Рабочая учебная программа. Музыка 1-4 классы

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Заостровская СОШ»


РАССМОТРЕНО

На школьном методическом объединении учителей

«Искусство и школа»

Руководитель МО

__________Л.С.Коновалова

«___»___________2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_____________

«____»_____________2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Заостровская СОШ»

_______Т.А. Починкова

«____»_________2015г.

Рабочая учебная программа

Музыка


1-4 классы


Составлена на основе программы Автор программы

«Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина



Коновалова Лидия Сергеевна, учитель музыки, первая квалификационная категория



Рикасово 2015


Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Планирование составлено на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта.

2. Учебного плана школы.

3.Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы./Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2005г.

Место предмета в базисном учебном плане.

В федеральном базисном плане в 1 - 4 классах на предмет « Музыка» отводится 135 часов( в 1 классе-33 ч,2-4 классах по 34 ч.).

Содержание программы

Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Содержательными основными линиями являются: обогащения опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки ) ; обогащение опыта учебно- творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит своё воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное много аспектное воплощение в содержании

музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Цели обучения

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, к творчеству, образного мышления и творческих способностей;

  • освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;

  • овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности: хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация;

  • воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств учащихся, любви к родной природе, своему народу, любви к Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

В процессе музыкальных занятий в начальной школе решаются следующие задачи:

  • Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • Развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

Общеучебные умения, навыки, способы деятельности

В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:

1 класс

1 Музыка вокруг нас.

2. Музыка и ты

На изучение НРК отводится 3 часа

2 класс

1.Россия - Родина моя.

2. День, полный событий.

3. О России петь - что стремиться в храм.

4.Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

5.В музыкальном театре.

6. В концертном зале.

7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

На изучение НРК отводится 3 часа.

3 класс

1.Россия - Родина моя.

2. День, полный событий.

3. О России петь - что стремиться в храм.

4.Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

5.В музыкальном театре.

6. В концертном зале.

7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

На изучение НРК отводится 3 часа.

4 класс

1.Россия - Родина моя.

2. День, полный событий.

3. О России петь - что стремиться в храм.

4.Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

5.В музыкальном театре.

6. В концертном зале.

7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

На изучение НРК отводится 3 часа.

Результаты обучения

К концу обучения в начальной школе учащиеся овладеют способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходства и различия объектов и явлений искусства и жизни ( видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). У детей формируются представления о мире музыки, формах её бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает эмоционально-чувственную сферу учащихся, что создаёт возможность более глубокого изучения музыкального искусства в основной школе.

Знать/ понимать

  • Слова и мелодию Гимна России;

  • Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

  • Смысл понятий: « композитор», « исполнитель», « слушатель»;

  • Названия изученных жанров и форм музыки;

  • Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, обряды);

  • Названия изученных произведений и их авторов;

  • Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

Уметь

  • Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

  • Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях ( фрагментах);

  • Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

  • Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;

  • Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

  • Исполнения знакомых песен;

  • Участие в коллективном пении;

  • Музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

  • Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др. .

Критерии уровня музыкального развития учащихся:

  • Насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней;

  • Умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональных характер и определять образное содержание;

  • Умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;

  • Каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.

В программу введён региональный компонент: музыка родного края. (согласно положению-10%)

Критерии оценивания:

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности ,ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный ,но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения ,средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный ,но неполный ,средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Тематическое планирование по музыке

1 класс.

Название темы

Количество часов по рабочей программе

Виды занятий

1

Введение. Музыка вокруг нас.

1

2

Повсюду музыка слышна. Музыка Архангельска РС

1

3

Душа музыки - мелодия. Музыка осени

1

4

Композитор - исполнитель - слушатель.

1

5

Песня, танец, марш - основа музыкальных впечатлений детей.

1

6

Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. РС. Северные музыкальные инструменты.

1

7

Образы осенней природы в музыке.

1

8

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.

1

9

Обобщение.

1

10

Повсюду музыка слышна.

1

11

Музыкальные инструменты. Звучащие картины. РС. Северные художники

1

12

Звучащие картины. Разыграй песню

1

13

Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

1

14

Музыка в праздновании Рождества Христова.

1

15

Музыкальный театр: балет. Архангельский Драматический театр, Театр кукол.

1

16

Обобщение.

