- Преподавателю
- Музыка
- Конспект по музыке на тему «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов»
Конспект по музыке на тему «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов»
Раздел | Музыка |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Макарова Е.Е. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КОНСПЕКТ УРОКА
Дата: Класс: 4
Предмет: музыка
Тема: «Композитор - имя ему народ», «Музыкальные инструменты России», «Оркестр русских народных инструментов»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель:
Задачи:
-
Обучающая: формирование знаний о музыкальных инструментах и навыков распознания звуков, издаваемых музыкальными инструментами.
-
Развивающая: развитие интереса к музыке через творческое самовыражение, развитие наглядно-образного мышления.
-
Воспитывающая: воспитание в детях эстетического вкуса, стремления к творчеству, прекрасному, воспитание бережного отношения к народным традициям.
Планируемый результат:
-
Дети должны знать какой звук издает муз. инструменты, изучаемые на уроке..
-
Дети должны уметь применять знания на практике.
Оборудование: учебник «Музыка» для 4 класса, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная
Ход урока:
Этапы урока
Содержание урока
1. Организационный момент.
Приветствие. (Звучит музыка).
2. Актуализация знаний
- Ребята, давайте примем позу слушателя и прослушаем песню. А заодно и подумаем, какому народу принадлежит эта песня? (русскому народу)
(«Вишня»).
- А как узнать, что это русская народная песня? Какие у неё признаки? (распевная, многоголосная)
- Ребята, так о чём мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?
«Композитор - имя ему народ» - тема нашего урока.
- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока.
3. Изучение нового материала. «Композитор - имя ему народ»
- Как вы думаете, зачем человеку песня? (человек рассказывает в ней о своих переживаниях, мыслях, стремлениях, мечтах о лучшей жизни и т.д.)
В песне люди передавали свое настроение, свое отношение к природе. Посмотрите на картину Нестерова «Лель». Юноша гуляет по просторам своей родины - Руси и играет на дудочке. Эта картина показывает, что народная песня - это символ гармонии с мыслью, с природой, с самим собой. А у каждого есть настроение. А песня имеет настроение? А какое настроение в песне «Вишня»?
- Прослушаем песню «Веснянка». Примите позу слушателя.
- Какое настроение у песни «Веснянка»? Кто скажет, кто композитор, этого произведения?
- На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом, мечты о будущем.
О чём мы можем узнать из русских народных песен? (как праздновали, как воевали, как свадьбы справляли). Мы узнали, что каждая песня приурочена к какому-либо событию и имеет своё предназначение.
- Запишите в тетрадях Народные песни.
- Народная пеня как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству. Как ты уже знаешь, простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии.
- Ниже запишите Музыка в народном стиле.
- Кто знает жанры народной песни? (колыбельные, трудовые, солдатские, обрядовые, хороводные, частушки)
- Эти песни пели простые люди, крестьяне - русский народ. С помощью этих песен они писали своеобразную летопись, летопись своей жизни.
4. Изучение нового материала. «Музыкальные инструменты России»
- С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Сначала русские народные песни исполнялись без музыкального сопровождения, но вскоре человек стал прислушиваться к протяжному пению натянутой тетивы лука, ударом дубинок по сухим стволам деревьев, свисту срезанной камышинки. История не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты.
(Гусли).
- Кто может сказать, какой муз. инструмент издает такие звуки, такую мелодию? (гусли)
А вы знали, что гусли называли «гудебным сосудом» на Руси так называли почти все струнные инструменты. Как вы думаете почему? (от слова гудеть)
«Гусль» - это одна струна, а «гусли» - их совокупность. Гусли звучали и в повседневной жизни обычных людей, и на княжеских пирах, гусляры провожали воинов на поле брани, участвовали в обрядах. Под гусли исполняли в основном былины, а также народные песни. Играли на гуслях преимущественно при помощи обеих рук, ставя инструмент вертикально на колени или размещая горизонтально, как на картине В. Васнецова «Гусляры».
- Ребята попробуйте описать эту картину.
(В большой просторной избе из толстых бревен, деревянными толстыми плахами пола, перед широкой аркой окна на широкой прочной лавке сидят трое певцов-монахов и в согласный лад увлеченно поют, опустив глаза на гусли и мысленно воспроизводя картины былого, перебирают правыми руками струны).
