Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Раздел Музыка
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации Северодвинска

Городской конкурс учебно-исследовательских работ

школьников «Ученые будущего»















Народная песня в сказках Степана Писахова












Худякова Валерия Денисовна,

ученица 6А класса

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная

школа № 23»

Руководитель:

Карпова Ирина Александровна,

учитель музыки и искусства

высшей квалификационной категории











Северодвинск

2014 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..…………………….3

Глава 1. Северный чародей - С. Г. Писахов……………………………………….………….4-5

Глава 2. Жанровое разнообразие русских народных песен……………………….……………6

Глава 3. Народная песня в сказках С. Г. Писахова……………………………………………7-8

Заключение………………………………………………………………………………………...9

Литература……………………………………………………………………..…………………10

Приложения…………………………………………………………………………………...11-14

ВВЕДЕНИЕ

Имя С. Г. Писахова с детства знакомо каждому жителю Поморья. Вот и меня заинтересовало творчество самобытного северного писателя, художника, Творца. В прошлом году я работала над исследованием по теме «Особенности женских образов в творчестве С. Г. Писахова». Решила продолжить изучение разносторонней талантливой личности нашего земляка, и в этом учебном году меня привлекла новая тема, связанная с творчеством писателя - использование народной песни в сказках С. Писахова.

Цель данной исследовательской работы - выявить жанровое разнообразие народной песни в сказках Степана Григорьевича Писахова.

Задачи работы:

  1. Проанализировать сказки С. Г. Писахова, изучить их особенности;

  2. Выявить в сказках жанры русской народной песни и выяснить их роль в живой фольклорной традиции Русского Севера.

Исследование актуально как с теоретической, так и с практической точек зрения, потому что на наших глазах в связи с уходом в небытие старшего поколения, знатоков и хранителей народной песенной культуры исчезают целые пласты традиционного песенного фольклора, имеющего архаичные корни (календарные, семейно-бытовые, исторические, протяжные лирические песни). Значимость данного исследования состоит в том, что результаты его могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по изучению русского фольклора, творчества С. Г. Писахова, а также могут найти применение в процессе преподавания различных школьных дисциплин гуманитарного цикла - литературы, музыки, искусства, МХК, на занятиях краеведческих кружков.

Сведения о русской народной песне, о музыкальном фольклоре, народном песенном и литературном творчестве содержатся в широком круге различного рода изданий; начиная с 18-19 века о них писали в своих работах этнографы, литераторы, фольклористы. Кроме того, существует ряд учёных, в разное время исследующих творчество С.Г. Писахова - литературное и художественное. Новизна данной работы состоит в том, что исследований, направленных конкретно на изучение данной темы, не было выявлено ни в печатных изданиях, ни в сети Интернет.

В процессе работы мне приходилось неоднократно обращаться к текстам сказок С.Г. Писахова, посещать библиотеку, знакомиться с критической литературой, повествующей о своеобразии творчества северного сказочника. Методика исследования представляла собой чтение и анализ сказок; изучение источников; сбор и обработку информации; сравнение; обобщение.

Глава 1

Северный чародей - С. Г. Писахов

«Степан Григорьевич Писахов был поистине душой Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад поморов - все, сто составляет самую глубинную природу северного края». Эти слова писателя Владимира Лидина как нельзя более точно определяют личность этого необыкновенного человека, который родился и прожил всю жизнь в Архангельске. [8, 15] (Приложение 1).

Сказки Писахова, уходя своими истоками в поморский фольклор, в живую народную речь, являются миниатюрами с характерным сочетанием мягкого юмора, тонкого лиризма и сатирической гиперболизации.

Мать, Ирина Ивановна, и бабушка, Хиония Васильевна, родом из пинежских поморов (деревни Труфанова гора Пинежского района), ревнители чистых бытовых традиций и этических норм, воспитывали мальчика в духе строгой морали. С ранних лет увлекался он сказками. Как только заводились 2-3 копейки, сразу же покупал на них лубочную книжечку и читал, не отрываясь. Бабушка знала и сказывала северные были. В ее доме (а жила она в Соломбале) останавливались приезжавшие в Архангельск земляки и землячки, от которых будущий писатель наслушался фантастических народных историй, старин, скоморошин. Брат Хионии Васильевны, дед Леонтий, был сказителем-профессионалом, и его были и небылицы запечатлевались в душе мальчика. [5, 11]

Писахов часто общался с северными сказителями, в том числе и с М.Д. Кривополеновой. И в результате сам начал рассказывать свои сказки. «Часто импровизировал и очень редко записывал. Первая сказка «Ночь в библиотеке» мною была написана, когда мне было 14 лет». Первая его опубликованная сказка «Не любо - не слушай…» появилась в 1924 году. Рождались сказки Писахова в гуще народного словотворчества. Поэтому в них звучит живая и чистая северная речь, очень выразительная и яркая. «Сказки Писахова - гимн жизненным силам и бесконечности человеческих возможностей», - пишет И.Б. Пономарева в предисловии к книге сказок. [4, 16]

В сказках Писахов живописует не только быт и нравы северного поморского крестьянства. В них автор отразил сознание народа, его внутреннюю жизнь, его стремления. В нем воспето сердце народное. А ведь душа человека и земля, породившая его, навсегда останутся важнейшей проблемой искусства.