1

17

Музыка в жизни ребёнка.

1

18

Образы родного края. РС

1

19

Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы. (слова, краски, звуки)

1

20

Образы Защитников Отечества в музыке. РС

1

21

Музыкальные поздравления.

1

22

Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара.

1

23

Былины и сказки о воздействующей силе музыки.

1

24

Былины и сказки о воздействующей силе музыки. РС Северные сказочники

1

25

Обобщение.

1

26

Музыка в цирке.

1

27

Музыкальный театр: опера. Архангельский театр Драмы.РС

1

28

Музыка в кино.

1

29

Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. РС

1

30

Дом, который звучит. Твой музыкальный словарик.

1

31

Ничего на свете лучше нету…

1

32

Урок-концерт.

1

33

Обобщение.

1

2 класс.

Название темы

Количество часов по рабочей программе

Виды занятий

1

Ведение. Россия - Родина моя.

1

2

Символы РФ: гимн, герб, флаг.

1

3

Мир ребёнка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского, С.Прокофьева.

1

4

Музыкальный пейзаж. Мелодия. Северные интонации. РС

1

5

Образы родной природы в музыке русских и северных композиторов. РС

1

6

Песенность как отличительная черта русской музыки.

1

7

Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений.

1

8

Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Средства музыкальной выразительности.

1

ИКТ

9

Обобщение.

1

10

Великий колокольный звон. РС.

1

11

Святые земли Русской: князь А.Невский, преподобный С.Радонежский.

1

12

Воплощение великих образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантаты.

1

13

Звучащие картины. Жанр молитвы, хорала.

1

14

Рождественские песнопения и колядки. РС.

1

15

Музыка на Новогоднем празднике.

1

ИКТ

16

Обобщение.

1

17

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

1

18

Фольклор - народная мудрость. Северные обычаи: РС.

1

19

Вариации в русской народной музыке. Мотив, напев, наигрыш.

1

20

Обряды и праздники русского народа. Народные песенки, заклички, потешки: РС.

1

21

Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Театр кукол: РС.

1

ИКТ

22

Детский музыкальный театр: опера и балет.

1

23

Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

1

24

Многообразие сюжетов и образов в опере «Руслан и Людмила» М.Глинка.

1

25

Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев.

1

26

Обобщение.

1

ИКТ

27

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

1

28

Интонационная природа музыки.

1

29

Музыкальная речь и музыкальный язык.

1

30

Выразительность и изобразительность музыки.

1

31

Жанры музыки.

1

ИКТ

32

Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия-рисунок, лад-цвет)

1

33

Темы, сюжеты и образы музыки С.Прокофьева, П.Чайковского.

1

34

Обобщение. Музыка Севера. РС.

1

ИКТ

3 класс

Название темы

Количество часов по рабочей программе

Виды занятий

1

Введение. Россия-Родина моя.

1

2

Песенность музыки русских композиторов. Северные музыканты. РС.

1

ИКТ

3

Образы родной природы в романсах русских композиторов.

1

4

Лирические образы вокальной музыки.

1

5

Образы Родины в различных жанрах музыки.РС

1

6

Форма - композиция, приёмы развития и особенности музыкального языка.

1

ИКТ

7

Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке.

1

8

Выразительность и изобразительность музыки разных жанров и стилей композиторов (П,Чайковский, С.Прокофьев, М.Мусоргский, Э.Григ)

1

9

Обобщение. Музыка родного края.

1

10

Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

1

ИКТ

11

Песнопения и молитвы в церковном богослужении, пенсии и хоры современных композиторов.

1

12

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Северный фольклор.РС

1

13

Народные традиции и обряды в музыке русских и северных композиторов.

1

14

Мелодии в народном стиле. Особенности повествования (Мелодика и ритмика былин)

1

15

Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Северные инструменты. РС.

1

ИКТ

16

Обобщение. Музыка нашего края. РС.

1

17

Путешествие в музыкальный театр. Театр Драмы, театр кукол. РС.

1

18

Мюзикл - жанр лёгкой музыки

1

ИКТ

19

Жанр инструментального концерта.

1

20

Особенность музыкального языка, манеры исполнения мюзикла.

1

21

Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солистаи симфонического оркестра.

1

22

«Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте. (П.Чайковский)

1

23

Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

1

24

Контрастные образы программной сюиты, симфонии.

