Урок Природа и музыка 2 класс

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Природа и музыка

2 класс

Цель урока: научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-прогулка или урок-размышление

Планируемые результаты:

направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование целостного взгляда на мир,

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие эстетических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:


  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

  • Познавательные действия - включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.

  • Коммуникативные действия - обеспечивают возможность сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.

  • Закрепление умений работать с информацией - находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию;

направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • знание основных закономерностей музыкального искусства

  • формирование основ музыкальной культуры;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне, к произведениям изобразительного искусства;

  • развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

Ход урока:

1-й этап:

Как музыкальными звуками нарисовать картину природы?

Учитель: С чего начинается день? День каждого человека? В чем особенность этого времени суток?

Ответы детей.

А вы слышали, как звучит утро? Оно звучит голосом мамы «Просыпайся сынок» или музыкой в папиной машине. У каждого свое утро…

Учитель: Начинается новый день, и люди просыпаются, отправляются на работу, мы с вами идем в школу. Это утро человека. А в природе, как ведут себя деревья, солнце, птицы. Предлагаю, мысленно каждому вернуться в утро. Расскажите о том, что удалось вам увидеть сегодня, пока вы шли в школу. Нарисуем словами картину под названием «ПРИРОДА УТРОМ»

Дети: природа просыпается, поднимается солнышко, согревает землю,….

Учитель: Картину природа утра вы нарисовали и в этом нам помогли слова. А теперь я предлагаю обратиться к звукам музыкальным и создать наше утро с их помощью ту же самую картину. Изображаем звуками музыки наше утро. В этом нам помогут : синтезатор, треугольник, маракасы, металлофоны.

Найдем голос неба, земли, солнца, птицам, деревьям, ветру...

Земля и небо - синтезатор

Солнце-треугольник

Деревья-металлофоны

Ветер-маракасы

Дети включаются в поиск природы на музыкальных инструментах. Ищут звуковые пятна, определяют «голос» земли в низком регистре, а «голос» солнца в высоком.

Учитель: Голоса музыкальных инструментов помогли нам оживить нашу словесную картину. Мы не только смогли ее представить, но и почувствовать, увидеть изнутри.

Что помогает музыке создать зримую картину природы?

Учитель: Как композиторы, которые могут нарисовать музыку утра, используя звуки только фортепиано или целого оркестра. Давайте теперь послушаем какое утро изобразили композиторы. Норвежский композитор

Э. Григ и русский композитор С. Прокофьев.

Утро Э. Грига, Утро С. Прокофьева). Слушаем…

Попробуем поймать звук и проследить рукой за тем как изобразил восход солнца Э.Григ.

Какое это утро? Зимнее, летнее? Почему? Как композитору удалось показать восход солнца? (говорим о динамике) (от пиано и крещендо до форте)

Дети высказывают свои суждения в свободной форме.

Учитель: Неправда ли, о музыке говорить очень трудно? Чтобы человек научился говорить о музыке, есть специальные слова. (Форте, пиано, крещендо) И некоторые из них вы уже знаете. Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятнее и ближе.

Сейчас мы попробуем услышать утро С. Прокофьева, какое он смог передать утро только звуками фортепиано. Я прошу, возьмите в свою руку звук и ведите его, строго следуя за движением главной мысли произведения.

Дети рисуют движение музыки.

Учитель: Что показала наша рука? Мы услышали ярко выраженный голос земли и неба, и мелодию постепенно поднимающегося солнца, т.е. музыка нам сразу открыла огромное пространство, как в высоту, так и в ширину. Так вот какое увидел утро С. Прокофьев, сразу объемно, в этом его особенность как композитора, видеть мир объемно. В музыке, пространство, в которое «вписываются» все звуки называют регистр. Если это низкие звуки, его называют низкий регистр, высокие - высокий, а звуки, которые может исполнить человеческий голос - средние. Музыкальные звуки могут располагаться широко от низкого до высокого. Если мы это слышим, значит автор хочет показать большое, широкое пространство, как у С. Прокофьева. Тот регистр звучит ярче, чей образ выходит на первый план: земли или неба. Сейчас попробуем, слушая голос земли, неба, солнца, изобразить на доске (вызвать ученика к доске). Остальные могут изобразить на листочках.

(Можно в этот рисунок добавить мелодию солнца - цветные лучи)

Учитель, показывая работы учащихся, у нас и получился музыкальный портрет утра, созданный С. Прокофьевым.

Учитель: Музыка Э. Грига и С. Прокофьева похожи? Чем? А в чем их различие? Конечно в мелодии. Мелодия не может быть одинаковой, как и ваши портреты утра. Но как говорили во II веке до н.э.: «Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца... Нужно разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку». А мне хочется добавить, необходимо найти нужные слова, чтобы говорить о музыке. Какие слова музыкальной речи нам помогли сегодня общаться с музыкой?

Мелодия, регистр, динамика.

Слышите мелодию утра? Давайте в заключении урока споем песню Здравствуй, утро!

,

© 2010-2022