- Преподавателю
- Музыка
- Урок Природа и музыка 2 класс
Урок Природа и музыка 2 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ремезова В.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Природа и музыка
2 класс
Цель урока: научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-прогулка или урок-размышление
Планируемые результаты:
направленные на достижение личностных результатов обучения:
-
формирование целостного взгляда на мир,
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
развитие эстетических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
-
Познавательные действия - включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.
-
Коммуникативные действия - обеспечивают возможность сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.
-
Закрепление умений работать с информацией - находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию;
направленные на достижение предметных результатов обучения:
-
знание основных закономерностей музыкального искусства
-
формирование основ музыкальной культуры;
-
умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне, к произведениям изобразительного искусства;
-
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
Ход урока:
1-й этап:
Как музыкальными звуками нарисовать картину природы?
Учитель: С чего начинается день? День каждого человека? В чем особенность этого времени суток?
Ответы детей.
А вы слышали, как звучит утро? Оно звучит голосом мамы «Просыпайся сынок» или музыкой в папиной машине. У каждого свое утро…
Учитель: Начинается новый день, и люди просыпаются, отправляются на работу, мы с вами идем в школу. Это утро человека. А в природе, как ведут себя деревья, солнце, птицы. Предлагаю, мысленно каждому вернуться в утро. Расскажите о том, что удалось вам увидеть сегодня, пока вы шли в школу. Нарисуем словами картину под названием «ПРИРОДА УТРОМ»
Дети: природа просыпается, поднимается солнышко, согревает землю,….
Учитель: Картину природа утра вы нарисовали и в этом нам помогли слова. А теперь я предлагаю обратиться к звукам музыкальным и создать наше утро с их помощью ту же самую картину. Изображаем звуками музыки наше утро. В этом нам помогут : синтезатор, треугольник, маракасы, металлофоны.
Найдем голос неба, земли, солнца, птицам, деревьям, ветру...
Земля и небо - синтезатор
Солнце-треугольник
Деревья-металлофоны
Ветер-маракасы
Дети включаются в поиск природы на музыкальных инструментах. Ищут звуковые пятна, определяют «голос» земли в низком регистре, а «голос» солнца в высоком.
Учитель: Голоса музыкальных инструментов помогли нам оживить нашу словесную картину. Мы не только смогли ее представить, но и почувствовать, увидеть изнутри.
Что помогает музыке создать зримую картину природы?
Учитель: Как композиторы, которые могут нарисовать музыку утра, используя звуки только фортепиано или целого оркестра. Давайте теперь послушаем какое утро изобразили композиторы. Норвежский композитор
Э. Григ и русский композитор С. Прокофьев.
Утро Э. Грига, Утро С. Прокофьева). Слушаем…
Попробуем поймать звук и проследить рукой за тем как изобразил восход солнца Э.Григ.
Какое это утро? Зимнее, летнее? Почему? Как композитору удалось показать восход солнца? (говорим о динамике) (от пиано и крещендо до форте)
Дети высказывают свои суждения в свободной форме.
Учитель: Неправда ли, о музыке говорить очень трудно? Чтобы человек научился говорить о музыке, есть специальные слова. (Форте, пиано, крещендо) И некоторые из них вы уже знаете. Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятнее и ближе.
Сейчас мы попробуем услышать утро С. Прокофьева, какое он смог передать утро только звуками фортепиано. Я прошу, возьмите в свою руку звук и ведите его, строго следуя за движением главной мысли произведения.
Дети рисуют движение музыки.
Учитель: Что показала наша рука? Мы услышали ярко выраженный голос земли и неба, и мелодию постепенно поднимающегося солнца, т.е. музыка нам сразу открыла огромное пространство, как в высоту, так и в ширину. Так вот какое увидел утро С. Прокофьев, сразу объемно, в этом его особенность как композитора, видеть мир объемно. В музыке, пространство, в которое «вписываются» все звуки называют регистр. Если это низкие звуки, его называют низкий регистр, высокие - высокий, а звуки, которые может исполнить человеческий голос - средние. Музыкальные звуки могут располагаться широко от низкого до высокого. Если мы это слышим, значит автор хочет показать большое, широкое пространство, как у С. Прокофьева. Тот регистр звучит ярче, чей образ выходит на первый план: земли или неба. Сейчас попробуем, слушая голос земли, неба, солнца, изобразить на доске (вызвать ученика к доске). Остальные могут изобразить на листочках.
(Можно в этот рисунок добавить мелодию солнца - цветные лучи)
Учитель, показывая работы учащихся, у нас и получился музыкальный портрет утра, созданный С. Прокофьевым.
Учитель: Музыка Э. Грига и С. Прокофьева похожи? Чем? А в чем их различие? Конечно в мелодии. Мелодия не может быть одинаковой, как и ваши портреты утра. Но как говорили во II веке до н.э.: «Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца... Нужно разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку». А мне хочется добавить, необходимо найти нужные слова, чтобы говорить о музыке. Какие слова музыкальной речи нам помогли сегодня общаться с музыкой?
Мелодия, регистр, динамика.
Слышите мелодию утра? Давайте в заключении урока споем песню Здравствуй, утро!
,