- Преподавателю
- Музыка
- Классный час по теме Концерт в концерте
Классный час по теме Концерт в концерте
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Порвина Л.Е. |
Дата | 27.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СЦЕНАРИЙ
классного часа «Концерт» в концерте» преподавателя
Порвиной Л.Е.
Березники 26апреля 2011 года.
Наша концертная программа называется «Концерт» в концерте». О каких концертах идет речь? Любой мало-мальски любопытный начинающий меломан, заглянув в интернет, найдет два разных значения слова «концерт». Вот первое из них:
Концерт - публичное исполнение музыкального произведения по определенной, заранее составленной программе. До 2 -й пол. 18 века была распространена форма закрытого концерта, связанная с придворным и аристократическим бытом и рассчитанная на небольшой круг заранее приглашенных лиц. С ростом городской буржуазной культуры получили развитие платные публичные концерты.
И второе:
Концерт - музыкальное произведение виртуозного характера для 1-го, реже 2-х или трех солирующих инструментов и оркестра. Обычно концерт написан в 3-х частной форме. В основе концерта лежит принцип сопоставления и состязания солиста и оркестра. Для лучших образцов характерно яркое выявление выразительных средств солирующего инструмента, всесторонний показ мастерства солиста, его виртуозных возможностей.
Первые концерты для солирующего инструмента и оркестра в виде 3-х частного цикла были написаны великим итальянским композитором Антонио Вивальди.
Вслед за Вивальди к сольным концертам обратился великий Бах. Будучи современником Вивальди, он высоко ценил его концерты, тщательно изучал и перенял 3-х частную форму концерта, перенеся ее на клавир. Во времена Баха словом «клавир» называли клавишный музыкальный инструмент, либо клавесин, либо клавикорд. У инструментов - различное звучание. У каждого из них свои преимущества: у клавесина - ровность, блеск, ясность и сила звучания, у клавикорда - выразительность, певучесть, деликатность и чистота украшений. Говорят, Бах больше любил клавикорд.
Наконец, в начале 18 века было изобретено фортепиано. Но не все сразу приняли новый инструмент. Писатель и философ Вольтер по - прежнему предпочитал клавесин, а фортепиано называл «инструментом людей, бьющих посуду». Известный органный мастер Готфрид Зильберман изготовил фортепиано и представил инструмент Баху. Иоганн Себастьян похвалил новинку. Похвала Баха имела вес. Дорогой инструмент стали покупать богатые меломаны. Спустя некоторое время фортепиано полюбится Моцарту, и он станет сочинять чудесные концерты для фортепиано с оркестром. Но это произойдет только во второй половине 18 века. А пока - в концерте царит клавесин. Бах лишь попробовал фортепиано, но остался верен клавиру.
Концертам Баха присущи сдержанная строгая величавость, классическая уравновешенность при поразительном богатстве образов, глубина и мощь интеллектуального начала.
Первая часть клавирного концерта фа-минор, которая сейчас прозвучит, с первых же тактов приковывает внимание слушателя своим драматизмом и напряженностью, предельным лаконизмом выражения.
И.С.Бах, «Концерт для клавира с оркестром фа-минор»,1ч.
Исполняет А.Ворошнина.
Вслед за Бахом к жанру концерта обращается великий немецкий композитор, органист Г. Гендель. Он много путешествует. Посещая Рим, Венецию, Флоренцию выступает на публичных состязаниях с лучшими из лучших музыкантов. Его игру на клавесине называют «дьявольской». И для игры Генделя и для его творчества характерна яркость, концертность. Его стиль клавесинной игры отличался силой, блеском, доминировали праздничная торжественность, полнозвучие, темпераментность и импровизационность.
Г. Гендель «Концерт соль мажор», финал.
Исполняет Н. Елиозаренко.
Примерно в это же время к жанру концерта обращается и Г.Фоглер.
Священник, немецкий композитор, органист, скрипач и теоретик, его музыка не была широко известна. Фоглер часто выступал с органными концертами. Чтобы не зависеть от размеров инструмента и посещать различные страны мира, он даже сконструировал переносной орган «Оркестрион».
Г.Фоглер «Концерт до мажор» ч.1
Исполняет Довженко А.
Интересно наблюдать, как в концерте, по своей природе «публичном» жанре, отражаются не только стиль и эпоха, но и самобытность музыкального языка различных национальностей. Сейчас прозвучит 2-я часть фортепианного концертино литовского композитора Кловы. Концертино отличается от концерта меньшими масштабами и меньшей сложностью. По сути дела, это детский концерт, созданный для юных музыкантов. Ее музыка, словно гобелен, соткана из народных песенных мелодий. 1-я тема, словно рассказ о старине, 2-я - светлый образ юности. Печальная кода гаснет в отзвуках заката.
Клова. «Концертино для ф - но с оркестром ми минор», 2ч.
Исполняет А. Попова.
Анатолий Васильевич Самонов - преподает в Московской консерватории по классу фортепиано и параллельно пишет музыку. Лучшие его сочинения отмечены яркостью тематического материала, четкостью формы и свежестью гармонического языка. Эта яркая образность, характерность его музыки способна вызвать у разных людей различные картины. Вот и музыка этого концерта вызывает разные представления: у взрослых людей - это картины военного прошлого, у детей - бытовые сценки. В этом и кроется прелесть непрограммной музыки. Каждый понимает ее в силу своего возраста, накопленного жизненного опыта, в силу своей индивидуальности, и просто в зависимости от сиюминутного настроения.
А.Самонов, «Концерт для ф - но и струнного оркестра» 1ч.
Исполняет Е. Кожевникова.
Два последних номера нашей программы снова отнесут нас к яркой, самобытной культуре разных национальных музыкальных школ.
А. Рзаев - азербайджанский советский композитор. Скрипач, профессор Бакинской музыкальной академии, народный артист Азербайджана.
Исполняется 1 -я часть его концерта для фортепиано и симфонического оркестра, рисующая образы природы родного края.
Исполняет: В. Костычева.
В заключение нашего концерта прозвучит концерт в полном своем виде, во всех трех частях. Это «Концерт до мажор для фортепиано и струнного оркестра», И.Я. Берковича - украинского советского композитора, классика детской музыкальной педагогической литературы.
Три части его «детского» концерта можно условно озаглавить так:
1 -я - «Играем в игры» (у мальчиков - свои активные игры, у девочек - свои «дочки - матери»).
2 -я - «Гостим у бабушки в деревне» (часть основана на всем известной лирической мелодии укр. нар. песни).
3 -я (финал) - «Ярмарка. Народное гулянье» (наше ухо вновь улавливает знакомые танцевально - песенные народные мотивы).
Исполняют: 1ч. - А.Чернявская;
2ч. - Д.Райкова;
3ч. - Н.Ложкин.
Участники классного часа: Ашихмина Поля - 1кл., Косикова Д. - 1кл., Макарова К. - 1кл., Уфимцева Д. - 1кл., Ложкин К. - 2кл., Стерхова В - 1курс, Коровина И. - 2кл., Журавлева П. - 2кл., Райкова Д. - 2курс, Чернявская Н. - 4кл., Попова Н. - 5курс, Костычева В, - 5кл., Кожевникова Л. - 6кл., Ворошнина С. - 7кл., Довженко А. - 7кл., Елиозаренко Н.