Календарно - тематическое планирование по музыке (домашнее обучение 3 класс)

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс. 1-я четверть

Название темы урока

Используемые ресурсы

Характеристика основных видов учебной деятельности

Объекты и формы текущего контроля

Дата урока

План

Факт

Россия - Родина моя.


1,2

Мелодия - душа музыки.

Песенность музыки русских композиторов.

П. Чайковский «Симфония № 4».

М. Глинка «Жаворонок».

П. Чайковский «Времена года» -

Сентябрь.

П. Чайковский «Благословляю вас, леса…»

Н. Римский - Корсаков «Звонче жаворонка пенье».

Знать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).

Размышления на тему: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь!»?

Слушание музыки: уметь на слух определять пройденное музыкальное

произведение или его фрагменты.

Сольное пение: уметь петь по руке, слушать себя , исполнять

одноголосное произведение с недублирующим вокальную партию

аккомпанементом.



3

Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

Г. Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

М. Глинка «Жаворонок».

А. Саврасов «Рожь».

К. Мирошников «Россия».

Понимать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».

Повторение названия изученных жанров и форм музыки. Подбор картин русских художников к романсам русских композиторов

Вокализация.

Сольное пение: уметь петь по руке, исполнять

одноголосное произведение с недублирующим вокальную партию

аккомпанементом.



4

Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Виват, Россия!

Наша слава - Русская держава!

В. Нестеренко «Отец Отечества» (картина).

Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский».

Р.Н.П.: «Славны были наши деды», «Вспомним, Братцы, Русь и славу!»

Знакомство с образцами музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Прослушивание современных песен о героических событиях истории нашего Отечества.

Музыкально - ритмические упражнения.

Дирижирование.

Знать названия изученных жанров и форм музыки.



5

Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Кантата «Александр Невский».

Икона «Святой благоверный князь Александр Невский».

В. Присекин картина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» (фрагмент).

С. Прокофьев фрагменты из кантаты «Александр Невский».

Знакомство с жанрами «Кант» и «кантата» - что общего между этими музыкальными жанрами и что их отличает, образцами музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Музыкально - ритмические упражнения.

Дирижирование. Знать названия изученных жанров и форм музыки. Какими движениями руки можно исполнить партию колокола?



6

Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Опера « Иван Сусанин».

С. Прокофьев «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский».

М. Глинка фрагменты из оперы «Иван Сусанин»

Изучение музыкальных произведения и называть имена их авторов. Определение на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

Определение и сравнение характера, настроения и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).

Слушание музыки: уметь на слух определять пройденное музыкальное

произведение или его фрагменты.

Уметь петь по руке, исполнять

одноголосное произведение с недублирующим вокальную партию

аккомпанементом.



7

День, полный событий.

Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров.

Образы природы.

П. Чайковский, слова А. Майкова «Колыбельная».

Э. Григ «Утро» из сюиты «пер Гюнт».

П. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома».

Э. Григ, слова А. Мунка «Заход солнца».

М. Мусоргский, слова А. Плещеева «Вечерняя песня».

М. Мусоргский «Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки».

Сравнение «Утренней молитвы» П. Чайковского и «Утра» Э. Грига. Что объединяет и отличает эти произведения? Что роднит музыкальные и живописные произведения, передающие картину природы?

Тест

Синквейн

Уметь определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).



8

Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров.

Портрет в музыке.

С. Прокофьев «Болтунья».

С. Прокофьев фрагменты из балета «Золушка».

С. Прокофьев «Джульетта - девочка» из балета «Ромео и Джульетта».

Прослушивание состава симфонического оркестра. Какие портреты «нарисовала» музыка С. Прокофьева в симфонической сказке «Петя и волк»? Что помогает увидеть появление нового персонажа, понять его характер, поведение?

Размышления о том, что общего и чем различаются портреты Золушки, Джульетты и Болтуньи? Как можно понять смысл слов: «В каждой интонации спрятан человек»?

Передача музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

Вокализация. Уметь определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).



9

Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров.

Детские образы.

С. Прокофьев «Болтунья».

М. Мусоргский «С няней», «С куклой» из вокального цикла «Детская».

П. Чайковский «Детский альбом».

М. Мусоргский «Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры») - «Балет невылупившихся птенцов».

Закрепление звучания инструментов симфонического оркестра.

Определение на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

Определение и сравнение характера, настроения и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).

Передача музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

Вокализация.




3 класс. 2 четверть.

Тема: О России петь - что стремиться в храм

Название темы урока

Используемые ресурсы

Характеристика основных видов учебной деятельности

Объекты, формы текущего контроля

дата

План

Факт

1,2

Древнейшая песнь материнства.

Рафаэль «Сикстинская мадонна».

В. Васнецов «Богоматерь с младенцем».

Икона «Богоматерь Владимирская».

С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной».

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.

Ф. Шуберт «Аве Мария».

Изучение музыкальных произведений и имен их авторов. Определение на слух основных жанров музыки.

Сравнение характера, настроения и средств музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).

