Методические рекомендации по теме Работа над репертуаром в детском хоре

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление общего образования комитета по образованию

Администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 17











«Работа над репертуаром в детском хоре»







Подготовила

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Беспалова Виктория Алексеевна,

МАОУ лицей № 17

г. Калининграда













Работа над репертуаром в детском хоре.

Хоровое искусство - это, прежде всего,

совместное биение сердец и одухотворенность.

В.Г.Соколов.

Перед руководителем хора стоит благородная цель - музыкальное воспитание детей, дать понятие о красивом пении, о выразительных возможностях человеческого голоса и его красках. Проблема интереса и увлеченности в искусстве приобретает особое значение, поскольку полюбить в искусстве, музыке можно только то, что понятно и эмоционально прочувствовано, особенно через песню, как наиболее простой и доступный вид музыкальной деятельности детского творчества. Каждый руководитель должен проводить свою репертуарную политику и вести неустанную просветительскую деятельность. Именно благодаря этой деятельности у детского хорового искусства становится все больше и больше друзей и сторонников. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют. Здесь, наряду с музыкой, огромное значение имеют стихи, трогают они детские сердца, или поются равнодушно, не вникая в красоту слов и смысл фраз. Еще не надо забывать об исполнительско-технической доступности. Речь идет о том, насколько дети в техническом отношении подготовлены для исполнения того или иного произведения.

Основной раздел всей работы с детским хоровым коллективом - работа над репертуаром, «создание» музыкального произведения, будь то песня, гимн, шуточная миниатюра и т.д. Через создание музыкальных образов решаются все воспитательные и образовательные задачи. Её можно сравнить с работой художника или скульптора, как на холсте или из камня, прорисовываются очертания образа, который он хочет изобразить. Так же и от занятия к занятию ребята создают свои образы в песнях, попевках, даже упражнениях, совершенствуя технику пения, шлифуя детали.

Вокально- хоровое воспитание и развитие в основном происходит в процессе работы над музыкальными произведениями, песнями.

Вокальные упражнения, значительные по важности занимают небольшое по продолжительности место на занятиях всех хоровых групп. Выравнивание регистров, расширение хорового диапазона, укрепление дыхательной мускулатуры и т.д. - лишь часть вокально- хоровой работы.

Огромное значение имеет работа над репертуаром, поиск, отбор, выстраивание последовательности его прохождения, моделирование различных музыкальных комплексов для каждого урока.

В жизни любого хорового коллектива репертуар играет важную, а порой и определяющую роль. Репертуар - лицо коллектива. По нему можно сделать выводы о профессиональном уровне хора. Правильно подобранный репертуар всегда способствует развитию не только всего коллектива в целом, но и каждого его участника.

Первый этап. Хор формируется как творческая единица. В репертуаре много одноголосных песен, песен с солистами (новая краска, переключение внимания у хора и у слушателей). Происходит кропотливая работа над хоровым унисоном. На этом этапе очень важно в разучиваемых произведениях активно «впевать», «выстраивать» двухголосие. В работе над двухголосием помогают упражнения хорового сольфеджио.

Второй этап. Продолжается закрепление навыков пения с развитым двухголосием. Вводятся элементы трехголосия, каноны с постепенным нарастанием трудности.

Третий этап. Свободное владение всеми видами хорового исполнительства. Хор учится использовать возможности детского голоса. Хормейстер должен выбирать для исполнения произведения, технически уже доступные коллективу, с элементами, знакомыми по предварительным занятиям хоровым сольфеджио.

При составлении репертуара надо учитывать интересы детей, но не ставить их во главу угла. Репертуар не должен быть однообразным по тематике и характеру исполняемых произведений. Репертуар должен влиять на формирование ребенка, на его воспитание и образование.

Необходимо помнить, что в начале репетиции дети работают активнее, нежели в конце, следовательно, разучивание нового материала надо проводить в начале репетиции, а повторение пройденного - оставлять на конец.

Изучая репертуар, дети должны вникать в художественный смысл произведения, понимать текст, осмысливать его (конечно, с помощью педагога).

Если дети понимают смысл произведения, то они легче смогут интуитивно найти выразительные средства для воплощения музыкальных образов.

При правильном подборе репертуара исполнительские навыки постепенно накапливаются, что в свою очередь приводит к развитию каждого исполнителя и всего коллектива в целом. В среднем, репертуар детского хорового коллектива составляют 10-15 песен. В течение года коллектив участвует в концертах, посвященных различным случаям и датам. Часть произведений, соответственно, будет посвящена тематике этих дат.

В репертуар должны входить произведения разных стилей и эпох. Песни классиков (русских и зарубежных), обработки народных песен, современные произведения.
В классической музыке - великая сила, помогающая в воспитании музыкальной и певческой культуры учащихся, расширении эстетического кругозора.

Второе обязательное направление - это народная музыка, прежде всего русская. С русских народных песен начинается приобщение самых маленьких детей к хоровому пению. Русская песня - всегда будет среди тех духовных сокровищ, которые воспитывают в душе ребенка чувство любви к Родине, к своему талантливому народу.

При исполнении р. н. п. используется бубен, ложка, трещотка, колокольчик, треугольник.

Третий раздел - духовная музыка, а также произведения современных авторов. Тем более что в этой кладовой замечательных музыкальных творений есть произведения для всех исполнительских уровней хоровых коллективов.

Выбирая произведения для разучивания, руководитель должен думать и об их художественной ценности. У хора, ограничивающегося только песенным материал, «потолок» значительно ниже, чем у хора, который частенько заглядывает в «кладовые» классики и народной песни. Необходимо включать в детский репертуар исполнение произведений a capella. Также необходимо обратить внимание на канон. Обычно при всей простоте их исполнения лучшие каноны украшают концертный репертуар коллективов. При этом работа над канонами способствует развитию навыков, необходимых для исполнения многоголосия.

Самым наглядным показателем работы детского хора, своего рода итогом на определенным этапе, является выступление хора на публике - концерт. Едва ли не главную роль в успехе концерта играет его программа. А программа определяется репертуаром хора, его «золотым фондом». Творческий рост коллектива и его успехи находятся в прямой зависимости от качества его репертуара, от преумножения репертуарного фонда.








© 2010-2022