- Преподавателю
- Музыка
- Доклад Формирование развитие навыков чтения с листа
Доклад Формирование развитие навыков чтения с листа
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скрипник Н.Р. |
Дата | 07.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительное образование детей
« Железногорская детская школа искусств»
Управление культуры администрации г. Железногорска Курской области.
Доклад
«Формирование и развитие навыков чтения с листа»
Автор: Скрипник Н.Р.,
преподаватель высшей
квалификационной категории
Г. Железногорск
2012 г.
Среди многообразия музыкально-технических навыков, приобретаемых учеником в процессе игры на инструменте, важное значение имеет навык чтения нот с листа, то есть умения правильно интонационно и ритмически сыграть по нотам без остановок какое-либо незнакомое музыкальное произведение, по трудности не превышающее технических возможностей ученика.
Учащийся далеко не всегда справляется с этой задачей. В то же время хорошее чтение нот необходимо каждому обучающемуся музыке. Поэтому чрезвычайно важно обратить внимание на воспитание этого навыка и разобраться в причинах, от чего одни ученики читают с листа хорошо, а другие плохо.
Ставить навык хорошее чтение с листа в зависимость от общей одарённости ученика нельзя. Иосиф Гофман считал, что лучший способ научиться быстро читать - это как можно больше читать. Хотя многие музыканты и поныне разделяют это мнение, однако, не секрет, что за последние 20 - 30 лет музыканты, в целом, стали хуже читать ноты. Одна из причин упадка - исполнение наизусть сольного репертуара.
Принято различать 2 основных вида исполнения по нотам - разбор и чтение с листа. Разбор - медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки движения для более тщательного изучения текста, что как правило, не составляет проблемы для грамотного музыканта, так как задачи, возникающие в процессе разбора, расчленены, при этом преобладает аналитическое начало. Меду тем при чтении с листа все действия, осуществляемые музыкантом, вступают в тесную взаимосвязь, объединяются в сопряжённый динамический процесс, требующий напряжённой синтетической деятельности.
Чтобы воспроизводить с лёгкостью нотный текст, необходимо прежде всего накопить в зрительной, слуховой и моторной памяти достаточный запас типовых оборотов, но для успешной реализации этого запаса требуется высокоразвитое умение мгновенно анализировать и синтезировать исполняемый текст, распознавая в нём знакомые, типичные элементы в их соотношении с новыми индивидуальными характеристиками для данного сочинения. Но для этого читающий должен воспринимать текст не по «складам», а комплексно - мотивами, фразами, предложениями, что должно формироваться на самой ранней стадии обучения. Далее. Важным элементом чтения с листа является ускоренное восприятие нотной графики на помощь приходят приёмы так называемого относительного и обобщенного чтения. Относительное чтение осуществляется на основе закрепляемого в зрительной памяти музыканта ощущения пространственных дистанций между нотными знаками, а обобщённое предполагает твёрдое, доведённое до автоматизма знание горизонтальных звуковых комплексов или «формул» музыки.
Формирование навыка игры с листа и освоение нотной графики.
Усвоение нотной грамоты лучше всего начинать с ее ритмического элемента. Запись звуковысотной стороны может быть временно отодвинута. И первыми элементами нотной графики, с которыми знакомится ученик, становится запись ритмического рисунка песенок. Знаки, которыми изображается ритм, пока лишь отдаленно напоминают общепринятую форму записи. Различным по временной протяженности ритмическим долям (1/4 и 1/8) соответствуют различные по длине графические линии (-- -).
___ _ _ ___ _ _ _ _ _ _ __ _ _
Сол-ны-шко, сол-ны-шко, вы-гля-ни в о-ко-ше-чко.
На следущем уроке данные палочки "становятся на ноги", а короткие "поворачиваются к друг другу и берутся за руки", т.е. соединяются в перекладину (причем знаки, соответствующие ¼ и 1/8 нотам, первое время остаются неодинаковыми по своей длине )
____ ____ ____ ______ _____
| | | | | | | | | | | | |
Сол -ны-шко, сол -ны-шко, вы-гля-ни в о-ко - ше-чко .
Для закрепления и развития первоначальных зрительно-слуховых связей, вводятся дополнительные знаки - звуковые символы ("та", "ти", "ти-ри"). Одновременно вводится графическое обозначение паузы : Z. В дальнейшем идет усложнение ритмического остинато. Параллельно с усвоением ритмического рисунка, ребенок воспроизводит это на открытых струнах (не знакомясь со звуковысотностью). К концу довысотного периода ученик умеет:
1) записать ритм;
2) узнать знакомую песню по ее ритмической записи;
3) прохлопать запись несложных ритмических фигур.