Степан Григорьевич очень любил серьезную (по всей видимости, классическую) музыку. Слушал ее во время работы над живописными произведениями. В одном из его писем Я. З. Шведову читаем: «…Трудно сказать: люблю музыку - музыка мне нужна для работы, для внутреннего восстановления. Могу работать, когда, вспоминая, слышу музыку. Если заставлю себя работать без слышания музыки (вспоминая) - испорчены краски. Люблю серьезную музыку. Я больше вижу, чем слышу». [4, 330]

С.Г. Писахов мечтал о том, чтобы музыку можно было не только слышать, но и видеть. В письме Л.В. Колю он писал: «Стал «вспоминать (придумывать), как мы встречали 2000-й года! Наши ученые, мастера музыкальных инструментов, сделали музыку видимой (для советской науки достижимо). Помню, я первый раз услышал и увидел музыку Чайковского! В восторге я подскочил на тысячи километров!» [4, 336]

О сочинении, исполнении народной песни Писахов говорит иначе: «Фантастика - мир другой. Все крутится узором. На песне могу ехать, плыть, лететь! «Песня старинная, длинная, с выносом!» Вскочил на песню, и понесло меня все выше, выше! Девки петь перестали, по делам пошли, а песня звенит и несет меня…» [4, 330] Кстати, фраза эта неоднократно встречается у Писахова (в сказке «Морожены песни» [4, 29] и в очерке «Хваленки» [4, 252]).

Устный фольклор Писахов связывал с жизнью и бытом простых людей. Например, в письме Петру Васильевичу читаем:

«Середка сыта - концы играют.

Руки машут, ноги пляшут,

Язык песенки поет!

Если сердце согрето - весь песней живешь.

Много поговорок сказывали старики допрежь и по сю пору говорят. А поговорки норовисты: приходят, под руку подвертываются ко поры ко времени, зря не встрянут… К слову, к месту бегут, выстраиваются… На поклон легки, на слово скоры, хороводы ведут, словами узор плетут.» [4, 345-346]

Высоко ценил дарование Степана Григорьевича наш земляк Ф.А. Абрамов: «Многое питало талант Писахова - сказочника: и фольклор, и вечно живые образы отечественной и мировой литературы, и поморский уклад жизни…и вся атмосфера бурного ХХ века…» [3, 86]

Можно сделать вывод, что под влиянием своих земляков, поморов - творцов фольклора - складывался характер сказочника, появлялись сюжеты, герои будущих произведений. Значит, окружение во многом сформировало представление писателя о жизни.

Глава 2

Жанровое разнообразие русских народных песен

Справедливо писал А.М. Горький, что «народ - не только сила, создающая все материальные ценности, он - единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все поэмы, все трагедии земли и величайшую из них - историю всемирной культуры». [2, 48] О тесной связи русской песни с трудом и бытом народа писал и Н.В. Гоголь. «Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы, вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек». [1, 114]

«Жанр - определенный тип музыкального произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число сочинений. Жанры отличаются друг от друга особенностями содержания и формы, а вызваны эти отличия жизненными и культурными целями, своеобразными у каждого из них». [7, 98]

В русской деревне песня сопутствовала человеку буквально всю жизнь. Песнями баюкали младенца в зыбке, дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки. Пели парни и девушки, когда водили на лугу хороводы. Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе. Без песен не бывало свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. (Приложение 3).

К числу древнейших жанров принадлежали обрядовые и трудовые песни. Музыка помогала человеку в труде. Так родились песни, связанные с земледельческими работами - покосные, жатвенные, молотильные, прядильные. Важнейшие события истории, подвиги богатырей и народных героев легли в основу эпических жанров. Умением петь эпические песни, «сказывать» былины владели немногие певцы-знатоки. Это было искусство высокое, сложное, поэтому мастера эпоса всегда были окружены в народе почетом и уважением. На Руси их звали сказителями или старинщиками (от слова «старина», как называли былину). В бытовых жанрах намечалась и линия развлекательной музыки: она была представлена искусством скоморохов - профессиональных музыкантов, которые пели, плясали, играли на музыкальных инструментах, устраивали представления.

