Доклад на тему «Распевание в детском хоре»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ ДОД «Михайловская детская школа искусств»

Железногорского района

Курской области


Доклад на тему «Распевание в детском хоре»


Выполнила: преподаватель по теоретическим дисциплинам

Е.А.Чумакова



сл. Михайловка

2011

Все мы знаем, что важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в музыкальной школе и школе искусств является формирование и развитие у ребенка понимания и постижение языка музыки. Именно хоровое пение, академический вокал является самым доступным и активным видом творческой деятельности.

Огромную роль, конечно, играет подобранный педагогом репертуар. Именно классическая музыка помогает овладеть профессиональным музыкальным языком, сольфеджированием, вокально-хоровыми и слуховыми навыками.

Но, прежде чем приступить к разучиванию музыкального произведения, учащихся необходимо подготовить к пению. Остановимся непосредственно на вокально-интонационных упражнениях.

Для формирования навыка правильного дыхания и разогрева голосового аппарата используем следующие упражнения:

  1. маленький вдох - произвольный выдох;

  2. короткий вдох через нос и длинный выдох на согласные «в» или «ф»;

  3. в игровой форме представляем себя воздушным шариком и начинаем сдуваться. Издавая при этом глухой (без голоса) звук СССС.Постепенно наша фигура становится похожа на букву С. Ссухонький, сморщенный, согнутый старичок! Теперь надуваем шарик (т.е. себя) с помощью звука ФФФФФ, постепенно распрямляясь и для пущей важности расФуФыриваем себя, ставя руки в боки, чтобы походить на букву Ф.

Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.

В упражнениях на дикцию можно использовать следующие скороговорки:

  1. на чёткость и собранность губ - «бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа». Эту скороговорку можно использовать в вокально-интонационном упражнении на одном звуке;

  2. на формирование произношения буквы Р - «Варвара варенье доваривала, варила, да приговаривала»;

  3. на чёткое произношение шипящих согласных - «полночной порою в болотной глуши, чуть слышно бесшумно шуршат камыши»;

  4. игра - закипающий чайник, звукосочетание ШЩС. Такое звучание получится, если на одном дыхании тянуть Ш, постепенно превращая его в Щ, затем в С.

Упражнение на внимание и выразительность интонации. Учитель выбирает одно имя и произносит его на разные лады, отбивая ритм шага на коленях. Дети повторяют как эхо. Произносить надо очень выразительно, театрально!

Доклад на тему «Распевание в детском хоре»

Вокально-интонационные упражнения:

  1. Что бы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние хорошо начать распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом.
    Это упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном, непрерывном (цепном) дыхании, мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. В дальнейшем это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности (< >).
    Также хорошо его петь на слоги ма и да. Это упражнение приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «Н, Д» упругими губами.
    По мере того как продвигаются успехи пения на одной ноте с ансамблем унисона, следует постепенное расширение диапазона (секунда, терция, кварта и т.д.);

  2. следующее распевание поступенное нисходящее или восходящее движение, так как в зависимости от движения звучание голоса настраивается на фальцетное, или грудное. Диапазон этого распевания до1 (ре)1 - ля1 (си)1.

  3. кантилена - основа пения. Одна из основных задач хормейстера, научить хор петь legato. За штрихом legato следует и другие штрихи non legato, staccato. Причём обучение петь на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Здесь можно использовать специальные наглядные карточки с линиями для более прочного усвоения штрихов;

  4. для развитие диапазона хорошо использовать распевку по трезвучию на слог НА;

Распевки существуют и для развития динамического диапазона. Так называемые в работе - нюансы (крещендо, диминуэндо) вводятся постепенно. Здесь внимание ещё должно быть сосредоточено, чтобы тонус мышц голосового аппарата оставался таким же активным Р, как и форте.

Существует и работа над тембром, и главная цель этой работы - сглаживание реестровых переходов, т.е. одинаковое выровненное звучание голоса во всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала используют восходящее и нисходящее поступенное пропевание звуков, затем использование скачков с заполнением. Расширение скачков происходит постепенно, в зависимости, насколько успешно проходит работа и как быстро дети освоят элементарные принципы над этой работой.
В заключении скажу, что навыки, формирующиеся во время распевок, в следствии становятся рефлекторными. И, по сути, в одном упражнении можно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения обязательно должны быть выбраны в определённой последовательности, и не важно количество, но это не значит, что нужно выбирать много упражнений, иначе это будет перегрузкой для детей, следовательно, отсутствие приобретения навыка.

Ещё один аспект: в работе над упражнениями следует идти меньшими шажками, т.е. не пытаться добиться всего и сразу на одном занятии, иначе подобное действо в любом случае будет обречено на провал, поскольку перед певцами будут ставится непосильные задачи.

Залог успеха: - Тише едешь, дальше будешь. Всё зависит от дирижера -руководителя, ведь именно он руководит творческим процессом.


Штрих ЛЕГАТО

А - О - У - Э - И


Штрих НОН ЛЕГАТО

Ма - Мэ - Ми - Мо - Му

Ба - Бэ - Би - Бо - Бу

Да - Дэ - Ди - До - Ду

Бра - Брэ - Бри - Бро - Бру

____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____


Штрих СТОККАТО

Ля - ля

Динь - Дон

▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪


© 2010-2022