Вокализация.

Творческие размышления - Какие слова способны передать чувства, которые испытывает человек при слушании музыки, просматривании картин, чтении стихов, посвященных Богоматери.



3

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

К. Петров - Водкин «Петроградская мадонна».

О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».

В. Гаврилин, слова В. Шульгиной «Мама» из вокально - инструментального цикла «Земля».

Изучение музыкальных произведений и имен их авторов; определять на слух основные жанры музыки.

Вокализация.

Творческие размышления - Какие средства музыкальной и изобразительной выразительности используют авторы для создания образа мамы?



4,5

Образ праздника в искусстве.

Вербное воскресенье.

А. Гречанинов, стихи А. Блока «Вербочки».

Р. Глиэр, стихи А. Блока «Вербочки».

Л. Уэббер «Осанна» из рок - оперы «Иисус Христос - суперзвезда».

Изучение того как разные композиторы передавали свое понимание стихотворения «Вербочки»? Как от этого меняется его смысл?

Сравнение характера, настроения и средств музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).

Вокализация.

Творческие размышления: - какое произведение искусства оказалось тебе ближе всего: Древняя икона, поэтические строки, песни и хор из рок - оперы, рассказывающие об одном и том же событии - входе Иисуса Христа в Иерусалим



6, 7

Святые земли Русской.

В. Васнецов «Княгиня Ольга».

В. Васнецов «Князь Владимир».

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

А. Толстой «Баллада о князе Владимире».

Определение на слух основных жанров музыки.

Определение и сравнение характера, настроения и средств музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).

Вокализация.

Творческие размышления : что роднит между собой молитву «Богородице Дево, радуйся», Величания и «Баллады о князе Владимире».




3 класс. 3 четверть.

Название темы урока

Используемые ресурсы

Характеристика основных видов учебной деятельности

Объекты и формы текущего контроля

дата

План

Факт

1,2

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Былины. Певцы русской старины: Баян и Садко.

«Былина о Добрыне Никитиче» обработка Н. Римского - Корсакова.

Русская былина «Садко и Морской царь».

М. Глинка «Песни Баяна» из оперы «Руслан и Людмила».

Н. Римский - Корсаков «Песня Садко», хор «Высота ли высота» из оперы «Садко».

Знакомство с образцами музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Слушание изученных произведений и их авторов.

Выявление особенности былины создают ощущение непрерывности, тягучести звучания?

Сравнение и поиск общего между былинами и песенными мелодиями, сочиненными в народном стиле

Пение без музыкально сопровождения.

Инсценирование народной песни.

Знание наиболее популярных в России музыкальных инструментов; певческих голосов, видов оркестров и хоров



3

Сказочные образы в музыке: Лель.

Песня Леля из оперы «Снегурочка» Н.А Римского-Корсакова.


Знакомство с наиболее популярными в России музыкальными инструментами; певческими голосами, видами оркестров и хоров.

Поиск приемов развития (повтор, контраст), которые использует в песне Леля композитор.

Поиск того, как Н. Римский - Корсаков передает в песне Леля звуки природы.

Пение без музыкально сопровождения.

Инсценирование народной песни. Знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).



4,5

Праздники русского народа: Масленица, встреча Весны.

Б. Кустодиев «Зима. Масленичное гулянье», «Масленица».

Н. Римский - Корсаков «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».

Р.Н.П., Ук.Н.П. «Веснянки».

Знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Почему для слов «Веселенько тебя встречать, привечать» композитор использовал не мажорную, а минорную ладовую окраску?

Слушание музыкальных произведений и их авторов.

Знакомство с наиболее популярными в России музыкальными инструменты; певческими голосами, видами оркестров и хоров.

Пение без музыкально сопровождения.

Инсценирование народной песни.

Жестами и движениями сопровождение, исполнение закличек, скороговорок.



6,7,8

В музыкальном театре.

Опера «Руслан и Людмила», «Орфей и Эвридика», «Снегурочка».

М. Глинка фрагменты из оперы «Руслан и Людмила».

К. Глюк фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика».

Н. Римский - Корсаков фрагменты из оперы «Снегурочка».

Н. Римский - Корсаков «Океан - море синее», вступление к опере «Садко».

Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Понимать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».

Рассуждение о том, как происходит интонационно - образное развитие в опере, какими средствами композитор рисует фантастические, волшебные, контрастные образы, на каких темах (фантастических, лирических, героических, эпических) построена увертюра.

Пение без музыкально сопровождения.

Знать, что такое ария, ариозо, каватина, песня - в чем их особенность, Какие инструменты симфонического оркестра используют композиторы для музыкальной характеристики героев?



9

Балет «Спящая красавица», «Золушка».

П. Чайковский фрагменты из балета «Спящая красавица».

С. Прокофьев фрагменты из балета «Золушка».

Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Поиск смысла понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».

Закрепление названий изученных жанров и форм музыки.

Вокализация инструментального произведения.

Дирижирование.

Музыкально - ритмические упражнения



10.

