Некоторые вопросы подготовки к сценическому выступлению учащихся - музыкантов

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Некоторые вопросы подготовки к сценическому выступлению

учащихся - музыкантов.


Работа педагога - это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда престижность профессии падает, все особенно усложняется. В сфере искусств, круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к работе. В этом, может быть, и состоит основная трудность.

Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать. Для этого мы и стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду. Все эти качества помогают воспитывать профессионально грамотного педагога. Чтобы научить учащегося творчески подходить к занятиям, педагог должен стремиться не преподносить все в открытом виде, а всегда давать «пищу» для размышления в домашней работе.

Мы должны научить своего ученика слушать и слышать, наблюдать и делать отбор. Прививать ученику общую культуру, открыть ему эстетическую и познавательную ценность музыки, воспитать слух, руководить воспитанием исполнительского мастерства.

Дарование и мастерство музыканта - педагога проявляются в умении выявить и развить лучшие задатки каждого учащегося, способствовать формированию его индивидуальность. Опытный педагог органично сочетает в своей работе воспитание - выявление и развитие лучших задатков ученика- и обучение, т.е. передачу ученику знаний, умений, приемов исполнительской работы.

Одной из важнейших проблем в музыкально- исполнительском искусстве является психологическая подготовка к концертному выступлению.

Нет артиста, который не пострадал бы от негативных форм сценического волнения.

Н.А.Римский - Корсаков часто повторял: «эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено произведение». С этим нельзя не согласиться.Но сценическое состояние зависит не только от того, насколько надежно разучено музыкальное произведение.

Одним из важнейших компонентов психологической подготовки исполнителя к концертному выступлению являются приемы сценического состояния.

Однако методика саморегуляции недостаточно изучена. И каждый музыкант опирается в своем выступлении на рекомендации педагога, основанные на личном опыте, на субъективных ощущениях.

Ценные советы по психологической подготовке исполнителя к концертному выступлению содержатся в книгах, статьях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов Д.Д.Благого, Г.М.Когана, Г.Г.Нейгауза, С.И.Савшинского и др. Но, к сожалению, эти рекомендации не объединены в самостоятельный раздел методики.У каждого музыканта свой собственный стиль работы над произведением. И каждый сталкивается со своими трудностями, связанными с особенностями их нервной системы.

Особенности нервной системы исполнителя

Спортивные психологи установили, что предстартовые реакции проявляются в трех основных формах:

  1. Боевая готовность

  2. Предстартовая лихорадка

  3. Предстартовая апатия

Сценическое состояние музыканта, каким бы индивидуальным оно не было, можно объединить в следующие основные формы:

  1. Состояние творческого подъема

  2. Состояние тревоги и беспокойства

  3. Состояние апатии

Если сравнивать, то сценическое волнение музыканта сходно с той или иной предстартовой реакцией спортсмена.

Состояние творческого подъема во время удачного концертного выступления сопровождается изменениями в организме, характерными для спортсмена в состоянии «боевой готовности». В этом состоянии возрастает быстрота реакции, обостряется мысль и внимание, повышаются адаптивные возможности.

Состояние тревоги и беспокойства, которые испытывают некоторые музыканты во время выхода на сцену, сопровождаются изменениями в организме, характерными для «предстартовой лихорадки». Тормозные процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение, поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, что снижает возможность адаптации.

Состояние безразличия, во время которого у музыканта пропадает желание к творчеству и хочется лишь одного - чтобы его оставили в покое, схоже с состоянием «предстартовой апатии» спортсмена.

Некоторые музыканты рассматривают сценическое состояние как следствие особенностей его нервной системы, и предлагают аутотренинг, заимствованный из спортивной психологии. Но эти рекомендации не имеют прямой направленности на творчество, не нацелены на стимулирование исполнительской фантазии, слуховых представлений, обострения музыкального мышления и обретения творческого вдохновения. Здесь нужно отметить, что важно тренировать устойчивость к тем психическим помехам, которые характерны для исполнительской деятельности.

Структура динамических сторон личности

Разработкой динамической структуры личности занимались многие психологи. Наибольшее распространение получила концепция К.К.Платонова, согласно которой все особенности каждой личности укладываются в четыре подструктуры, обобщенно названной автором направленность, опыт, психические процессы, биопсихические свойства.

