Урок музыки Кюи рассказывают о жизни Курмангазы

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №: ____ Дата: _____

Тема: Кюи рассказывают о жизни Курмангазы. Слушание произведений Курмангазы: «Қайран шешем», «Аман бол шешем», «Машина», «Тұрмеден қашқан». Исполнение «Государственный Гимн Республики Казахстан».

Цель:

  • Раскрыть социальную обусловленность происхождения музыкального жанра - кюй-посвящение;

  • знакомство с мастером шертпе кюев Татимбетом Казангапулы;

  • сформировать представления о музыкальном жанре;

  • закрепить понятие «кюй», дать понятия «кюи-посвящения - арнау»;

  • познакомить с различными домбровыми школами и их основоположниками (Курмангазы, Таттимбет);

Оборудование: компьютер. аудизапись.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Психологический настрой.

  • Слушание песни

Приветствие: «Здравствуйте, ребята».
- Ребята, под какую музыку мы с вами вошли в класс, к какому жанру она относится? («Дорога добра» музыка М.Минкова, слова Ю. Энтина. Это песня. Вокальный жанр.)
- Что такое жанр? (Жанр - это определенный тип произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число (произведений, сочинений.)
- Какие жанры музыкального искусства вы знаете? (инструментальный, вокальный).
- Что такое инструментальная музыка? вокальная музыка? (Музыка вокальная, предназначенная для человеческого голоса (песня, романс, серенада, ария). Музыка инструментальная (симфония, соната этюд, прелюдия), звучащая без слов в исполнении скрипача, пианиста, трубача или различных групп музыкантов).

  1. Актуализация знаний

-Какие жанры сформировались в казахской народной музыкальной классике? (музыкально-поэтический, инструментальный).

-Инструментальная музыка - богатейший пласт самобытной казахской музыкальной культуры. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами, верованиями.

- Итак, инструментальная музыка - музыка, предназначенная для исполнения на различных музыкальных инструментах.

  1. Работа по теме урока

- Назовите жанр казахской инструментальной музыки? (Кюй).

- Кюй является зрелым, высокоразвитым искусством, впитавшим в себя весь эпос нации. Казахами кюй воспринимается еще и как священное письмо предков, выраженное в музыкальной форме.

- Сегодня мы познакомимся с произведениями великих композиторов-кюйши.Курмангазы - великий народный композитор-кюйши, автор многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. Недаром в народе его называют «отцом кюев» - тем самым подчеркивается исключительная роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры.
- Курмангазы родился в Уральской области. С ранних лет он восхищал окружающих мастерской игрой на домбре.

- Курмангазы страстно любил свою родину, и вершиной его творчества по праву можно считать кюй «Сары арка», что в переводе означает «Золотая степь». Это самое известное произведение Курмангазы, завоевавшее необычайную популярность не только в Казахстане, но и во всем мире.
3.Слушание

- Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и жизнерадостный характер музыки.

  • Слушание музыки (кюй Курмангазы «Сары арка») домбровое исполнение.

- Каков характер музыки? (Светлый, жизнерадостный, стремительный, возвышенный).
- Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение «Қайран шешем»?
- Какой инструмент исполняет кюй? (Домбра).

- В казахской музыкальной культуре песня или кюй - посвящение называется Арнау.
- Кому еще могли посвящать свою музыку композиторы? (Арнау создавались в честь друга, учителя, любимого коня, птицы, посвящались маме, родной природе, любимой девушке и т. д.).

5.Пение

  • Исполнение «Государственный Гимн Республики Казахстан».

  • Разучивание песни «Когда мои друзья со мной»

  1. Итог урока

- С кем мы сегодня познакомились на уроке?

-На каком инструменте он играл?

- Какое произведение данного кюйши вы услышали?

- Что такое «Арнау»?

  1. Рефлексия

- Давайте раскрасим этот урок в цвета. Я предлагаю вам цветом на листе бумаги пококазать, какое у вас настроение осталось от урока.

  1. Домашнее задание

-Выучить слова песни



© 2010-2022