В современных ритмах.

Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной «Звуки музыки».

А. Рыбников мюзикл «Волк и семеро козлят».

Закрепление понятия Мюзикл. Кто из композиторов сочинял в этом жанре? Чем мюзикл А. Рыбникова отличается от детской оперы М. Коваля? Выявление особенностей содержания, музыкального языка, развития, исполнения в мюзикле?

Вокализация инструментального произведения.

Дирижирование.

Музыкально - ритмические упражнения




3 класс.4 четверть.

Название темы урока

Используемые ресурсы

Характеристика основных видов учебной деятельности

Объекты и формы текущего контроля

Дата

План

Факт

1

В концертном зале.

Музыкальное состязание.

Выразительные возможности

музыкальных инструментов (флейта, скрипка).

Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

К. Сомов «Концерт» - картина.

М. Врубель «Пан».

Д. Лейстер «Мальчик - флейтист» - картина.

П. Чайковский «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром», фрагмент 3-й части.

И. Бах «Шутка».

К. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

П. Чайковский «Мелодия».

Н. Паганини «Каприс» № 24.

Слушание и выявление того - изменяется ли характер народной песни «Веснянка» в Концерте П. Чайковского. Как она звучит в партии фортепиано, у симфонического оркестра? Закрепление значения слова «концерт».

Определение и анализ того, что исполняет флейта в «Шутке» И. Баха - мелодию или аккомпанемент? Какие качества этой музыки подчеркивает звучание флейты?

Что способен передавать тембр флейты?

Вокализация инструментального произведения.

Дирижирование.

Музыкально - ритмические упражнения.

Слушание музыкальных произведений.



2,

3

Контрастные образы сюиты, симфонии.

Музыкальная форма (трехчастная, вариационная).

Э. Григ фрагменты из сюиты «Пер Гюнт».

Л. Бетховен «Симфония № 3» («Героическая»).

И. Айвазовский «Буря на Северном море».

Анализ того, как один и тот же прием развития (повтор) помог композитору нарисовать такие контрастные картины? Что остается неизменным, а что меняется в каждой из частей? (сравнение «Утра» и «В пещере горного короля»). Поиск - чем отличаются мелодии, а что роднит, а какая интонация композитора объединяет три части из сюиты «Пер Гюнт»: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «Смерть Озе»?

Сравнение образов, созданных в сюите и симфонии?

Вокализация инструментального произведения.

Дирижирование.

Музыкально - ритмические упражнения.

Тест.

Сочинение - О чем способна рассказать «Героическая» симфония?



4

Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Л. Бетховен «Героическая» симфония № 3.

Л. Бетховен «Сурок», «К Элизе», «Контрданс», «Весело. Грустно», «Лунная соната».

Размышления - о чем способна рассказать «Героическая» симфония? Как с развитием музыки будут меняться твои жесты? Почему вторая тема 2-й части симфонии звучит мажорно? Как она связана с первой темой? Какие слова наиболее полно передают смысл второй части «Героической» симфонии? Почему финал 3-й симфонии называют «праздником мира», «народным праздником»?

Вокализация инструментального произведения.

Дирижирование.

Музыкально - ритмические упражнения.

Синквейн.



5

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Сходство и различия музыкальных образов, языка разных композиторов.

Й. Гайдн, русский текст П. Синявского «Мы дружим с музыкой».

Д. Кабалевский, слова З. Александровой «Чудо - музыка».

Я. Дубравина, слова В. Суслова «Всюду музыка живет».

Закрепление - роли композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений?

Анализ - каких танцевальных ритмах написаны песни австрийского композитора 18 века Й. Гайдна и современных композиторов Д. Кабалевского и Я. Дубравина?

Вокализация инструментального произведения.

Дирижирование.

Музыкально - ритмические упражнения.

Синквейн.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Знать названия изученных жанров и форм музыки.



6

Джаз - музыка 20-го века, ее особенности. Известные исполнители.

Дж. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс».

Дж. Гершвин, слова А. Гершвина «Острый ритм».

Знакомство и закрепление понятия - джаз, главная отличительная особенность музыкального языка джаза. Сравнение «Колыбельной» из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» с известными колыбельными.

Вокализация инструментального произведения.

Дирижирование.

Музыкально - ритмические упражнения.

Синквейн.

Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Понимать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».



7, 8

Музыка - источник вдохновения и радости.

С. Прокофьев «Утро».

М. Мусоргский «Рассвет на Москве - реке».

Э. Григ «Утро».

В. Моцарт «Симфония № 40».

Г. Свиридов «Снег идет» из «Маленькой кантаты».

Слушание и сравнение музыкальных и поэтических интонаций в вокальных сочинениях Г. Свиридова.

Поиск сходства и отличий между произведениями «Утро» С. Прокофьева, «Рассвет на Москве - реке» М. Мусоргского, «Утро» Э. Грига.

Размышление - П. Чайковский писал: «Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту…Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете». Почему?

Вокализация инструментального произведения.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.




11


© 2010-2022