Итак, на протяжении многих столетий в нашей стране возникали, развивались и достигали высокого расцвета разнообразные песенные жанры, разнохарактерные виды устного музыкального и музыкально-поэтического народного творчества.

Глава 3

Народная песня в сказках С. Г. Писахова


Сказки Писахова - это сказки о нашем родном северном крае. Мы видим в них детали быта, занятий, нравов, привычек жителей поморской деревни. Место действия в большинстве сказок - деревня Уйма, что находится в 18 километрах от областного центра. В сказках встречаются и названия других населенных пунктов Архангельской области: Архангельск, Соломбала, Кузнечиха, Лявля, Маймакса, Жаровиха, Кегостров и др. Герои сказок Писахова живут в основном в конце 19 - начале 20 века.

Главный герой - изумительный рассказчик Сеня Малина, прототипом которого был Семен Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина, живший в деревне Уйма. С ним Степан Григорьевич познакомился в 1928 году. Героями сказок являются односельчане Сени Малины, исторические личности, животные, явления природы, а иногда даже неодушевленные предметы быта и утварь.

Видимо, неслучайно появляется в сказках главный персонаж - Сеня Малина. Он душевно красив, душевно притягателен. Он умеет улавливать красоту жизни и красоту человеческих отношений. В образе Сени Малины раскрыта неумолимая тяга к художеству, постоянно живущая в народе. Весь строй души Сени Малины поэтичен. С.Г. Писахов наделил Сеню чувством красоты, которое присуще ему органически, так же, как органически свойственны ему и другие коренные черты поморов: душевная открытость, искренность, добротность во всех делах и поступках. (Приложение 2).

«Великим умельцем» называет Сеню Малину Ф. Абрамов «Всё он умеет делать… А песни, обыкновенные северные песни можно морозить да еще на продажу за море вывозить…», «Ну, а если непременно докапываться до родословной писаховского героя, то он, конечно же, из веселого племени русских скоморохов, тех бывалошных потешных людей, речевое искусство которых и по сие время дает себя знать в языке северян». [3, 85] О таких талантливых северянах упоминает и Б. Шергин: «Поморянин, поэтически одаренный, вполне укладывался творчеством в традиционные формы устной поэзии - песню, сказку, былину. Но в этом стиле, в этой стихии он чувствовал себя хозяином и являл свое творчество не только артистическим исполнением, но и безудержной импровизацией, отвлечениями в сторону самой злободневной современности». [6, 263]

Определить жанр сказки порой бывает довольно трудно: порой невозможно понять, волшебная это сказка, о животных, или бытовая? Сюжеты сказок тоже отличаются от традиционных и больше напоминают сценки из жизни обычного человека.

Об отношении автора к песне как нельзя лучше говорится в зачине сказки «Своя радуга»: «Ты спрашиваешь, люблю ли я песни?... Без песни, коли хошь знать, внутрях у нас потемки. Песней мы свое нутро проветривам, песней мы себя, как ланпой освещам. Смолоду я был песенным мастером, стихи плел. ... Песни люблю, рассказы хороши люблю, вранье не терплю!» А в сказке «Морожены песни» С.Г. Писахов говорит о значении песни в жизни русского человека: «В нашем обиходе песня постоянно живет, завсегда в ходу. На работе песня - подмога, на гулянье - для пляса, в гостьбе - для общего веселья». Ну, а зимой морожеными песнями деревню украшали: «А девкам перво дело песни. На улицу выскочат…затянут песню старинну, длину, с переливами, с выносом!... Девки из мороженых песен кружева сплетут да всякие узорности. … На конек затейно слово с прискоком скажут. По краям частушек навесят. … Нарядней наше деревни нигде не было. Весной песни затают, зазвенят, как птицы каки невиданны запоют!»

В течение жизни С.Г. Писаховым было написано чуть более 100 сказок. И во многих упоминаются песни, хороводы, пляски, а порой песня становится главным «действующим лицом» сказки. В названиях некоторых сказок встречаем слово «песня»: «Морожены песни», «Сила моей песни плясовой» или «пляшет»: «Девки в небе пляшут», «Пляшет самовар, пляшет печка». (Приложение 4).

