- Преподавателю
- Музыка
- Доклад на тему «Распевание в детском хоре»
Доклад на тему «Распевание в детском хоре»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чумакова Е.А. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МОУ ДОД «Михайловская детская школа искусств»
Железногорского района
Курской области
Доклад на тему «Распевание в детском хоре»
Выполнила: преподаватель по теоретическим дисциплинам
Е.А.Чумакова
сл. Михайловка
2011
Все мы знаем, что важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в музыкальной школе и школе искусств является формирование и развитие у ребенка понимания и постижение языка музыки. Именно хоровое пение, академический вокал является самым доступным и активным видом творческой деятельности.
Огромную роль, конечно, играет подобранный педагогом репертуар. Именно классическая музыка помогает овладеть профессиональным музыкальным языком, сольфеджированием, вокально-хоровыми и слуховыми навыками.
Но, прежде чем приступить к разучиванию музыкального произведения, учащихся необходимо подготовить к пению. Остановимся непосредственно на вокально-интонационных упражнениях.
Для формирования навыка правильного дыхания и разогрева голосового аппарата используем следующие упражнения:
-
маленький вдох - произвольный выдох;
-
короткий вдох через нос и длинный выдох на согласные «в» или «ф»;
-
в игровой форме представляем себя воздушным шариком и начинаем сдуваться. Издавая при этом глухой (без голоса) звук СССС.Постепенно наша фигура становится похожа на букву С. Ссухонький, сморщенный, согнутый старичок! Теперь надуваем шарик (т.е. себя) с помощью звука ФФФФФ, постепенно распрямляясь и для пущей важности расФуФыриваем себя, ставя руки в боки, чтобы походить на букву Ф.
Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.
В упражнениях на дикцию можно использовать следующие скороговорки:
-
на чёткость и собранность губ - «бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа». Эту скороговорку можно использовать в вокально-интонационном упражнении на одном звуке;
-
на формирование произношения буквы Р - «Варвара варенье доваривала, варила, да приговаривала»;
-
на чёткое произношение шипящих согласных - «полночной порою в болотной глуши, чуть слышно бесшумно шуршат камыши»;
-
игра - закипающий чайник, звукосочетание ШЩС. Такое звучание получится, если на одном дыхании тянуть Ш, постепенно превращая его в Щ, затем в С.
Упражнение на внимание и выразительность интонации. Учитель выбирает одно имя и произносит его на разные лады, отбивая ритм шага на коленях. Дети повторяют как эхо. Произносить надо очень выразительно, театрально!
Вокально-интонационные упражнения:
-
Что бы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние хорошо начать распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом.
Это упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном, непрерывном (цепном) дыхании, мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. В дальнейшем это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности (< >).
Также хорошо его петь на слоги ма и да. Это упражнение приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «Н, Д» упругими губами.
По мере того как продвигаются успехи пения на одной ноте с ансамблем унисона, следует постепенное расширение диапазона (секунда, терция, кварта и т.д.); -
следующее распевание поступенное нисходящее или восходящее движение, так как в зависимости от движения звучание голоса настраивается на фальцетное, или грудное. Диапазон этого распевания до1 (ре)1 - ля1 (си)1.
-
кантилена - основа пения. Одна из основных задач хормейстера, научить хор петь legato. За штрихом legato следует и другие штрихи non legato, staccato. Причём обучение петь на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Здесь можно использовать специальные наглядные карточки с линиями для более прочного усвоения штрихов;
-
для развитие диапазона хорошо использовать распевку по трезвучию на слог НА;
Распевки существуют и для развития динамического диапазона. Так называемые в работе - нюансы (крещендо, диминуэндо) вводятся постепенно. Здесь внимание ещё должно быть сосредоточено, чтобы тонус мышц голосового аппарата оставался таким же активным Р, как и форте.
Существует и работа над тембром, и главная цель этой работы - сглаживание реестровых переходов, т.е. одинаковое выровненное звучание голоса во всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала используют восходящее и нисходящее поступенное пропевание звуков, затем использование скачков с заполнением. Расширение скачков происходит постепенно, в зависимости, насколько успешно проходит работа и как быстро дети освоят элементарные принципы над этой работой.
В заключении скажу, что навыки, формирующиеся во время распевок, в следствии становятся рефлекторными. И, по сути, в одном упражнении можно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения обязательно должны быть выбраны в определённой последовательности, и не важно количество, но это не значит, что нужно выбирать много упражнений, иначе это будет перегрузкой для детей, следовательно, отсутствие приобретения навыка.
Ещё один аспект: в работе над упражнениями следует идти меньшими шажками, т.е. не пытаться добиться всего и сразу на одном занятии, иначе подобное действо в любом случае будет обречено на провал, поскольку перед певцами будут ставится непосильные задачи.
Залог успеха: - Тише едешь, дальше будешь. Всё зависит от дирижера -руководителя, ведь именно он руководит творческим процессом.
Штрих ЛЕГАТО
А - О - У - Э - И
Штрих НОН ЛЕГАТО
Ма - Мэ - Ми - Мо - Му
Ба - Бэ - Би - Бо - Бу
Да - Дэ - Ди - До - Ду
Бра - Брэ - Бри - Бро - Бру
____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____
Штрих СТОККАТО
Ля - ля
Динь - Дон
▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