- Преподавателю
- Музыка
- Программа внеурочной деятельности 1-4 кл
Программа внеурочной деятельности 1-4 кл
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Капусто В.И. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МОУ «Оленегорская средняя общеобразовательная школа»
Аллаиховского улуса
«Согласовано»
Руководитель МО
Слепцова Я.С.____________
Протокол № ___ от
«____»__________2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УР ПротодьяконоваЛ.С._________
«____»____________2015 г.
«Утверждаю»
директор Колесова В.Е. __________
Приказ № ___ от
«___»______________2015 г.
Республики Саха (Якутия)
Рабочая программа внеурочной деятельности
По музыке для 1-4 классов
«веселые нотки»
за 2015 - 2016 учебный год
Составила: учитель Капусто Владислав Иванович
Оленегорск -2015
«Без музыкального воспитания
невозможно полноценное
умственное развитие человека»
Сухомлинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы музыкального кружка «Весёлые нотки» по содержанию является художественно - эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.
В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации - предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма - в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
При планировании работы кружка (в соответствии с ФГОС начального общего образования) учитывается основная цель:
формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи кружковой деятельности:
Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.
Развивать творческие способности младших школьников.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 10 лет.
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы.
Постановка музыкальных номеров, инсценировка эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Режим занятий
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Каждое занятие длится 35 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий.
- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
- самостоятельно включаться в творческую деятельность
-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.
-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Занятия в кружке «Весёлые нотки» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, противопожарный инструктаж учащихся. В конце занятия - музыкальная игра «Угадай мелодию».
1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
Содержание
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки.
Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
Формы - музыкально-театрализованные упражнения, конкурс «Шумовые и музыкальные загадки», «Шумовой оркестр».
Методическое обеспечение:
Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. «Музыка», учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста - Москва, 1998,
«Детский оркестр»,
музыкальные записи, музыкальная игра «Угадай мелодию» (презентация)
2. Тема «Разбудим голосок»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.
«Голос - одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные - слабые, высокие - низкие, чистые - нечистые, звонкие - глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос - нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Методическое обеспечение:
В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000,
М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005,
3. Тема «Развитие голоса»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
Методическое обеспечение:
В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999
4. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы - импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
Методическое обеспечение:
Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки.
«Рождество» - пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997.
Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». - М.: Новая школа, 1993
Видеокамера, компьютер, проектор, экран.
5. Тема «Музыка»
Содержание
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы - экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.
Методическое обеспечение:
Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - М.: Просвещение, 1989
В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991
компьютер, проектор, экран.
6. Тема «Творчество»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - творческие игры, конкурсы.
Методическое обеспечение:
Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - М. "Аквариум" - 1999
Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010
Видеокамера, компьютер, проектор, экран.
7. Тема «Радуга талантов»
Содержание
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Важна и непосредственная организация показа концерта: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, костюмы, музыкальное сопровождение.
Методическое обеспечение: сборник сценариев О.Емельяновой.
компьютер, проектор, экран.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Компьютер,
музыкальный центр (караоке),
диски с записью музыкальных сказок,
диски с музыкой (классической и детской),
музыкальные инструменты.
Тематический план занятий в 1-4 классах
№
п/п
Тема занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Дата
прове
дения
всего
теорет.
прак
тич
1
Тема: «Шумовые и музыкальные звуки»
Групповая игра (занятие в классе)
6
1
1
1
5
Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию»
2
Разучивание песни «Теперь мы первоклашки». Игра на различение ритма «Кулачки и ладошки» Е.Тиличеева.
Групповая и индивидуальная игра
1
-
1
3
Знакомство с игрой «Охотники и зайцы» Е.Тилитчеева.
Работа над выразительностью песни «Теперь мы первоклашки».
групповая
1
-
1
4
Пение детских песен караоке. Знакомство с игрой «У медведя во бору».
групповая
1
-
1
5
Разучивание игры-хоровода «Гости ходят в огород» Д.Кабалевского.
групповая
1
-
1
6
Работа над игрой-хороводом «Гости ходят в огород»
групповая
1
-
1
7
Тема: «Разбудим голосок».
Групповая игра (занятие в классе)
8
1
-
-
8
1
Распевание.
8
«Вокальная гимнастика».
Вокально-хоровые и дыхательные упражнения (занятие в классе)
1
-
1
9
Упражнение на развитие дыхания.
Парная и индивидуальная деятельность
1
-
1
10
Разучивание песни «Наступила осень»
групповая
1
-
1
11
Работа над песней «Наступила осень».
Разучивание движений танца «Облачко и солнышко».
групповая
1
-
1
12
Повторение разученных песен.
Работа над танцем «Облачко и солнышко»
групповая
1
-
1
11
Разучивание песни «Дружба-это здорово» А.Кудряшова. Работа над танцем.
Групповая
1
-
1
12
Работа над песней «Дружба - это здорово»
групповая
1
-
1
13
Знакомство с игрой «Музыкальный платочек». Разучивание
групповая
1
-
1
14
Повторяем разученные песни и игры.