К этому времени он должен овладеть начальными движениями
(удары ↓, удары ↓↑ на открытых струнах, и умение ставить 2-ой палец на 3-й лад) без дополнительного контроля зрением, что позволяет освободить внимание для чтения нот.
Как организовать изучение звуковысотной шкалы, и связать ее освоение с развитием чтения с листа? Логичнее начинать его с октавы, а для нас (домристов) терции и квинты, тем более что терция удобна для зрительного восприятия, имеет ряд преимуществ - она типична для мелодий народных и детских песен. Освоение на отдельно взятой струне обязательно нотно записывается и постепенно вводятся в сочинение учеником различных комбинаций на всех 4-х струнах, используя терции в антифонном предложении. Расширение первоначальной двузвучной интонации, ее обрастание новыми ступенями, одновременным освоением новых участков, может осуществляться различными путями. Звукоряды песен и пьес, с помощью которых "завоевывается" нотный стан, должны разрастаться постепенно (в очередной звуковой модели прибавляется не более одной новой ступени - ноты). Каждый звукоряд предстает во многих ритмических, мелодических и тональных вариантах. Знакомить ученика со знаками альтерации лучше, если знаки появляются не при ключе, а возле нот, что дает возможность ученику на слух улавливать мажор-минор ("ля-до", "ля-до#»).
Описанная система формирования навыка чтения с листа ни в коей мере не является жесткой схемой. Она может и должна варьироваться в зависимости от возраста ученика, характера его музыкальных способностей и уровня развития. Особенно существенные коррективы требуются в занятиях с детьми 5-6 лет. Эти коррективы выражаются в том, что :
1) продолжительность "донотного" и "довысотного" периодов увеличивается;
2) возрастает удельный вес наглядных и занимательных способов усвоения материала;
3) меняется техника изучения звуковысотного элемента.
Развитие техники восприятия и инструментальной реализации нотного текста.
Существенную часть методики обучения чтения с листа составляют специальные вспомогательные упражнения и действия, развивающие технику зрительно-слухового восприятия и исполнения нотного текста на инструменте. Гибкость, быстрота и точность двигательной реакции на звуковой образ служит прочной основой навыка игры по нотам, и поэтому требует тщательного, направленного развития. Прежде всего должна быть сформирована, возможно более свободная, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением, ориентировка рук на грифе. Воспитание этого умения целесообразно начинать заблаговременно, еще до того, как ученик встречается с нотными обозначениями. Конечно, при игре по нотам полное отключение зрительного контроля за действием пальцев , 100 процентное использование "слепого метода" практически невозможно и вряд ли, в конечном счете, необходимо. Однако нет сомнений, что умение ориентироваться на грифе с помощью зрения может быть развито до весьма высокой степени. В ходе специальных упражнений у ребенка развивается осязательная ориентировка на гриф. Ее формирование начинается в процессе исполнения гамм и упражнений. Ребенок выучивает гамму и затем играет ее разными штрихами, не глядя на гриф (глаза закрыты или подняты вверх, внимание направлено на звучание и артикуляцию). В качестве примера упражнений могут быть использованы следущие комбинации пальцев : 1-2-3-пауза; 3-2-1-пауза; 1-3-2-пауза; 3-1-2-пауза; 2-1-3-пауза или эти же упражнения, но вместо "пауза" открытая струна (т.е. упражнения становятся четырехзвучными). При этом используются как тоновые ходы 2-3 палец, так и полутоновые (для закрепления на слух "мажор-минор"). Лучше вводить, закрепив уже один из навыков. В зависимости от продвинутости ученика появляются упражнения, выходящие за пределы I позиции; смена позиций происходит благодаря секвенционному движению.
Выводы.
1. Игра с листа как действие представляет собой воссоздание инструментальными средствами звукового образа-"программы", возникающей в сознании музыканта на нотный текст.
2. Непрерывность развертывания этой программы.
3. Возможность предугадать развитие текста и умение воспринимать текст не раздробленно, а структурно.
4. Умение свободно ориентироваться на грифе и "автоматически" выбирать наиболее удобную аппликатуру.
5. Формирование навыка чтения нот с первых шагов обучения.
6. Основные принципы предлагаемой методики.
а) Развитие слуховых представлений постоянно ( особенно на первых парах) опережает обучение нот; новые для ребенка элементы ритма, лада, мелодики осваиваются вначале слухом и только потом в нотной записи. Отсюда необходимость "донотного" этапа, а так же раздельное изучение знаков ритма и высоты.
б) С самого начала формируется комплексное восприятие нотного текста.
в) В слуховой, зрительной и моторной памяти ученика последовательно накапливаются типичные фактурные, ритмические, мелодические формы.
г) Ориентируя ученика на усвоение обобщенных формул, "стереотипов" текста, научить преодолению стереотипов, воспитать готовность к новым музыкальным ситуациям.