Опираясь на концепцию К.К.Платонова можно выявить все стороны личности, которые влияют на особенности того или иного сценического состояния музыканта.

Структура таких сторон личности могла бы выглядеть следующим образом:

  1. Психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность, потребность в такой деятельности

  2. Творческий опыт исполнителя, его профессиональные знания;

  3. Особенности психических процессов (в том числе исполнительское внимание, воля, слуховые представления, гибкость психологической адаптации);

  4. Типологические свойства высшей нервной деятельности, темперамент.

Все стороны личности взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно предположить, что сценическое состояние исполнителя формируется под воздействием всех четырех подструктур.

Музыкант-исполнитель может добиться высоких творческих результатов в том случае, когда перечисленные выше стороны его личности действуют слаженно.

Успех выступления музыканта-исполнителя зависит от слаженности работы трех функций психики -интеллектуальной, эмоциональной и двигательной.

Психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность

Психологическая установка на музыкально- исполнительскую деятельность мобилизует все творческие способности, но не всегда осознается музыкантом. Эта мобилизация, поиски того или иного исполнительского решения могут осуществляться даже в те моменты, когда казалось бы музыкант не думает о предстоящем концерте.Устойчивая психологическая установка на периодически повторяющуюся творческую работу со временем преобразуется в потребность.

Для формирования психического состояния творческого подъема наиболее ценными являются следующие потребности:

- потребность в приобщении к прекрасному, участвуя в исполнительском процессе;

- потребность в творческом общении с партнерами по ансамблю и с публикой;

- потребность в самовыражении, в желании запечатлеть, сохранить, донести до других людей свое особое, личное видение мира.

Учащиеся, лишенные этих потребностей, плохо чувствуют себя на концертной площадке

Увлеченность исполнительским процессом, творческими задачами, художественными образами музыкального сочинения помогает музыканту направить свое волнение в нужное русло.

Многое учащиеся страдают от различных форм сценического волнения, потому что не могут сосредоточиться на творческих задачах, но озабочены тем, к каким последствиям приведет возможная ошибка, как они выглядят, какое впечатление производят на слушателей. Им будет полезно перед выступлением методом аутосуггестии внушить себе желание как можно скорее выступить перед публикой - «я хочу играть, потому что мое исполнение будет интересно собравшимся людям!» Ведь исполнителю, который с нетерпением ждет выступления, легче обрести сценическое состояние, способствующее успеху.

Особенности психических процессов

На сценическое состояние учащегося оказывают влияние все психические процессы, протекающие в момент исполнения музыкального сочинения. Наиболее важные из них:

- исполнительское внимание и воля;

- слуховые представления;

- оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения;

- гибкость психологической адаптации;

- музыкальная память.

Внимание и воля- это особые способности личности, являющиеся необходимым условием для успешного осуществления любой деятельности. Как и прочие человеческие способности, они поддаются развитию и совершенствуются в процессе образования и воспитания.

Исполнительская воля позволяет музыканту снимать импульсивность во время выступления, достигать органического единства эмоционального и рационального начал.

Мысленно «проигрывая» фрагменты сочинения, представляя себя на концерте и внушая себе соответствующее психологическое состояние, исполнитель тренирует свою способность эмоционально переживать и истолковывать музыку в условиях сценического волнения.

Важным условием для успешного выступления музыканта является оптимальный уровень эмоционального возбуждения для данной личности, который создает предпосылки для возникновения особого состояния души, творческого подъема, что принято называть вдохновением.

Адаптация личности определяется формированием сценического состояния музыканта. Исполнитель адаптируется к образному языку композитора, к техническим выразительным средствам, к собственному физическому и психическому состоянию.

Боязнь забыть нотный текст- распространенная болезнь среди учащихся. Своим учащимся рекомендую использовать методику запоминания текста польского пианиста Гофмана. Эта методика заключается в мысленном беззвучном проигрывании сочинения сначала по нотам, а затем в мысленном беззвучном проигрывании сочинения сначала по нотам, а затем без них.