групповая
1
-
1
15
Тема: Развитие голоса»
Сольная и хоровая деятельность
15
1
-
-
15
1
Разучивание песни «Давайте играть»
16
Работа над песней «Давайте играть»
групповая
1
-
1
17
Разучивание танца «Давайте играть»
групповая
1
-
1
18
Работа над танцем.
групповая
1
-
1
19
Разучивание игровых упражнений : цветок, передай флажок, осенние листья.
групповая
1
-
1
20
Разучивание песни «Зимушка». Разучивание движений танца снежинок.
групповая
1
-
1
21
Работа над песней «Зимушка». Разучивание танца.
групповая
1
-
1
22
Работа над танцем. Повторение разученных песен .
групповая
1
-
1
23
Разучивание песни «Первый снег». Знакомство с игрой на различение тембра «Догадайся, кто поёт» Тиличеева.
групповая
1
-
1
24
Работа над песней «Первый снег» , разучивание движений танца «Первый снег»
групповая
1
-
1
25
Работа над танцем. Знакомство с игрой «Весёлые музыканты».
групповая
1
-
1
26
Повторение разученных песен и игр.
групповая
1
-
1
27
Разучивание песни «Ёлочка» А.Кудряшова
групповая
1
-
1
28
Работа над песней «Елочка». Повторение разученных танцев.
групповая
1
-
1
29
Исполнение новогодних песен.
групповая
1
-
1
30-31
Тема: «Музыка»
Групповая
22
2
1.5
1
20,5
1
Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки»
32
«Музыка-здоровье-жизнь»
групповая
1
0,25
0,75
33
Разучивание игры на различение тембра «На чём играем?» Тиличеева. Повторение песен
групповая
1
-
1
34
«Композитор -исполнитель -слушатель»
Музыкальная игра (занятие в классе)
1
0,25
0,75
35
Разучивание песни «У моей России»
групповая
1
-
1
36
Работа над песней «У моей России». Повторение танца «Давайте играть»
Групповая игра (занятие в классе)
1
-
1
37
Разучивание песни «Наша Армия». Марш под музыку песни.
групповая
1
-
1
38
Работа над песней «Наша Армия». Исполнение песни «У моей России»
групповая
1
-
1
39
Работа над выразительностью песни «Наша Армия» Разучивание марша «Мы шагаем как солдаты».
групповая
1
-
1
40
Разучивание песни «Мой папа». Работа над маршем.
групповая
1
-
1
41
Работа над песней «Мой папа». Игра «На чём играем?» Тиличеева.
групповая
1
-
1
42
Повторение разученных песен и танцев.
групповая
1
-
1
43
Разучивание песни «Мой подарок маме»
групповая
1
-
1
44
Работа над песней Разучивание танца под музыку «Вальса» Глинки
групповая
1
-
1
45
Работа над песней и танцем.
групповая
1
-
1
46
Разучивание парного танца «Течёт ручей».Повторение песни «Наша Армия»
групповая
1
-
1
47
Разучивание песни «Песенка о бабушке»
Работа над танцем «Течёт ручей»
групповая
1
-
1
48
Работа над песней. Повторение танца под музыку «Вальса» Глинки
групповая
1
-
1
49
Разучивание песни «Весеннее настроение» М.Матвеева. Повторение разученных игр.
групповая
1
-
1
50
Разучивание танца «Губки бантиком». Повторение разученных песен
групповая
1
-
1
51
Работа над танцем «Губки бантиком».
Игра «чей кружок быстрее соберется?».
групповая
1
-
1
52
Тема: «Фольклор»
групповая
8
1
0,5
0,25
7,5
0,75
Р.н.п. "Во поле береза стояла", "В хороводе были мы".
53
Музыкальные игры русского народа «Бояре», «Музыкальный ручеек».
Групповая игра (занятие в классе)
1
-
1
54-55
Разучивание школьных частушек. Игра на ложках.
групповая
2
0,25
1,75
56-57
Сочинение частушек
Работа в парах.
2
-
2
58
Разучивание песни «9 мая». Игра «Шёл козел».
групповая
1
-
1
59
Работа над песней «9 мая»
групповая
1
-
1
60
Тема: «Творчество»
Групповая и индивидуальная работа
4
1
-
-
4
1
Музыкально-театрализованная импровизация. Песенки персонажей музыкальной сказки "Песенка веселых козлят" из детской оперы "Волк и семеро козлят" (муз. М.Коваля, сл. Е.Манучаровой)
Пластическая импровизация «Весёлые козлята»
61
«Я маленький композитор».
Игра на музыкальных инструментах
Работа в парах (занятие в классе)
1
-
1
62-63
Разучивание песни «Моя семья». Повторение танца «Губки бантиком»
Групповая игра (на свежем воздухе, в зале)
2
-
2
64-65
Тема: «Радуга талантов»
групповая
2
2
-
-
2
2
Повторение разученных песен и танцев.
66
Концерт «Радуга талантов»
групповая
1
-
1
66
3
63
ЛИТЕРАТУРА
1. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999
2. Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990
3. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999
4. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
5. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005
6. Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
7. Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010
8. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
9. Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991