Чаще всего в сказках Писахова встречается плясовая и хороводная песня - поют герои сказок веселые плясовые («Морожены песни», «Оглобля расцвела», «Месяц с небесного чердака», «Невеста»), пускается в пляс сам Сеня Малина («В одно время в двух гостях гощу») и его односельчане («Яблоней цвел»), водят хороводы и пляшут девушки с парнями («Девки в небе пляшут»), животные («Не любо - не слушай», «Мамай», «Сила моей песни плясовой») и даже домашняя утварь («Пляшет самовар, пляшет печка»). Любили в деревне Уйма и задорную частушку - («Морожены песни», «Яблоней цвел», «Кабатчик лопнул»). Помогала в труде артельная песня «Дубинушка» («Река уже стала»). Любили «затянуть», «завести» лирические протяжные песни («Морожены песни», «Мамай», «Своя радуга»), застольную («Как соль попала за границу»), причитания («Оглушительно ружье», «Гуси», «Лунны бабы»), колыбельную («Ветер про запас»).

Таким образом, Писахов словно помогает нам своими сказками сделать выводы об особенностях бытования песни у поморов: преобладали плясовые и хороводные песни, игровые и частушки, популярны были протяжные лирические песни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Народные песни - наше культурное наследие, ценный памятник прошлого. Они запечатлели черты русского национального характера: задушевность, грусть и мягкий юмор, хлесткую насмешливость, любовь к труду и уважение к труженику, способность стойко переносить невзгоды и смелый протест против несправедливости. Русский человек предстает в наших песнях как человек богатой, щедрой души.

Народные песни и сейчас остаются образцом поэтического искусства для наших поэтов, многие из которых развивают традиции русской песенной культуры в своем творчестве. Для того чтобы произведение стало истинно народным, чтобы оно было принято средой, в которой живет ее автор-исполнитель, нужно, чтобы люди, окружающие его, запомнили песню и стали ее петь как свою, выражающую чувства, настроения, мысли всех членов данного коллектива, а в дальнейшем, быть может, и всего народа. Но чтобы сложить такую песню, нужно глубоко ощущать стиль, манеру, способ художественного выражения, распространенный в этой местности или в данной среде людей.

В среде поморов всегда ценили и поощряли талантливых людей. Это способствовало тому, что носитель таланта не порывал со своим бытом и укладом. Особым признанием пользовались на зверобойном, рыбном, лесном промыслах сказочники, певцы, сказители былин, а также женщины - слагательницы причетов, плачей, песен.

Песенному творчеству русского народа присуще большое жанровое разнообразие. В зависимости от особенностей содержания и формы различают трудовые (артельные и земледельческие), игровые, обрядовые, величальные, свадебные, семейно-бытовые, хороводные, плясовые, шуточные, удалые, исторические, протяжные лирические песни. Особыми видами музыкально-поэтического творчества являются плачи, причитания, колыбельные, детские припевы, эпические сказы, былины, духовные стихи, частушки, а также разнохарактерные наигрыши (по большей части песенные напевы с вариациями), исполняемые на народных инструментах. В зависимости от бытования в той или иной среде и условий исполнения среди старинных песен различают бурлацкие, ямщицкие, батрацкие, фабричные, рекрутские, солдатские, матросские, крестьянские и городские.

Жизнь фольклора продолжается. Я занимаюсь в ансамбле «Северная отрада», исполняю народные песни разных жанров и считаю, что являюсь достойной продолжательницей народных песенных традиций родного края, России. Только соприкасаясь с народным искусством можно сохранить живой самобытный фольклор Русского Севера…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в шести томах, т.6. - Москва, 1953.

  2. Горький А.М. О литературе. Литературно-критические статьи. - Москва, 1953.

  3. Литературный Север: Книга для учащихся 5 - 8 классов / Сост. Л.С. Скепнер. - Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1995.

  4. Писахов С.Г. Сказки; Очерки; Письма: [Сборник / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. И.Б. Пономарева]. - Архангельск: Северо - Западное книжное издательство, 1985.

  5. Сахарный Н. Степан Григорьевич Писахов. Биографическиий очерк. - Архангельское книжное издательство, 1959.

  6. Шергин Б.В. Изящные мастера. - М., Молодая гвардия, 1989.

  7. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. - Москва, издательство «Педагогика», 1985.

  8. Кононов А.Н. Поэтическая душа Русского Севера. [Электронный ресурс] / А.Н. Кононов // Русское искусство [сайт] - Режим доступа: www/rusiskusstvo.ru/themes/artist/a1336/ -Загл. с экрана.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Портреты С. Г. Писахова


Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Проект Народная песня в сказках Степана Писахова


Приложение № 2

Иллюстрации к сказкам С.Г. Писахова

(Сеня Малина)


Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Проект Народная песня в сказках Степана Писахова


Приложение № 3

Жанры русских народных песен


Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Проект Народная песня в сказках Степана Писахова


Приложение № 4

Иллюстрации к сказкам С. Г. Писахова


Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Проект Народная песня в сказках Степана Писахова

Проект Народная песня в сказках Степана Писахова


© 2010-2022