• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект по музыке на тему «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов»

Конспект по музыке на тему «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов»

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА

Дата: Класс: 4

Предмет: музыка

Тема: «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель:

Задачи:

  • Обучающая: формирование знаний о музыкальных инструментах и навыков распознания звуков, издаваемых музыкальными инструментами.

  • Развивающая: развитие интереса к музыке через творческое самовыражение, развитие наглядно-образного мышления.

  • Воспитывающая: воспитание в детях эстетического вкуса, стремления к творчеству, прекрасному, воспитание бережного отношения к народным традициям.

Планируемый результат:

  • Дети должны знать какой звук издает муз. инструменты, изучаемые на уроке..

  • Дети должны уметь применять знания на практике.

Оборудование: учебник «Музыка» для 4 класса, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Ход урока:


Этапы урока

Содержание урока

1. Организацион­ный момент.

Приветствие. (Звучит музыка).

2. Актуализация знаний


- Ребята, давайте примем позу слушателя и прослушаем песню. А заодно и подумаем, какому народу принадлежит эта песня? (русскому народу)

(«Вишня»). Конспект по музыке на тему «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов»

- А как узнать, что это русская народная песня? Какие у неё признаки? (распевная, многоголосная)

- Ребята, так о чём мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?

«Композитор - имя ему народ» - тема нашего урока.

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока.

3. Изучение нового материала. «Композитор - имя ему народ»

- Как вы думаете, зачем человеку песня? (человек рассказывает в ней о своих переживаниях, мыслях, стремлениях, мечтах о лучшей жизни и т.д.)

В песне люди передавали свое настроение, свое отношение к природе. Посмотрите на картину Нестерова «Лель». Юноша гуляет по просторам своей родины - Руси и играет на дудочке. Эта картина показывает, что народная песня - это символ гармонии с мыслью, с природой, с самим собой. А у каждого есть настроение. А песня имеет настроение? А какое настроение в песне «Вишня»?

- Прослушаем песню «Веснянка».Конспект по музыке на тему «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов» Примите позу слушателя.

- Какое настроение у песни «Веснянка»? Кто скажет, кто композитор, этого произведения?

- На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом, мечты о будущем.

О чём мы можем узнать из русских народных песен? (как праздновали, как воевали, как свадьбы справляли). Мы узнали, что каждая песня приурочена к какому-либо событию и имеет своё предназначение.

- Запишите в тетрадях Народные песни.

- Народная пеня как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству. Как ты уже знаешь, простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии.

- Ниже запишите Музыка в народном стиле.

- Кто знает жанры народной песни? (колыбельные, трудовые, солдатские, обрядовые, хороводные, частушки)

- Эти песни пели простые люди, крестьяне - русский народ. С помощью этих песен они писали своеобразную летопись, летопись своей жизни.

4. Изучение нового материала. «Музыкальные инструменты России»

- С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Сначала русские народные песни исполнялись без музыкального сопровождения, но вскоре человек стал прислушиваться к протяжному пению натянутой тетивы лука, ударом дубинок по сухим стволам деревьев, свисту срезанной камышинки. История не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты.

(Гусли).

- Кто может сказать, какой муз. инструмент издает такие звуки, такую мелодию?Конспект по музыке на тему «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов» (гусли)

А вы знали, что гусли называли «гудебным сосудом» на Руси так называли почти все струнные инструменты. Как вы думаете почему? (от слова гудеть)

«Гусль» - это одна струна, а «гусли» - их совокупность. Гусли звучали и в повседневной жизни обычных людей, и на княжеских пирах, гусляры провожали воинов на поле брани, участвовали в обрядах. Под гусли исполняли в основном былины, а также народные песни. Играли на гуслях преимущественно при помощи обеих рук, ставя инструмент вертикально на колени или размещая горизонтально, как на картине В. Васнецова «Гусляры».

- Ребята попробуйте описать эту картину.

(В большой просторной избе из толстых бревен, деревянными толстыми плахами пола, перед широкой аркой окна на широкой прочной лавке сидят трое певцов-монахов и в согласный лад увлеченно поют, опустив глаза на гусли и мысленно воспроизводя картины былого, перебирают правыми руками струны).

- А как вы думаете, о чём они могут петь? (Песнь их, восторженная и печальная, о том, что за окном - просторы русской земли, поля, луга, истории жизни и события, о жителях теремов и изб, о светлых небесах прошлого, о тучах, скопившихся над головами современников, и угасающих надеждах на возврат к лучшим временам).

