора по учебной работе и ответственный за оформление табелей на зарплату, ежемесячно отслеживаю выполнение графика.

Подробная информация по оформлению консультативных часов дана на сайте ИРОСКИ,2014.

Список использованной литературы

1.Амонашвили Ш.А. Педагогический поиск. Москва педагогика, 1991.

2.Активные формы и методы обучения: Методическое пособие, - М.: УМЦ, 1997.

3.Сергованцева Т.В., Марцишевская В.К. Как написать и издать учебное пособие М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2003.

4. Филимонова. Н.В.Рекомендации по написанию и оформлению методических разработок. Курск, 2013 .

5.Хуторской А.В. Современная дидактика, - СПБ, Патер, 2001.

6.Активные формы и методы обучения: Методическое пособие, - М.: УМЦ, 1997 .

10


© 2010-2022