1

25

Темы, сюжеты и образы музыки Л.Бетховена.

1

26

Обобщение.

1

27

Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Северные композиторы. РС.

1

28

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании музыкальных сочинений.

1

29

Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Отличительная черта северной музыки. РС

1

30

Образы природы в музыке Г.Свиридова.

1

31

Джаз - искусство 20 века. Роль джаза в Архангельске. РС.

1

ИКТ

32

Певцы родной природы: П.Чайковский, Э.Григ.

1

33

Мелодии прошлого, которые знает весь мир.

1

34

Обобщение. Музыка в Архангельске. РС.

1


4 класс.

Название темы

Количество часов по рабочей программе

Виды занятий

1

Введение. Россия - Родина моя.

1

2

Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. РС

1

3

Многообразие жанров народных песен и Севера. РС.

1

ИКТ

4

Лирические образы музыки С.Рахманинова.

1

5

Патриотические темы в музыке М.Глинки (опера), С.Прокофьева (кантата)

1

6

О России петь - что стремиться в храм РС.

1

7

Религиозные песнопения.

1

ИКТ

8

Образ светлого Христова Воскресенья в музыке русских композиторов.

1

9

Обобщение.

1

10

Народная песня - летопись жизни народа… РС.

1

11

Сюжеты, образы, жанры, приёмы развития.

1

ИКТ

12

Музыка в народном стиле, приёмы развития.

1

13

Вариации в народной и композиторской музыке.

1

14

Оркестр русских народных инструментов. РС.

1

15

Церковные и народные праздники на Руси.

1

ИКТ

16

Обобщение.

1

17

Различные жанры и образные сферы вокальной, камерной инструментальной и симфонической музыки.

1

18

Особенности музыкальной драматургии. (А.Бородин, П.Чайковский, С.Рахманинов, Л.Бетховен)

1

ИКТ

19

Интонация народной музыки в творчестве Ф.Шопена, М.Глинки.

1

20

Симфонический оркестр и музыкальные инструменты.

1

21

Известные дирижёры и исполнительские коллективы. РС.

1

22

События отечественной истории в творчестве М.Глинки, М.Мусоргского, С.Прокофьева.

1

23

Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц.

1

ИКТ

24

Особенности развития музыкальных образов в балетах А.Хачатуряна.

1

25

Жанры лёгкой музыки.

1

26

Обобщение. Музыка в Архангельске. РС.

1

27

Особенности произведений композиторов-классиков. (С.Рахманинов, Н.Римский-Корсаков, Ф.Шопен)

1

28

Сходства и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. РС.

1

29

Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.

1

ИКТ

30

Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара.

1

31

Классические и современные образцы гитарной музыки. РС.

1

32

Образы былин и сказок в произведениях Н.Римкого-Корсакова. Сказки местных сочинителей. РС.

1

33

33 Образ Родины в музыке М.Мусоргского.

1

34

34 Обобщение. Музыка Севера. РС.

1

ИКТ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Учебники и учебные пособия:

  1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка» Учебник- тетрадь для 1 класса, М.: Просвещение,2006г.

  2. Критская Е.Д.Музыка: учеб. для 2 кл. нач.шк. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-7-е изд.-М.: Просвещение, 2005.

  3. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка»-рабочая тетрадь для уч. 2 кл. нач. шк., М.: Просвещение, 2005.

  4. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 кл. Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2002.

  5. Е.Д.Критская «Музыка» учеб. для уч-ся 3 кл. нач.шк.:/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-5-е изд.-М.: Просвещение,2005.

  6. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка» - рабочая тетрадь для учащихся 3 класса нач.шк.6-е изд. М.: Просвещение,2006.

  7. Фонохрестоматия к учебнику-тетради «Музыка» для 3 класса, авт. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2003

  8. Е.Д.Критская «Музыка» учеб. для уч-ся 4 кл. нач.шк.:/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.4-е изд.-М.: Просвещение,2008.

  9. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка» - рабочая тетрадь для учащихся 4 класса нач.шк.3-е изд. М.: Просвещение,2008.

  10. Фонохрестоматия к учебнику-тетради «Музыка» для 4 класса, авт. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2008

Цифровые образовательные ресурсы

СD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,

СD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия,

Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл. Музыка»;

12

© 2010-2022