Подготовка менее способных учащихся к концертному выступлению

Мастерство музыканта-педагога проявляется в том, насколько точно он может выявить и развить лучшие задатки каждого учащегося, способствовать формированию его индивидуальности. Этому может способствовать атмосфера творчества, взаимопонимания, доброжелательности, которую необходимо создать у себя в классе.

Как правило, у одного преподавателя может быть от 4-х до 7-ми учащихся с разной степенью подготовки и дарования. Поэтому, необходимо создать в классе обстановку здорового соперничества и бережного отношения к личности учащегося. Особенно ранимы менее способные учащиеся, поэтому в работе с ними надо соблюдать особый такт и ни в коем случае не допускать насмешек и упреков, относящихся или к их скромным данным, или к недостаточной в прошлом подготовке. Это может выработать у ученика комплекс неполноценности и тогда не может быть речи ни о какой работе с ним. Он замкнется, будет все время внутренне «зажат», что не даст возможности его роста и может привести к тому, что такой учащийся бросит работать. Хотя при другом подходе из него получился бы грамотный, добросовестный, интересующийся своей работой, постоянно повышающий свой профессиональный уровень педагог.

Выступления менее способных учащихся надо обязательно включать в общие классные концерты. Это придает им уверенность в своих силах и побуждает к работе над более сложными произведениями. Таким учащимся надо точно и четко объяснить их достоинства и недостатки. Достоинства всячески развивать и поощрять каждую, даже самую маленькую удачу. А недостатки тщательно анализировать и планомерно стремиться от них избавиться.

У менее способных учащихся существует своеобразная «боязнь» плохой оценки. Если они получают тройку, то настроение у них падает, заниматься начинают с неохотой. Ну, например, нужно объяснить учащемуся, что хорошую, крепкую тройку тоже нужно заработать упорным трудом. И если педагог доволен занятиями данного учащегося, то тройка - это этапная оценка. Надо спокойно работать дальше и результат будет выше.

Преподавателю приходится быть более зорким, более чутким, стараться выбрать более короткий путь в достижении своей цели, искать самому такой путь, вырабатовать свои методы работы. Причем для каждого учащегося приходится искать свой путь. То, что для одного учащегося подходит очень хорошо, для другого является неприемлемым.

Если способный ученик и ученик со средними данными сам может выучить произведение наизусть, то с менее способными учащимися необходимо этим заниматься специально. Научить его ориентироваться в тональности, пропеть мелодию, проанализировать тональный план.

Есть учащиеся, игра которых изобилует «срывами», они часто из-за ошибок не могут доиграть произведение до конца. Такие учащиеся очень боятся сцены (не волнуются, а именно боятся). Поэтому не могут реализовать себя на сцене. Беседы с этими учащимися и анализ таких ситуаций привели к выводу: боятся они потому, что чувствуют неуверенност, а неуверенны они потому, что не могут играть без ошибок.

Значит надо снять «комплекс ошибок». Учащиеся боятся даже не самих ошибок, а того, что не смогут доиграть до конца произведение, не смогут после ошибки продолжить игру. Один из способов решения этой проблемы заключается в следующем: в умении ученика во время урока сыграть наизусть произведение с любого такта. Через определенный период учащийся уверенно и стабильно играет программу на сцене.

Заключение

Универсальных «рецептов» для преодоления негативных форм сценического волнения не существует. При выборе приемов психологической подготовки необходимо учитывать индивидуальные особенности психики учащихся.

Список использованной литературы


  1. Федоров Е.Е. Вопросы методики обучения на духовых инструментах. Новосибирск, 2008 г., С. 75-87.

  2. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л. Музыка, 1974 г.

  3. Коган Г.У. врат мастерства. М., 1961 г.

  4. Родионов А. Темперамент и типы высшей нервной деятельности. М., Высшая школа, 1968 г.

  5. Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя. Вопросы психологии, 1975г., № 1, С. 68-79.

  6. Черникова О.Эмоциональные состояния в спорте. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Спб, Питер, 2000 г., С. 73-78.

Преподаватели Специализированной музыкальной школы- интернат Альжанова К.С., Турганбаева Г.Э.



© 2010-2022