(Балалайка).

- Ребята, а что это за инструмент? Конспект по музыке на тему «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов» (балалайка)

- Балалайка - удивительный инструмент. И история у нее удивительная, волшебная, как в сказке, когда нищая, маленькая, невзрачная, но трудолюбивая и добрая девочка превратилась в богатую, красивую даму. Струн всего три. У некоторых ранних инструментов их было лишь две.

(Жалейка)

- Что это за инструмент?Конспект по музыке на тему «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов» (жалейка)

Представляет собой этот инструмент деревянную трубку с отверстиями - их может быть от 3 до 7. С одного конца трубка снабжена раструбом из коровьего рога или бересты, а с другого - одинарным подрезным язычком - пищиком. Общая длина - от 14 до 20 см. Звук жалейки - сильный, резковатый. Применяют ее для сольного исполнения народных песен и танцев. В основном на жалейках играли пастухи. В царское время, чтобы стать пастухом надо было обязательно уметь играть на жалейке или рожке.

(Рожок)Конспект по музыке на тему «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов»

- Это Рожок - древнерусский духовой инструмент с 6 игровыми отверстиями, созданный для созыва воинов на рать. Прошло время, и грозный боевой рог заменили небольшие деревянные пастушьи рожки, помогающие человеку управлять стадами животных.

(Свирель)Конспект по музыке на тему «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов»

- Свирель - это духовой инструмент, имеющий 5 отверстий. В Россию, как предполагается, свирель перекочевала из Древней. Согласно древнегреческой мифологии, её изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Есть другое предание про древнегреческого бога леса Пана, который связал несколько тростинок и играл на свирели для своей любимой. Этот музыкальный инструмент и по сей день очень любим пастухами Греции.

(Трещётка)

- А кто догадался, что это за инструмент? Конспект по музыке на тему «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов» (трещётки)

- Трещотка представляет собой деревянные пластинки, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот инструмент можно сделать своими руками.

(Ложки)

- Ложки - самый простой и самый распространенный инструмент русского народа. Кто-нибудь слышал, какие звуки издают деревянные ложки? Давайте прослушаем. Конспект по музыке на тему «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов» (ложки)

Физминутка

- Ребята, встаньте, пожалуйста, сейчас я буду показывать инструмент, и если я его называю правильно, то вы хлопните раз, а если я называю неправильно, то вы топните раз.

5. Изучение нового материала. «Оркестр русских народных инструментов»

- Ребят запишите в тетради Оркестр русских народных инструментов.

- Само слово оркестр пришло к нам из Древней Греции. Орхестрой называли место перед сценой, где располагался хор. А сейчас это слово означает большую группу музыкантов, которые слаженно, дружно играют на различных инструментах.

- А какие инструменты у русских называют музыкальным символом? Это балалайка и гармонь.
Запишите в тетради балалайка, гармонь.

- Гармонь сначала появилась в Германии и лишь потом зазвучала в России.

- Оркестр русских народных инструментов был создан в 19 веке, в него вошли балалайки, домры, гусли, жалейки и баяны. Баян - это усовершенствованная гармонь.

- Ребята, а есть ли отличия между гармонью и баяном? Прослушайте звуки и ответьте на вопрос.Конспект по музыке на тему «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов» гармонь, Конспект по музыке на тему «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов» баян.

6. Закрепление материала. Рефлексия

- Народная музыка - музыка народа. Она бывает грустная и веселая, быстрая и медленная, но всегда идущая от сердца. Давайте разгадаем загадки, чтобы понять, насколько вы усвоили материал.

1. Угадайте инструмент по звучанию. Конспект по музыке на тему «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов» (Жалейка)

- Для чего использовали этот инструмент на Руси и кто? (Пастухи)


2. Этот русский народный музыкальный инструмент можно встретить на кухне в каждом доме. (Раньше к ним привязывали маленькие бубенчики) (Ложки)


3. Три струны, три угла,

Тронешь струны - музыка слышна. (Балалайка)


4. Назовите ближайших родственников жалейки. (Свирель, рожок)


5. Угадайте самый древний музыкальный инструмент по звучанию (Гусли)

- В какой опере и какого автора звучит этот инструмент? ("Садко" Н. А. Римский - Корсаков)


- Молодцы, ребята! Вы сегодня замечательно поработали!


© 2010-2022