- А как вы думаете, о чём они могут петь? (Песнь их, восторженная и печальная, о том, что за окном - просторы русской земли, поля, луга, истории жизни и события, о жителях теремов и изб, о светлых небесах прошлого, о тучах, скопившихся над головами современников, и угасающих надеждах на возврат к лучшим временам).
(Балалайка).
- Ребята, а что это за инструмент? (балалайка)
- Балалайка - удивительный инструмент. И история у нее удивительная, волшебная, как в сказке, когда нищая, маленькая, невзрачная, но трудолюбивая и добрая девочка превратилась в богатую, красивую даму. Струн всего три. У некоторых ранних инструментов их было лишь две.
(Жалейка)
- Что это за инструмент? (жалейка)
Представляет собой этот инструмент деревянную трубку с отверстиями - их может быть от 3 до 7. С одного конца трубка снабжена раструбом из коровьего рога или бересты, а с другого - одинарным подрезным язычком - пищиком. Общая длина - от 14 до 20 см. Звук жалейки - сильный, резковатый. Применяют ее для сольного исполнения народных песен и танцев. В основном на жалейках играли пастухи. В царское время, чтобы стать пастухом надо было обязательно уметь играть на жалейке или рожке.
(Рожок)
- Это Рожок - древнерусский духовой инструмент с 6 игровыми отверстиями, созданный для созыва воинов на рать. Прошло время, и грозный боевой рог заменили небольшие деревянные пастушьи рожки, помогающие человеку управлять стадами животных.
(Свирель)
- Свирель - это духовой инструмент, имеющий 5 отверстий. В Россию, как предполагается, свирель перекочевала из Древней. Согласно древнегреческой мифологии, её изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Есть другое предание про древнегреческого бога леса Пана, который связал несколько тростинок и играл на свирели для своей любимой. Этот музыкальный инструмент и по сей день очень любим пастухами Греции.
(Трещётка)
- А кто догадался, что это за инструмент? (трещётки)
- Трещотка представляет собой деревянные пластинки, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот инструмент можно сделать своими руками.
(Ложки)
- Ложки - самый простой и самый распространенный инструмент русского народа. Кто-нибудь слышал, какие звуки издают деревянные ложки? Давайте прослушаем. (ложки)
Физминутка
- Ребята, встаньте, пожалуйста, сейчас я буду показывать инструмент, и если я его называю правильно, то вы хлопните раз, а если я называю неправильно, то вы топните раз.
5. Изучение нового материала. «Оркестр русских народных инструментов»
- Ребят запишите в тетради Оркестр русских народных инструментов.
- Само слово оркестр пришло к нам из Древней Греции. Орхестрой называли место перед сценой, где располагался хор. А сейчас это слово означает большую группу музыкантов, которые слаженно, дружно играют на различных инструментах.
- А какие инструменты у русских называют музыкальным символом? Это балалайка и гармонь.
Запишите в тетради балалайка, гармонь.
- Гармонь сначала появилась в Германии и лишь потом зазвучала в России.
- Оркестр русских народных инструментов был создан в 19 веке, в него вошли балалайки, домры, гусли, жалейки и баяны. Баян - это усовершенствованная гармонь.
- Ребята, а есть ли отличия между гармонью и баяном? Прослушайте звуки и ответьте на вопрос. гармонь, баян.
6. Закрепление материала. Рефлексия
- Народная музыка - музыка народа. Она бывает грустная и веселая, быстрая и медленная, но всегда идущая от сердца. Давайте разгадаем загадки, чтобы понять, насколько вы усвоили материал.
1. Угадайте инструмент по звучанию. (Жалейка)
- Для чего использовали этот инструмент на Руси и кто? (Пастухи)
2. Этот русский народный музыкальный инструмент можно встретить на кухне в каждом доме. (Раньше к ним привязывали маленькие бубенчики) (Ложки)
3. Три струны, три угла,
Тронешь струны - музыка слышна. (Балалайка)
4. Назовите ближайших родственников жалейки. (Свирель, рожок)
5. Угадайте самый древний музыкальный инструмент по звучанию (Гусли)
- В какой опере и какого автора звучит этот инструмент? ("Садко" Н. А. Римский - Корсаков)
- Молодцы, ребята! Вы сегодня замечательно поработали!